Младшего школьника как субъекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Младшего школьника как субъекта



УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прежде чем предлагать практические советы и рекомен­дации, напомним, что восстанавливать и развивать млад­шего школьника как полноценного ученика нужно в следу­ющих направлениях: формировать мотивацию учения как побудительную силу; развивать любознательность и позна­вательные интересы ребенка как основу учебной познава­тельной активности; повышать уровень произвольности пси­хических познавательных процессов как фундамента учеб­ной деятельности; формировать основные свойства субъекта учебной деятельности, без которых немыслимо овладение последней.

Эмоциональное отвержение запущенных детей, отсутствие взаимопонимания с учителем связано с выбором мотивов, неадекватных учению (игровой мотив), или мотивов, кото­рые не могут обеспечить успешность учебной деятельности на длительное время (внешний, позиционный мотивы). Из­менение отношения к запущенному ребенку, проявление истинной заинтересованности к его школьным делам со сто­роны окружающих будут способствовать преобладанию по­ложительных эмоций у ребенка, что, в свою очередь, ска­жется на самоуважении, вере в собственные силы. Успехи в учебе повлияют на развитие интереса к учению, ребенку непременно захочется повторить свой успех, закрепление же успеха будет способствовать формированию познаватель­ного мотива.

Структура учебной мотивации младшего школьника за­висит также от статуса ребенка в классном коллективе. Дети с неразвитой структурой мотивации имеют и низкий статус в классе (как правило, это неуспевающие ученики). Обще-

ственная позиция сказывается на деятельности ребенка на уроке. Дети, имеющие трудности в учебе, при недоброжела­тельном отношении к ним в классе показывают низкие ре­зультаты. Страх перед неудачей сковывает активность таких учеников на уроке, учебный процесс связывается у них в основном с негативными эмоциями. Следовательно, чтобы развивать мотивацию запущенного ученика процессом уче­ния, учителю необходимо сначала повысить его социальный статус — поощрять успехи, пусть даже и незначительные, а ошибки и неудачи лучше обсуждать наедине.

Все младшие школьники весьма чувствительны к тому, как оцениваются их знания, умения. Отрицательная отмет­ка способна изменить отношение ученика к учителю. Учите­лю следует помнить, что отметка для ребенка имеет прежде всего эмоциональное значение. Преобладание негативных эмоций (отрицательные отметки) служит не формирова­нию интереса к учению, а, наоборот, блокирует его. В отно­шениях ученик — учитель, так же как и в отношениях в семье, нужна заинтересованность взрослого в изменении позиции ребенка.

Для запущенных младших школьников характерно обо­стренное чувство справедливости, они хотят быть социаль­но независимыми и более успешными, для них важна адек­ватная реалистическая оценка.

Обычно сравнивают достижения одних детей с достиже­ниями других на основании каких-то нормативов. Реалис­тическая оценка должна основываться на сравнении сегод­няшних собственных результатов ребенка с предыдущими. При таком сравнении исчезает критерий оценки с позиций совершенства. Это избавляет ребенка от отрицательных эмо­ций, возникающих при его сравнении с более успешными сверстниками.

Развивая у младшего школьника чувство компетентнос­ти в любой деятельности, учитель должен как можно чаще подчеркивать все, чему ребенок уже научился и чему еще может научиться, но не фиксировать внимание на его не­умении и несовершенстве.

У ребенка должна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод на­учиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи. Если ребенок в чем-то неуспешен, за­дача учителя — внушить ему, что успех обязательно придет. Критиковать ребенка следует на фоне общей психологичес-

кой поддержки, иначе из-за действия защитных механиз­мов психики эта критика будет отвергнута или искажена.

