Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Социология как наука.

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие (д-р соц.н., проф. Чойропов Ц.Ц.).

Тема 1. Предмет, структура и функции социологического знания (д-р соц.н., проф. Чойропов Ц.Ц.).

Тема 2. Основные этапы развития и исторические типы социологии (д-р соц.н., проф. Очирова О.А.).

Тема 3. Общество как естественно-историческая целостная система (д-р соц.н., проф. Очирова О.А.).

Тема 4. Социальная структура общества (д-р соц.н., проф. Чойропов Ц.Ц., к.с.н. Чойропова Т.Ц.).

Тема 5. Личность как объект и субъект социального развития (к.ф.н., доц. Голубев Е.А.).

Тема 6. Социальный контроль и девиация (к.с.н., доц. Давлетчина С.Б.).

Тема 7. Социальная экология (д-р соц.н., проф. Очирова О.А.).

Тема 8. Процесс социологического исследования (к.с.н., доц. Давлетчина С.Б.).

Тема 9. Социальные процессы и социальные изменения. (к.с.н., ст. преп. Романов Ю.А.).

Тема 10. Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе. (к.с.н., ст. преп. Романов Ю.А.).

Литература


ПРЕДИСЛОВИЕ.

Социология, занимающаяся исследованием социальных действий людей, мотивов их поведения, ценностных ориентаций в социальной системе, тенденций и динамики развития социальных процессов, имеет не только теоретическую, но и практическую значимость для подготовки бакалавров и магистров.

Со сменой парадигмы экономического и социального развития общества возрастают объективная необходимость и потребность студентов в изучении теоретической и прикладной социологии. Недооценка социологии в прошлом привела к волюнтаризму и субъективизму в управлении обществом, социальными процессами. Социология дает возможность как прогнозировать появление тех или иных тенденций, проблем, так и разрешать их в коллективах, в обществе в целом. С этой целью в вузах введены курсы социологии, призванные вооружить студентов социологическими знаниями, необходимыми для подготовки специалистов-руководителей производства, предприятий и организаций, без которых они не могут сегодня обойтись.

В процессе изучения этого курса большое внимание будет уделяться не только теоретическим, но и прикладным и эмпирическим аспектам социологии, чтобы студенты могли овладеть методикой проведения исследования, сделать на их основе научно обоснованные выводы, имеющие важное значение в управленческой деятельности в коллективах, в разрешении конфликтных ситуаций, внедрении инновационных методов организации труда.

Социологию в общем плане можно охарактеризовать как способ изучения людей, основанный на эмпирических данных, взятых из реальной жизни, вскрывающих их мотивы, установки, ценностные ориентации. Социология, являясь наукой об обществе как целостной системе, так и отдельных социальных процессах, группах, рассматривалась у нас в течение длительного времени с позиций классового подхода, что и служило основанием для ее разделения на буржуазную и марксистскую социологию. Такой подход к социологии как к науке в корне противоречит общечеловеческим, духовным ценностям, который привел ее к изоляции, отставанию от мирового социологического знания, что особенно наглядно проявилось в условиях демократизации общества, перехода его к рыночным отношениям.

Сегодня мы вынуждены признать, что социологические исследования, практиковавшиеся ранее в стране, проводились в соответствии с политикой, оторванной от реальной действительности, в которой субъекты по сути дела не выступали в качестве агентов исторического действия. Сегодня перед социологами выдвигается проблема гуманизации социальных процессов, сознательного формирования критической направленности по отношению к официальным институтам и социальным структурам. Социология должна сконцентрировать свои усилия не только на анализе субъектов исторического действия и активных сил, участвующих в преобразовании общества, но и стать орудием социологического просвещения и образования людей, и в первую очередь студентов, инструментом самопознания общества и человека.

В данном учебном пособии, предназначенном для студентов технического вуза, широко использован мировой зарубежный и отечественный опыт социологических исследований, имеющих теоретическую и практическую значимость.

Определение социологии.

Определение социологии.

С термином «социология» вы почти все знакомы. Некоторые из вас, наверное, заполняли анкеты. Много проводится социологических исследований среди молодежи по различным темам, таким как «Здоровый образ жизни», «Дружба и любовь», «Профессиональная ориентация», «Адаптация к студенческой жизни» и т.д. Кто систематически читает газеты, постоянно смотрит по телевизору социально-политические передачи, тот знает о том, что периодически оглашаются рейтинги политических лидеров страны, а в связи с выборами в президенты и парламенты различных уровней публикуются рейтинги вероятных кандидатов на эти должности и места.

