Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные формы работы практического психологаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При большом разнообразии форм работы чаще всего психологу приходится использовать консультативную беседу, урок психологии, консилиум, тренинг. Консультативная беседа В психологической практике беседа используется с различными целями: для установления контакта с испытуемым и введения его в ситуацию эксперимента (контактная беседа); для проверки исследовательских гипотез (экспериментальная беседа); как метод получения данных о свойствах личности (диагностическое интервью); для оказания психологической помощи (клиническое интервью) (Данилова Е.Е., 1995). Названные виды беседы тесно связаны между собой и имеют общие элементы. Так, любая беседа начинается с установления контакта и может содержать элементы диагностики и психологического воздействия на клиента. Консультативная беседа проводится по определенному плану. При этом степень ее стандартизации может быть различной: от жестко запрограммированного интервью по типу анкеты до беседы, протекающей в свободной форме, с определенной стратегией, но свободной тактикой. Полностью стандартизированная беседа чаще применяется при массовых опросах, когда необходимо за короткий срок получить большой объем данных. В этом случае исследователь в строгой последовательности предъявляет каждому испытуемому заранее составленные вопросы. Такая форма беседы позволяет получить хорошо сравнимые результаты, выразить их в количественной форме и, кроме того, не требует от опрашивающего высокой квалификации. Однако регламентированная беседа не позволяет учесть непосредственные реакции испытуемого и существенно уменьшает эмоциональный контакт с ним. Поэтому при индивидуальном обследовании, где требуется проникнуть во внутренний мир личности, понять ее затруднения, такая форма беседы обычно не используется. Менее стандартизированная беседа позволяет сохранить естественность ситуации, что облегчает поддержание контакта с испытуемым. В этом случае психолог может индивидуализировать ситуацию опроса. Это требует от него большого мастерства, умения хорошо ориентироваться в ситуации и менять тактику в зависимости от новых обстоятельств. В большинстве случаев беседа является управляемой. Однако плодотворной может оказаться и неуправляемая беседа, которая носит исповедальный характер. Это более типично для психотерапевтической беседы. Но и в этом случае психолог занимает позицию активного слушателя. Беседа с детьми имеет определенную специфику и является несравненно более сложным делом, чем беседа со взрослыми. Отличие состоит в том, что детей обычно приводят педагоги или родители, заметив какие-то отклонения в их развитии и поведении. Поэтому у детей отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и от взрослого требуется большая находчивость и изобретательность, чтобы разговорить ребенка. Особенно это касается «трудных» детей, имеющих отрицательный опыт общения со взрослыми. В этих случаях для приобщения ребенка к сотрудничеству можно использовать игру. Вопрос — основной элемент консультативной беседы. Обычно вопросы распределяются на три группы: 1) прямые, т.е. непосредственно относящиеся к исследуемому предмету (у тебя есть друзья?); 2) косвенные, помогающие опосредованно получить информацию (что ты подаришь другу на день рождения?); 3) прожективные, учитывающие идентификацию опрашиваемого с каким-либо лицом или группой и провоцирующие на спонтанные высказывания (у всех ли детей есть друзья?). Использование вопросов второго и третьего типа необходимо при выявлении характеристик, трудно поддающихся осознанию и в случаях, когда ответ может обладать высокой социальной желательностью. Индивидуальная тактика беседы предполагает соединение полярных позиций: позволить ребенку говорить совершенно свободно и проверять свою собственную гипотезу, управляя беседой. В зависимости от целей меняется содержание беседы (диагностическое интервью, экспериментальная беседа). Методика экспериментальной беседы включает установление контакта, отвлеченный анализ трудных ситуаций у детей и их причин, выявление особенностей поведения ребенка в идентичных ситуациях, анализ способов саморегуляции, разработка советов другу, попавшему в подобную ситуацию, определение источников получения информации у детей (Данилова ЕЖ, 1995). Урок психологии На уроках психологии можно дать ребенку знания о нем и научить получать эти знания; помочь ему стать социально адаптированным; развивать рефлексию как процесс познания и понимания себя и Других; способствовать личностному росту подростка, самоопределению и поиску жизненных ценностей; создавать условия для раскрытия творческого потенциала; дать некоторые сведения о психологических функциях, процессах и образованиях; совершенствовать коммуникативные умения и обогащать поведенческий потенциал подростков. Вполне понятно, что классическая форма преподавания не позволяет эффективно решать эти задачи. Мы рекомендуем использовать лекции, психодиагностические практикумы, экспрессивные методы творческого самовыражения, социально-психологический