Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогические принципы работы с молодежными группами↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Практическое занятие 10. Молодежная субкультура и контркультура. Психолого-педагогические принципы работы с молодежными группами
План Теоретические вопросы 1. Что такое «культура»? Какова её роль в жизни общества? 2. Назовите особенности молодежной субкультуры, перечислите основные факторы ее появления. 3. Охарактеризуйте виды молодежных субкультур, назовите их отличительные признаки. 4. Раскройте психолого-педагогические принципы работы с молодежными группами.
Задания для самостоятельной работы 1. Дайте письменно в тетради определение понятий «культура», «субкультура», «контркультура». 2. Проанализируйте основные характеристики различных молодежных субкультур и заполните таблицу «Атрибуты-признаки субкультуры» (приложение 2), опираясь на материалы приложения и интернет-ресурсов. 3. Какая из молодежных субкультур представляется наиболее близкой Вам, вашему мироотношению, вашей системе ценностей? Объясните почему.
Литература 1. Башкатов, И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И.П. Башкатов. – М.: Информпечать, 2000. 2. Левикова, С.И. Молодежная субкультура: учеб. пособие [для вузов] / С.И. Левикова. – М.: Гранд: Фаир-пресс, 2004. 3. Багулина, В. А. Молодежные субкультуры [Электронный ресурс]: (методическое пособие для кураторов учебных групп) / Багулина В.А., Зайцева В.Ф. – Калининград, 2008 – Режим доступа: http://www/klgtu.ru/ru/departments/fgp/fiscult/metod_subkult.doc (23.06.2009) 4. Ресурсы интернета.
Приложение 1 Молодежная субкультура и контркультура План 1. Понятие «молодежная субкультура» 2. Социально-исторические предпосылки появления молодежной субкультуры 3. Генезис молодежной субкультуры 4. Соотношение понятий «молодежная субкультура», «культура для молодых» и «контркультура» 5. Влияние внутренних и внешних факторов на развитие процессов в молодежной субкультуре 6. Неформальные молодежные объединения 7. Три «волны» в эволюции неформальных организаций нашей страны 8. Молодежные субкультуры современной России. 9. Что же делать с этими «неформалами»? Психолого-педагогические принципы работы с молодежными группами.
Понятие «молодежная субкультура» Этот термин используется учеными и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде. Разные исследователи неодинаково подходят к содержанию, пытаясь интерпретировать термин в зависимости от контекста. Но даже такое разнообразие в подходах позволяет увидеть некоторую общность взглядов применительно к отдельным элементам данного феномена. Согласно выводам специалиста по молодежной культуре С.И. Левиковой, молодежная субкультура характеризуется следующими чертами: - молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней; члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения; - вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон); - как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо «центра», выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям; - значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы. Молодежная субкультура – это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей [19]. Социально-исторические предпосылки появления молодежной субкультуры Молодежная субкультура отражает перемены, происшедшие во второй половине ХХ века. Ее появление и оформление как социального феномена было подготовлено развитием индустриальных обществ и произошло в начале перехода индустриально развитых обществ к постиндустриализму. Стремительное, непрерывное ускорение и обновление стали ведущими характеристиками жизни современных индустриальных обществ. Разворачиванием научно-технической революции был положен конец естественно-природной сфере, началась эра искусственно-технологическая. Появилась возможность практически все фабриковать, то есть создавать по заранее заданным параметрам и свойствам. С появлением возможности фабрикации в прошлое ушли уникальность, индивидуальность: сначала в предметах, а затем и в людях. Их место заняли шаблонность, стереотипность, массовость, универсальность, нивелирование. Наблюдались два взаимосвязанных процесса: люди, желая соответствовать индустриально развитому обществу, принимали его правила игры, вовлекались в создаваемые им индустрии труда, развлечений, потребления, то есть в массовое общество, а общество с той же целью использовало социальные технологии. К числу таких технологий можно отнести: 1) усиленное «промывание мозгов» различными средствами массовой информации, 2) навязывание посредством рекламы, моды, эталонов престижности жизненных стандартов, стереотипов, шаблонов, 3) внедрение посредством поточно-конвейерной индустрии досуга массовой культуры, для которой характерны примитивность, развлекательность, натуралистичность, общедоступность. Формирование массового общества совпало с началом НТР и пришлось на 50-е годы XX века. В это же время началось и оформление молодежной субкультуры. С самого начала молодежную субкультуру отличали невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества, которой является массовая культура. Невписываемость при одновременном стремлении привлечь к себе внимание оборачивается симбиозом эпатажных, эскапистских и протестных форм данной субкультуры. Эти формы предоставляют возможность молодежной субкультуре исполнять роль своеобразного компенсаторного механизма, решающего задачу противовеса мощному нивелирующему давлению массовой культуры. Возникновение молодежной субкультуры практически совпадает по времени с началом эпохи постиндустриализма и с зарождением постмодернистических тенденций в социокультурном развитии общества. Основными чертами постмодернизма являются плюрализм, множественность, неопределенность, фрагментарность, изменчивость, эклектизм. Эти же черты характерны и для молодежной субкультуры. Она тоже: 1) плюралистична, поскольку вбирает в себя и панков, и хиппи, и готов, и многих других; 2) множественна, поскольку у молодежной субкультуры нет стержневого единства; 3) неопределенна, так как нельзя сказать с полной уверенностью, чем же на самом деле является молодежная субкультура; 4) фрагментарна, то есть каждая молодежная субкультура сохраняет свои особенности и своеобразие; 5) изменчива, так как периодически молодежная субкультура обновляется, перерождается; 6) эклектична, так как вбирает в себя абсолютно несовместимые элементы, которые мирно сосуществуют и даже взаимно дополняют друг друга.
Приложение 2 Практическое занятие 10. Молодежная субкультура и контркультура. Психолого-педагогические принципы работы с молодежными группами
План Теоретические вопросы 1. Что такое «культура»? Какова её роль в жизни общества? 2. Назовите особенности молодежной субкультуры, перечислите основные факторы ее появления. 3. Охарактеризуйте виды молодежных субкультур, назовите их отличительные признаки. 4. Раскройте психолого-педагогические принципы работы с молодежными группами.
Задания для самостоятельной работы 1. Дайте письменно в тетради определение понятий «культура», «субкультура», «контркультура». 2. Проанализируйте основные характеристики различных молодежных субкультур и заполните таблицу «Атрибуты-признаки субкультуры» (приложение 2), опираясь на материалы приложения и интернет-ресурсов. 3. Какая из молодежных субкультур представляется наиболее близкой Вам, вашему мироотношению, вашей системе ценностей? Объясните почему.
Литература 1. Башкатов, И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И.П. Башкатов. – М.: Информпечать, 2000. 2. Левикова, С.И. Молодежная субкультура: учеб. пособие [для вузов] / С.И. Левикова. – М.: Гранд: Фаир-пресс, 2004. 3. Багулина, В. А. Молодежные субкультуры [Электронный ресурс]: (методическое пособие для кураторов учебных групп) / Багулина В.А., Зайцева В.Ф. – Калининград, 2008 – Режим доступа: http://www/klgtu.ru/ru/departments/fgp/fiscult/metod_subkult.doc (23.06.2009) 4. Ресурсы интернета.
Приложение 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 755; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.213 (0.006 с.) |