Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология психологической работы с детьми, пострадавшими от насилияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ДЕТИ И НАСИЛИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Детство является таким периодом в жизни каждого человека, когда закладываются основы личностной активности и личностные свойства, ценности, определяющие «качество» будущей жизни. Одновременно это такой жизненный опыт, когда ребенок и как человек, и как личность наименее защищен от социального, психологического и физического насилия. Настоящий этап развития в России характеризуется тем, что происходящие общественные изменения обусловливают социальные, психологические, медико-экологические последствия, которые, несомненно, меняют условия развития и жизнедеятельности детей. Необходимо также четко представлять, в какой сфере отношений детства эти новые ус- гтовия существования угрожают выживанию, здоровью и развитию детей, основам их социальной защиты. После ратификации Россией Конвенции ООН о правах оебенка в российской правовой системе и в государственной социальной политике стала формироваться новая концепция.;оциально-правовой защиты и помощи детям1 «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, в том числе со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке»*. В документе подчеркивается положение о приоритетности интересов детей в следующих сферах отношений: — в жизнедеятельности семьи, обеспечивающей витальные права ребенка на такую заботу и защиту, которые делают реальным и действительным; — в деятельности органов здравоохранения, образования, культуры, правопорядка, создающих условия и средства для реализации прав и законных интересов ребенка в здоровом образе жизни и охране здоровья, в учебе, развитии разносторонних интересов и способностей, профессиональной ориентации и подготовке к труду, защите от противозаконных нарушений и посягательств; — в деятельности государственных социальных служб, представляющих необходимую социальную, психологическую, материальную поддержку ребенку и лицам, которые о нем заботятся, с целью защиты ребенка от всех форм злоупотреблений, физического или психологического насилия, любых форм эксплуатации. Из этой принципиальной позиции о приоритетности законных интересов и прав ребенка вытекают следующие положения: 1. Признание необходимости отношения к ребенку как к личности, которая является самостоятельным и важным субъектом правовых отношений. 2. Создание государственной системы защиты прав и законных интересов детей; системы, которая являлась бы гарантом осуществления прав и законных интересов ребенка в * Конвенция ООН о правах ребенка. Нью-Йорк, 1991. Ст. 19, п.1. семье, в учебной, профессиональной деятельности, в социальных отношениях. 3. Необходимость выявления детей, которые в силу имеющихся у них физических или психических недостатков, проблем в развитии, в связи с пребыванием в особых условиях существования нуждаются в расширенных мерах социально-правовой поддержки для реализации их законных интересов. Поскольку существует и широко распространена агрессия, постольку можно говорить о ее жертвах — детях и подростках, пострадавших от насилия. По мнению специалистов, выделяются три основные сферы отношений, в которых, с одной стороны, происходит социализация детей, а с другой стороны, ребенок подвергается риску эмоционального, психологического и физического насилия: семья, сфера образования, государственные учреждения интернатного типа и сфера микросоциальных отношений. Насильственные действия могут проявляться в самых различных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства. Они могут иметь вид физического, вербального, психического и социального насилия. Не все виды насилия уголовно наказуемы, в частности домашнее насилие. Такой вид насилия включает многие насильственные действия, в том числе ограничения доступа к еде, одежде, учебе, социальным услугам; унижение достоинства; нарушение внутренней границы личностных переживаний; игнорирование потребностей и интересов ребенка и др. {Вострокнутов Т.Е., 1996). Первым вопросом, связанным с оценкой социально-медицинских последствий жестокого обращения с детьми, является определение понятий, используемых в исследованиях по проблеме насилия. Наиболее постоянно употребляются следующие термины: — пренебрежение, плохое обращение; — жестокое физическое наказание, физическое насилие, издевательство; — сексуальное злоупотребление. Пренебрежение преимущественно понимается как отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок является нуждающимся, бездомным, живет в физически опасном окружении. В поведении родителей есть серьезные упущения в обеспечении витальных (жизненно необходимых) потребностей ребенка в пище, одежде, приюте, медицинском обслуживании и защите от опасных условий. По существу, речь идет о состояниях депривации. Наиболее близким к данному определению в нашей социально-пси- хологическои литературе является термин «социальное сиротство», или лишение детей родительского попечения при живых родителях. Физически жестокое обращение определяется как преднамеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных физических страданий, например нанесение ударов кулаком, ногой, колющих ударов, прижиганий. Сексуальное злоупотребление понимается как использование ребенка для целей сексуального удовлетворения