А что представляет собой социология как наука? Всего имеется в общей сложности более ста определений социологии. Американский социолог Нейл Смелзер дает такое определение: «Социология - это научное изучение общества и общественных отношений». Английский социолог Энтони Гидденс утверждает: «Социология может быть определена как систематическое изучение человеческого общества, уделяющее особое внимание современной индустриальной системе». Социологический энциклопедический словарь, изданный под редакцией академика Г.В. Осипова, подчеркивает: «Социология - это наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества. Социология изучает социальные факты, процессы, отношения, деятельность индивидов, социальных групп, их роль, статус и социальное поведение, институциональные формы их организации». Из многих определений социологии мы привели три примера. Но они, как видно, по-разному определяют социологию как науку. В чем дело? С чем связано множество определений? Прежде всего, с тем, что социология отпочковывалась от других наук - от философии (Франция), политической экономии (Германия), социальной психологии (США), криминологии (Великобритания); и эти науки в какой-то мере оставили свой след в определении социологии. Далее, в мире существуют различные научные школы со своими традициями, направлениями, методологиями, исходя из которых и определяется социология как наука. И, наконец, страны мира находятся на разных уровнях общественного развития и их ученые, с учетом существующего объекта реальности, выдвигают свои суждения. Поэтому все определения социологии имеют право на существование. Для более точного определения этой науки необходимо определиться с объектом и предметом социологии. До сих пор некоторые авторы смешивают объект и предмет социального знания. Так, Оспанов С.И. в статье «Об объекте и предмете социологии» утверждает: «Объект и предмет науки на содержательном уровне тождественны». Нам же кажется, что они не совпадают. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс познания, а предмет – лишь стороны, связи, отношения, составляющие объекта, которые подлежат изучению. Объектом социологии, как и множества других социальных наук, является общество. Здесь, кажется, нет разных мнений. Но различные социальные науки изучают общество под определенным углом зрения – с точки зрения предмета своего исследования. Итак, каков предмет социологии? Это коренной и фундаментальный вопрос. Но вопрос о предмете социологии остается до сих пор нерешенным.

Чтобы подойти к определению предмета социологии, надо найти основное, ключевое понятие этой науки. Так, например, К.Маркс для экономической теории выделил главную категорию - товар. А что выступает такой ключевой категорией в социологии? Вот здесь известные нам авторитеты в области социологии предлагают разные понятия. Ядов В.А. выделяет в качестве центрального звена в предметной области социологии «социальную общность» (Журнал «Социс». - №2. - 1990. - С.12), Кабыще А.В. - «социальную структуру» (Социс. - №4. - 1990. - С.22), Тощенко Ж.Т. - «специфическую форму проявления человека как личности» (Социс. - №5. - 1991. - С.37), В.Т. Харчева утверждает, что «именно личность является единицей наблюдения в социологии».

Вот такой разнообразный подход. Как видно, эти категории выделяют только одну сторону общества или показывают в целом объект социологии. Удивительно, что наши ведущие социологи почему-то обходят стороной П.А. Сорокина, за исключением Тадевосяна Э.В.

Нам кажется, что Сорокин П.А. давно и правильно определил ключевую категорию социологии, его предмет. Он в своей книге «Система социологии» писал так: «… социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой.»

Это определение, по сути, совершенно правильное. Почему?

Во-первых, с прогрессом самого научного знания, с изменением и усложнением самой социальной реальности изменяется и предмет науки. Исходя из этого, можно было бы определить предмет социологии по Сорокину: взаимодействие социальных субъектов, таких как личность, группа, общность, общество.

Во-вторых, понятие социального взаимодействия является ключевой категорией потому, что содержит решающее качество самовыдвижения, развития социального целого, т.е. в результате социального взаимодействия развивается общество, начиная от личности и кончая социумом в целом.

В-третьих, категория социального взаимодействия объединяет как макро, так и микроуровень социального знания. Она объясняет взаимоотношения между социальными субъектами разных уровней.

В-четвертых, будучи главным предметом социального анализа, социальные взаимодействия охватывают все возможные состояния и формы человеческого бытия.

В-пятых, выделение этой категории наилучшим образом отвечает сегодняшнему социальному запросу - как анализировать социальное развитие конкретной страны, так и всего мира.

Итак, социология есть наука о наиболее общих закономерностях функционирования и развития взаимодействующих социальных субъектов общества.

