Общая характеристика специальности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика специальности



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

ПО ПСИХОЛОГИИ

Специальность 030301 «ПСИХОЛОГИЯ»

ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА

 

Челябинск

 

 

ББК 88.3я7

УДК 159.9(075)

 

Под редакцией:

кандидата педагогических наук, доцента В. Л. Бозаджиева,

кандидата психологических наук, доцента,

заведующей кафедрой психологии Д.А. Циринг

 

Составители:

 

Бахарева Ю.Ю. - канд. мед. наук, доцент; Бецкова Н.В. - канд. мед. наук, доцент; Бозаджиев В.Л. - канд. пед. наук, доцент; Веденеева Е.В. - ст. преподаватель; Дьякова О.Ю. - канд. пед. наук, ст. преподаватель; Егорова Е.Л. - преподаватель; Забелина Е.В. - ст. преподаватель; Змеева А.С. -преподаватель; Красник B.C. - канд. психол. наук, доцент; Куравин Ф.В. -канд. пед. наук, доцент; Никифорова Е.А. - преподаватель; Овчинников М.В. -канд. психол. наук, преподаватель; Овчинникова В.И. - канд. пед. наук, доцент; Романенкова Д.Ф. - канд. пед. наук, доцент; Рябышева Е.В. - канд. пед. наук, доцент; Степаненко А.В. - преподаватель; Яковлева Ю.В. - ст. преподаватель.

 

 

Государственный экзамен по психологии. Специальность 020400 «Психология. Программа экзамена.

Программа предназначена студентам, завершающим обучение в университете по специальности 020400 «Психология». Составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и в соответствии с учебным планом, предусматривающим обучение по специализациям «Психология менеджмента» и «Юридическая психология».

 

© Бозаджиев В.Л., 2008

© Циринг Д.А., 2008

© Институт психологии и педагогики

ЧелГУ, 2008

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Общая характеристика специальности 020400 «Психология» …………..... 4

Требования к уровню подготовки специалиста ……………………………. 4

Пояснительная записка ……………………………………………………… 6

Содержание государственного экзамена …………………………………… 7

Общепрофессиональные дисциплины …………………..…………… 7

Дисциплины специализации «Психология менеджмента» ………… 25

Дисциплины специализации «Юридическая психология» ………… 31

Литература …………………………………………………………………… 40

Общепрофессиональные дисциплины ……………………………. 40

Специализация «Психология менеджмента» …………………….. 52

Специализация «Юридическая психология» …………………….. 57

Вопросы государственного экзамена ……………………………………. 60

Общепрофессиональные дисциплины ……………………………. 60

Специализация «Психология менеджмента» …………………….. 62

Специализация «Юридическая психология» ……………………… 63

Критерии оценивания ответов на государственном экзамене …………… 65

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГИЯ»

Специальность утверждена приказом Министра образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686.

Квалификация выпускника - психолог, преподаватель психологии, Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки психолога по специальности 020400 «Психология» при очной форме обучения 5 лет.

Квалификационная характеристика выпускника

Объектом профессиональной деятельности специалиста являются психических процессы, свойства и состояния человека, предметом - их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками, специалист готов участвовать в решении комплексных задач к системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

- диагностическую и коррекционную;

- экспертную и консультативную;

- учебно-воспитательную;

- научно-исследовательскую;

- культурно-просветительную.

Конкретное содержание профессиональной подготовки специалиста определяется образовательной программой высшего учебного заведения и должно включать теоретическую подготовку, лабораторные практикумы и практики.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Требования к профессиональной подготовленности специалиста

Специалист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:

на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

 

Требования к итоговой государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация специалиста включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

 

Требования к государственному экзамену

На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре.

Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способностей его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа государственного экзамена составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология».

Государственный экзамен является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач. Экзамен проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 25.10.2003 № 1155. Государственный экзамен носит комплексный характер и охватывает широкий спектр фундаментальных и прикладных вопросов специальности «Психология» со специализациями «Психология менеджмента» и «Юридическая психология».

