Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общество как целостная система.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социальная система - ключевое понятие современной социологии, обладающее большими эвристическими, познавательными возможностями и являющееся главным инструментом теоретического социологического анализа. Вместо того чтобы изучать десятки, сотни, тысячи различных социальных групп, коллективов, общностей, каждая из которых обладает своими уникальными и неповторимыми чертами, социологи используют обобщенное понятие «социальной системы», выражающее наиболее существенные и характерные черты различных социальных групп. Само общество также может анализироваться как особый тип макросистемы, имеющей ряд общих свойств с любой другой социальной системой, но вместе с тем обладающей своими собственными особенностями. Вот почему формулировка концепции социальной системы и связанного с ней концептуального аппарата явилась важной вехой на пути развития научных представлений об обществе, означавшей высокую степень социальной зрелости социологии, свидетельствующую о ее окончательной институционализации как самостоятельной и автономной науки в обществе. В 50-х гг. XX в. ряд ведущих теоретиков американской социологии Т. Парсонс, К. Дэвис, Н. Смелзер, Р. Мертон, М. Леви и другие предприняли попытку использовать принципы зарождающейся тогда системно-структурной методологии в анализе широкого круга социальных явлений. Близкие по духу исследования проводились и раньше: концепции Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, Г. Спенсера, В. Парето и др. Однако своеобразие нового этапа развития социологии как науки, начавшегося в период Второй мировой войны, состояло в том, что социология перестала заимствовать идеи и понятия других наук, что было характерно для социологии XIX - начала XX в., стала опираться на свои собственные представления об общественной жизни, отражавшие своеобразие и специфику общественных явлений. Одной из важных сторон новой методологии было установление аналитического различия и уточнения специфического содержания двух основополагающих понятий - «культуры» и «социальной системы». Исходным в определении социальной системы служит истолкование ее как «системы социального взаимодействия множества индивидов». При системном анализе социального взаимодействия внимание в первую очередь обращается на те аспекты социальных действий, которые дают возможность интегрировать и координировать действия множества индивидов в единое целое. Это обусловлено наличием общеразделяемых символов ценностных и культурных стандартов, позволяющих индивидам правильно и более или менее единообразно оценивать поведенческую ситуацию, заранее ожидая друг от друга согласованных действий. Последнее становится возможным в том случае, когда наличествуют социальные нормы, предписывающие людям определенные шаблоны действий - социальные роли. Отсюда следует важный вывод, выражающий, кстати, специфику социальных систем: их нормальное функционирование невозможно вне связи с определенными культурными, ценностными стандартами, которые обычно задаются извне или развиваются в рамках самостоятельной системы, но тоже в теснейшей зависимости от принятых в обществе фундаментальных ценностей. Таким образом, при социологическом анализе социальной системы необходимо учитывать два принципиально важных момента: 1) взаимодействие социальной и культурной систем, благодаря которому формируется нормативная регуляция и обеспечивается координация действий множества индивидов; 2) взаимодействие личности с социальной системой, которая должна определенным образом мотивировать, стимулировать людей к предписываемым им типам деятельности. Поэтому многие теоретически важные проблемы социологического анализа социальной системы становятся осознанными и понятными только при учете взаимодействия трех основных уровней: личности, социальной системы, культуры. В концепции Т. Парсонса, отличающейся глубиной и систематичностью теоретической разработки, взаимодействие трех указанных сфер - культуры, общества и личности - образуют главный фокус теоретического социологического анализа - проблему институционализации. Каждая из этих систем рассматривается в качестве подсистемы более широкой системы действия, порождающей личность, социальную и культурную систему. Предмет изучения социологии - социальная система - образуется как раз на пересечении этих трех уровней социальной реальности, а личность и система культуры образуют своеобразные границы функционирования социальной системы. Если дословно следовать смыслу термина «институционализация» в том его широком значении, в котором он употребляется в отечественной социологии, то под ним следует понимать процесс формирования различных социальных институтов общества. В работе американского исследователя Дж. Тернера убедительно продемонстрировано, что все ведущие концепции западной социологии, несмотря на явные расхождения в интерпретации социальных явлений, в сущности концентрируются вокруг одной главной проблемы - институционализации, предлагая различные ответы на входящие сюда проблемы. Ее исключительная значимость для социологии объясняется весьма просто: посредством анализа этого процесса социологи пытаются дать ответ на ключевые вопросы социального познания: - как возможно общество и различные формы коллективности, в которые включен человек; - при каких условиях становится возможным социальная организация индивидов; - что обеспечивает относительную устойчивость структуры в различных формах социальной организации, благодаря чему обеспечивается стабильность и устойчивость различных типов социальной организации. Для того чтобы процесс институционализации принял более зримые очертания, отметим присущие ему две взаимосвязанные стороны. Институционализация означает процесс формирования социальной системы (или социальной организации, выражаясь упрощенно), который предполагает установление (таково дословное значение термина «институционализация») и упрочение ее социальной структуры. Вторая, внутренняя, сторона процесса институционализации заключается в том, что он представляет собой результат некоего слияния в рамках социальной системы нормативно-ценностных стандартов поведения с индивидуальной мотивацией входящих людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.29.209 (0.006 с.) |