Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика семейной психотерапии при акцентуациях характера у подростковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Семейная психотерапия при акцентуациях характера является ведущим методом коррекционной работы с подростками. Это связано с тем, что семья является основным источником психогенных расстройств у подростков в силу их большой зависимости. Блокирование потребности подростка в эмоциональной поддержке родителей часто приводит к тревоге, нервно-психическому напряжению. Отсутствие контроля за его социальным поведением чревато не только нарушениями поведения, но и негативно сказывается на развитии подростка. Блокирование потребности в общении с наиболее близкими людьми служит источником психической травматизации. Если родители не содействуют подростку в овладении социальными нормами, он оказывается в ситуации дезинтеграции и дезориентации. Все эти факторы приводят к характерологическим нарушениям, которые, в свою очередь, являются предрасполагающими факторами для развития психогенных расстройств (неврозов, психозов, аффективных реакций, патологических нарушений поведения), психических заболеваний (шизофрении, психозов маниакально-депрессивных и шизоаффективных). Это тем более опасно, что в подростковом возрасте идет интенсивное формирование характера и все его свойства обостряются, тем более если налицо акцентуация. Акцентуации характера у подростков связаны с определенными типами семейного воспитания и взаимоотношениями подростков в семье. В первой главе мы описали эти типы и предложили методы их диагностики. Совершенно очевидно, что тот или иной тип воспитания, в свою оче- редь, связан с характерологическими особенностями самих родителей. Можно выделить наиболее неблагоприятные сочетания типов семейного воспитания и акцентуации характера у подростков: гипопротекция и неустойчивый, конформный, гипертимный тип акцентуации; доминирующая гиперпротекция и психастенический, сенситивный, асте-но-невротический, гипертимный; потворствующая гиперпротекция и лабильная, истероидная, гипертимная, шизоидная акцентуация; эмоциональное отвержение — при сенситивной, лабильной и астено-невротической. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий считают, что нарушения семейных представлений приводят к усилению отклонений у подростков (близорукость), ухудшению их нервно-психического здоровья («патологизируюшие роли родителей*), развивают гиперпротекцию («расширение родительских чувств» или «предпочтение детских качеств»), эмоциональное отвержение («проекция нежелательных качеств»).
Нарушение механизмов интеграции в семье, выраженное в неразвитости родительских чувств, предпочтении мужских или женских качеств в ребенке, приводят соответственно к гипопротекции или эмоциональному отвержению. Нарушение системы взаимного влияния членов семьи — воспитательная неуверенность родителей или страх утраты ребенка — чревато гиперпротекцией в воспитании. Нарушения взаимоотношений в семье, ошибки в восприятии членами семьи друг друга влияют на развитие у подростков ситуативных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний на фоне акцентуаций характера, патохарактерологических формирований, определяют динамику психопатий. В свою очередь, аномалии поведения подростков приводят к ломке жизненных стереотипов у родителей, их невротизации, эмоциональной неустойчивости. Чтобы разорвать этот порочный круг, нужна работа со всей семьей — как с родителями, так и с подростками. Для семейной психотерапии подбирается группа подростков из 5—7 человек и 10—14 родителей. Занятия проводятся раз в неделю. В группе не должно быть больше одного эпилептоидного, истероидного и психопатичного подростка. Этапы семейной терапии при акцентуациях характера у подростков следующие: I этап — диагностический (включает личный анамнез и анамнез семьи глазами подростка, личный анамнез и анам- нез семьи глазами родителей, психологическую диагностику); II этап — ликвидация семейного конфликта (заключается в установлении эмоционального контакта, эмоциональном отреагировании, ликвидации напряженных отношений в семье, в односторонних встречах); III этап — реконструктивный (включает групповое обсуждение семейных проблем, поиск приемлемых форм общения в группах подростков и родителей или семейной группе); IV этап — поддерживающий (включает консультирование психолога с целью поддержания новых форм взаимодействия, достичь которых удалось в ходе семейной психотерапии).