Основными задачами государственного экзамена являются:

подтверждение знаний, полученных в процессе обучения по общепрофессиональным базовым и специальным дисциплинам;

- выявление уровня сформированности профессиональных компетенций, свидетельствующих об общей способности и готовности выпускника к самостоятельной и успешной деятельности в условиях профессиональной ситуации.

Экзаменационный билет включает три вопроса. Первые два вопроса отражают теоретические и прикладные проблемы общепрофессиональных дисциплин, третий - дисциплин специализации (психологии менеджмента или юридической психологии).

Ответы на вопросы должны быть полными и одновременно лаконичными, что возможно при тщательном и вдумчивом анализе материала, позволяющем из имеющегося объема знаний выделить главное, существенное, изложить его, опираясь на авторитетные в научной психологии взгляды. Студент должен уметь, при анализе различных подходов к той или иной проблеме выразить собственное суждение - аргументировано и научно обоснованно.

Очень важно логически верно выстроить ответ, предусмотрев краткое вступление, основную часть и выводы. Это позволит судить об ответе как целостном и завершенном.

В ходе экзамена после завершения ответов на все вопросы билета, студенту могут быть заданы дополнительные,уточняющие вопросы.

Оценка за государственный экзамен оглашается после того, как ответят все студенты сдающей группы.

 

СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

 

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Происхождение и развитие психики в филогенезе.

Самосознание, его структура и развитие.

Восприятие как система перцептивных действии.

Методы диагностики мнемических процессов

Изучение объема кратковременной памяти. Особенности диагностики оперативной памяти. Исследование опосредованного запоминания. Мнемические приёмы запоминания и сохранения информации.

 

Мышление как форма познавательной деятельности.

Речь и ее развитие в онтогенезе.

Роль и место воображения в структуре познавательной

Деятельности человека

Понятие и природа воображения. Функции воображения. Его виды. Связь воображения с памятью (общее и отличное). Воображение и мышление (общее и отличное). Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.

 

Этапы создания образов (анализ полученных впечатлений и синтез).
Возрастные особенности проявления различных видов воображения. Связь
между развитием воображения и познавательных психических процессов у
ребенка.

 

Методы изучения характера

 

Характер как система наиболее общих устойчивых черт личности. Биологическая основа характера: связь характера и темперамента. Характер и личность: взаимосвязь этих понятий. Свойства характера. Классификация черт характера. Классификация типов характеров по Э. Фрому. Типология характеров по К.Г. Юнгу. Проблема нормы и патологии характера. Критерии патологических характеров (критерий Кебрикова - Ганнушкина). Акцентуированные характеры. Методы изучения характера. Адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека. Методика «Чертова дюжина». Измерение черт характера. 16-факторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла.

 

Виды эксперимента

 

Методы эмпирического исследования. Психологический эксперимент. Отличие эксперимента от других, методов исследования в психологии. Особенности психологического эксперимента (проблема субъективности объекта). Основания для классификации экспериментов (действительность проведения и полнота процедуры, цель эксперимента, тип воздействия на испытуемого, тип экспериментальной ситуации, количество независимых переменных и др.).

 

Планирование эксперимента. Виды экспериментальных планов

Планирование эксперимента как. составная часть общего планирование исследования планирование эксперимента. Планирование эксперимента как обеспечение валидности. Критерии для классификации экспериментальных планов: критерий строгого, или истинного, эксперимента (доэкспериментальные, экспериментальные и квазиэкспериментальные планы - классификация Дж. Кэмпбелла); число осуществляемых экспериментальных воздействий: планы с одной независимой переменной и факторные планы (с двумя и более НП); разделение экспериментальных схем на качественные и количественные - связан с учетом шкалы, в которой измерена НП.

 

Периода открытого кризиса

Л.С. Выготский о методологических основах кризиса в психологии. Причины и ситуация кризиса. Возникновение новых направлений в мировом психологии. Возникновение и основные идеи глубинной психологии. Психоанализ 3. Фрейда. Возникновение бихевиоризма в США. Основные идеи Дж. Уотсона. Необихевиоризм Э. Толмена, К. Халла. Возникновение гештальтпсихологии в исследованиях М. Вертгеймера, К. Коффки, В. Келера. Французская социологическая школа: Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, М. Гальбвакс, Ш.Блондель.

