МЕТОДИКА СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МЕТОДИКА СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ



Под семейной психотерапией принято понимать систе­му психологических воздействий, направленных на изме­нение межличностных отношений в семье, а также приви­тие ребенку (подростку) и членам его семьи социально приемлемых навыков поведения и способов личностного реагирования.

В основе метода совместной семейной психотерапии ле­жит допущение того, что причины психологических про­блем и пути их решения неразрывно связаны с функцио­нированием семьи как целостной структуры. Проблемы, приводящие семью в консультацию, затрагивают каждого члена семьи, хотя приобретают личностный смысл для каж­дого, преломляясь через черты, качества и стиль жизни. Поэтому в семейной терапии консультант работает со всей семьей, а не на каждого ее представителя.

Семейная терапия эффективна в семьях, члены кото­рых объединены близкими, хотя и искаженными связями. Возраст детей — не менее 8—9 лет.

Психологически многие специалисты сводят семейную терапию к разрушению того или иного семейного мифа, который уже дал трещину. В локусе жалобы семьи обычно выделяется «козел отпущения» (чаще всего — ребенок)' или идентифицированный пациент. Психолог опирается на здорового члена семьи, человека, на которого больше все­го можно положиться и чья позиция наиболее конструк­тивна, кто менее всего искажен дисгармоничными отно­шениями. Очень важно для него определить реального па­циента, т.е. того члена семьи, кто более всего страдает. Чаще всего он не обращается за помощью и, как правило, явля­ется «козлом отпущения».

В. Сатир вводит в контекст семейной психотерапии по­нятие «боль семьи», т.е. главную ее проблему.

Принципы семейной психотерапии:

1) терапевт должен концентрировать внимание на всей семье в целом, хотя чаще всего обращение связано спро­блемой детей;

2) нельзя устанавливать сепаративные отношения с чле­нами семьи, члены семьи не могут и не должны иметь секретов друг от друга;

3) любые внутрисемейные нарушения — результат се­мейных отношений, а не чья-либо персональная вина, чув­ство вины не должно фигурировать в ходе работы с семьей;

4) работая с семьей, надо исходить из того, что любые семейные проблемы имеют не только негативные, но и по­зитивные причины.

Что дает семейная психотерапия?

Увеличение спонтанности высказываний членов се­мьи о своих желаниях, чувствах, идеалах, ценностях, опа­сениях, т.е. увеличение открытости коммуникации.

— Закрепление новых способов общения в семье, что означает осознание и свободное принятие новых разнооб­разных способов взаимодействия, возможностей изменения своего поведения, свободный выбор разных способов ком­муникации.

— Разрушение внутрисемейных стереотипов, флера бла­гополучия, семейного мифа.

— Осознание членами семьи ролей, которые они игра­ют, их закрепление или замена.

— Понимание семьей своего единства, взаимозависимости.

— Возможность семьи выражать гамму чувств, эмоцио­нально абстрагировать их.

А.А. Бодалев и В.В. Сталин различают в семейной психо­терапии несколько фаз.

Фазу концентрациина ребенке,в результате чего он дол­жен понять, что в лице психолога имеет сильную поддерж­ку и должен откровенно рассказать о своих проблемах.

Фазудетско-родительских отношений,по которой роди­тели высказывают свои претензии ребенку, а психолог при­дает им гуманизированный характер.

Фазу прояснения коммуникаций в семье,выяснения ро­дительских (супружеских) отношений.

В первых встречах психолог в беседе с родителями опре­деляет суть проблемы-обращения, заключает общее согла­шение с семьей о содержании и характере последующих встреч, выявляет суть отношений в семье, ее проблематику.

Еще до первой фазы он оказывает ребенку мощную эмо­циональную поддержку, берет обещание с родителей не перебивать ребенка, не преследовать его за прямые выска­зывания в их адрес.

Итогом первой фазы является поиск таких коммуника­ций, на которые могли бы пойти родители, удовлетворяя те или иные просьбы ребенка, желательно, чтобы уже во

Т7Ч

второй встрече в семье произошли позитивные сдвиги В начале каждой встречи психолог выясняет чувства ребенка и родителей, интересуется изменениями в семье

«Ко второй фазе родители бывают уже достаточно на­пряжены и раздражены претензиями ребенка, они объеди­няются в своих жалобах на него и стремлении взять реванш. Основная задача психолога на этой фазе заключается в том, чтобы дать возможность высказаться и детям и родителям. Каждый член семьи, который не может высказать свои мысли и чувства, поддерживается психологом. Иногда он исполь­зует прием «подставного лица», т.е. высказывается от лица этого члена семьи.

Результативность этого этапа зависит от того, насколько члены семьи раскрыли, отреагировали свои негативные пе­реживания и при этом не оказались во власти собственной неуправляемой агрессии.

Переломной фазой, фундаментом семейной психотера­пии является переход на родительские и супружеские отно­шения, прояснение которых приводит родителей к понима­нию того, что причина нарушения поведения ребенка ле­жит во всем комплексе семейных взаимоотношений.

Задача психолога — удерживать родителей на второй фазе до тех пор, пока не отреагированы негативные эмоции; не позволять слишком рано переходить на третью фазу; под­держивать баланс высказываний в ходе дискуссий и не да­вать слишком рано интерпретаций всего услышанного. Эту работу он проводит на заключительном этапе, прибегая к различным способам анализа: логической цепочке из слов и событий, логической связи настоящего и прошлого, анало­гии с другими семьями и общими нормами.