тренинг, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, игровое моделирование, имитационные игры. По форме уроки психологии напоминают социально-психологические тренинги, техника которых довольно эклектична. Несмотря на различие конкретного плана, уроки нельзя ограничивать четкими рамками программного ведения, так как в намеченный замысел могут вноситься изменения по ходу занятия. Особо следует сказать о роли преподавателя психологии. Она достаточно сложна, так как включает в себя функции педагога, психолога, руководителя малой группы и ее участника одновременно. Как учитель, преподаватель психологии дает теоретические знания, организует и направляет групповую дискуссию по обсуждению различных психологических проблем. Как психолог он грамотно осуществляет все диагностические процедуры, их анализ и интерпретацию, таким образом, чтобы это служило и целям обучения, и в то же время способствовало созданию обстановки доверия на занятии. Он организует групповую рефлексию и осуществляет функцию оказания поддержки. Как руководитель малой группы психолог осуществляет руководство всем процессом, меняя творчески различный стиль руководства. Как член группы он наравне с ребятами принимает участие во всех играх, упражнениях, творческих заданиях (Подвойская МЛ., 1993). Конспект урока (1-й год обучения, 8-й класс) Цель: знакомство с психологией — наукой о душе, о внутреннем мире человека. Ход урока 1. Приветствие. — Какие предметы вы изучаете? — Есть ли предмет, где изучается человек? — Есть ли предмет, где бы вы узнали себя? Почему вводится предмет «Психология»? Его цель: изучение человека, получение знаний о себе, своем внутреннем мире и применение этих знаний к собственной жизни. 2. Давайте познакомимся (игра). За 3—5 мин в свободной форме опишите свое впечатление о психологе и отношении к нему. Желательно отразить как положительные, так и отрицательные впечатления анонимно. Затем психолог зачитывает ответы, доброжелательно их комментируя и систематизируя (внешность, личностные качества, манера поведения, стиль преподавания). Проводится анализ первого впечатления о человеке и его особенностей у разных людей. Самопрезентация учащихся (фамилия, имя и характерные качества). 3. Беседа о психологии. Психология — наука о душе. Что такое душа? Есть ли душа у человека? Что такое душевный человек, болит душа, душа ушла в пятки, задушевный разговор. 4. Пятиминутка о психологии (в течение 5 мин написать слова, которые относятся к психологии). 5. Демонстрации психологических опытов: «хромая обезьяна», «маятник». 6. Диагностика (шкала самооценки Дембо — Рубинштейн: параметры здоровья, ум, характер, счастье, память, внимание, воля, воображение, речь, общение, доброта, самоуважение). Итоги: о чем говорили сегодня. Домашнее задание: объяснить слова «душевный друг», «душевная болезнь», «бездушный». Консилиум В задачи консилиума входит: 1. Выявление характера и причин отклонений в поведении и учении учащихся. 2. Разработка программы воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития. 3. Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций. Принципы организации работы консилиума: уважение к личности и опора на положительное, «не навреди», интеграция психологического и методического знания, т.е. максимальная педагогизация диагностики. Систематически действующий, с постоянным составом участников, наделенный правом рекомендовать и контролировать, консилиум может рассматриваться как самостоятельная форма коллективной мыслительной деятельности со специфическим кругом диагностико-воспитательных задач. Диагностическая функция консилиума заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учащихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении. Воспитательная функция консилиума включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т.д. По характеру эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер. Реабилитирующая функция предлагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия. Состав консилиума формируется с учетом его цели (руководитель консилиума, психолог, школьный врач, инспектор ИНД, специалист-консультант, педагоги, члены родительского комитета, желательные для ребенка референтные лица). Способы подготовки заседания консилиума могут быть разными. Диагностический мозговой штурм, диагностическая цепочка, диагностический монолог используются на подготовительном этапе, когда составляется диагностическая карта учащегося. На втором этапе проводится заседание, на которое приглашаются учащиеся и их родители. Процедурная схема заседания: оргкомитет, заслушивание характеристики, ее дополнение членами консилиума, собеседование с родителями и учащимися, подготовка педагогического диагноза, обмен мнениями и предложениями по коррекции учащихся, выработка рекомендаций. Документация консилиума включает в себя три наименования: приказ по организации консилиума и его составу на учебный год, журнал консилиума и диагностические карты учащихся. Журнал консилиума заполняется психологом и содержит примерно следующие графы:
Содержание диагностической карты приводится в приложении. Психолого-педагогический консилиум может рассматривать и более широкий круг проблем, связанных с дифференциацией обучения, созданием классов с углубленным преподаванием и классов адаптации, щадящей нагрузки, вопросами профотбора и профконсультации и др. Примерами таких консилиумов могут служить апробированные в нашей практике консилиумы «Трудный класс» и «Профессиональные намерения и возможности учащихся класса». Методическая разработка педагогического консилиума по теме «Трудный класс» Цель: коллективное изучение трудностей обучения и воспитания учащихся конкретного класса с помощью школьной психологической службы; выявление причин, вызывающих затруднения учащихся и учителей; разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин.. Участники: психолог, педагог-специалист, администрация, учителя > работающие в данном классе, классный руководитель, представители классного актива. Подготовительная работа 1. Изучение состояния учебно-воспитательной работы в классе (администрация, руководители методического объединения). 2. Психолого-педагогическое изучение педагогически запущенных учащихся с помощью бесед, анкетирования, наблюдения (психолог, педагоги). 3. Общее знакомство с классом, наблюдение по специальной программе, беседа с классным руководителем и учителями (психолог, администрация). 4. Изучение межличностных отношений в классе с помощью социометрической методики и отношения учащихся к отдельным учителям (психолог). 5. Подготовка карты класса и отдельных учащихся с предварительными характеристиками и рекомендациями психолога и педагога (психолог, школьный врач, педагоги). 6. Согласование хода педконсилиума и условий его проведения (администрация, психолог, педагоги). Ход консилиума 1. Психологическая и целевая установка. 2. Выступления участников: поиск психолого-педагогических причин трудностей в работе с классом и путей их устранения на конструктивной, доброжелательной основе. 3. Психолого-педагогический анализ поступивших предложений, обсуждение рекомендаций педконсилиума. 4. Письменное оформление рекомендаций (табл. 3). Таблица 3 Рекомендации консилиума по теме «Трудный класс»
Тренинг Тренинг — это групповая форма работы с педагогами, учащимися, родителями, которая имеет своей главной целью развитие компетентности общения. Социально-психологический тренинг может иметь конкретную направленность: тренинг чувствительности, ролевого, делового поведения и т.д. Каждый тип тренинга имеет диагностическую задачу, которая решается не столько ведущим, сколько самими участниками. Особое значение в условиях школы имеет тренинг общения. Профессия учителя относится к типу профессий «человек—человек». Предметом труда учителя является другой человек, а одним из основных средств труда — общение. И тем не менее педагогическое общение — камень преткновения современной школы. Коммуникативные способности учителя (умение адекватно воспринимать другого, точно передавать ему информацию и переживания через слово, интонацию речи, мимику, пантомимику, поведение), как правило, развиты слабо. Цель социально-психологического тренинга (Т-группы) — развитие социального интеллекта, навыков профессионально-педагогического общения. У участников группы расширяются знания о том, как их воспринимают, какие формы их поведения вызывают одобрение, какие — неприятие и осуждение у окружающих. Кроме того, у участников группы развивается способность понимать других людей, их взаимоотношения, они учатся прогнозировать межличностные события. Следовательно, эффектами тренинга можно считать следующие: 1. Самодиагностика: а) получение конкретных сведений о себе; б) выяснение, каким человек предстает в глазах других; в) выяснение степени самостоятельности идеального «Я». 2. Диагностика: а) развитие самоанализа; б) развитие умений дифференцировать чувства, четко и ясно выражать себя; в) осознание того, что открытие «Я» возможно лишь в контакте с другими. 3. Проверка установок на образы других: а) развитие понимания позиции другого; б) формирование чувствительности к невербальным формам их проявления; в) развитие умения слушать и понимать другого; г) психотерапевтическое воздействие. Группа формируется из педагогов, желающих повысить свой социальный интеллект. Максимальное число участников в группе — 25 человек (медиогруппа), оптимальное количество — 7—9 человек (микрогруппа). Можно выделить следующие основные условия проведения занятий в группе социально-психологического тренинга: 1. Люди собраны вместе в замкнутом пространстве. 2. Они не могут уклониться от общения (участники группы расположены по кругу лицом друг к другу). 3. В группе отсутствует заранее заданная иерархическая структура. 4. Если участники группы незнакомы друг с другом, то лучше не знакомить их (каждый может придумать себе вымышленное имя). 5. В группе есть человек (ведущий), который имеет групповой опыт, знает «правила игры», в частности технику облегчения участникам группы выражения &х ощущений, переживаний, мнений. 