Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в курс «Лидерство» II. Основная частьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Определение лидерства. Основные теории лидерства. Лидерские роли. Рейтинг лидерских качеств. Психологическая и деловая зрелость участников группы. Дискуссия Как становятся лидерами? Можно ли выделить лидера в детстве? Возможен ли лидер без последователей? Насколько похожи известные нам лидеры? Упражнения в парах Лидер — руководитель. Босс — подчиненный. 2. Лидер и власть. Обсуждение в микрогруппах: Что хорошего и плохого во власти над собой, над людьми, над вами? Традиционный и реалистичный взгляд на власть. Лидер и окружение. Лидер-идеалист у власти. Лидер и одиночество. Тестирование Лидер ли вы? Лидер или администратор? 3. Социальные и лидерские роли. Игра «Маскарад». 4. Лидер и риск. Европейский и американский подходы к риску. Упражнения на собственную склонность к риску. Причины риска. Правила минимального риска. Риск и изобретательство. Риск и власть. 5. Мотивация лидерства. Задания для исследования мотивов деятельности. 6. Глядя на лидеров. Планирование. Принятие решений, прогнозирование будущего, шаги в принятии решений. Работа в микрогруппах над ситуацией быстрого реагирования. Анализ действий групп и использования лидерских качеств. 7. Основные функции лидера. Выполнение заданий. «Линия жизни лидера», «Моя линия жизни», «Будущее жизни на земле». Анализ работы групп и собственного участия в групповой деятельности. 8. Лидер и творческое решение проблем. Задания на использование традиционного и нестандартного мышления: «Усовершенствуйте игрушку», «Как вернуть орла в клетку?» 9. Конструктивное сотрудничество. Работа в группах по созданию структур с внесением изменений в ходе работы (командировка, забастовка и т.п.). Анализ группоцентрированной деятельности лидеров. 10. Эффективное общение. Понятие общения. Его виды, формы, стили. Структура и языки общения. Выполнение и анализ заданий: «Стекло», «Сыщик», «Мрргалки», «Испорченный телефон». 11. Конфликт и его преодоление. Самодиагностика конфликтности. Анализ конфликтных ситуаций в группе. 1 2. Лидерские стили и характеристика лидеров. Рассказ о лидере, герои и лидеры. Положительные и отрицательные стороны лидерства. Лидер и стресс. Тестирование: «Подвержены ли вы стрессу?»
13. «Зеркало». Задания для осознания своих сильных и слабых сторон, способностей к лидерству. Упражнения на отношение к собственным изменениям. Причины сопротивления изменениям. Методы уменьшения сопротивления изменениям. 14. «Символы признания». Традиционные методы поощрения лидеров. Задания на изучение способов награждения и поощрения лидеров. Игра-дискуссия «Симпозиум» (по проблемам войны, мира, экологии, голода, безработицы и т.д.). Анализ выработанных решений и группового поведения. 15. Женщины-лидеры. Стереотипы относительно женщин. Одежда для успеха. Возможности карьеры. Семья и работа. Отношения с коллегами. Выдающиеся женщины-лидеры современности. Дискуссия «Женское ли это дело?» 16. Обозрение «Лидерство». Важнейшие умения лидера сегодня и завтра. Возраст лидерских способностей. Мифы вокруг лидерства. Дискуссия «Почему многие не хотят быть лидерами?» Шкала лидерских умений и действий. III. Заключение. Модели индивидуальной работы. Задания для самостоятельной работы: разработать тест, игру; составить план саморазвития; оформить библиографию по проблеме лидерства; провести социологический опрос об отношении к лидерству; составить биографию лидера; написать аннотацию книг о лидере; организовать встречу с лидером и т.д. МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ОРГДИАЛОГА ПРИ ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ОБЩЕНИЮ Методика оргдиалога, разработанная А. Г. Ривиным в 1918 г., обрела свое второе рождение в коллективном способе обучения В.К. Дьяченко. Ее первоначальной целью было самостоятельное изучение деловых и научных текстов студентами и их качественное усвоение. Эта технология (ее современная модификация) противоречит традиционному методу обучения, поскольку превращает обучаемого в субъект учения, а из пассивного слушателя — в говорящего, реферирующего текст, мыслящего и обучающего других. Методика предназначена для изучения текстов, объем которых не должен быть слишком большим: 1—3 страницы. Тексты в одной группе должны быть объединены общей темой. Работа с психологической научно-популярной литературой, необходимая для старшеклассников, часто кажется им довольно тяжелыми "скучнымзанятием. С помощью коллективного способа обучения ее можно превратить в интересную, состязательную и продуктивную деятельность в группе.
