Тема 4. Семейное воспитание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Семейное воспитание.



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Занятие 1 - 2 часа

ПЛАН

1. Ретроспектива семьи и семейного воспитания.

2. Функции семьи.

3. Типология семей.

4. Специфика формирующего влияния семьи.

5. Основные факторы формирующего влияния семьи.

6. Причины неудовлетворительного воспитания в семье.

7. Модели отношений в семьях.

8. Проблема сотрудничества педагогов и родителей. Условия эффективности взаимодействия учащихся, родителей и учителей.

9. Задачи педагога в работе с родителями.

10. Изучение семьи школьника.

11. Формы взаимодействия педагогов и родителей.

Вопросы и задания для самостоятельного осмысления и обсуждения

На практическом занятии

1. В чем причина кризиса современной семьи?

2. Каковы функции семьи?

3. Каковы причины снижения воспитательного влияния семьи?

4. Какие типы семей вы знаете?

5. Каковы особенности и факторы формирующего влияния семьи

6. Охарактеризуйте наиболее распространенные модели отношений в семье.

7. Что входит в содержание семейного воспитания?

8. В чем состоят особенности взаимодействия педагогов и родителей?

9. Каковы условия эффективного взаимодействия педагогов и родителей?

Зафиксируйте в тетрадь ПАСПОРТ СЕМЬИ, программу наблюдения за ребенком в семье (см. Методика воспитательной работы / Л.А. Байкова и др. - Рязань, 1993).

10. Проведите анализ форм сотрудничества педагога с родителями. Какие формы, на ваш взгляд, наиболее эффективны? Можно ли считать данные формы оптимальными? Какие изменения могут быть внесены? Оформите таблицу 1.

11. Почему тревожно чувствуют себя родители и учителя в случае, если преобладающей формой разрешения вопросов воспитания становится родительское собрание, а остальные формы контактов не практикуются?

12. Какие формы взаимодействия с семьей способствуют вовлечению ее в процесс воспитания детей класса?

 

 

 

Таблица 1

Формы сотрудничества педагога с родителями

 

Формы организации сотрудничества педагога с родителями Примечания
Родительский университет Научно-практические конференции Родительское собрание класса Педагогические консультации для родителей Телефон доверия Письма-характеристики Родительский совет Практикумы  

 

Темы докладов

1. Содержание воспитания в семье

2. Методы воспитания детей в семье

3. Система семейного воспитания Б.П. и Л.А. Никитиных

4. Правила семейного воспитания

Литература:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат, 1985.- 238с.

2. Буленкова Н. Семья – это любовь / Н. Буленкова // Воспитание школьников. – 2002. - №1. – С. 42-44.

3. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Ю.В. Василькова Т.А. Василькова. - М.: Академия, 1999. – 440с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?— М.: Черо, 2004. – 240с.

5. Диалоги о воспитании: Книга для родителей / О.Г. Свердлова; Под ред. В.Н. Столетова. - М.: Педагогика, 1985.- 288с.

6. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М.: Роспедагентство, 1995. – 108с.

7. Классному руководителю: Учебно-методическое пособие / Под ред.

М.И. Рожкова. - М.: Владос, 2001. – 279с.

8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебн6ик для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд., исп. И доп. – М.: Академия, 2000.- 232с.

9. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для вузов/ Л.А. Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 143с.

10. Методика воспитательной работы: Учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.- Рязань: РПИ, 1993. – 216с.

11. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /В.И. Журавлев, П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов и др.; Под. ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с.

12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

13. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001. – 256с.

14. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, 2000. - 320с.

15. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.- М.: Владос, 2002. - Ч 2. - 256с.

16. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 416 с.

17. Фридман Л.М. Психология воспитания: Книга для всех, кто любит детей. – М.: Сфера, 1999. – 208с.

18. Фромм А. Азбука для родителей / Пер. И.Г. Константиновой. – Л.: Ленизат, 1991. – 319с.

19. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер,

В. Юстицкис. - Спб: Питер, 1999. - 656с.

Методические рекомендации

Вопросы данного занятия требуют глубокого теоретического осмысления. Особое внимание необходимо обратить на теоретический материал, раскрывающий типы воспитания в семье и их влияние на формирование личности подрастающего человека. В ходе анализа литературы по данной проблеме важно осознать ведущую роль семьи в формировании ребенка, в его социализации. При выполнении задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практическом занятии № 9 целесообразно обратиться к литературному источнику № 10. В процессе подготовки данного вопроса необходимо выработать свое профессиональное отношение к формам взаимодействия родителей и педагогов.

ТЕМА 5. ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЬНИКОВ

Занятие 1 - 2 часа

ПЛАН

Подходы к разработке проблемы коллектива и индивидуальности. Коллектив и личность.

Роль коллектива в жизни человека. Типология коллективов.

Детский коллектив, его типология, признаки коллектива с высоким уровнем развития.

Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития ребенка.

Структура детского коллектива и его органы. Формальные и неформальные отношения в детском коллективе. Референтная группа.

Учение А.С. Макаренко о коллективе. Этапы развития коллектива (по А.С. Макаренко). Законы и принципы организации жизнедеятельности коллектива по А.С.Макаренко.

Теория поэтапного развития группы как коллектива (Л.И. Уманский).

Изучение ученического коллектива. Структура межличностных отношений в учебном коллективе.

Социометрия, социометрический статус, коэффициент удовлетворенности.

Вопросы и задания для самостоятельного осмысления и обсуждения

На практическом занятии

1. Раскройте, как изменились педагогические взгляды на роль коллектива в воспитании личности. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о коллективе и выразите свое отношение к ним.

«Мы хотим воспитать человека, который жил бы общественной жизнью го­раздо больше, чем личными интересами. Человек должен мыслить как "мы", стать живым полезным соответствующим органом, частью этого "мы"» (А. В. Луначарский).

«У каждого воспитанника есть сильные и слабые стороны... Влиять на че­ловека через коллектив нужно тонко и незаметно» (В. А. Сухомлинский).

2. На семинарском занятии по педагогике разгорелся спор: кто для кого — «личность для коллектива» или «коллектив для личности»? Вопрос остался открытым. А как думаете вы?

3. Что такое «детский коллектив»? Назовите признаки коллектива с высоким уровнем развития.

4. Формированию каких черт школьника способствует высокоразвитый коллектив?

5. Какие типы коллективов вы знаете?

6. Охарактеризуйте на основании изученной типологии коллективов коллектив вашего факультета, вашей учебной группы.

7. Какова структура детского коллектива? Чем характеризуются формальные и неформальные отношения в детской среде?

8. Какие модели взаимоотношений между коллективом и личностью Вы знаете?

9. Проанализируйте, пользуясь подходами А.С.Макаренко и Л.И.Уманского к определению динамики формирования коллектива, на каком уровне (этапе) развития находится ваша студенческая группа.

10.Что такое социометрия, социометрический статус? Кто предложил методику социометрии? Как вычисляется коэффициент удовлетворенности?

11. Зафиксируйте 3 любых методики изучения ученического коллектива.

Темы докладов

1. Показатели эффективности развития коллектива: психологическая сплоченность членов группы,социально-психологический климат

Особенности развития детского коллектива в подростковом возрасте



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.011 с.)