Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В определенном жанре с сопровождением

Поиск

Объем учебного времени – 6 часов

 

Учебная тема: Интонирование.

Цель: совершенствование умений и навыков сочинения, гармонизации и исполнения мелодии на заданный ритм и литературный текст в объеме периода.

Подготовительная работа. Повторите теоретический и практический материал лабораторных работ №№ 7–15, обратив внимание на основные понятия. Изучите методические указания к сочинению и гармонизации мелодии на литературный текст.

Для выполнения творческого задания (сочинение мелодии на литературный текст и ее гармонизация) предлагаем следующую последовательность действий:

1) прочтите стихотворение, выберите из него фрагмент, определите его образный строй, характер и жанр (романс; городская, бардовская песня; песня в духе народной и т.д.);

2) определите метр, размер, фразировку; проговорите литературный текст в соответствующем ему ритмическом рисунке с дирижированием;

3) запишите ритмический рисунок с подтекстовкой;

4) еще раз проговорите литературный текст фрагмента с дирижированием, проверяя записанный ритмический рисунок с подтекстовкой на соответствие сильных долей такта ударным слогам стихотворения;

5) при совпадении безударного слога с сильной долей в такте измените метрическую и/или ритмическую организацию звуков;

6) в готовом ритмическом фрагменте определите форму, обозначив цезуры, фразы, предложения, период, дополнение, расширение;

7) выберите соответствующий образному строю лад и удобные для вокального исполнения тональность и тесситуру;

8) укажите кульминацию и линию мелодического развития, распределив графически волны, скачки, секвенции и т.д.;

9) запишите и спойте мелодию со словами;

10) доработайте неудачные фрагменты;

11) подберите аккомпанемент, расставьте функции и виды аккордов, определите фактуру аккомпанемента, исходя из жанра;

12) выразительно исполните песню со словами и аккомпанементом в соответствии с созданным художественным образом.

Основные задания:

Задание 1. Сочините, запишите и исполните две разнохарактерные мелодии в объеме музыкального периода на самостоятельно подобранный поэтический текст.

Задание 2. Запишите и исполните нижепредлагаемые последовательности аккордов в указанных тональностях и размерах, обращая внимание на плавное движение баса:

а) в тональностях D, E, F, G, A, H – 3/4 I6 – V348I | II2 – VII7(г) – V56 | I – IV6 | I46 – V7 – I (неп.) ||;

б) в тональностях c, d, e, f, g, a, h – 3/4 I – II2 – VII7 (г) | V56 – I – I6 | VII34 – V2 – I6 | 8IV – II56| I465V7 – I ||;

в) в тональностях Des, Es, Fis, Ges, As, B – 4/4 I – VI – IV6 – IV6(г) | IV(г) – I6 – V46 – I | V56 (к V) – V – V2 – I6 | V34 – I ||;

г) в тональностях cis, dis, es, fis, ais – 3/4 I6 – II7 – VII56 (г) | I6 – V56 (к IV) – IV | V2 (к III) – III | VII7 (к V) – V (г) | V76 (г) – I ||.

Задание 3. Сочините четыре мелодии в объеме музыкального предложения на литературный текст, используя в качестве гармонической основы предлагаемые выше последовательности в любой из указанных тональностей (см. задание 2). Запишите аккомпанемент, выбрав фактуру в соответствии с жанром.

Задание 4. Сочините мелодию на поэтический текст, самостоятельно выбрав любое стихотворение. Запишите мелодию нотами с подтекстовкой и гармонизуйте, сначала указав функции и виды аккордов, затем – фактуру изложения аккомпанемента. Определите характер песни, темп, динамические оттенки и исполните мелодию: а) сольфеджио с дирижированием, б) сольфеджио с сопровождением, в) со словами и сопровождением.

Литература:

1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986.

2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004.

3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978.

 

Лабораторная работа № 17

На тему: Запись на слух метроритмического, ступеневого

И мелодического одноголосного диктанта

Объем учебного времени – 2 часа

 

Учебная тема: Анализ элементов музыкального языка и музыкальный диктант.

Цель: закрепить навыки записи на слух метроритмического, ступеневого и мелодического одноголосного диктанта.

Подготовительная работа. Повторите теоретический и практический материал по темам «Метроритм», «Лад и тональность», «Мелодия».

Практические задания:

Задание 1. Запишите и исполните с дирижированием метроритмический диктант.

Задание 2. Запишите одноголосный диктант, предварительно определив следующие особенности построения: вид музыкального периода, размер, тональность, ладовую разновидность, наличие хроматизмов, отклонения или модуляции; виды мелодического рисунка (скачки, поступенное или волнообразное движение, секвенции и т.д.).

