Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция российской социологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В России социология как наука прошла свое становление во второй половине XIX века. Ее последующее развитие напрямую зависело от условий в стране, которые не раз кардинально менялись на протяжении ХХ века. Поэтому в России социология пережила периоды подъема и упадка, запрета, гонений и подпольного существования. В развитии отечественной социологии выделяют по существу три этапа, но более глубокий анализ, конечно же, показывает большее их число. Ведь почти каждое десятилетие ХХ в. в России имело свои особенности. Из трех выделяемых этапов: 1-й этап - дореволюционный – с середины XIX в. до 20-х годов ХХ в.; 2-й и 3-й - послереволюционные – с 20-х по 60-е годы и с 70-80-х гг. по настоящее время. Первый этап характеризовался богатством социологической мысли. Наибольшую известность получили следующие школы и направления. Школа субъективной социологии (П.Лавров, Н.Михайловский): сознательное историческое движение осуществляется критической мыслью; мерилом общественного прогресса и движущей силой общества является личность; переход к новому обществу происходит через посредство общины, артели; основной единицей общества является не класс, группа, а личность. Сравнительно-историческое направление (М.Ковалевский, Н.Кареев): развитие солидарности между социальными группами, классами как движущая сила общественного прогресса; основной метод социологии – сравнительно-исторический; революционные преобразования – это патология, случайность для общественного прогресса. Экономическое направление (П.Струве, М.Туган-Барановский): преобразовать общество может лишь образованный индивид, а не классовая борьба или революция; исторический прогресс определяется культурными ценностями человечества; П.Струве – создатель экономического моделирования в социологии. Психологическая школа. Бихевиористская (Л.Петражицкий, Е.Де Роберти, И.Павлов, У.Бехтерев); в основе общества стоят психологические процессы; эмоции – истинные мотивы человеческого поведения; основное внимание – «коллективному поведению»; обращение социологии к психологии индивида. Религиозно-консервативное течение (Н.Данилевский): структура и динамика «культурно-исторический типов» цивилизаций; история общества – это история борьбы культурно-исторических типов с окружающей средой и между собой. Натуралистическое направление (Л.Мечников, В.Ключевский): географический детерминизм (климат, почва и пр.); в органической жизни борьба и сотрудничество составляют две равно необходимые силы, а в обществе стремление к кооперации становится ведущим. Первое десятилетие Советской власти было периодом признания социологии: осуществляется институализация науки, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, открыт Социологический институт (1919) и первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением в университете Петрограда (1920): была введена научная степень по социологии, стала издаваться обширная социологическая литература. В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции. Послереволюционный период развития отечественной социологии сложен и неоднороден. Второй этап эволюции российской социологии наиболее трагичен. В 30-е годы социология объявляется буржуазной лженаукой и запрещается. Фундаментальные и прикладные исследования прекращаются до начала 60-х годов. Социология была одной из первых наук, ставшей жертвой сталинского режима. Тоталитарный характер политической власти, жесткое подавление всех форм инакомыслия вне партии, недопущение разнообразия мнений внутри партии остановили развитие науки об обществе. Даже после ХХ съезда КПСС социология некоторое время не восстанавливалась в своих правах. Социологические эмпирические исследования проводились, но под прикрытием экономической и философской наук. И только в 60-е годы начинают создаваться социологические учреждения, основывается Советская социологическая ассоциация. Считается, что на третьем этапе, в 70-80-е гг. отечественная социология получает полупризнание, поскольку социологические исследования полностью зависели от партийных решений, что не давало свободы для научного поиска. Социологические исследования носили мировоззренчески направленный характер. Но организационное становление социологии продолжалось: в 1968 г. создан Институт социсследований (с 1988 г. – Институт социологии АН), появляются отделы социсследований в институтах Москвы, Новосибирска, Свердловска и других городов; начали издаваться учебные пособия для вузов: с 1974 г. стал выходить журнал «Социологические исследования» (позднее – «Социс»). В целом в этот период административно-бюрократическое вмешательство в социологию привело к снижению количества и качества исследований. Социология была полностью восстановлена в гражданских правах в 1986 г. Вопрос о ее развитии решался на государственном уровне. Социология современной России укрепляется содержательно и организационно. Она возродилась как учебная дисциплина. Широко проводятся фундаментальные и прикладные исследования в стране. Российская социология сегодня нарабатывает материал об обществе и прогнозирует дальнейшее его развитие.
Вопросы для обсуждения и дискуссии. 1. Индивид и общество в социальных системах Платона и Аристотеля. 2. Опыт Средневековья: от схоластики к эмпирике. 3. Основы «утопического социализма». 4. Философско-исторический анализ Джамбатиста Вико. 5. Огюст Конт – основоположник социологии. 6. Влияние теории эволюции Ч.Дарвина на социологию. 7. Какие направления мировой социологии Вы знаете? 8. История отечественной социологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.221 (0.007 с.) |