 

Диагностике

Особенности ситуации «клиента» и ситуации «экспертизы» в психологической диагностике, а также требования к диагностическому инструменту, используемому в данных ситуациях". Психодиагностические задачи, возникающие в ситуациях психодиагностики с точки зрения того, кто и

как будет использовать диагностические данные и какова ответственность психодиагноста в выборе способов вмешательства в ситуацию обследуемого Требования к пользователям психодиагностических методов. Профессионально-этические нормы в диагностике (принципы: компетентности, ненанесения ущерба, беспристрастности, конфиденциальности, информирования клиента о целях обследования и принцип морально позитивного эффекта).

 

Достоверность

Психометрия как область психологической науки. Стандартизации теста и стандартизация процедуры психодиагностического обследования. Выборка стандартизации. Репрезентативность выборки стандартизации. Первичные оценки и их преобразование. Понятие нормы как критерия оценки результатов теста, позволяющего, определить степень выраженности психологических свойств. Надежность теста как устойчивость его показателей. Виды достижения

 

надежности. Валидность теста как его соответствие измеряемому психическому свойству. Типы и виды достижения валидности теста. Способы достижения достоверности результатов психологического обследования.

 

И школьном возрасте

Психологические и анатомо-физиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенности социальной ситуации развития дошкольного и младшего школьника. Ведущая деятельность. Сюжетно-ролевая игра и ее значение в психическом развитии ребенка. Учебная деятельность и особенности ее формирования в младшем школьном возрасте. Развитие психических, познавательных (когнитивных) процессов. Развитие личности: потребностно-мотивационная, эмоционально-волевая сфера. Рефлексия. Самооценка. Готовность к обучению в школе и школьная адаптация. Психические новообразования дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Подростков и юношей

Анатомо-физиологические и психологические особенности подросткового возраста. Взгляды психологов на «кризис подросткового возраста». «Чувство взрослости» - как показатель основного новообразования возраста и как форма самосознания. Особенности общения со сверстниками и взрослыми в подростковом и юношеском возрасте: Дружба, Любовь, Одиночество. Учебная деятельность и когнитивные изменения в отрочестве и юности. Развитие личности: становление самосознания Я-образа. Личностное самоопределение и выбор профессии.

 

В зрелом возрасте

Социальное значение периода зрелости. Сущность взрослости с позиции генетической психологии и акмеологии. Проблема периодизации взрослости (Д. Биррен, Д. Бромлей, Д. Векслер, В.В. Бунак, Б.Г. Ананьев). Психофизиологические и морфологические изменения в среднем возрасте. Изменение сенсорных функций, когнитивных возможностей. Общественно-полезный труд как ведущая деятельность взрослого человека. Профессиональная компетентность как фактор когнитивного развития и

компенсации замедления психомоторных процессов. Психосоциальное развитие. Отношения с детьми, родителями, друзьями, коллегами. Перемены в семейной и профессиональной жизни. Кризис зрелого возраста.

 

Кадров в организации

Понятие организации, менеджера по персоналу. Кадровая политика и стратегия. Процедура и методы профотбора, этапы организации работы по подбору кадров. Современные направления организации психодиагностических исследований: констатирующая и прогностичная (формирующая) психодиагностика. Тесты профпригодности. Методы оценки деловых и нравственных качеств специалистов. Критерии и методы оценки адаптации рабочих кадров. Первичная и вторичная адаптация. Психологические аспекты аттестации кадров. Аттестация кадров, ее цели, задачи и этапы. Расстановка и выдвижение резерва кадров в организации. Типы резерва.