взрослого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Насилие может совершаться в различных формах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест), демонстрация порнографии, проституция малолетних. Определение сексуального насилия акцентирует внимание на отношении жертвы насилия к совершаемым по отношению к ней действиям. Под сексуальным злоупотреблением понимается вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные действия, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласия или которые нарушают табу социальных (семейных) ролей. Второй вопрос, возникающий при анализе насилия к детям, связан с оценкой серьезности жестокого обращения и характера ближайших и отдаленных социально-медицинских последствий. С выраженностью последствий связывают такие факторы, как частота и продолжительность актов жестокости, их массивность, возраст ребенка, особенности личности. Считается, что характеристика жестокого обращения должна включать: — оценку совершаемых действий (физические, сексуальные, эмоциональные); — продолжительность их воздействия и особенности последствий (физические, эмоциональные, психологические). В области оценки социальных и криминальных аспектов жестокого обращения с детьми преобладающей точкой зрения является концепция цикла насилия. Многие исследования указывают на связь между жестокостью наказаний, применяемых к ребенку, и мерами воздействия, которые использовались в семье самого родителя; между наказаниями и выраженностью агрессивности ребенка, частотой встречаемых у него случаев делинквентности, а также жестоким характером преступлений у тех лиц, которыми в детстве пренебрегали или с которыми обращались жестоко. Опыт насилия в детстве и юношестве имеет фатальный исход для психологического самочувствия и общего развития мальчиков и девочек. Проявления последствий насилия хотя и нарушают здоровье детей и подростков, не имеют четко выраженных симптомов и признаков, по которым можно определить первопричину отклонений. Слепень тяжести последствий зависит от тяжести самого насилия. Жестокое обращение с ребенком есть его отвержение в грубой явной форме и последствия такого отношения живут в виде психотравматических переживаний и трансформируются сначала в комплекс жертвы, а затем агрессию. Жертвы насилия живут в состоянии постоянной опасности, страха того, что насилие может повториться, или того, что все узнают о случившемся. Часто дети и подростки, испытавшие насилие, чувствуют бессилие, боль, смущение, стыд, ощущают себя соучастниками или виновниками. Наблюдаются расстройства эмоциональной сферы, выражающиеся в повышенной тревожности, необоснованной смене настроения, депрессиях, которые могут спровоцировать суицидальные попытки. Часто наблюдается нарушение сна, восприятия и ощущений, возникает неприятие своего тела. Невротические симптомы соседствуют с нарушением взаимоотношений с окружающими. Вследствие недоверия к миру появляются замкнутость, чувство одиночества. Среди отдаленных последствий насилия выделяют алкоголизм, аддиктивное и делинквент-ное поведение, попытки суицида. Еще одна проблема связана с определением тех несовершеннолетних, которые по своим социально-психологическим признакам относятся к «группе риска». Выделены следующие дети «группы риска» по жестокому обращению и насилию: — дети, проживающие в асоциальных, дезорганизован-' ных семьях с наркологической, психопатологической отя-гощенностью родителей, аморальным или криминальным поведением старших членов семьи; — дети (социальные сироты), оставшиеся без попечения одного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав и находящиеся на государственном интернатном обеспечении или под опекой лиц, которые в силу своего возраста, личностных свойств или других причин не в состоянии в полной мере обеспечивать жизненно необходимые потребности детей в их физическом и психосоциальном развитии; — дети с асоциальным (криминальным) поведением, не достигшие возраста уголовной ответственности (14 лет) и нуждающиеся в связи с социально-педагогической запущенностью в принудительных мерах воспитательного воздействия; — дети, находящиеся в особо трудных условиях (в семьях беженцев, вынужденных переселенцев; детей, родители которых имеют статус безработных, дети одиноких несовершеннолетних матерей). Считается, что наиболее распространенными видами психогенного реагирования на различные формы насилия в детском и подростковом возрасте наряду с задержками психического развития, регрессивными симптомами являются невротические реакции, психогенные депрессии и личностные расстройства. При клинической оценке депрессивных состояний большинством авторов отмечалась их апатичность, «замаскированность» психосоматическими расстройствами и нарушениями поведения. В формировании психогенных психических расстройств у детей ведущее значение придается «синдрому избиваемого ребенка». Показано, что при «семейной жестокости», которая включает наряду с эмоциональным отвержением детей причинение им побоев, избиений, сексуального насилия, постоянно отмечаются психические расстройства в виде тре-вожньгх состояний и депрессий различной глубины в сочетании с низким уровнем социального функционирования, различными формами агрессивного и деструктивного поведения, антисоциальными личностными деформациями. Психодинамический анализ внутрисемейных ситуаций и наличия психических отклонений у