Периодизация развития мировой социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация развития мировой социологии.



У историков социологической науки сложилась уже достаточно общепризнанная периодизация развития мировой социологии. Наиболее общее деление различает классический и современный период развития. При этом периодом ранней классики считается время с середины XIX в. до окончания Первой мировой войны, а «зрелая», или поздняя «классика» - это социология между двумя мировыми войнами. На два подпериода часто делят и современный этап развития, выделяя послевоенный период с 1946 г. по конец 60-х гг. ХХ в. и собственно современную, или новейшую, социологию, датируемую с 70-х гг. по настоящее время.

На протяжении ХХ столетия социология Запада претерпела весьма существенные изменения и ныне представляет собой чрезвычайно сложную систему идей, гипотез, концепций, теорий, методов исследования и способов описания разнообразных социальных реалий.

Интеллектуальное содержание классического этапа западной социологии использовалось по преимуществу двояким образом: 1) как определенный банк идей, обладающий самостоятельной ценностью, и 2) как идеи, которые включались в качестве активного элемента в различные разновидности современной социологии Запада.

Эволюция главных школ и разновидностей современной западной социологии осуществлялась на трех уровнях: теоретическом, прикладном и эмпирическом.

Становление социологии ХХ в. было связано с попытками преодоления избыточного теоретизирования, характерного для социальной философии XIX века, а также с необходимостью решения новых практических задач по управлению общественными процессами и разработке средств социального контроля и регулирования общественной жизни.

В результате сформировалась эмпирическая социология как естественнонаучная ориентация в структуре социологического знания. Она адаптировала следующие постулаты позитивистского типа: 1) социальные явления подчиняются законам, в конечном счете общим для природной и социально-исторической действительности; 2) методы социологических исследований должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания; 3) социология должна быть свободной от ценностных суждений идеологического типа.

Исторические корни эмпирической социологии восходят к ранним эмпирическим исследованиям 19 века социального и морального здоровья общества. Исследования Э.Чадуик (Англия), Л.Виллерме, А.Паран-Дюшатле (Франция), Р.Вирхоу (Германия), Дж.Кей-Шаттлуорт, А.Герри, А.Вагнер развивались как направление, обеспечивающее не только научную оценку морального состояния общества, но и разработку решений в области социальной и культурной политики, социального планирования, формирования урбанистических зон и т.п.

Период с 1920-х по 1960-е гг. можно охарактеризовать как период господства американской социологии, а в рамках последней - как период господства структурного функционализма. Следует отметить, что американское общество проявило наиболее прагматичное отношение к дисциплине социологии, которая представлялась как эффективное средство социального контроля. Накопление эмпирических данных в самых разных отраслях социологического знания в этот период напоминало разрастание снежного кома. Складываются эмпирически ориентированные школы, среди которых в первую очередь следует выделить Чикагскую школу.

Ее представители - Э.Парк, Э.Берджесс, У.Томас, А.Смолл, Ф.Знанецкий, У.Огборн и др. известны своими исследованиями в области социологии города, которая оказалась наиболее актуальной отраслью социального знания в ситуации быстрой урбанизации, повышенной миграции, дальнейшего углубления социального неравенства. Один из важнейших методов, предложенный чикагцами, - этнографический, который следует понимать скорее не как исследование этнонациональных групп, а как наблюдение (в том числе включенное) над самыми разными профессиональными группами. Данная школа известна и тем, что в ее рамках сложился подход, называемый символическим интеракционизмом.

В 40-50-е гг. лидерство в развитии эмпирической социологии перешло к Колумбийскому и Гарвардскому университетам. Большую роль сыграла деятельность Р. Мертона, П. Лазарсфельда, Э. Мэйо.

В 40-50-х годах ХХ века проблемы урбанизма отразились в исследованиях и стран Западной Европы. Наиболее видные представители социологии города во Франции Шомбар де Лова, Р.Будон. В 60-70-е годы активно формировалась немецкая социологическая школа с множеством отраслевых социологий (Р.Кениг, Х.Шельский и др.). В 80-90-е годы особый интерес в немецкой эмпирической социологии в отношении социологии труда, а в ее рамках – к индустриальной социологии - представляют взгляды Ф.Адлер, Г.Бернард, Л.Фрайдебург, Т.Ханн, Ф.Мюллер, Р.Штольберг, Х.Циммерман и др.

Что касается структурного функционализма, то его основные принципы отражают консенсусный подход к изучению общества. Сами понятия "функция", "функциональность" говорят о том, что в обществе разнородные элементы, институты и роли должны действовать как части хорошо отлаженного механизма. Каждый социальный институт должен обладать некоторыми скрытыми функциями по отношению к другим институтам, то есть социальные институты оказываются взаимосвязанными. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы, оказывается направленной на поддержание стабильности социальной системы. Функционалисты и в первую очередь классик функционализма Толкотт Парсонс(1902-1979) - внесли большой вклад в развитие системного анализа общества. Они способствовали расширению круга специализированных отраслей в рамках социологии в целом.

Если функционализм предстает как преимущественно объективистское направление в общественных науках, то символический интеракционизм - как субъективистское. Напомним, что "субъективистское" не означает "субъективное". Интеракционисты стремились рассматривать общество как результат взаимодействий (интеракций) людей, как результат обмена символами, ожиданиями, как субъективную реальность, пронизанную субъективными намерениями и действиями индивидов. В частности, в рамках символического интеракционизма Ирвингом Гоффманом(1922-1982) был предложен драматургический подход, основная идея которого заключается в том, что люди постоянно разыгрывают друг перед другом некий спектакль", то есть занимаются драматургической постановкой впечатлений, получаемых другими людьми. Так во второй половине XX в. предположение Шекспира о том, что "мир - театр, а люди в нем - актеры", получило развитие в рамках социальных наук.

В заключение хочется отметить, что всё разнообразие взглядов, течений и школ мировой социологии, традиции которой не прерывались как, например, в российской практике, невозможно отразить на нескольких страницах. Мировая социология чрезвычайно богата и разнообразна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.77.149 (0.006 с.)