6. Занятия группы должны проводиться в специально оборудованном помещении с достаточной звуковой изоляцией. Принципы поведения в группе: каждый участник группы может высказывать о каждом (в том числе и о ведущем) все, что хочет; каждый участник должен высказывать вслух мысли, которые возникают «здесь и теперь» по поводу событий, происходящих в группе, и по поводу участников группы. Нельзя говорить о группе за пределами занятий. Программа обучения в группе состоит из трех частей. Первая часть — вводная лекция по проблеме общения. Участники знакомятся с общими понятиями и механизмами психологии группы, психологии общения. Вторая часть — собственно тренировочная. Рекомендуемая длительность ее около 60 ч (продолжительность одного сеанса до 1,5 ч). В ходе занятий отрабатывается целая система упражнений, направленных на развитие социального интеллекта и коммуникативных умений: 1. Выработка умений органично и последовательно действовать в публичной обстановке., 2. Формирование мышечной свободы в процессе педагогической деятельности: а) выявление зажатости; б) освобождение и постепенное зажатие мускулатуры; в) задержка и снятие напряжения. 3. Достижение учителем состояния собственного эмоционального благополучия в классе. 4. Развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности и сосредоточенности. 5. Развитие простейших навыков общения. 6. Техника интонирования. 7. Определение и уточнение системы общения. 8. Развитие мимики и пантомимики. 9. Упражнения на педагогически целесообразные переживания. 10. Преодоление внушаемых характеристик. 11. Тренировка педагогической наблюдательности. 12. Построение коммуникативных задач урока. 13. Техника и логика речи, ее выразительность и эмоциональность. 14. Словесное педагогическое воздействие. 15. Образная задача информации. 16. Упражнения на короткий диалог. 17. Выбор жеста. 18. Воспроизведение жеста в ситуации педагогического действия. 19. Выявление и решение педагогической задачи: а) решение педагогических задач с целевыми установками; б) инсценирование педагогической задачи; в) действия учителя в предполагаемых ситуациях. 20. Упражнения на развитие педагогического воображения, интуиции, навыков педагогической импровизации в общении. Третья часть программы обучения в Т-группе — анализ тренировочной части. Можно предложить другой вариант плана социально-психологического тренинга, включающего сочетания тренировочных занятий с теоретической подготовкой. План социально-психологического тренинга «Педагогическое общение» 1. Основные принципы социально-психологического обучения. Формирование группы. 2. Социально-психологические факторы, обусловливающие эффективность учебно-воспитательного процесса. 3. Профессиональный рост и самосовершенствование личности учителя. 4. Самоанализ, самооценка учителя в педагогической деятельности. 5. Саморегуляция учителя в профессиональной деятельности. 6. Ресурсы «Я». Психодиагностика. 7. Самоанализ индивидуального стиля общения. 8. Невербальные средства общения и взаимодействия. 9. Совершенствование коммуникативной компетентности с помощью невербальных средств. 10. Сензитивность, ее компоненты. Психодиагностика. 11. Социальная перцепция и познание людьми друг друга. 12. Игровое моделирование проблемных ситуаций общения. 13. Конфликт и конструктивные способы его разрешения. Психодиагностика. 14. Овладение навыками и принципами анализа реальных педагогических ситуаций. 15. Игровое моделирование проблемных педагогических ситуаций. 16. Профессиональный рост и самосовершенствование личности учителя как условие гуманизации учебно-воспитательного-процесса. Несколько слов о требованиях, предъявляемых к психологу, ведущему Т-группы. Ведение группы социально-психологического тренинга — особый вид преподавательской и психологической деятельности, требующий определенных личностных и профессиональных качеств. Ведущий группы должен пользоваться полным доверием у обучаемых. Необходимо помнить, что знание психологических особенностей другого человека — своеобразная форма власти над ним. Отсюда ведущий должен быть сам свободен от тенденций самоутверждения за счет окружающих и распознавать и пресекать таковые у других участников, поскольку среди людей нередки случаи интереса к психологии как к средству достижения господства над окружающими. Ведущий должен уметь «обезвреживать» возникающие острые ситуации, агрессивность, маскируемую под прямоту и откровенность. Нельзя также забывать о неявной напряженной жизни группы с ее широчайшим арсеналом средств невербальной коммуникации, обладающих не меньшей информативностью, чем звучащие слова. Этическая окраска межличностного опыта, получаемого участниками группы, решающим образом зависит от психологического профиля и уровня морального развития личности ведущего. Прежде чем предложить участникам группы какую-то технику, ведущий обязан сам поработать с ней, причем значительно дольше, чем это будут делать они. Конкретные нормативы здесь назвать трудно, однако для приблизительной ориентировки можно указать следующее. Прежде чем начать работу с группой, необходимо, по крайней мере, около месяца ежедневно тренироваться (самостоятельно или с партнером) по 1—2 ч. Этот минимум работы должен быть проделан обязательно, иначе мимо ведущего пройдут