ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ



ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПЕДАГОГА

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО

СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Педагогическая деятельность, как и любая другая, ха­рактеризуется определенным стилем. В самом широком смысле стиль— это устойчивая система способов и приемов, про­являющаяся в различных условиях существования человека. Он обусловливается спецификой самой деятельности, ин­дивидуально-психологическими особенностями ее субъекта (И.В. Страхов, Н.Д. Левитов, Е.А. Климов и др.).

По Е.А. Климову, индивидуальныйстиль деятельности в

узком смысле слова — это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая скла­дывается у человека, стремящегося к наилучшему осуще­ствлению данной деятельности. Это индивидуально-своеоб­разная система психологических средств, к которым созна­тельно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности.

Стиль педагогической деятельности(СПД) — это харак­терные черты педагогического мастерства, традиционно скла­дывающиеся в опыте учителей. Это своеобразный «почерк», определяющий манеру педагогических действий, который присущ каждому учителю. Различают общие и индивиду­альные признаки педагогического стиля. К общим относят характерные черты педагогического мастерства группы учи­телей, к индивидуальным — те, которые характеризуют личное мастерство отдельных педагогов и связаны с их кон­кретными склонностями и способностями.

В современной литературе можно встретить определение индивидуального стиля как характерного для данного учи­теля устойчивого сочетания задач, средств и способов пе­дагогической деятельности и общения, а также более час­тых особенностей, таких, как ритм работы, определяемый психофизиологическими особенностями и прошлым опы­том. При этом утверждается возможность изменения инди­видуального стиля деятельности, поскольку он определя­ется соотношением задач и способов деятельности, а также то, что оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил.

Известно, что в практике работы отдельного педагога может быть самое различное сочетание видов и типов сти­лей педагогической деятельности. Например, творческий стиль больше проявляется в обучающей деятельности, чем в воспитательной. В зависимости от индивидуальных осо­бенностей, мотивации, профессиональных знаний и уме­ний учителя может быстрее складываться тот или иной вид стиля педагогической деятельности. Процесс форми­рования СПД можно считать законченным при условии высокой степени выраженности трех групп качеств — про-фессиОнально-деловых, педагогического общения и лич­ности учителя.

42!

Формирование СПД учителя может проходить спонтан­но и целенаправленно в процессе всей педагогической дея­тельности на базе имеющихся и постоянно меняющихся в процессе формирования профессионально-нравственных ка­честв. Эти качества, в зависимости от их направленности, могут либо содействовать, либо препятствовать становле­нию стиля, особенно если речь идет о формировании соци­ально-типичного СПД.

На уровне теоретического анализа классификация видов и типов стилей педагогической деятельности может быть представлена таким образом.

Виды стилей педагогической деятельности

1. Стиль обучающей деятельности.

2. Стиль педагогического общения.

3. Стиль воспитательной деятельности.

Стили педагогической деятельности как образцы (типы)

1. Творческий стиль педагогической деятельности

2. Гуманистический стиль педагогической деятельности.

А.К. Марковой и А.Я. Никоновой принадлежит класси­фикация стиля обучающей деятельности,в основе которой лежат его содержательные и динамические характеристики. К первым отнесены: преимущественная ориентация на от­дельные фрагменты учебно-воспитательного процесса, т.е. на результаты или процесс обучения; степень адекватности планирования этого процесса; оперативность — консерва­тивность в использовании средств и способов педагогичес­кой деятельности; рефлексивность — интуитивность. Дина­мические характеристики: гибкость — традиционность, им­пульсивность — осторожность, степень устойчивости по отношению к изменяющейся ситуации, уровень стабильно­сти по отношению эмоционального отношения к учащим­ся, уровень требовательности, направленность рефлексии в неблагоприятной ситуации: на себя, на других, на обстоя­тельства.

На этой основе выявлено четыре стиля обучающей дея­тельности: эмоционально-импровизационный и эмоциональ­но-методичный (преимущественная ориентация на процесс обучения), рассуждающе-импровизационный, рассуждаю­ще-методичный (ориентация на результаты обучения).

Стиль воспитательной деятельностиопределяют как про-ективно-ситуативный (по характеру выдвигаемых задач);

творчески-утилитарный (по способу их решения); кол­лективисте ко-эгоцентричный (по активности в общении с детьми).