 

В трудовой деятельности

Классификация методов психологического исследования: сравнительные, лонгитюдные и комплексные методы. Диагностика уровня профессиональной готовности человека. Методы и правила их применения. Критерии и методы диагностики уровня профессиональной успешности. Методы диагностики функциональных состояний (монотония, стресс, утомление и т.п.). Психологические методы коррекции и профилактики неблагоприятных функциональных состояний (рационализация условий труда, орудий труда, рабочего места, состава трудовых функций и пр.).

 

 

Школах

Системный подход В. Сатир к описанию семьи. Понятия: энергетика семьи, структура семьи, границы семьи, функциональные характеристики семьи. Продуктивные и непродуктивные модели общения в семьях. Трансакционный анализ Э. Берна. Стратегическая семейная психотерапия М. Эриксона и Дж. Хейли. Позитивная семейная психотерапия Н. Пезешкиана. Методы позитивной семейной психотерапии. Транскультуральный подход.

 

Проведения

Понятие психологического тренинга. Подготовительный этап: определение цели и стратегии тренинга. Знакомство с участниками тренинга: цель, варианты проведения. Выработка правил группы. Анализ ожиданий участников. Основная часть тренинга: соотношение информационного блока и практической отработки навыков. Завершение тренинга. Способы получения обратной связи. «Трудные места» тренинга. Элемент неопределенности (неожиданности) в тренинговой работе. Групповые процессы. Стадии, которые переживает группа. Планирование динамической составляющей тренинга.

 

Психологических школах

Понятие психологического тренинга. Определение специфики: Т - группа, бихевиорально-ориентированная группа, гуманистическое направление тренинга, трансактный анализ, психодрама, гештальт-терапия, телесная терапия, арт-терапия. Групповая и индивидуальная работа участников тренинга, взаимодействие в парах. Примеры групповых дискуссий, ролевых и деловых игр, психогимнастических упражнений. Моделирование и анализ ситуаций. Применение одного и того же упражнения в тренинге с различными целями.

 

ЛИТЕРАТУРА

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая психология

Основная:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Спб., 2001.

2. Анастази А. Дифференциальная психология: В 2 Т. - М., 1980.

3. Выготский, Л. С. Психология. - М., 2000.

4. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по психологии. - М., 2000.

6. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - Спб., 2008.

7. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989.

Дополнительная:

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М., 1991.

2. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. - М., 1973.

3. Абульханова К.А. Психология и сознание личности: Избр. психол. труды. - Воронеж, 1999.

4. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.

5. Айзенк Г. Структура личности. - М., 1999.

6. Аткинсон Р. Человеческая память в процессе обучения. - М., 1980.

7. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. - М., 1986.

8. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М., 1990.

9. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976.

10.Бозаджиев В.Л. Основы общей психологии: курс лекций. – Челябинск, 2007.

11.Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. - М., 1988.

12.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

13.Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека -М.,1980.

14.ВасилюкВ.Ф. Психология переживания. - М., 1989.

15.Введение в психологию /под ред. А.В. Петровского. - М., 1996.

16.Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное /Собр. Соч.: В 6Т.- М., 1982-1984. Т.1.

17.Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических

процессов /Под ред. А.В. Либина. - М., 2000.

18. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследования мышления в советской психологии / Отв. Ред. Е.В. Шорохова. - М., 1966.

19.Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. Пособие. - М., 2000.

20.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию - М., 1988.

21 Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1986.

 

22. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. - М., 1993.

23.Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. - М.,1987.

24.Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // А.Н. Леонтьев и

современная психология. -М., 1983

25.Грановская P.M. Элементы практической психологии. - Л.,1984.

26.Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию

активности. - М., 1987.

27.Джемс У. Психология. - М., 1991.

28.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 Т. - М., 1986.

29.3инченко В.П. Непроизвольное запоминание. - М., 1996.

30.Иванников В А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.,

1991.

31. Изард К. Психология эмоций. - М., 2000.

32.Клацки Р. Память человека: структура и процессы. - М., 1978.

33.Колесников В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. - М., 1996.

34.Кречмер Э. Медицинская психология. - Спб., 1998.

35.Климов Е. А. Общая психология: Общеобразовательный курс: Учеб.

пособие. - М., 1999.

