![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Какую характеристику пс Вы отнесете к главной.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
2. Междуэлементные связи. 3. Управление. 4. Устойчивость. 5. Информативность. III. Педагогические инновации охватывают следующие главные направления:
2) гуманистическую педагогику, 3) организацию и управление, 4) новые педагогические технологии, 5) все ответы правильные.
Инновационная педагогика
Всерьез говорится о зарождающейся новой науке, основной задачей которой является изменение господствующей тео- рии и реорганизация всей учебно-воспитательной системы на основе инновационных преобразований. Инновационная педагогика (так мы ее условно назовем) требует замены парадигмы воспитания. Парадигма (от Особенно отстала советская педагогика, идеи которой продолжают питать отечественную систему образования и воспитания. Даже по-новому «причесанные» методические схемы не позволяют пока по-настоящему реформировать практику, поскольку неизменными остаются их методологи- ческие основы. Жизнь нескольких поколений российских школьников и учителей пришлась на период ожесточенной борьбы меж- ду идеалистической и социалистической
«идеалистическим» и заменила маловразумительным тре- бованием учета возрастных особенностей школьников. Из- за обилия идеологических догм советская педагогика никог- да не была наукой. Достаточно вспомнить ее исходный ме- тодологический принцип о врожденном равенстве людей, об их равных возможностях в обучении и воспитании. Что это не так — свидетельствует хотя бы наш горький отечествен- ный опыт: из школ Российской Федерации в 1997 г. по раз- ным причинам, в основном из-за неспособности и нежела- ния учиться, выбыло около 2 млн школьников. Воспитанием можно исправить многое, но природу изменить нельзя.
Такова в общих чертах ситуация в педагогической науке. Инновации здесь крайне необходимы. По какому пути пой- дет педагогическая теория, а за ней и школа, будет зави- сеть от
висимость от преходящих ценностей.
В нашей стране долгое время господствовала идеологичес- кая установка на воспитание человека в духе коммунистичес- ких идеалов. Несмотря на всю привлекательность ее положе- ний, несмотря на горячее желание воплощать призывы в жизнь, ее нельзя признать научной, поскольку заложенные в ней положения противоречат объективным данным о природе человека и его развитии. Сильную и стабильную систему вос- питания можно развивать только на объективном фундаменте установленных наукой и подтвержденных практикой положе- ний.
В этой связи первым инновационным направлением разви- тия педагогической теории назовем возврат к опровергнутым классическим основаниям природосообразной педагогики Я.А. Коменского. Вторым направлением инновационного про- цесса признаем гуманизацию педагогической системы в трак- товке К. Роджерса. Оба направления не новы для мировой, но представляют большой интерес для отечественной педагогики. Сделав крюк, многое приобретя, но и многое растеряв, наша педагогика вынуждена возвращаться туда, откуда начинала в 20-х годах. Рассмотрим принцип Он предельно ясен: у детей различные природные особен- ности, ими детерминируются течение и результаты педагоги- ческого процесса. Я.А.
послужит Богу и человеческому Вторит ему Джон
Чего достигает теория, возвращаясь к принципу природосо- образности? Прежде всего, ясного понимания возможностей обучаемых, объективных оснований их качественного обуче- ния. В этой теории нет места
Одним из главных недостатков нашей педагогической те- выпячивание сверх всякой меры приоритетности знаний и образования. Увеличение объемов заучивания знаний в ущерб физическому, нравственному, трудовому воспитанию стало нормой школьной жизни. При этом никто не может объяснить, зачем больному невоспитанному человеку с не- определенными моральными устоями нужны эти самые зна-
Песталоцци И.Г. Избр. пед. произв.: В 3 т. Т. 3. —
ния. Заложниками данного подхода стали поколения физи- чески слабых психически неуравновешенных, функциональ- но неграмотных выпускников. По всем признакам отечественная теория воспитания и руководимая ею практика находятся в кризисе. Любые по- пытки выйти из него рассматриваются как инновационные, и в данном случае они оправдывают свое название. Причиной кризиса, по мнению профессора В. Кумарина, стал конфликт между ложной философской гипотезой о врожденном равенстве умов (Декарт, Гельвеции, Маркс и др.) и принципом Исследования профессора В. Кумарина подтвердили, что забвение принципа природосообразности и замена его мо- Инновационную педагогику часто называют альтернатив- ной традиционной. С этим трудно согласиться, хотя бы по самым простым соображениям: не исчезает ведь ни класс, ни учитель, ни содержание, ни учебники... Где же тут аль-
Если говорить об альтернативах, то у нынешней иннова- ционной педагогики, похоже, есть только одна: возврат к ис- пытанным признакам классической педагогики. Школу спа- сет педагогика Конец развивающего обучения? Руководитель образовательного проекта «Новая Россия» профессор А. Кушнир также весьма скептически смотрит на возможности господствующей ныне педагогики «развиваю- щего обучения» решить проблемы подрастающих поколе-
«природосообразная педагогика» в значительной степени тяготеет к смыслу, который несет в себе термин «народная педагогика».