Уважение, внимание, забота и одобрение окружающих повышают у любого ребенка чувство собственной ценности и приводят к формированию позитивной самооценки и со­ответствующей «Я-концепции». Доминирование положитель­ного представления о себе — «Я еще этого не знаю, но научусь» или «Мне не удается красиво написать, значит, я должен поупражняться» — порождает желание позитивно изменить ситуацию. Отрицательные эмоции побуждают стремление избежать контакта с негативным событием, т.е. ученик отказывается выполнять задание, которое у него плохо получается. Положительные эмоции побуждают дей­ствия поддержки позитивного события. Поэтому очевидно, что познавательный интерес ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна, а способ­ности оцениваются позитивно. Правильно организованный учебный процесс — одно из условий формирования позна­вательного мотива у младшего школьника. Развитость этого мотива непосредственно связана с успеваемостью. В целом желание учиться, стремление к достижениям связаны с по­ложительным отношением ребенка к учителю, что предоп­ределяет ценность сохранения таких отношений,

В зависимости от содержания урока учитель должен так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьников соответствующий этой работе мотивационный цикл. Этот цикл имеет ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода вы­полнения работы и затем к мотивации завершения.

I этап. Возникновение мотивации

Зафиксировать мотивы предыдущих достижений — «Мы хорошо поработали над предыдущей темой», вызвать моти­вы относительной неудовлетворенности — «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»; усилить мотивы ори­ентации на предстоящую деятельность — «А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, например, в таких-то ситуациях».

II этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации Здесь используется чередование разных видов деятельнос­ти, материала различной трудности, отметок, вызывающих положительные и отрицательные эмоции, — удовлетворен­ность и неудовлетворенность; целесообразно активизировать поиск самих учащихся, подключать их к самоконтролю и самооценке.

Ill этап. Мотивация завершения

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце урока воз­никла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.

Таким образом, каждый этап урока учитель может наполнять психологическим содержанием, ибо каждый этап — это специфическая по своему мотивационному со­держанию психологическая ситуация.

Для успешного вхождения младшего школьника в учеб­ную деятельность необходимо целенаправленное формиро­вание трех компонентов последней — интеллектуального, эмоционального, волевого — на протяжении всех лет на­чального обучения. При этом через совершенствование од­ного из компонентов развиваются два других. Особенно ярко это проявляется в процессе становления эмоционального и волевого компонентов.

Для развития интеллектуального компонента необходимо:

1. Давать учащимся знания о различных знаковых систе­мах и способах перевода из одной системы в другую (для кодирования).

2. Давать знания о том, что такое прогноз, о соответ­ствии причины и следствия, знакомить с возможными ва­риантами решения одной и той же задачи (для прогнозиро­вания).

3. Формировать определенный уровень понятий, правил; расширять знания, позволяющие увидеть общее в предме­тах, явлениях, действиях.

Для развития эмоционального компонента необходимо:

1. Формировать осознанное отношение к прогнозирова­нию, кодированию, переносу для достижения интересую­щей ученика цели.

2. Поддерживать положительный эмоциональный опыт при использовании свойств, создавая для этого условия учеб­ной деятельности (занимательные задания, введение моти­вов их выполнения и др.).

3. Учить прогнозированию результата деятельности. Уве­личивается число учащихся, использующих несколько ва­риантов. Для этого надо сначала ставить цель, а потом уже давать задание.

Для развития волевого компонента необходимо:

1. Учить детей осознанно принимать предложенную цель задания или самостоятельно ее ставить.

2. Варьировать объем заданий, степень их сложности, время выполнения, меру и форму помощи со стороны.

В процессе обучения необходимо учитывать индивиду­альные особенности познавательных процессов и осуществ­лять дифференцированный подход к детям с различным когнитивным стилем (импульсивным и рефлексивным). Для импульсивных детей рекомендуется замедление темпа учеб­ного процесса, проговарйвание учебных действий и опера­ций. Для рефлексивных — дозирование учебной информа­ции, характер заданий и т.д.

Можно предложить специальную методику развития на­званных компонентов учебной деятельности у младших школьников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.193.238 (0.011 с.)