 

Вопросы для обсуждения и дискуссии.

Вопросы для обсуждения и дискуссии.

1. Индивид и общество в социальных системах Платона и Аристотеля.

2. Опыт Средневековья: от схоластики к эмпирике.

3. Основы «утопического социализма».

4. Философско-исторический анализ Джамбатиста Вико.

5. Огюст Конт – основоположник социологии.

6. Влияние теории эволюции Ч.Дарвина на социологию.

7. Какие направления мировой социологии Вы знаете?

8. История отечественной социологии.

Вопросы для обсуждения и дискуссии.

1.Раскройте соотношение понятий «социальные процессы» и «социальные изменения».

2. В чем заключается сущность концепции П. Соркина о социальных изменениях?

3. Дайте понятие и анализ «действующих сил» социальных изменений.

4. Уровни и направления социальных изменений. Приведите конкретные примеры.

5. Раскройте основные теории социальных изменений.

6. Модернизация современного российского общества.

7. Социально-экономические процессы в пореформенной России.

8. Современные глобальные изменения в сфере труда.

9. Приватизация предприятий и изменение трудовых отношений.

10. Объясните, что есть «общество» по мнению следующих социальных мыслителей:

1) «Общество – это функционирующая система, основанная на разделении труда» (О.Конт).

2) «Общество – композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов» (Г.Спенсер).

3) «Общество есть социальный организм, метасистема, включающая в себя все виды сообществ и характеризующаяся целостностью, сбалансированностью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием» (Г.Е.Зборовский).

4) «Общество – это меновой союз людей, связанных разделением труда» (А.Смит).

5) Общество - это самостоятельная система, со своими собственными законами развития, при анализе которой возможны аналогии с другими системами, например, с биологическими (О.Конт, Г.Спенсер).

6) «Общество – это сфера необходимого межчеловеческого взаимодействия, это следствие работы механизма, соединяющего насущные потребности и интересы каждого с потребностями всех» (Мандевиль).

 

Вопросы для обсуждения и дискуссии.

 

Вопросы для обсуждения и дискуссии.

1. Раскройте соотношение понятий «человек» и «личность».

2.Охарактеризуйте основные составляющие «системы личности».

3. В чем состоит социальная зрелость личности?

4.Дайте характеристику личности как субьекта деятельности и общественных отношений.

5. В чем заключается социализация личности?

Тема 6. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ДЕВИАЦИЯ.

1. Девиантное поведение: определение, основные понятия.

Вопросы для обсуждения и дискуссии.

1. Что означает понятие «девиантное поведение»? Каковы его причины и последствия?

2. Что такое аномия?

3. Что понимают под термином "аномия" в рамках социологических теорий отклоняющегося поведения? Как использовался термин "аномия" в исследованиях Э. Дюркгейма и Р. Мертона?

4. Раскройте социологическое значение понятий «нормы» и «ценности».

5. Что такое социальные нормы, какова их классификация?

6. Как можно сформулировать основную концепцию теорий "физических типов" и психоаналитических теорий? В чем их основные различия? Кто является основоположниками этих теорий?

7. Что объединяет теории Ч. Лоброзо и У. Шелдона?

8. Как объяснял девиацию З. Фрейд?

9. В чем состоит основное отличие психологического подхода к изучению социальных отклонений от всех других подходов?

10. Как, с помощью марксистской теории, можно объяснить девиацию?

11. В чем суть теории Р. Мертона? Какие типы девиации он выделял?

12. На чем основана типология отклоняющейся личности у Р. Мертона по отношению к целям и средствам их достижения?

13. Какие типы самоубийств выделял Э. Дюркгейм?

14. Что такое стигма и как стигматизация влияет на девиантное поведение?

15. Проанализируйте феномен девиантного поведение с точки зрения теории стигматизации.

16. В чем состоит основная концепция теории "навешивания ярлыка" и определения первичных и вторичных отклонений? Какие последствия могут иметь для индивида первичное и вторичное отклонения?

17. Что представляет собой деликвентное поведение? В чем его различие с девиантным поведением?

18. Может ли девиантное поведение носить позитивный характер?

19. С чем связано понятие "культурно одобряемое отклонение"? В чем причина появления такого рода отклонений?

20. Чем отличаются разрушительная девиация и созидательная девиация?

21. Что такое первичная и вторичная девиация?

22. Что такое социальный контроль и почему он является необходимым условием успешного функционирования общества?

23. Дайте характеристику структуре социального контроля.

