Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аутоагрессия и ее профилактикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одной из разновидностей агрессивного поведения является аутоагрессия, которая проявляется в суицидальных демонстративных попытках и истинном суициде. А.Н. Абрамов считает, что суицидальное поведение, т.е. весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей личности, таких как личностная тревожность, фрустрационная толерантность; негативного восприятия окружающего, отсутствия осознанного стремления к жизни; неблагоприятного социального окружения. Все это усугубляет криминальные явления самого под^ ростково-юношеского возраста, на долю которого приходится большая часть самоубийств несовершеннолетних. Под социокультурными особенностями воспитания подразумевается культура страны, ее обычаи, традиции, законы, уровень экономического развития и т.д. Эти и другие условия воздействуют на личность подростка и во многом предопределяют его представления о жизни и смерти. Наличие неблагоприятного социального окружения — обычно основная причина, побуждающая подростка к совершению суицидальных поступков. Анализ причин суицида с этой точки зрения позволяет сгруппировать их вокруг трех основных факторов. >8П 1. Взаимоотношения с родителями, степень понимания ими своих детей, сопереживания, нормативность отношений. 2. Проблемы в школе, связанные с личностью учителя и его социометрическим статусом в классе и личностным отношением к успеваемости и факторам жизненных перспектив. 3. Взаимоотношения со сверстниками, друзьями, представителями противоположного пола. Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделать вывод о личностных особенностях подростков, расположенных к такому типу поведения: повышенная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, желание изменить его и неспособность самостоятельно найти пути решения задачи (Горская М.В., 1994). Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, подростки и эксперты-психологи указывают различные способы влияния на других людей: «дать понять человеку, в каком ты отчаянии» — 40% случаев; «заставить пожалеть о плохом отношении» — 30%; «показать, как ты любишь другого» или выяснить, «любят ли тебя» — 25%; «повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение» — 25% и, наконец, 18% случаев — это «призыв, крик о помощи». Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании, снятии аффективного напряжения, ухода, выключении из тяжелой жизненной ситуации. Когда совершается попытка суицида демонстративного характера, агрессия подростка направлена вовне: отомстить, навредить, заставить страдать кого-либо, привлечь к ответственности и т.п. Среди подростков с суицидальными попытками преобладают лица с пограничными состояниями, расстройствами нервной системы, ситуационными реакциями. При этом истинное желание смерти отсутствует. В контингенте завершенных суицидов преобладает агрессия против собственного «Я». Желание умереть, отход от жизни связаны с потерей жизненного смысла, протестом, желанием избежать страданий, самонаказанием. Для истинных суицидов характерны: — наличие пресуицидального периода; — продолжительность конфликтной ситуации; — психологический дискомфорт; — незащищенность, психологическое одиночество; — нарушение психологии жизненной среды; — ощущение субъективной невыносимости существования в сложившихся условиях; — отсутствие желания жить. От пассивных рассуждений типа «Зачем я проснулась?», «Так плохо, что нет сил», «Я никому не нужна* и т.д. человек переходит к формированию суицидального замысла. В пресуицидальной ситуации особую роль играет повод. Однако у большинства суицидов нет желания умереть. Они ждут от акта, ведущего к смерти, чего-то, что избавит их от страданий, а не самой смерти. В суицидных ситуациях люди нередко испытывают облегчение в последующий период. Они могут по-новому взглянуть на психотравмирующую ситуацию. Тем не менее такие попытки могут закончиться трагически в силу необратимости смерти. В истинном суициде психотравмирующая ситуация носит тяжелый и затяжной характер. Человек осуществляет многочисленные бесплодные попытки справиться с ситуацией, основной смысл его последнего действия — уход, отказ от борьбы, псевдоразрешение проблемы. Основной задачей школьного психолога является профилактика суицидального поведения, которая может осуществляться в следующих направлениях: — снятие психологического напряжения в психотравми-рующей ситуации; — уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности; — формирование компенсаторных механизмов поведения; — формирование адекватного отношения к жизни и смерти. Известно, что всякая агрессия — внутренняя или внешняя — является признаком кризиса. Психологу необходимо быть информированным о важнейших кризисных ситуациях детей и подростков, уметь выявлять их, оказывать своевременную помощь в разрешении. В.Г. Балакирев и Л. Додсон (1996) разработали эффективную методику психологической помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. Методика состоит из констатирующей и психокоррекци-онной частей. Констатирующая часть включает три встречи-сессии с группами или классами. Темы сессии: «Типы кризисных ситуаций», «Содержание и выражение переживаний в кризисных ситуациях» и «Способы преодоления кризисных ситуаций». Встречи проводятся по одному сценарию: 1. Групповое обсуждение предложенной психологом темы. 2. Выполнение индивидуальных творческих заданий. 