ребенку. Но достоинство ли это — отсутствие преемствен- ности понятийных систем разных поколений? Достоинство ли это, когда знаковая система реальной жизни не совпада- ет со знаковой системой школьного обучения? На какой же педагогике «Новая Россия» поведет Россию подрастающую в завтрашний день? «На старой, доброй, природосообразной народной
та же логика — высокая динамика и продуктивность взрос- лой жизни обеспечивают предметность и высокий стандарт жизнедеятельности ребенка. Наша стратегическая ориентация — опираться при созда- нии дидактических и педагогических систем на логику «рабо- ты всей цивилизации над своим отпрыском». Именно поэто- му базовой методологической посылкой для нас является в широком смысле
![]() Что такое новации и новаторство? Что это — простое от- рицание существующей теории и практики с некоторой отно- сительной новизной? Нет. Новаторство — это обязательно прогрессивные нововведения, продвигающие практику впе- ред. При ином подходе под новаторство могли бы рядиться и Является ли новаторство повторением хорошо известно- го старого, допустим методических приемов XIX в.? Нет. Повторение старого не есть новаторство. Это полезные применения известного. И тем более «гальванизация ста- рых методических трупов» не есть рождение нового в мето- дической науке. Массово ли новаторство, или это удел нескольких из- бранных ученых-практиков? Ответ здесь энциклопедически однозначен. Новаторское движение вообще и учителей в частности — это массовое движение, и есть все возможно- сти сделать его еще более массовым. На какой основе возникают прогрессивные новации? Как правило, на научной. Случайные находки — исключение из правил. На сугубо эмпирической основе возникают лишь прожектерства, т. е. нереальные для практики предложения, которые не могут пробить себе дорогу. Учитель-новатор обязательно в той или иной мере опирается на известные ему теории обучения, берет на вооружение то, что помогает ему в работе, вносит изменения, коррективы, дополнения. Думать, что учитель действует просто как герой кинофильма «Весна» — сел, задумался, открыл теорию, — это значит упрощать смысл связи теории и практики. Достаточно по- смотреть на сами новации педагогов-экспериментаторов, чтобы увидеть в них опору на теорию мнемонического запо- минания, давно известную в психологии, теорию всесторон- него развития задатков личности, теорию развития коллек- тивной активности, концепцию гуманистического сотрудни- чества учителя и
Прожектерство проявляет себя и в педагогической мани- ловщине, в оторванном от реальных возможностей школы построении учебного и воспитательного процессов. Напри- мер, вносят предложения дифференцировать обучение в классах, формируемых из «жаворонков» и «сов», т. е. актив- но работающих утром и вечером. Предлагается перестроить процесс обучения с учетом особенностей восприятия лево- го и правого полушарий коры головного мозга. Обе эти идеи имеют под собой научные основания, но мировая психоло- гия пока не располагает средствами надежной диагностики как первых, так и вторых особенностей и тем более прове- ренных методов работы с каждой из названных групп учени- ков. Так неплохие по своей сути идеи приобретают прожек- терский характер.