36.Кулагина И. Ю. Возрастная психология: (Развитие ребенка от рождения

до 17 лет): Учеб. пособ.-2-е изд. - М., 1997.

37.Кречмер Э. Строение тела и характер. - М., 2000.

38.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.

39. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М., 1968.

40.Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. -М., 1975.

41.Ланге Н.Н. Психический мир. - М.-Воронеж, 1996.

42.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1977

43.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

44.Лурия А.Р. Об Историческом развитии познавательных процессов. - М., 1974.

45.Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. - М.„ 1984.

46.Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М., 1976.

47.Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов н/Д, 1997.

48.Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

49.Мерлин B.C. Мерлин В.С.Психология индивидуальности: Избр. психол.

труды. -М.-Воронеж, 1996.

50.Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 1999.

51.Мышление: Процесс, деятельность, общение / А.В. Брушлинский и др. -М., 1982.

52.Метод беседы в психологии: Учеб. Пособие. - М., 1999.

53.НаенкоН.И. Психическая напряженность. - М., 1976.

54.Петровский А.В. Вопросы теории и истории психологии. - М., 1984.

55.Петровский А.В. Теоретическая психология: Учеб. Пособие. - М., 2001.

56.Петухов В.В. Психология мышления - М., 1987.

57.Платоыов К.К. Система психологии и теория отражения. - М., 1982.

58.Популярная психология. Хрестоматия: Учеб. пособие /Сост. Мироненко.

-М., 1990.

59.Психические состояния/Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. - СПб., 2000.

60.Психические состояния (Хрестоматия). - Спб., 2000.

61.Психология внимания /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. –

Спб., 2001.

62. Психология индивидуальных различий: Тексты\ Под ред. Ю.Б.

Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 1982.

63.Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и

типологии характеров. - Самара, 1977.

64. Психология памяти /Под ред. Ю.В. Гиппенрейтер и В.Я. Романова - М

65.Психология. Хрестоматия по психологии. - Спб., 2000.

66.Психология эмоций: Тексты /Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б.,

Гиппенрейтер. -М., 1993.

67.Райх, В. Анализ характера. - М., 2000.

68.Рейковскии Я. Экспериментальная психология эмоций. - М., 1979.

69.Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. - СПб. 2007

70.Столин В.В. Самосознание личности. -М., 1983.

71.Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 1982.

72.Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избр. психол. труды. - М, 1998.

73.Тихомиров O.K. Психология мышления: Учеб. Пособие. - М., 2002.

74.Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. - М., 1966.

75.Узнадзе Д.Н. Теория установки. -М.-Воронеж, 1997.

76.Ушакова Т.Н. Речь человека в общении. - М., 1989.

77. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1989.

78.Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1989.

79.ФрессП.,ПиажеЖ. Экспериментальная психология. Вып. 5. -М., 1975.

80.Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2т. - М., 1986.

81.Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева. А.А. Пузырея.

В.Я.Романова. - М., 1976.

82. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред.

Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. -М., 1981.

83.Хрестоматия по ощущению и восприятию/Под ред. Ю.В. Гиппенрейтер и

М. В.Михалевской. - М., 1975.

84.Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1977.

85.Хрестоматия по психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н Ждан. - М

1980.

86.Хрестоматия по психологии эмоций. Под ред. В.К Вилюнаса, Ю.Б.

Гиппенрейтер. -М., 1992.

87.Хрестоматия по курсу Введение в психологию: Учеб. пособие /Ред.- сост.

Е.Е. Соколова. - М., 1999.

88.Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии» /Отв.

ред. A.M. Айламазьян и др. - М., 2000.

89.Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе сам.-2- е изд.-

М., 1997.

90.Шадриков В.Д. Духовные способности. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., 1996.

91.Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей. - М., 1996.

92.Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов: Учеб.

пособ. для вузов. -М.,1997. (Практикум: Вып. 1).

93.Эльконин Д. Б. Психология игры.-2-е изд. - М, 1999.

94.Эльконин Б.Д. Психология развития в детских возрастах. Избр. психол.

труды. М. - Воронеж, 1995.

95.Эмоциональный стресс. -М., 1970.