24. Каковы основные способы осуществления социального контроля в обществе или социальной группе? Назовите его формы и виды воздействия.

25. Приведите примеры формального и неформального контроля.

26. Какие существуют механизмы (методы) социального контроля?

 

Тема 7. СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Основные понятия и категории, характеризующие социально-экологические взаимосвязи, взаимодействие.

Вопросы для обсуждения и дискуссии.

  1. Какая основные задачи призвана решать социальная экология?
  2. Что представляют собой планетарные (глобальные), региональные и микромасштабные экологические проблемы?
  3. Какие элементы, разделы включает в свою структуру «большая экология» или «макроэкология»?
  4. Существует ли отличие «социальной экологии» от «экологии человека»?
  5. Назовите два основных аспекта социально-экологического взаимодействия.
  6. Предмет изучения социальной экологии.
  7. Биологические и социально-экономические признаки понятия «человек» в системе «человек-среда».

8. Как Вы понимаете тезис о том, что «разнообразие, множественность разнородных сред, составляющих единую среду человека, определяют в конечном счете многообразие ее влияния на него».

 

 

Вопросы для обсуждения и дискуссии.

1. Что такое социологическое исследование? Назовите основные виды социологических исследований.

2. С чего начинается социологическое исследование? Охарактеризуйте основные этапы проведения социологического исследования.

3. Как вы понимаете термины «теоретическое» и «прикладное»?

4. Что включает в себя инструментарий социологического исследования?

5. Какова структура программы социологического исследования? Из каких разделов она состоит?

6. Почему в исследовании нельзя обойтись без выдвижения гипотез? Какую роль они играют?

7. Что представляют собой генеральная и выборочная совокупности?

8. В чем проявляются преимущества выборочного метода исследования?

9. Какие виды выборки в социологическом исследовании Вы знаете?

10. К чему приводят ошибки в построении выборки?

11. Из каких разделов состоит рабочий план исследования?

12. Назовите основные методы сбора ПСИ.

13. Какие виды опроса Вы знаете?

14. Какие требования предъявляются к анкетному опросу?

15. Назовите основные виды вопросов. Чем они отличаются между собой?

16. Какие существуют способы контроля достоверности данных опроса?

17. Чем отличаются интервью от анкетного опроса?

18. Объясните, в чем различие методов: фокусированное интервью и фокус-группа.

19. Что такое наблюдение в социологии? Назовите виды наблюдений в социологии.

20. Эксперимент: определение, виды и их характеристика.

21. Перечислите возможности метода анализа документов.

22. В чем заключается количественный метод анализа документов?

23. Какова роль социологических исследований в познании явлений общественной жизни?

Вопросы для обсуждения и дискуссии.

1. Чем отличаются социальное пространство и социальное время от физического пространства и времени? Раскройте функции социального времени.

2. Дайте понятие, опишите структуру и приведите классификации социальных процессов.

3. Охарактеризуйте основные источники и главные результаты социальных изменений.

4. Сравните социальную революцию и социальные реформы, выделите общие и особенные черты.

 

Вопросы для обсуждения и дискуссии.

1. Содержание понятия о переделах мира.

2. Какова сущность особенностей современного общества связанных с принятием решений?

3. Какова главная тенденция в развитии мировой цивилизации с конца XX века?

4. В чём суть теории мировой системы (всемирной зависимости) рассматривает социальное развитие в контексте международного разделения труда?

5. Каким может быть российский проект в глобальном контексте?

Литература

Августин Блаженный и civitas terrenа // Полис. – 2006.– № 4.

Алюшин А. Л. Гарольд Лассауэлл о природе политической реальности // Полис. – 2006. – № 5.

Актуальные проблемы политики и политологии в России: сборник научных статей / под общ. ред. В.С. Комаровского. — М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Изд-во РАГС, 2002, 2003, 2004, 2005.

Антанович Н.А. Политология: конспект лекций / Н.А. Антанович. – Минск: ТетраСистемс, 2008..

Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Вебер М. Харизматическое господство // Социс. – 1989. – № 5

Глазунов, О. Н. Государственный переворот. Стратегия и технологии: научное издание / О.Н. Глазунов. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.

Гаджиев, К. С. Политология: основной курс: Учеб. для вузов / К.С. Гаджиев. - М.: Высшее образование, 2007.

Дюверже, Морис. Политические партии: [Пер. с фр.] / М. Дюверже. - Изд. 3-е. - М.: Академический проект: Парадигма, 2005.

