Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Начальный этап развития социологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предшествующий этап развития мировой философской и социальной мысли во многом подготовил и теоретически, и методологически новое научное направление, сосредоточенное на характере взаимодействий человека и общества, т.е. на социальных отношениях. Потребность в таком научном направлении была актуальна и для социальной практики. Ответом на эти социальные запросы послужили работы Огюста Конта. Конт (Comte) Огюст (19.01.1798, Монпелье - 05.09.1857, Париж) - французский философский социолог, методолог и популяризатор науки, основатель школы позитивизма и социальный реформатор, предложивший теократическую утопию на основе “позитивной религии человечества”. Считается основателем социологии, ему же принадлежит и приоритет введения в научный обиход самого термина “социология”. Под его влиянием сложилась целая совокупность течений в различных социогуманитарных дисциплинах, характеризуемых как позитивизм. Конта можно рассматривать как одного из предшественников эволюционно-органической парадигмы в социологии, что являлось своеобразной реакцией на политическую метафизику XVIII века. Конт стал основателем подлинно социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов. Он впервые поставил проблему и собственно понятийного аппарата социологии, полагая, что описание и анализ структуры общества должны производиться в социальных терминах, т.е. в явлениях ассоциации и ее специфических продуктов. С точки зрения этого подхода Конт дает описание разнообразным социальным системам, социальным институтам, институциональным взаимоотношениям и стратификации - социального неравенства, т.е. основным аспектам общей социологии. Социология Конта является своего рода “социальной физикой”, с помощью которой он хотел утвердить общественные законы. Идея “социальной физики” восходит к XVII в., а в первой четвери XIX в. ее особенно пропагандировал Сен-Симон, секретарем и помощником которого с 1817 по 1824 год был Конт. Но никто до Конта не сумел развить эту идею с такой полнотой, систематичностью и обоснованностью. Конт строит свою “Социальную физику” с помощью сравнительного и исторического метода, деля ее на социальную статику, или учение об общественном порядке, и социальную динамику, или учение об общественном прогрессе. В своей работе “Курс позитивной философии”, Конт рассматривает “закон о трех стадиях” развития интеллектуального сознания человечества (видоизмененный философско-исторический закон Кондорсе - Тюрго), исторически и логически объединяя теологию, метафизику и позитивизм, тем самым подчеркивает непрерывность социального познания общества и человека. Огюст Конт пытается построить социологию как особую общественную науку об общественном порядке и о развитии человеческого общества.Конт впервые определил социологию как общую теорию строения и развития (иными словами, структуры и эволюции) человеческого общества, т.е. как науку, базирующуюся на закономерностях. Предметом новой науки должно было стать не государство, не право, не народное хозяйство в своей обособленности, а вся общественная жизнь, включая в это понятие и явления духовной культуры. Задача социологии была поставлена тоже новая - открывать законы общественных явлений в их “консенсусе” и в их эволюции...” Конт построил свою классификацию, поставив науки в последовательном порядке, переходя от законов простых явлений к законам, открытым в более сложных явлениях, причем связь этих наук заключается в том, что последующие науки представляются основанными на законах открытых в предшествующих. В результате основные науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Конт не только определил требования, которым должна отвечать новая наука, но и сделал попытку указать ее место среди других наук. Одним из основоположников позитивизма является и Спенсер Герберт (27 апр.1820, Дерби - 8 дек. 1903, Брайтон) - английский философ, социолог, главный представитель эволюционизма, получившего во второй половине XIX в. широкое распространение. Стержень социологических взглядов Спенсера составляет систематически проведенная аналогия между биологическим и социальным организмами. Однако, по мнению Спенсера, эту аналогию нельзя считать полной, ибо индивидуальный организм обладает “конкретностью”, тогда как социальный “дискретен”. Это значит, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность, хотя до сих пор, по-видимому, в ходе социального прогресса более или менее значительные части каждого общества приносились в жертву социальному целому. Но существенным измерением социального прогресса как раз и является переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному порядку, к такому состоянию, при котором “социальный организм” служит составляющим его индивидам. Спенсер попытался также сочетать историко-эволюционный подход к исследованию общества со структурно-функциональным, таким образом, развивая идеи Конта о социальной динамике и социальной статике. Он во многом предвосхитил положения одного из основных социологических направлений XX в., структурного функционализма, и ввел в оборот понятия "система", "функция", "структура", "институт". Продолжателем позитивистской контовской традиции в социологии явился и Эмиль Дюркгейм. Он руководствовался образцами естественных наук, утверждая принципы эмпирической обоснованности, точности и доказательности теоретических положений. Дюркгейм Эмиль (1858-1917) - французский социолог и философ, родоначальник французской социологической школы, первый в мире профессор социологии, основатель и издатель журнала "Социологический ежегодник" (1896-1913). Преподавал в университетах Бордо и Парижа, осуществил институциализацию социологии во Франции. Основные сочинения: "Элементы социологии" (1889), "О разделении общественного труда" (1893), "Правила социологического метода" (1895), "Самоубийство" (1897), "Элементарные формы религиозной жизни" (1912), "Социология и философия" (1924) и др. Теоретико-методологической концепцией, на базе которой развивалась вся система взглядов Дюркгейма, был так называемый социологизм (одна из разновидностей социологического реализма), утверждающий в противоположность номинализу и базирующимся на нем индивидуалистическим концепциям принцип специфичности и автономности социальной реальности. Предметом социологии, согласно Дюркгейму, является особая реальность, основу которой составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим фактам действительности и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки - объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление; принудительная сила. Поведение индивида в обществе в основном определяется не индивидуальными