Авторские модели психологической службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авторские модели психологической службы



Положение о психологической службе образования обо­значает лишь основные направления профессиональной де­ятельности психолога. Это общее в каждом конкретном уч­реждении образования приобретает особенные черты и ста­новится единичным в случаях высокого уровня творчества и профессионального мастерства психолога. Психолог вы­полняет социальный заказ и оправдывает социальные ожи­дания педколлектива детского сада или школы, если он в состоянии осуществить психологическое обеспечение раз­вития данного учреждения и личностей, его составляющих. Так возникают авторские модели психологической службы. Любая авторская модель школьной психологической службы предполагает выделение приоритетов, системность, гиб­кость, многообразие форм и методов работы, преем­ственность. Эта служба должна быть нравственной и экологичной, т.е. культивировать право каждого ребен­ка на уникальность и неповторимость. Она опирается на действующий оптимизм, творчество и профессиональное со­дружество психологов. Авторская модель психологической службы опирается на профессиональное и личностное само­определение психолога, его концепцию учреждения, кото­рое задается и создается всеми членами коллектива, взрос­лыми и детьми.

Ниже представлены концепции современного детского сада и школы, разработанные практическими психологами, которые определяют стратегию психологической службы этих учреждений.

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА

— Зачем ты поступаешь в детский сад? Дома лучше, — гово­рит взрослый.

— Чтобы воспитаться! — уверенно отвечает ребенок.

— А дома тебя не воспитывают?

— Дома я живу.

(Из разговора)

1. Цели и задачи детского сада

Цель: свободное, естественное развитие ребенка. Ребенок, прежде всего, желает, затем чувствует, а потом сознает и размышляет:

Задачи:

— комплексная система воспитания дошкольника на осно­ве индивидуального подхода, результатом которого будет здо­ровый физически и психически, разносторонне развитый, ини­циативный, раскрепощенный ребенок с развитым чувством соб­ственного достоинства;

— создание условий для постепенной безболезненной адап­тации ребенка к новым социальным условиям;

—.реальная гуманизация воспитательной работы, превращаю­щая программу обучения и воспитания ребенка в его собственную;

— сохранение и укрепление здоровья детей (в детском саду не должен сокращаться период натурального детства).

Образ воспитанника

Воспитанник — развитый, здоровый, уверенный, инициатив­ный ребенок.

Образ воспитателя

Воспитатель — особая, профессиональная роль, заключаю­щаяся в принятии на себя ответственности за условия, харак­тер и перспективы развития личности другого человека через приобщение его к миру человеческой культуры. За профессио­нальной ролью – «Воспитатель» вырисовывается универсальное отношение человека к человеку, заключающееся в том, что своими поступками, иногда помимо собственной воли, люди изменяют условия жизни друг друга, находя свою идеальную представленность и продолженность в жизни другого человека.

Функции воспитателя:

1) развивающая: гностическая, исследовательская, инфор­мационная;

2) конструктивно-организаторская;

3) координирующая;

4) коммуникативная;

5) материнская.

4. Модель образовательного процесса

Обучение проводится в зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Развивающие занятия организуются по подгруппам. Форма проведения занятий достаточно свободная. Занятия логически и методически связаны Ребенок — не объект, а субъект обучения и воспитания.

Модель воспитательного процесса

Воспитание осуществляется через игру, в которой дети учат­ся обращаться с игрушкой, партнером, строить диалог, взаи­модействовать со сверстниками, играть по правилам.

Материально-техническая база

Материально-технические условия способствуют созданию дидактической развивающей среды, экологически способству­ют детскому возрасту.

Взаимоотношения

Воспитательадминистрация: доброжелательность, дове­рие, открытость, совместное обсуждение стратегии развития, уважение.

Воспитатель — воспитатель: доброжелательность, взаимо­понимание, открытость, позитивная конкуренция, равнопра­вие, уважение мнения коллеги.

Воспитатель — ребенок: доверие, открытость, принятие ре­бенка, уважение личности ребенка.

Отношение детского сада с социумом

Детский сад — центр педагогической и психологической по­мощи. Тесная связь с родителями поддерживается с помощью различных секций, работающих в выходные дни.

Тесная связь со школой поддерживается через проведение совместных педсоветов, взаимопосещения детей и педагогов, совместные праздники.

Управление и организация жизнедеятельности

Управление построено на демократических началах. Руковод­ство (заведующая, методист, старшая медсестра, врач) рабо­тает в тесном контакте с коллективом воспитателей, помощ­никами воспитателей, представителями других подструктур.