родителей, проявляющих жестокость в обращении с детьми, показывает, что в 60% случаев родители «забитых детей» имели тяжелую деп-ривацию, в детстве страдали депрессивными и тревожными расстройствами, алкогольной зависимостью. В их семьях чаще наблюдался «авторитарный» тип внутрисемейных отношений, при котором конфликты между супругами сопровождались враждебно-агрессивным отношением к детям. Следовательно, воспитание повторяет опыт родительской семьи. К факторам риска жестокого обращения родителей с детьми, по мнению ряда исследователей, относятся: — алкоголизм, признаки асоциальной личностной деформации и криминальность, психопатические черты в виде психической ригидности с аффективной возбудимостью; -* незрелость родителей и их изолированность, отсутствие социально-психологической поддержки со стороны прародителей; — низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы; — потребности родителей установить приоритет над ребенком, нарушение баланса власти; неравномерность привилегий; — обсессивное поведение, жесткие моральные нормы; — одиночество и плохое здоровье матери. Следовательно, большое число семей с хроническими конфликтными отношениями, а также асоциальных, дезорганизованных семей являются в настоящее время областью повышенного риска эмоционального отвержения детей, необеспечения необходимостью условий для осуществления витальных, жизненно необходимых потребностей детей в защите и уходе. Другая область отношений, в которой реализуется социализация детей, — сфера образования и государственные учреждений интернатного типа. Можно выделить следующие особенности этой сферы, в силу которых ребенок подвергается риску эмоционального отвержения, психологического и физического насилия. Помощь и особая защита, предоставляемая государством ребенку, временно или постоянно лишенному семейного окружения, осуществляются неоперативно и чрезмерно формализованы. Особые условия обучения и воспитания, создаваемые детям с физическими и психическими недостатками, приводят к тому, что они испытывают серьезные социально-психологические проблемы, в том числе прямое притеснение и дискриминационное отношение при включении в ре-'альную социальную среду. Особые условия обучения и воспитания для многих из них становятся формой социальной и психологической изоляции и «изгойности». Школьная среда в общеобразовательной школе, переживающей нарастающую дифференциацию программ, внедрение «элитарных» форм обучения, создает зоны повышенной конфликтности между сверстниками различных социальных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений. Рост «социального сиротства» сопровождает вытеснение детей из неблагополучных семей на улицу, сокращение базы досуга детей школьного возраста, доминирование культа «успеха через насилие». Большая группа детей находится в условиях криминального окружения и не только вовлекается в преступную деятельность, но и подвергается риску различных форм насилия. Таким образом, наблюдается рост факторов, существенно увеличивающих риск насилия. 1П1 Участники насилия. Насилие может быть частью любых отношений. Оно может произойти между совсем незнакомыми людьми, только что познакомившимися на вечеринке, между долго живущими вместе людьми и друзьями. В случаях совершения насилия над детьми чаще всего виновником является человек, которого ребенок хорошо знал и доверял ему. По оценкам специалистов, от 25 до 75% виновниками насилия являются родственники. Часто они используют в своем влиянии на ребенка подкуп, шантаж, угрозу, физическую расправу. В случаях домашнего насилия ребенок не чувствует опасности и страха, часто не обращается за помощью, страдает от самого факта насилия и от предательства. Жертва насилия — это любой, кто вовлекается в отношения путем насилия, обмана или давления. Жертвой насилия может стать любой человек. Но статистика свидетельствует о том, что наибольшее количество насилия направлено на детей и молодежь. Объясняется это физиологическими и социально-психологическими особенностями подростков: меньшей физической силой и психологической уязвимостью, социальной и материальной зависимостью от взрослого. Определенную роль в формировании «комплекса жертвы» играют социальная незащищенность, страх перед будущим в условиях нестабильности общества. Виктимология, изучающая жертвы преступлений, выделяет ряд биопсихосоциальных признаков, характеризующих комплекс жертвы. Одним из таких параметров является социальная изоляция, робость, неуверенность в себе. Не существует прирожденных жертв, но приобретенные человеком физические, психические и социальные свойства и качества, такие, как пассивность, трусость, внушаемость, нестойкость, некритичность поведения и т.д., могут сделать человека жертвой преступления. Насильники. В большинстве случаев человека, совершающего насилие, отличает потребность доминирования над окружающими, а способом подчинения себе — жестокость. Он бессознательно стремится к таким видам деятельности, которые дают возможность удовлетворить эту потребность. Совсем незначительная часть насильников имеют психические заболевания. Гораздо больше встречается лиц с акцентуированным характером. По данным М.Р. Табанова, среди насильников наиболее часты психопаты (49,7%), алкоголики (50,8%), олигофрены (36%), лица с органическими заболеваниями центральной нервной системы (63%).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.180 (0.016 с.) |