3. Обмен впечатлениями и обсуждение в группе. Помощь ведущих заключается в прояснении того, что хочет ребенок отразить в творческой работе, одобрении, поощрении его самостоятельных действий. На первой сессии составляется «банк историй», отражающих все основные области жизни детей, выполняются творческие задания (записать или нарисовать свою историю) и проводится беседа по заданию с элементами активного, эмпатического слушания. Вторая сессия посвящена разыгрыванию и обсуждению историй с последующей интерпретацией переживаний детей, их записью и рисованием. На третьей сессии после актуализации кризисных ситуаций и чувств, которые она вызывает, участники выясняют способы, которые они использовали для преодоления неприятных переживаний, а затем проигрывают свои истории с последующим повторным анализом. При этом внимание детей обращается на изменения, которые произошли в их чувствах. Заметки завершаются записью всех известных способов преодоления неприятных переживаний. При анализе материала констатирующей части выявлены возрастные различия в типах кризисных ситуаций. У восьмилетних детей они связаны со сверстниками — 41%, родителями — 25%, братьями и сестрами — 15%, учителями — 5%. У двенадцатилетних наибольшее количество отрицательных переживаний приходится на отношения с родителями — 30%, темой животных (их потеря, смерть, желание приобрести) — 30%, учителем — 15%. Способами преодоления кризисных ситуаций у детей восьми лет являются интрапунитивные реакции, пересиливание себя, задавливание эмоций, пассивно-защитные извинения. У подростков наблюдается ярко выраженная агрессивная, эк-страггунитивная тенденция. В целом преодоление трудных переживаний понимается детьми как внешненаправленное действие, а не действие внутренней психологической работы: совладения с ситуацией, а не с эмоциями. Коррекционная часть представляет собой две сессии, построенные в форме «Я-сообщений» с использованием элементов психосинтеза и психодрамы. Детям предлагается проигрывание их конфликтных ситуаций, в ходе которого с помощью участников группы «оживляются» их чувства. Вероятно, каждый психолог отдает себе отчет в том, что кризисные ситуации и кризисы разнообразны как сама жизнь человека'. Основные виды кризисов, мимо которых он не может пройти, следующие: ' — кризисы развития; — кризисы отношений; — кризисы состояния души; — кризисы утрат; — кризисы смысла жизни; — психические кризисы; '. — морально-этические кризисы. Работая с подростками в кризисных ситуациях, психолог может применять различные техники: ментального переживания, внутреннего диалога; самоосвобождения и др. (Теп-первайн П., 1996). В психологической практике в таких случаях используется кризисная интервенция (Миндельман Е., 1944; Эриксон Э., 1950), которая может проводиться в форме кризисной психотерапии, кризисного консультирования и «телефона доверия». При диагностике суицидального поведения подростков можно применять комплекс методик, адаптированных М.В. Горской (1994), опросник «Самооценка психических состояний личности» и «Метод неоконченных предложений». Опросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности. Инструкция: «Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1,0. Если утверждение Вам подходит, то обведите кружком цифру 2; если не совсем подходит — цифру 1; если не подходит — 0». Вопросы анкеты 1. Часто я не уверен в своих силах. 2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход. 3. Я часто оставляю за собой последнее слово. 4. Мне трудно менять свои привычки. 5. Я часто из-за пустяков краснею. 6. Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом. 7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника. 8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое. 9. Я часто просыпаюсь ночью. 10. При крупных неприятностях я обычно виню только себя 11. Меня легко рассердить. 12. Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни. 13. Я легко впадаю в уныние. 14. Несчастия и неудачи ничему меня не учат. 15. Мне приходится часто делать замечания другим. 16. В споре меня трудно переубедить. 17. Меня волнуют даже воображаемые неприятности. 18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной. 19. Я хочу быть авторитетом для окружающих. 20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться. 21. Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться в жизни. 22. Нередко я чувствую себя беззащитным. 23. В любом деле я не довольствуюсь малым, я хочу добиться максимального успеха. 24. Я легко сближаюсь с людьми. 25. Я часто копаюсь в своих недостатках. 26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния. 27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь. 28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется. 29. Меня легко убедить. 30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности. 31. Предпочитаю руководить, а не подчиняться. 32. Нередко я проявляю упрямство. 33. Меня беспокоит состояние моего здоровья. 34. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски. 35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция. 36. Я неохотно иду на риск. 37. Я с трудом переношу время ожидания. 38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки. 39. Я мстителен. 