![]() ![]()
Гуманистическую педагогику чаще всего называют иннова- ционной. Но инновационная она только для нас: лучшие за- падные системы уже давно эволюционируют в сторону гума- нистической ориентации и постепенно трансформируются в систему новых отношений. Гуманистическую педагогику можно назвать инновацион- ной в полном смысле этого слова: она не требует внешних инъекций для ПС, эффект повышенного учебно-воспитатель- ного влияния достигается за счет внутренней перестройки сис- темы. В чем же главная сущность этой педагогики, почему она неоднозначно трактуется исследователями, а ее установки с трудом прививаются на почве авторитарных и тоталитарных школьных систем? Гуманизм (от лат.
целом и отдельной личности в частности. Как система цен- ностных ориентации и установок гуманизм получает значение Гуманистическая педагогика — система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.
Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на разви- тие психических, физических, интеллектуальных, нравствен- ных и других сфер личности вместо овладения объемом ин- формации и формирования определенного круга умений и на- выков; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражда- нина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в раз- нообразных учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного дости- Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует по- нимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогичес-
Гуманизировать этот процесс означает создать такие усло- вия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равно- душным участником воспитательных дел или сторонним на- блюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагоги- ка требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности». Практика гуманистической школы уже выработала конкрет- ные формы и методы инновационной деятельности. Среди них: 1. Дифференциация учебно-воспитательной деятельности. 2. Индивидуализация процессов воспитания и обучения. 3. Создание благоприятных условий для развития наклон- ностей и способностей каждого воспитанника. 4. Формирование гомогенных классов и параллелей. 5. Комфортность учебно-воспитательной деятельности. 6. Психологическая безопасность, защита учащихся. 7. Вера в учащегося, его силы и возможности. 8. Принятие учащегося таким, каким он есть. 9. Обеспечение успешности обучения и воспитания. 10. Изменение целевой установки школы.
12. Исключение заочного обучения (экстерната), как тако- го, что не обеспечивает «духовных встреч с учителями». 13. Переориентация внутренних личностных установок учи- теля. 14. Усиление гуманитарного образования. Гуманистическую педагогику трудно оценивать статисти- чески. Однако установлено, что аутентичность, эмпатия и без- условное одобрение положительно коррелируют с развитием обучаемых и отрицательно с такими проблемами, как дисцип- лина и негативное отношение к школе.
Его имя — Карл Роджерс. Родился в США в 1902 г. В школе как малоспособный подвергался унижениям со сто- роны учителей, но это только укрепило его в стремлении
посвятить себя в будущем педагогическому труду. Учился у знаменитого Дж. Дьюи. Потом работал учителем, искупая грехи своих учителей. Был ласков с учениками, жил их жизнью. Понял: всегда побеждает добро. Убеждал коллег стать на позицию добра с такой неистовой верой, что вскоре многие из них примкнули к чудаковатому Свои педагогические взгляды изложил в книге «Freedom to Learn for the Учителя — создателя атмосферы облегчения сегодня во всем мире называют фацилитатором. Условия, создающие эту атмосферу, не зависят от знаний и интеллекта воспита-
К. Роджерса не удовлетворяют следующие положения традиционнойпедагогики:
2. Основные элементы — уроки и экзамены. Урок — до- минирующая форма, а экзамен определяет уровень приори- тетных знаний. 3. Учитель является руководителем, обучаемый — подчи- ненным. Оба подчинены школьному руководству. Контроль всегда направлен вниз. 4. Учитель как авторитет является центральной фигурой. Он вызывает удивление как эрудит или неуважение как дик- 5. Появляется минимальное взаимное доверие учителя к обучаемому. Он не надеется, что учащийся будет хорошо работать без его постоянного контроля. Учащийся не верит в честность и компетентность учителя. 6. Учитель верит, что обучаемым лучше всего руково- дить, держа его периодически или постоянно в чувстве стра- ха. Теперь нет такого количества физических наказаний, как раньше, но публичная критика, высмеивание и постоянный страх перед повторением ошибки действуют намного силь- нее. Этот страх возрастает по мере продвижения по сту- пенькам 7. Обучаемые не определяют ни целей, ни содержания, ни методов образования, не имеют права выбирать учите- лей. Учитель также не имеет права голоса. 8. В школе место не для личности, а для интеллекта.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.58 (0.017 с.) |