Литература:

1. Белянова Г. Мелодии с сопровождением для музыкального диктанта и гармонического анализа. Л.: Музыка, 1990. 89 с.

2. Пьянков В.В. Музыкальные диктанты для музыкальных училищ, колледжей, вузов. М.: Владос, 2000. 124 с.

 

Лабораторная работа № 18

На тему: Запись на слух интервалов, аккордов и двухголосного диктанта

Объем учебного времени – 4 часа

 

Учебная тема: Анализ элементов музыкального языка, музыкальный диктант.

Цель: закрепить навыки записи на слух: интервальных цепочек от звука и в тональности, аккордов, двухголосного диктанта.

Подготовительная работа. Повторите теоретический и практический материал по темам «Интервалы» и «Аккорды в ладу».

Практические задания:

Задание 1. Определите на слух, запишите нотами цепочку из предложенных простых интервалов от заданного звука в восходящем направлении, обозначив каждый из интервалов буквой и цифрой.

Задание 2. Определите на слух, запишите нотами цепочку из предложенных составных интервалов от заданного звука в восходящем направлении, обозначив каждый из интервалов буквой и цифрой.

Задание 3. Определите на слух и запишите условными обозначениями (М35, М6, ММ7 и т.д.) предложенную преподавателем последовательность аккордов вне тональности. В последовательность преподавателем могут быть включены следующие аккорды и их обращения: четыре вида трезвучия; обращения мажорного и минорного трезвучия; семь видов септаккордов; обращения малого мажорного и малого уменьшенного септаккорда.

Задание 4. Запишите на слух двухголосный музыкальный диктант.

Литература:

1. Алексеев Б.К. Гармоническое сольфеджио. М.: Музыка, 1975. 336 с.

2. Мюллер Т.Ф. Двух- и трехголосные диктанты. М.: Музыка, 1978. 95 с.

 

Лабораторная работа № 19

На тему: Запись на слух двухголосного диктанта, аккордовой и/или гармонической последовательности

Объем учебного времени – 4 часа

 

Учебная тема: Анализ элементов музыкального языка и музыкальный диктант.

Цель: закрепить навыки записи на слух аккордов и гармонических последовательностей, двухголосного диктанта.

Подготовительная работа. Повторите теоретический и практический материал по темам: «Мелодия и элементы музыкального синтаксиса», «Интервалы», «Аккорды в ладу».

Практические задания:

Задание 1. Запишите на слух двухголосный музыкальный диктант.

Задание 2. Определите на слух и запишите условными обозначениями (М35, М6, ММ7 и т.д.) предложенную преподавателем последовательность аккордов вне тональности (см. выше лаб. работу № 19, задание 3).

Задание 3. Определите на слух, запишите функции и вид аккордов в предлагаемой гармонической последовательности в объеме музыкального периода, предварительно определив тональность и наличие способов тонального развития музыкального материала (отклонения, сопоставления или модуляции).

Литература:

1. Алексеев Б.К. Гармоническое сольфеджио. М.: Музыка, 1975. 336 с.

2. Мюллер Т.Ф. Двух- и трехголосные диктанты. М.: Музыка, 1978. 95 с.

Лабораторная работа № 20

На тему: Анализ музыкального фрагмента в объеме

Музыкального периода

Объем учебного времени – 2 часа

 

Учебная тема: Анализ элементов музыкального языка и музыкальный диктант.

Цель: закрепить теоретические знания и практические навыки мелодического и гармонического анализа музыкального фрагмента.

Подготовительная работа. Повторите теоретический материал дисциплины «Сольфеджио», обратив особое внимание на тему «Анализ элементов музыкального языка и музыкальный диктант как интегрированный вид музыкальной деятельности».

Практические задания:

Задание 1. Выполните письменно мелодический и гармонический анализ предложенных на занятии музыкальных фрагментов с модуляционным развитием.

Задание 2. Запишите одноголосный диктант, самостоятельно определив структуру построения и размер; тональность и ладовую разновидность; наличие хроматизмов, отклонений или модуляций; направленность мелодии.

Задание 3. Запишите на слух двухголосный музыкальный диктант.

Литература:

1. Алексеев Б.К. Гармоническое сольфеджио. М.: Музыка, 1975. 336 с.

2. Белянова Г. Мелодии с сопровождением для музыкального диктанта и гармонического анализа. Л.: Музыка, 1990. 89 с.

3. Мюллер Т.Ф. Двух- и трехголосные диктанты. М.: Музыка, 1978. 95 с.

Примеры выполнения практических заданий

Лабораторных работ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.156.226 (0.009 с.)