незамеченными многие важные моменты в работе участников тренинга. Обучение общению в группе социально-психологического тренинга имеет целый ряд преимуществ. По мере сплочения группы ее участники начинают испытывать большую симпатию друг к другу, становятся более открытыми и обнаруживают большую готовность к изменению собственных установок, повышаются их активность и инициативность в поиске оригинальных решений. В группе создаются условия для усвоения психологического языка. Обучение в группе позволяет участникам осознать грань между процессуальным и содержательным аспектами коммуникации. Например, «до свидания» можно произнести с чувством глубокого сожаления или с оттенком облегчения. Демонстрация чувства облегчения при прощании может входить в сознательную программу одного из собеседников и преследовать цель явной дискриминации партнера, но может быть также нечаянным обнаружением скрытых целей (быстрее избавиться от собеседника, чтобы приступить к взаимодействию с другими и т.п.). Разбор таких ситуаций возможен только в лабораторных условиях самоэкспериментирования и откровенной обработки связи (возвратной информации), т. е. в группе социально-психологического тренинга. Обучение в группе позволяет понять структурно-функциональные взаимоотношения в жизни групп и коллективов, что обычно предстает перед повседневным сознанием в смешанном и поэтому неясном виде. Наблюдая образцы взаимоотношений между участниками своей тренинговой группы, можно фиксировать особенности межличностного стиля поведения, притязаний на место в структурной иерархии, специфику вербальной и невербальной подачи. Объектом наблюдения может быть и выполнение группой своих задач: как ставятся цели, составляются планы и насколько они определяют, что, когда и где делает каждый участник. Занятия в "группах социально-психологического тренинга могут стать ведущим способом развития коммуникативных способностей учителей, а следовательно, и способом повышения их профессионализма. Тренинг может входить в целостную систему сеансов психологической разгрузки, которые проводятся в школьном кабинете психологом, врачом, в звукозаписи с помощью средств, выполняющих различные функции: создание благоприятных условий для отдыха (эстетически оформленный интерьер, озеленение, кресла для отдыха); создание комфортной микросреды (звукоизоляция, оптимальная температура и влажность воздуха); стимуляция положительных эмоций (экранное изображение, динамичное цветное освещение, музыка, природные звуки); психомышечная тренировка. Можно выделить пять типов сеансов: 1. В водно-ознакомительные (знакомство с кабинетом и привитие навыка отдыха в эстетически организованной комфортной среде). 2. Восстановительно-профилактические (снятие утомления и устранение влияния неблагоприятных факторов труда, восстановление работоспособности, обучение навыкам саморегуляции). 3.Лечебно-оздоровительные (помощь влечении предболезненных состояний, начальных стадий нервных и нервно-соматических заболеваний). 4. Социально-психологические (улучшение социально-психологической среды деятельности в коллективе); 5. Информационные и учебно-воспитательные (сообщение различной информации, осуществление профессионально-прикладного развития, оказание воспитательного влияния). Многообразие отношений, содержательных аспектов, моделей и форм работы практического психолога образования предполагает их осознанный выбор на основе профессиональной рефлексии. Контрольные вопросы 1. Какие требования к личности психолога предъявляются его профессиональной деятельностью? 2. В чем состоит специфика статусов психолога в системе образования? 3. Чем характеризуется модель психолога и модель его профессиональной деятельности? 4. Что такое авторская модель психологической службы? 5. На каких основаниях психолог строит модель психологической службы?. 6. Какова структура такой модели? Темы для семинарских занятии 1. Требования к личности и профессиональной деятельности психолога в системе образования. 2. Модели и, статусы практического психолога в системе образования. 3. Авторские модели психологической службы. 4. Современная школа и детский сад глазами психолога. Задания для самостоятельных занятий 1. Проанализируйте на основе профессиограммы свои возможности профессиональной адаптации. 2. Проведите социально-психологическое исследование по проблеме: «Какой психолог нужен детскому саду (детскому дому)?». 3. Разработайте авторскую модель психологической службы детского сада. 4. Разработайте авторскую модель психологической службы детского дома. Литература Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М, 1996. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В.Антоновой. М, 1995. Немов Р.С. Психология. - Кн. 2. М., 1995. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Отарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рухкой. М, 1990. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995. Учимся общаться с ребенком / Сост. В.А. Петровский и др М„ 1993.
Глава 2 ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК ОСНОВА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.40.171 (0.012 с.) |