Показанием к семейной терапии являются все виды нарушений поведения (за исключением сексуальных первер-зий) и аномалий характера, биология которых связана с различными типами семейной дезорганизации и неправильного воспитания. Для установления контакта с подростками психологу следует придерживаться позиции партнерства, серьезного отношения, доброжелательности, отсутствия директивности, опоры на референтных лиц и осведомленности об интересах и склонностях подростков. У родителей необходимо снимать излишние опасения, тревоги и напряженность. При выявленных акцентуациях желательно учесть, что гипертимы, неустойчивые, конформисты, эпилептоиды и лабильные лучше реагируют на тон «старшего товарища и врача»; «тон строгого родителя и педагога» подходит конформным и неустойчивым подросткам. Лабильные хорошо реагируют на сочувствие, позицию «опекающего друга». Сенситивные и шизоидные подростки трудны в контакте и принимают только позицию «стороннего наблюдателя, готового прийти на помощь». Истероидным нужен и «потворствующий родитель», поощряющий действительно положительные действия. С эпилептоидом надо говорить прямо и открыто и препятствовать его стремлению доминировать над всеми в группе. Циклоидные в позитивной фазе нуждаются в строгом отношении, а в негативной — «опекающем друге». Нужна определенная тактика и в отношении родителей. С типом «потворствующая гиперпротекция» можно конструктивно обсуждать проблемы после их выслушивания. При типе «доминирующая гиперпротекция» надо действовать через лидера семьи. При «жестоком обращении» нужен намек пси- холога на знание им истины, которая скрывается родителями В других случаях терапия неэффективна, в этом типе семейной терапии рекомендуется использовать различные методики Невербальные методы. — психодиагностический рисунок («Наша группа», «Мои друзья», «Моя семья» и др.); — психогимнастика (двигательная экспрессия, «Ладошки», «Передача предмета», «Совместные действия»); — пантомима (неосуществленные мечты, опасения, надежды, неприятности). Вербальные методы: — анонимное обсуждение историй подростков, — построение модели своего будущего с принятием или отвержением прежних форм поведения; — обсуждение тем («Знакомство», «Свободное время», «Побеги из дома», «Увлечения», «Что меня устраивает в семье, а что нет»); — метод конструктивного спора; — метод вербальной дискуссии. Коррекционная работа, проводимая психологом с семьей в различных формах (семейное консультирование, кор-рекционные родительские группы и семейная психотерапия), сфокусирована на ребенке и основана на личностно-ориентированном гуманистическом подходе. Контрольные вопросы 1. Какова парадигма коррекдионной работы с семьей в родительских группах? 2. В каких случаях используется метод семейной скульптуры? 3. Что представляет собой метод семейной генограммы? Темы для семинарских занятий 1. Основы коррекционной работы с семьей. 2. Психологическая помощь семье в кризисных ситуациях.. 3. Особенности взаимодействия психолога с проблемными семьями. Задания для самостоятельной работы 1. Подготовьте доклад по теме «Семья как объект психологической коррекции». 2. Обоснуйте отношение к семье как семейной системе (В. Сатир) и как психотерапевту (Н. Пезешкиан).
ЗЯ2 3. Апробируйте упражнения В. Сатир на развитие гуманизма семейных отношений. Огрефлексируйте свои переживания Литература БайардД. и Байард Р Ваш беспокойный подросток. М, 1991. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений // Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ; Под ред. М.С. Мац-ковского. М., 1988. БодалевАЛ. Восприятие человека человеком. М-, 1982. Бурменская Г.В., Караганова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психо-логическое консультирование // Проблемы психического развития детей. М., 1990. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Отв. ред. И.В. Дубровина. М., 1987. Ковалев СВ. Психология современной семьи. М., 1988. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. Матейчик 3. Родители и дети: Кн. для учителя / Пер. с чеш. М, 1992. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сго- лина. М, 1987. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1994. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы/Под ред. К.М. Гуревича. М, 1988. Психология воздействия (проблемы теории и практики) / Редкол.: А.А. Бодалев, ГА. Ковалев и др. М., 1989. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М., 1990. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сталина. М., 1989. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире М., 1991. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапии // Семейная психотерапия. Приложение кжурналу. М., 1997. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М, 1993.
Раздел V МЕТОДИКА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ПЕДКОЛЛЕКТИВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Глава 1
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.85 (0.009 с.) |