40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов. Ключ 1. Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37. 2. Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38. 3. Шкала агрессии: 3, 7, И, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39. 4. Шкала ригидности: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40. При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпавших с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ «2» начисляется 2 балла, за ответ «I» — 1 балл. Затем ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале -10. Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности. Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения: личностная тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; фрустрация — психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели; агрессия — повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям; ригидность — затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. На втором этапе работы предлагается использовать метод «Незаконченные предложения», который является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки. Испытуемый должен продолжить следующие предложения: Завтра я... Когда я закончу школу... Наступит день, когда... Я хочу жить, потому что... При обработке результатов следует обращать внимание на особенности восприятия подростками окружающего и на наличие или отсутствие осознанного стремления к сохранению жизни. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ВИД САМОРАЗРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Аддиктивное поведение детей и подростков — это вид отклоняющегося саморазрушающего поведения, связанный с состоянием измененного сознания деформированной фор- мой удовлетворения потребностей через психоактивные вещества. Аддиктивное поведение — вид нарушения адаптации в подростковом возрасте, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической или физической зависимости в сочетании с другими нарушениями поведения. Однако грань между аддиктивным поведением и наркоманией как заболеванием носит очень зыбкий характер. В психологическом плане аддиктивное поведение — своеобразная регрессивная форма психологической защиты, а в более широком аспекте может быть отнесено к явлениям психического дизонтогенеза по типу искаженного развития. Провоцирующими факторами аддиктивного поведения подростков считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера по гипертимному, неустойчивому, конформному, истероидному и эпилептоидному типу; поведенческие реакции группирования (в неформальные молодежные объединения); хобби-реакции и реакции эмансипации. Наркомания как заболевание и аддиктивное поведение очень трудно поддается лечению и коррекции. Как правило, они должны сопровождаться комплексными мерами социальной поддержки и реабилитации. Поэтому более продуктивно осуществлять профилактику и осуществлять общегосударственные превентивные меры различного характера. Наркотическая личность — это человек, в наибольшей степени деградировавший по сравнению со здоровым состоянием и другими видами аутоагрессивного поведения. С медицинской точки зрения наркомания — это тяжелое заболевание, вызванное употреблением препаратов, отнесенных к списку наркотических. В психологическом смысле наркомания есть потребность какого-либо изменения в субъективном пространстве сознания. Эти требования может удовлетворить конкретное наркотическое вещество, обладающее определенными психофармакологическими свойствами. Под воздействием наркотика изменяется состояние сознания, формируется физическая и психологическая зависимость, разрушается личность. Последствиями наркомании являются: 1. Высокая смертность, обусловленная отравлениями наркотическими веществами, несчастными случаями в состоя- Я7 нии наркотического опьянения и тенденциями к самоубийству среди данного контингента. 2. Выраженные медицинские последствия в виде соматических и невралгических осложнений, грубая деградация здоровья и значительное сокращение продолжительности жизни. 3. Высокая социальная «заразность» наркоманией и токсикоманией, особенно среди молодежи. 4. Выраженное криминогенное поведение наркоманов, связанное с деструктивными изменениями личности и морально-психологической деградацией. 5. Разрушение личности в физическом, психологическом и социальном плане. Различные исследователи по-разному анализируют причины наркомании.
Имеются попытки интерпретации наркомании как социального недуга (Сидоров П.И., 1996): социальное нездоровье общества, бездуховность, рост преступности, безработица, социальное сиротство, распад семьи, коррупция, преступный бизнес наркотиков и т.д. Многие исследователи ссылаются на психологическую предрасположенность «группы риска» к такому виду отклоняющегося поведения. Анализируя личностные особенности наркоманов, они выявили высокий уровень эгоизма (ведущие мотивы личности — собственные желания); бедность эмоциональных переживаний; неразвитость потребностей, отсутствие нравственных идеалов и смещение ценностных ориентации; несамокритичность и необъективность; внешний локус контроля; разрыв между побуждениями и действием; повышенная склонность к подражанию; предрасположенность к измененным состояниям (тревожность); импульсивность поведения и пониженная толерантность.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.167.205 (0.016 с.) |