Стиль педагогического общенияхарактеризуют как стиль управления детским коллективом (авторитарный, демок­ратический, попустительский) и через отношение к детям (активно и пассивно положительный, активно и пассивно отрицательный).

Проблема формирования и обучения учителя стилю пе­дагогической деятельности вытекает из того значения, ко­торое придают ей все исследователи. Так, ЕЛ. Климов пола­гает, что формирование индивидуального стиля деятельно­сти есть один из путей профилактики неврозов и других заболеваний. К тому же индивидуальный стиль продвигает личность на все более высокие уровни осуществления дея­тельности. Благодаря усвоению ИСД повышается эффек­тивность деятельности, усиливается положительная моти­вация, изменяется личностный статус работника. Индиви­дуальный стиль деятельности служит способом реализации творческого потенциала учителя и существенно влияет на успешность его деятельности. Стиль — одно из главных ус­ловий профессионального мастерства учителя.

Необходимыми условиями формирования индивидуаль­ного стиля деятельности считают: воспитание у всех членов коллектива положительной направленности и мотивов дея­тельности, инициативы и самостоятельности, преимуще­ственное применение положительных оценок и коллектив­ный стиль руководства. К важным условиям, имеющим отно­шение к формированию индивидуального стиля деятельности, также добавляют: учет особенностей эмоциональных реак­ций, самооценок и установок для обеспечения активной мотивации, а также психологическое просвещение обучаю­щих и обучающихся, предполагающее ознакомление с за­кономерностями овладения трудовыми умениями и навы­ками, ходом становления и значением трудовых привычек. Становление индивидуального стиля деятельности протека­ет в двух формах — путем самовоспитания или в результате воспитывающего эксперимента {Васильева ЕЮ., 1997).

Цели обучения СПД: развитие и актуализация профес­сионально-нравственных качеств личности педагога — де­ловых, общения и личности — в условиях обучения СПД.

Деловые качества

Целеполагание.

Эрудиция.

45"?

Мышление Интуиция Импровизация Наблюдательность Предвидение "Оптимизм Рефлексия и др, Качества общенияТакт, эмпатия. Доброжелательность Справедливость. Общительность. Ответственность идр Качества личности

Развитый интерес к другом) человеку. Уважение его неповторимости Стремление к индивидуальном^ СПД. Наличие целостной «Я-концепции» и адекватной самооценки Стремление к творчеству и др

Технология обучения СПД опирается на различные прин­ципы, выполняет различные функции и состоит из разных компонентов:

Принципы

Целеполагание

Системность.

Проблемность.

Технологичность

Коммуникативность

Интенсивность.

Модульность.

Компоненты

Целевой.

Содержател ьный.

Мотивационный.

Организационно-методический

Результативный.

Функции

Мотивационная.

Коммуникативная.

Проектировочная.

Исследовател ьская

Адаптирующая.

Преобразующая.

Ожидаемые результаты обучения СПД: достаточно пол­ное представление у слушателей о месте и значимости СПД в овладении профессиональной деятельностью и стремле­ние к самооценке и совершенствованию стиля в последую­щей профессиональной деятельности.

Программа по обучению педагогов СПДпредусматривает решение последовательного ряда задач (Васильева Е.Ю.,Л991).

I раздел.Познание стиля педагогической деятельности как интегральной характеристики.

Задачи: а) формирование понятия о СПД; б) развитие интереса к этой категории педагогического мастерства; в) пробуждение потребности в познании особенностей собствен­ного стиля педагогической деятельности.

Ожидаемый результат: упедагога появляется по­требность в самооценке СПД на основе достаточно полного представления о месте и значимости СПД в овладении про­фессиональной деятельностью.

Методы: лекция, беседа, анализ и самоанализ.

II раздел.Познание себя как субъекта формирования СПД.

Задач и: а) обучение приемам и способам формирова­ния профессионально-нравственных качеств, характеризу­ющих СПД; б) организация учебно-педагогической дея­тельности, способствующей актуализации и развитию СПД; в) формирование мотивов овладения СПД.

Ожидаемый результат: педагоги активно включа­ются в процесс взаимодействия спедагогами по овладению не только необходимыми знаниями, но и способами пове­дения, характеризующими СПД.

Методы: анализ и самоанализ; решение педагогических задач, профессиональный тренинг, лекция.