Так, при обучении общению можно использовать книгу Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Текст книги носит научно-популярный характер, хорошо структурирован, объединен тематически и со-' держит резюме по каждой теме в виде правил общения. На каждое правило предлагается отдельная статья. Для работы класс разбивается на микрогруппы по 3—4 человека, в которых каждый получает свой текст на конкретное правило. На втором этапе в микрогруппы приглашаются учащиеся с одинаковыми текстами. При работе над текстом решаются следующие задачи: научиться понимать и структурировать текст, самостоятельно работать с психологической литературой; активно овладевать изучаемым материалом (через позицию обучающего и говорящего); перейти в обучении от монолога к диалогу и полилогу; научиться извлекать максимум информации от беседы с другим; научиться слушать и понимать другого; научиться коллективной работе; получить навыки интеллектуального общения, активного слушания и понимания другого. Сопутствующие эффекты: развитие абстрактно-логического мышления, творческого воображения, отработка навыков публичного выступления. Алгоритм оргдиалога: 1-й этап. Индивидуальная работа над текстом в микрогруппах. Формулирование правил общения по тексту. 2-й этап. Обмен информацией и взаимообучение в микро-группах. Обсуждение правил общения. 3-й этап. Коллективная работа над текстом в микрогруппах. Подготовка к защите текста. Формулирование правил общения. 4-й этап. Групповая работа. Выступление представителя от группы. Защита правил общения. Обоснование условий и способов их использования в жизненных ситуациях. Сопоставление перечня правил общения, предложенных группой, с авторским вариантом. 5-й этап. Запись правил в личных дневниках. ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА Данный тип тренинга решает задачи, характерные для социально-психологических тренингов. Однако его главной целью является развитие личности. Тренинг состоит из шести занятий, каждое из которых решает специфическую задачу (Прутченков А.С., 1993). Позиция психолога на протяжении всех занятий — это позиция доброжелательного и понимающего друга, помогающего каждому участнику стать самим собой и создающего для этого благоприятные психологические условия. Для этого психолог организует обсуждение и принятие правил групповой работы, знакомит с ее целями и задачами, следит за их выполнением. Объясняя цель проводимого упражнения, подробно излагает инструкцию, дает необходимые разъяснения, отвечает на вопросы. Психолог постоянно отслеживает динамику группы и эмоциональное состояние ее участников, а в случае необходимости оказывает им психологическую поддержку. После каждого занятия подводятся итоги и дается домашнее задание. содержание занятий 1-е занятие 1. Знакомство (заполнение визиток, самопрезентация). 2. Правило группы. • 3. Мои добрые дела. 4. Рисунок музыки. 5. Контраргументы (мои достоинства и недостатки). 6. Контроль индивидуальности (высказывания участника о себе, мнение группы о его индивидуальности). 7. Кто я? (опрос проводится на каждом занятии и сохраняется). 8. Ласковое имя. 9. Итоги (обратная связь).
2-е занятие 1. Привет, индивидуальность! 2. Поговорим о дне вчерашнем. 3. Скажи мне, кто твой друг. 4. Ласковые имена. 5. Мои сильные стороны. 6. Моя эмиграция (кто пожалеет и кто обрадуется). 3-е занятие 1. Вы меня узнаете? 2. Мой девиз. 3. Интервью. 4. Автопортрет. 5. Карусель встреч. 6. «Я» крупным планом. 7. Домашнее задание и «Брачное объявление». 4-е занятие 1. Моя любимая игрушка в детстве. 2. Брачное объявление. 3. Без маски (неоконченные предложения о правилах общения). 4. Отверженный (причины отвержения в присутствии отвергаемого). 5. Мои слабые стороны. 6. Домашнее задание «Я глазами группы*. 5-е занятие 1. Зоопарк (идентификация с животными). 2. «Я» глазами группы. 3. Я тебя понимаю (экстрасенс). 4. Последняя встреча (что сказать друг другу). 5. Домашнее задание (перспектива). о-е занятие 1. Твое лучшее качество. 2. Привет, шщивидуальность! 3. Взаимохарактеристики. 4. А что дальше. 5. Анализ анкет (обратная связь; и самоанализ списков «кто Я 6. Пожелания психолога членам группы. В целом в работе со старшеклассниками психолог может использовать большинство средств из своего арсенала психологической помощи взрослым и подросткам. Возможно, он обратит особое внимание на изучение их личностных проблем, формирование временной перспективы. (Толстых Н.Н,. Дубровина И.В., 1997), кризис идентичности и развитие «эго» (Эриксон Э., 1997), неадаптивной активности личности (Петровский В.Л., 1996). Мы продемонстрировали методические подходы к решению лишь отдельных проблем. Контрольные вопросы 1. Какие психологические трудности старшеклассников составляют задачи работы школьного психолога? 2. В каких случаях может использоваться оргдиалог и тренинг личностного роста? 3. Можно ли использовать методику Н.Н. Толстых в новой парадигме профессиональной консультации? Темы для семинарских занятий 1. Старшеклассник как объект психологической помощи. 2. Методика психологической помощи старшеклассникам. Задания для самостоятельной работы 1. Составьте психологический портрет одного из старшеклассников в аспекте психологической помощи. 2. Проведите оргдиалог по правилам общения в своей группе, сделайте анализ эффективности методики. 3. Разработайте методику одного из занятий предлагаемого сценария тренинга личностного роста. Литература Абульханова-Славская К.Л. Стратегия жизни. М., 1996. Ананченко М.Ю., Овсянкин П.Е. Курс «Лидерство» в школе. Архангельск, 1995. Гордон Т. Лидерство и управление: группоцентрированный подход // Клиентоцентрированная терапия. М., 1997.
Кон И. С. Психология ранней юности. М.. 1989 Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. М.,1990. Прутченков Л.С. Свет мой, зеркальце, скажи: Методические разработки социально-психологических тренингов М., 1996. Пряжников Н.С. Подростковая профконсультация: в поисках новых ориентиров // Журнал практического психолога. 1996. № 1. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М, 1989. Франкл В. Человек В поисках смысла. М., 1995
Раздел III МЕТОДИКА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» И ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ Глава 1
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.112.164 (0.013 с.) |