Если в семье несколько детей, то после фазы родительс­ких отношений психолог переходит к следующим: детских интеракций, т.е. отношений между детьми. Конечная фаза семейной психотерапии определяется наличием определен­ных признаков:

— симптомы, с которыми обратилась семья, постепенно исчезают;

— все чаще на встречах члены семьи смеются, оживле­ны;

— все чаще члены семьи обсуждают дома свои пробле­мы, в семье происходят приятные события;

— все члены семьи начинают признавать и понимать не­зависимость друг друга;

— семья отмечает, что в ней все наладилось и отпадает необходимость встреч

При наличии этих признаков психолог должен поддер­жать мнение родителей о том, что он ей больше не нужен. В конце занятий необходимо обобщить все то, что было на встречах, подчеркнуть самостоятельность семьи, обсудить дальнейшую жизнь семьи Предполагается, что к этому вре­мени семья прояснила свое актуальное состояние, природу причины нарушений у идентифицированного пациента (ре­бенка), осознала возможности изменений каждого члена семьи, необходимость равномерного распределения ответ­ственности за семейную боль.

По форме эти встречи могут проходить в виде совмест­ных дискуссий, основой которых могут стать настоящее, прошлое и будущее семьи, конкретные конфликтные ситу­ации, общие проблемы семьи и семейного воспитания.

В. Сатир, в частности, использовала в семейной психоте­рапии метод составления семейной хроники (генограммы). На Iэтапе заслушиваются воспоминания родителей об ис­тории их знакомства, истории семьи до появления ребенка. На II этапе выясняется прошлое супругов, их детские пе­реживания, модели отношений в родительских семьях, пре­дыдущий семейный опыт.

/// этап — история семьи после появления ребенка — характеризуется словами родителя и ребенка.

Психолог на всех занятиях играет роль хроникера, он по­стоянно должен апеллировать к чувствам пациентов. Сложно закончить занятия построением «семейной скульптуры». Этот метод основан на эмпатическом слушании клиентов. Каждый член семьи должен сначала изложить свой взгляд на семей­ную ситуацию. Психолог при этом играет роль «внутреннего голоса». Он интерпретирует его мысли и чувства, помогает выразить их в семейной скульптуре. Каждый член семьи, чувства которого прояснены психологом, может нарисовать их, «оживить» в конкретных участниках терапевтической группы, послушать «голос» своих чувств. Эффект метода «се­мейной скульптуры» заключается в визуализации чувств, состояний всех членов семьи и семейных ситуаций, сильном эмоциональном отреагировании своих проблем и визуализа­ции новой модели отношений. Скульптура строится до и после эмоционального отреагирования и отображает разные уров­ни понимания проблем и отношений.

Довольно часто в семейной психотерапии используется метод семейного совета, который направлен на прояснение

конфликтной ситуации, поиск различных путей ее разре­шения, совместное определение лучшего варианта, разра­ботку плана-договора по его реализации и контроль за вы­полнением семейного договора.

На первой ступени выслушиваются все сообщения чле­нов семьи и выявляется суть конфликта-проблемы. На сле­дующей ступени все участники конфликта описывают чув­ства, которые бни испытывают, и высказывают свое отно­шение друг к другу.

На третьей ступени проводится мозговой штурм, где члены семейного совета ведут поиск самых невероятных спо­собов выхода из сложившейся ситуации. При этом первым высказывается ребенок. Далее идет оценка альтернатив и выбор лучшего варианта.

Итогом семейного совета должна стать выработка семей­ного договора.

Следует обратить внимание психолога на некоторые осо­бенности помощи семье при нарушениях взаимоотношений родителей с подростками и юношами.

Особенности психологического консультирования и коррек­ции взаимоотношений родителей с подростками и юношами

1. Если оба родителя и подросток готовы прийти на кон­сультацию, если родители говорят о трудностях отноше­ний, понимания взрослеющего ребенка, при этом в про­шлом были теплые отношения, можно сразу начинать со­вместную семейную психотерапию (техника «семейной скульптуры», эмпатического слушания, прояснения ком­муникаций, психодраматические игры).

2. Если в ходе беседы выясняется, что подросток и роди­тели готовы работать с психологом, но локус проблем лежит в трудностях общения с друзьями, учителями, то сначала нужна индивидуальная беседа и диагностика подростка, а затем его работа в группе или глубинно-ориентированная индивидуальная терапия. Родители привлекаются в парал­лельную группу либо консультируются без ребенка.

3. Если на первичном приеме родитель жалуется на то, что не понимает ребенка, ребенок ему в чем-то не нравит­ся, просит пригласить ребенка под каким-либо предлогом — это означает, что утрачено доверие. Необходимы раздельные встречи с родителем и подростком, переориентация после­днего, а затем семейная психотерапия.

4. Если родители жалуются на потерю контакта, отчуж­дение, боятся этого, просят пригласить ребенка, необходи-

Я

ма индивидуальная работа с родителями, а затем семейная терапия.

5. При полной потере контакта и доверия, нежелании подростка идти к психологу, негативном отношении к взрос­лым нужна работа с родителями.

6. Если члены семьи пришли к психологу вместе, между ними существует близость, нужно выяснить у подростка, как лучше работать с семьей. Семейная терапия не прово­дится при отсутствии эмоциональных контактов между чле­нами семьи, эмоциональном отвержении ребенка в иско­мых семьях, а также в случаях, когда имеют место наруше­ния личностного развития родителей.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.135.174 (0.007 с.)