причинами и факторами, а совокупностью социальных фактов, толкающих индивида на те или иные поступки. Дюркгейм подразделял социальные факты на морфологические, составляющие `материальный субстрат` общества (плотность населения, физическая и моральная, под которой Дюркгейм подразумевал частоту контактов или интенсивность общения между индивидами; наличие путей сообщения; характер поселений и т. п.), и духовные, нематериальные факты (`коллективные представления`, составляющие в совокупности коллективное или общее сознание). Дюркгейм главным образом исследовал роль коллективного сознания, его различные формы (религию, мораль, право), нередко гипертрофируя их действительные социальные функции. Созданные Дюркгеймом социальная философия и социологическая теория покоятся на всесторонне разработанном категориальном аппарате. В его книгах были разработаны важнейшие категории: "время", "пространство", "структура", "функция", "общественные классы", "историческая мысль", "общественные противоречия", "коллективные представления" и др. Д. полагал, что поскольку категории являются концептами, то не трудно понять, что они должны быть результатом коллективной работы общества. Дюркгейм, являясь главным теоретиком позитивистски ориентированной социологии, разработал теории "социального факта", "социального познания", "социальной сплоченности", "функционального анализа", "разделения труда", "самоубийства", "социологии религии" и др. Проблема социального факта прошла красной нитью через все его работы, являясь цементирующим звеном всего круга его идей. Социологический подход Макса Вебера отличается от социологии Дюркгейма. Макс Вебер (1864-1920) немецкий социолог, социальный философ и историк, основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Вебер был крупнейшим специалистом в области политической экономии, права, социологии, философии. Он выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, религий и науки и, что особенно важно, как логик и методолог, который разрабатывал принципы познания социальных наук. Вводя понятие социального действия, Вебер по существу дает свою трактовку социального факта, полемически направленную против той, которая была предложена Дюркгеймом. Он считает, что ни общество в целом, ни те или иные формы коллективности не должны, если подходить к вопросу строго научно, рассматриваться в качестве субъектов действия: таковыми могут быть только отдельные индивиды. Коллективы социология может рассматривать как производные от составляющих их индивидов; они представляют собой не самостоятельные реальности, как у Дюркгейма, а, скорее, способы организации действий отдельных индивидов. Круг интересов Вебера был необычайно широк: он занимался античной, средневековой и новоевропейской историей хозяйства, права, религии и искусства, размышлял над природой современного капитализма, его историей и его дальнейшей судьбой, изучал проблему капиталистической урбанизации и в этой связи историю античного и средневекового города, исследовал специфику современной ему науки в ее отличии от других исторических форм знания, живо интересовался политической ситуацией не только в Германии, но и за ее пределами, в том числе в Америке и в России (в 1906 опубликовал статьи "К положению буржуазной демократии в России" и "Переход России к мнимому конституционализму"). Общепризнан вклад в формирование социологической науки, в особенности в социологию конфликтов, Карла Маркса. Карл Маркс (1818–1883) вошел в историю не только как выдающийся социальный мыслитель и политэконом, но и как основатель теории научного коммунизма, один из создателей и руководителей первых международных пролетарских организаций. Маркс ввел в социологию «новый метод изучения, новые понятия, большое число смелых гипотез, объясняющих подъем, развитие и упадок конкретных форм общества; все они в последующие десятилетия XIX в. имели глубокое и обширное влияние на работы по истории политической науке и социологии». Маркс не только занимался разработкой теории общества, но и дал образцы глубокого социологического анализа общественно-политических явлений. К творческому наследию Маркса обращаются представители таких современных направлений в социологии как символический интеракционизм, социология конфликта, теория социального обмена, феноменологическая социология, неофункционализм и др. Выявляя важную роль экономических отношений Маркс не сводит к ним всю совокупность общественной жизни. К основным социологическим характеристикам общества он относит: - расчлененность и структурированность общества как целого; - экономическую структуру как базу групп и типов надстроечных явлений; -изменчивость систем и структур общества. Из всего разнообразия школ и направлений также можно выделить формальную социологию, одним из основоположников которой является Георг Зиммель (1858-1918). Главные его социол.труды: «О социальной дифференциации»(1890) «Проблемы истории философии»(1892) «Конфликт современной культуры»(1918). Свое название эта школа получила потому, что, борясь с эволюцонистким субстанциолизмом и натурализмом, истоки которого в социологии были заложены Контом и Спенсером, «формалисты» стремились поместить все социальные явления и отношения в рамки конечного набора структурных элементов социологических понятий. Характерно в этом плане понятие социации, введенное Г.Зиммелем. Название подразумевает, что формальная рациональность противопоставляется материальной рациональности, а социологическая наука строится на аналитическом основании. Зиммель внес значительный вклад в развитие философии культуры, этики, религиоведения; в социологию культуры, города, семьи и пола, пространственно-временной организации социальной жизни, социологию конфликта, религии и искусства. Социология Зиммеля по существу представляет собой метод вычленения из всей совокупности социальных явлений особого ряда фактов – социаций или форм обобществления. За выявлением чистых форм следуют их упорядочение, систематизация, психологическое обоснование и описание в историческом изменении и развитии. Понятие формы – важнейшее в формальной социологии. Форма лучше всего определяется задачами, которые она выполняет: форма отражает несколько содержаний одновременно и таким образом, что они образуют единство; при обретении формы эти содержания отделяются от других содержаний; формы структурируют содержания, которые они отражают во взаимодействии друг с другом. Существуют три основные группы форм: социальные процессы, социальные типы, модели поведения. Конечно же, начальный классический период социологии не ограничивается несколькими именами. Их список намного больше, о них написано огромное количество специальной учебной и научной литературы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.29 (0.008 с.) |