Обучение педагога СПД способствует его профессиональ­но-педагогическому становлению и является эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

— обучение строится с учетом личного опыта педагога и осознания значимости СПД в профессиональной деятельности;

— обучение приобретает двусторонний характер взаимо­действия психолога и педагога, выступающих в равной по­зиции субъектов педагогического процесса;

— совместно с педагогом обсуждаются цели, содержа­ние, технология и ожидаемые результаты обучения СПД;

— в процессе обучения у них складывается достаточно полное представление о гуманистическом и творческом ха­рактере СПД и стремление к овладению необходимыми зна­ниями и умениями, характеризующими СПД;

- процесс взаимодействия участников подготовки вы­зывает чувство взаимной и личной удовлетворенности дос­тигнутым результатом;

— личностным достижением курсового обучения являет­ся потребность в самооценке педагогом СПД как средства самоутверждения.

Критерии и показатели обучения стилю педагогической

деятельности: Критерии Показатели

Осознание сущности Знание сущности и оценочные суж-и значимости СПД дения о роли и функциях СПД в

профессиональном становлении учителя, самооценка СПД.'

В качестве примера приведена методика первого и завер­шающего занятий.

Занятие 1.Стиль педагогической деятельности в структ> -ре профессионального развития педагога.

Основные задачи занятия:

1. Провести диагностику СПД педагога с целью опреде­ления преобладающих качеств личности.

2. Создать у слушателя представление об эталоне СПД.

3. Выявить ожидания слушателей от занятий и изучить п\ предложения по содержанию и формам их проведения.

4. Обосновать значимость СПД в профессиональной дея­тельности педагога.

5. Актуализировать проблему СПД и обеспечить готов­ность педагогов к эксперименту.

Содержание занятия:

Диагностика СПД педагога. Выявление ожиданий слуша­телей от подготовки и их предложений и вопросов (вопрос­ник). Стиль педагогической деятельности (СПД): понятие, структура, функции, процесс и пути формирования. Под­ходы к классификации типичных стилей (В.Н. Сорока-Ро-синский, С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина, А.К. Маркова, Н.Ф. Радионова, А.А. Ходаков и др.) СПД в структуре про­фессионального развития педагога. Критерии и показатели СПД, уровни его сформированное™.

Возможные формы проведения занятия:

1. Мониторинг.

2. Лекция-вуализация.

3. Беседа.

4. Анкетирование.

Методические рекомендации: психолог заранее разрабатывает текст содержания бланков для мониторинга. Блан­ки заполняются и обрабатываются на занятии. Педагогам под­робно объясняются результаты. Для выявления их ожиданий и предложений можно объединить педагогов в 3—4 микрогруптты с последующим изложением мнения от этой группы.

Занятие 2.Основные пути совершенствования стиля вза­имодействия педагога и воспитанников.

Основные задачи занятия:

1. Систематизировать и конкретизировать знания о стиле взаимодействия педагога и воспитанников.

2. Способствовать формированию четкого представления о необходимости формирования комплекса профессиональ­но-нравственных качеств для овладения стилем педагоги­ческой деятельности.

Содержание занятия:

Общее понятие о стиле взаимодействия. Стиль отноше­ния педагогов с детьми. Характеристики устойчиво-поло­жительного, пассивно-положительного, неустойчивого сти­лей отношения.

Стиль деятельности педагогов в проявлении ориентации на различные аспекты педагогической деятельности: проек­тирующий — ситуативный; творческий — репродуктивный; практический — воспитательный; коллективистский — эго­центрический. Стиль педагогического руководства: автори­тарный, демократический, либеральный. Стиль педагоги­ческого общения.

Методические рекомендации: занятие носит за­вершающий характер и проводится в форме лекции-бесе­ды, где соединяются элементы лекции и семинара: психо­лог обращается к слушателям, поощряя их высказывания, комментируя эти высказывания и т.д. В то же время следует глубоко, логично и последовательно изложить материал. На занятии можно провести мониторинг по материалу всего прочитанного спецкурса. Слушатели выполняют творческое задание, цель которого заключается в составлении для себя рекомендаций по формированию СПД. Возможные формы проведения занятия:

1. Лекция-объяснение.

2. Лекция-беседа.

3. Творческая работа.

4. Мониторинг.

5. Педагогическая рефлексия.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.011 с.)