96.Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991. 97.Ярошевский М.Г Психология XX столетия. - М., 1974.

 

Экспериментальная психология

Основная

1. Готтсданкер. Основы психологического эксперимента. -М., 1982.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб., 2001.

3. Корнилова ТВ. Введение в психологический эксперимент. - М., 2001.

4. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии прикладных исследованиях. - М., 1980.

5. Солсо. Р., Маклин К. Эксперимент Планирование. Контроль. Проведение. Анализ. -М., 2003.

Дополнительная

1. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. - СПб., 1991.

2. Забродин Ю.М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития.//История становления и развития экспериментальной психологии в России. - М., 1990.

3. Стивене С. Математика, измерение, психофизика. //Экспериментальная психология/Под. ред. С. Стивенса. - Т. 1, 1950.

4. Экспериментальная психология. Вып. 1-2/Под ред. П. Фресса, Ж.

 

Общий психологический практикум

 

1. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. - М., 2005.

2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб., 2006.

3. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., СПб., 2002.

4. Практикум по общей психологии. /Под ред. А. И. Щербакова. - М., 1979.

5. Практикум по общей психологии. - М., 1990.

6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин, В.К.Гайда, В.К. Гербачевский и др. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб., 2006.

7. Практикум по психологии. -М., 1972.

8. Практикум по психологии под ред. Твороговой Н.Д. - М., 1997.

9. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). - Л., 1976.

10. Рогов И.Е. Настольная книга практического психолога. - М., 2003

11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов на Дону, 2001.

 

История психологии

Основная:

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности - М 2007.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии. -М., 2006.

3. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998.

4. Ярошевский М.Г. История психологии. - М, 1996.

Дополнительная:

1. Выдающиеся психологи Москвы /Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Ярошевского. -М., 2007.

2. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 Т., Т. 1. М., 1992.

3. Ильенков Э.В. Философия и культура. -М., 1991.

4. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира -М., 1995.

5. Петровский А.В. Психология и время. - СПб., 2007.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1994.

7. Хьелл Л., Зиглер Д., Теории личности. - СПб. - 2006.

8. Шкуратов В.А. Историческая психология. - М., 1997.

9. Якунин В.А. История психологии. - СПб., 2000.

10. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. -М., 1994.

 

 

Зоопсихология и сравнительная психология

Основная:

1. Дьюсбери Д. Поведение животных. - М., 1991

2. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

3. Тих Н.А. Предыстория общества. - Л., 1970.

4. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М., 1999.

5. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. -М., 2004.

6. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии.

Дополнительная:

1. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации -М., 1986.

2. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 Т. - М., 1982. Т. 3.

3. Гудолл Дж. Шимпанзе в природе. Поведение. - М., 1992.

4. Келлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. -М.,1993.

5. Хрустов Г.Ф.Генезис социальной деятельности гоминоидов/ Биологическая эволюция и человек - М., 1989.

 

 

Психология личности

Основная:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2007.

2. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты,
упражнения. - СПб., 2005.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2005.

Дополнительная:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб., 2001.

2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. -М., 1996.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности - М. - Воронеж, 1995.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. О природе человеческой воли. - Психологический журнал. - 2005. - №3.

5. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1998.

6. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб., 2000.

7. Кондратенко В.Т., Донской Д.Й. Общая психотерапия. - Минск, 1997.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. П. - М., 1983.

9. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. -М., 1993.

10.Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 1999.

11.Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 1994.

12.Немов P.C. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 2004.

13.Психология личности в трудах отечественных психологов (хрестоматия). - СПб., 2000 г.

14.Психология личности в трудах зарубежных психологов (хрестоматия). -СПб., 2000 г.

15.Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. - М., 1997.

16.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2005.

17.Современная психология. Справочное руководство. -М., 1999.

18.Теории личности в западноевропейской и американской психологии.

Хрестоматия по психологии. - Самара, 1997.

19.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

20. Фрейд. 3. Психология бессознательного. -М., 1990.

21.Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998.