Ирхин Ю.В. Постмодернистские теории: достижения и сомнения // Социально-гуманитарные знания. 2006. — №1.

Ирхин Ю.В. Особенности японской управленческой культуры: сравнительный анализ // Социально-гуманитарные знания. 2006. — №2.

Ирхин Ю.В. Гражданская государственная служба России: проблемы эффективности // Социально-гуманитарные знания. 2007. — №2.

Ирхин Ю.В. Электронное правительство и общество: мировой опыт и Россия // Социологические исследования. 2006.— № 1.

Ирхин Ю.В. Социология культуры: сравнительный анализ политической культуры обществ Запада, России, Востока и Африки. Учебник. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

Краткий словарь-глоссарий по политологии / ВСГТУ; Сост. А.Л. Болдонов, Т.Д. Башинова, Е.Д. Тармаханов. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005.

Макиавелли, Никколо Государь: сочинения: Пер. с ит. / Макиавелли, Никколо. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

Николо Макиавелли: pro et contra. Личность и творчество Н. Макиавелли в оценке русских мыслителей и исследователей. – СПб., 2002.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. — М., 1990.

Халипов, В. Ф. Энциклопедия власти: энциклопедия / В.Ф. Халипов. - М.: Академический Проект, Культура, 2005.

Петров, В. К. Устойчивость государства: научное издание / В.К. Петров, С.Г. Селиванов. - М.: Экономика, 2005.

Мухаев, Р. Т. Политология: учеб. для вузов / Р.Т. Мухаев. - Изд. 2-е. - М.: Приор-издат, 2005.

Политология: учеб. для вузов по спец. "Политология" / Г.Н. Смирнов и др.; Дипломат. акад. МИД РФ. - М.: Проспект, 2006.

Политология: учеб. для вузов / Под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавлева. - М.: Экзамен, 2005.

Политология: учеб. для вузов / Под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2006.

Основы политологии: контр. работы для студ. заоч. обуч. / ВСГТУ; Сост. А.Л. Болдонов, Т.Д. Башинова, Е.Д. Тармаханов. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007.

Основы политологии: планы семинар. занятий для студ. днев. обуч. / ВСГТУ; Сост. А.Л. Болдонов, Т.Д. Башинова, Е.Д. Тармаханов. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007.

Темы докладов, рефератов, сообщений по политологии: к самостоятельной работе / ВСГТУ; Сост. А.Л. Болдонов, Т.Д. Башинова, Е.Д. Тармаханов. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007.

Демидов, Н. М. Основы социологии и политологии: учеб. пособие для сред. проф. образования / Н.М. Демидов. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007.

Политическая наука в современной России: основные задачи, пути развития: материалы науч.-практ. конф. студ. и аспирантов / Отв. за вып. О.В. Любовникова; БГСХА им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2005.

Политология: учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2007.

Политология: учеб. для вузов / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. - М.: Высшее образование, 2007.

Мухаев, Р. Т. Политология: учеб. для вузов / Р.Т. Мухаев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Политология: курс лекций / Рос. гос. торг.-экон. ун-т; Отв. ред. Б.Н. Бессонов. - М.: НОРМА, 2007.

Политология: учеб. для вузов / Под общ. ред. В.С. Комаровского. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2006.

Политология: учебник для вузов по спец. "Финансы и кредит", "Бух. учет, анализ и аудит", "Мировая экономика и междунар. отношения" / Финансовая акад. при правительстве РФ; [Общ. ред. А.Г. Грязновой]. - 3-е изд, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М., 2008.

Политология: учеб.-метод. комплекс / А.В. Шалак; Байкальский гос. ун-т экономики и права. - 4-е изд., перераб. и доп. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008.

Кретов Б.И., Горбунов А.А. Прикладная политология (Учеб. пособие для студентов вузов. Изд-во «Высшая школа») – М., 2009.

Кретов Б.И. Политология (Учеб. пособие для студентов вузов. Изд-во «Высшая школа») - М., 2007.

Платон. Государство // Соч. в 4 т. Т. 3. – М., 1994.

Платон. Законы // Соч. в 4 т. Т. 4. – М., 1994.

Рощин Е. Н. История понятий Квентина Скиннера // Полис. – 2006.– № 4.

Томас Джефферсон о демократии. – СПб., 1992.

Филиппов А. Ф. политическая эзотерика и политическая техника в концепции Карла Шмита // Полис. – 2006. – № 4.

Соловьев А.И. Политология: учеб. — М.: Аспект-Пресс, 2003, 2005.