Организация жизнедеятельности — режим детского сада гиб­кий, т.е. основные режимные моменты могут варьироваться для группы и индивидуально. В выходные дни могут работать группа выходного дня, театр-кафе, студии, ярмарки.

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ШКОЛЫ

Цель: создание адаптивной модели школы, которая приспо­сабливает педагогический процесс к реалиям жизни, изменяющимся условиям социальной среды и развивает активные адаптивные способности ее субъектов: учителей и учащихся.

Задачи (социальный заказ): подготовка образованных, вос­питанных, профессионально ориентированных, здоровых, со­циально зрелых людей.

ОБРАЗ ШКОЛЫ

Образ ученика-выпускника

Субъект личностной и социальной значимостью, необхо­димым комплексом знаний, умений, навыков в различных сфе­рах для адаптации и живом социуме; разносторонним развити­ем, гуманистической культурой.

Образ учителя

Учитель — личность, профессионал с гуманистическим ми­ровоззрением и гуманитарной культурой. Он организует, конт­ролирует, анализирует и регулирует деятельность учащихся, создает благоприятные условия для обучения.

Организация связана с подготовкой учащихся к восприятию нового учебного материала с целью выявления пробелов в зна­ниях учащихся и установления логических связей в учебном материале, организации учебно-познавательской деятельности, закрепления и применения изученного материала.

Контроль предусматривает обеспечение обратной связи, ос­ведомляющей о соответствии фактических результатов поставленной цели.

Аналитическая деятельность учителя направлена на получе­ние целостной картины процесса обучения на основании выделения его этапов и выяснения того, каким образом в результате взаимодействия учителя и ученика происходит достижение про­межуточной цели.

Регулирование ' направлено на изменение своей деятельности и соответственно деятельности учащихся в случае отклонения фактических показателей сформированности знаний от заранее запланированных.

Модель учебного процесса

В адаптивной школе образовательный процесс строится в со­ответствии с концептуальными идеями: развитие целостного об­разовательного процесса и составляющих его компонентов, гу­манитарно-культурологического подхода, свободного развития, творчества, рефлексивности и при этом выполняются условия:

— разработан методический аппарат диагностики обученности, развитости учащихся, сформированности у них социаль­но-ценностных отношений к объектам окружающей действи­тельности;

. — осуществляется учебная и профессиональная ориентация учащихся;

— реализуется «оптимистическая гипотеза» деятельности пе­дагогов;

— корректируются затруднения учащихся и образовательный процесс применительно к конкретной личности;

— осуществляется предупреждение затруднений учащихся в образовательном процессе посредством совершенствования тра­диционных технологий обучения и воспитания и использования новых;

— обеспечивается формирование личности, способной адап­тироваться к социальной жизни на данном уровне культуры с учетом возрастных особенностей.

Технология

1-й этап:

— изучение микросреды школы, потребности учащихся и их родителей в спектре профессионального самоопределения уча­щихся;

— анализ состояния образовательного процесса в школе с целью выявления противоречий в его содержании и организа­ции с учетом установленных потребностей учащихся и их роди­телей;

— разработка диагностических материалов, используемых для оценки уровней сформированности обученности учащихся, их развитости;

— разработка концепции развития адаптивной школы. 2-й этап:

— построение обобщенной модели образовательного процес­са в школе;

— разработка технологии создания и реализации условий эф­фективности образовательного процесса в адаптивной школе;

— диагностика обученности, развитости учащихся школы;

— диагностика сформированности социально-ценностных отношений школьников к объектам окружающей действитель­ности;

— поисковая экспериментальная работа по проверке техно­логии создания и реализации условий эффективности образова­тельного процесса

3-й этап:

— корректировка технологии создания и реализации условий эффективности образовательного процесса в адаптивной школе;

— анкетирование участников педагогического процесса в адап­тивной школе;

— анализ состояния образовательного процесса в школе. Прогноз ожидаемых результатов:

— реализация условий, обеспечивающих самореализацию учащихся и педагогов;

— педагоги владеют методиками диагностирования способ­ностей, склонностей, интересов и т.п. школьников, что позво­ляет своевременно определять возможности учащихся и вно­сить соответствующие изменения в образовательный процесс каждой личности;

— в школе создан благоприятный социально-психологичес­кий климат, мерой которого служит самочувствие каждого уча­стника педагогического процесса;

— большинство учащихся осуществляет осознанный профес­сиональный выбор в рамках школьного обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.016 с.)