Психодиагностика

 

1. Анастази А., Урбина С, Психологическое тестирование. - СПб., 2002.

2. Анастази А. Дифференциальная психология. — М., 2001.

3. Абрамова Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург, 1998.

4. Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика.- СПб., 2000.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб., 2007.

6. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб., 2002.

7. Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. — Л., 1992.

8. Гуревич К. М. Что такое психологическая диагностика. —М., 1985.

9. Психологическая диагностика. Учебное пособие. / Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. -М., 2001.

10. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика /
Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелева. - М., 1998.

11. Психодиагностика: теория и практика: Пер. с нем. -М., 1996.

12.РомановаЕ.С, Психодиагностика.-СПб., 2008.

13.Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике.-М., 1992.

14.Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1990.

15.Собчик Л.Н. Методы психодиагностики - М., 2000.

 

Методологические основы психологии

Основная:

1. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии (в жанре научной революции). - СПб., 1993.

2. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс- СПб., 2000.

3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В б т. Т. 1. М., 1982.

4. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии. - СПб., 2007.

5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984

6. Мазилов В.А. Психология на пороге XXI века: методологические проблемы. - Ярославль, 2001.

Дополнительная:

1. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. - С. 112-125.

2. Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. - 2001. - № 5.

 

Математические методы в психологии

Основная:

1. Ермолаев, А.Ю. Математическая статистика для психологов. - М., 2003.

2. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учебное пособие. - СПб., 2004.

3. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии -СПб., 2003.

Дополнительная:

1. Грес, П.В. Математика для гуманитариев: Учебное пособие. - М., 2000.

2. Козлов, В.II. Математика и информатика. - СПб., 2004.

3. Основы математической статистики: Учебное пособие / Под общ. ред. B.C. Иванова.-М., 1990.

 

Психология развития и возрастная психология

Основная:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 2001.

2. Асеев В.Г. Возрастная психология: уч. пособие. - Иркутск, 1989.

3. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1996.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1997. '

5. Возрастная и педагогическая психология/под ред. А.В. Петровского. - М., 1979.

6. Возрастная и педагогическая психология/под ред.М.В. Гамезо.- M, 1984.

7. Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М., 1999.

8. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. -М., 1995.

9. Краткий словарь по педагогической и возрастной психологии/Сост. Б.М. Петров, -М., 1972.

10.Крайг К. Психология развития. - СПб., 2000.

11.Кулагина И.Ю.Колюцкий В.Н. Возрастная психология. -М., 2008.

12.Мухина B.C. Возрастная психология. - М., 2006.

13.Марцинковская Т.Д. Психология развития. - М., 2001.

14.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2008.

15.Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/Под. Ред. Д.Б. Эльконина. -М., 1988.

16.Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. - М., 1988.

17.Осорина М.В. Секретный мир детей в пространствах мира взрослых. -Спб., 1999.

18. Орловы А.Б. Методы современной возрастной и педагогической

психологии. -М., 1982.

19.Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997.

20.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.

21.Райф Ф. Психология подростков и юношеского возраста. - Спб., 1999.

22.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -

М., 1996.

23.Смирнова Е.О. Детская психология.- М., 2003.

 

 

24.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1998.

25. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М., 1994.

26.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М ., 1995.

27.Э. Эриксон. Детство и общество. -М., 1996.

28. Фрейд 3. Анализ фобии пятилетнего мальчика /Психология

бессознательного. -М., 1989.

29.Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость.- М., 2005.

Дополнительная

1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. -М., 1968.

2. Асеев В.Г. Возрастная психология, - уч. пособие. - Иркутск, 1989.

3. Берне Р. Развитие Я-копцепции и воспитание. - М., 1996.

4. Валитова Е.И. Психология развития ребенка дошкольного возраста. - М., 1999.

5. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. - М, 1994.

6. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/Под. Ред. И.В. Дубровиной, A.M. Прихожан и др. - М., 2001.

7. Волков Б.С. Детская психология. -М., 2001.

8. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М., 1995.

9. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. - Ростов-на-Дону, 2006.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.239.71 (0.311 с.)