Шпак А. В. Неклассическая традиция толкования «власти», «силы» и «насилия» // Философия права. – 2005. – № 1.

Шимов Я. В. Гражданское общество и правящая элита в переходный период: чешский вариант // Полис. – 2005. – № 3.

Фишман Л. Г. Политический миф и идеология: «опасное сближение»? // Полис. – 2006. – № 4.

Садохин А.П. Политология. Конспект лекций: учебное пособие/ А.П. Садохин. – М.: Эксмо, 2007.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие (д-р соц.н., проф. Чойропов Ц.Ц.).

Тема 1. Предмет, структура и функции социологического знания (д-р соц.н., проф. Чойропов Ц.Ц.).

Тема 2. Основные этапы развития и исторические типы социологии (д-р соц.н., проф. Очирова О.А.).

Тема 3. Общество как естественно-историческая целостная система (д-р соц.н., проф. Очирова О.А.).

Тема 4. Социальная структура общества (д-р соц.н., проф. Чойропов Ц.Ц., к.с.н. Чойропова Т.Ц.).

Тема 5. Личность как объект и субъект социального развития (к.ф.н., доц. Голубев Е.А.).

Тема 6. Социальный контроль и девиация (к.с.н., доц. Давлетчина С.Б.).

Тема 7. Социальная экология (д-р соц.н., проф. Очирова О.А.).

Тема 8. Процесс социологического исследования (к.с.н., доц. Давлетчина С.Б.).

Тема 9. Социальные процессы и социальные изменения. (к.с.н., ст. преп. Романов Ю.А.).

Тема 10. Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе. (к.с.н., ст. преп. Романов Ю.А.).

Литература


ПРЕДИСЛОВИЕ.

Социология, занимающаяся исследованием социальных действий людей, мотивов их поведения, ценностных ориентаций в социальной системе, тенденций и динамики развития социальных процессов, имеет не только теоретическую, но и практическую значимость для подготовки бакалавров и магистров.

Со сменой парадигмы экономического и социального развития общества возрастают объективная необходимость и потребность студентов в изучении теоретической и прикладной социологии. Недооценка социологии в прошлом привела к волюнтаризму и субъективизму в управлении обществом, социальными процессами. Социология дает возможность как прогнозировать появление тех или иных тенденций, проблем, так и разрешать их в коллективах, в обществе в целом. С этой целью в вузах введены курсы социологии, призванные вооружить студентов социологическими знаниями, необходимыми для подготовки специалистов-руководителей производства, предприятий и организаций, без которых они не могут сегодня обойтись.

В процессе изучения этого курса большое внимание будет уделяться не только теоретическим, но и прикладным и эмпирическим аспектам социологии, чтобы студенты могли овладеть методикой проведения исследования, сделать на их основе научно обоснованные выводы, имеющие важное значение в управленческой деятельности в коллективах, в разрешении конфликтных ситуаций, внедрении инновационных методов организации труда.

Социологию в общем плане можно охарактеризовать как способ изучения людей, основанный на эмпирических данных, взятых из реальной жизни, вскрывающих их мотивы, установки, ценностные ориентации. Социология, являясь наукой об обществе как целостной системе, так и отдельных социальных процессах, группах, рассматривалась у нас в течение длительного времени с позиций классового подхода, что и служило основанием для ее разделения на буржуазную и марксистскую социологию. Такой подход к социологии как к науке в корне противоречит общечеловеческим, духовным ценностям, который привел ее к изоляции, отставанию от мирового социологического знания, что особенно наглядно проявилось в условиях демократизации общества, перехода его к рыночным отношениям.

Сегодня мы вынуждены признать, что социологические исследования, практиковавшиеся ранее в стране, проводились в соответствии с политикой, оторванной от реальной действительности, в которой субъекты по сути дела не выступали в качестве агентов исторического действия. Сегодня перед социологами выдвигается проблема гуманизации социальных процессов, сознательного формирования критической направленности по отношению к официальным институтам и социальным структурам. Социология должна сконцентрировать свои усилия не только на анализе субъектов исторического действия и активных сил, участвующих в преобразовании общества, но и стать орудием социологического просвещения и образования людей, и в первую очередь студентов, инструментом самопознания общества и человека.

В данном учебном пособии, предназначенном для студентов технического вуза, широко использован мировой зарубежный и отечественный опыт социологических исследований, имеющих теоретическую и практическую значимость.

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

Определение социологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.99.29 (0.018 с.)