Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные элементы социальной структуры общества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Элементами структуры общества являются большие или малые группы людей, объединенных вместе по схожим параметрам, будь то социально-демографические, социально-политические, экономические, культурологические и другие характеристики. Индивид тоже является элементом социальной структуры. Согласно структурно-функциональному анализу, индивид – деятель может обладать повышенной активностью по созданию тех или иных страт, в том числе и мощных монополий власти. Индивид находится в центре «общественной системы социального действия», он вовлечен в беспрерывный процесс метаболизма – обновления и замещения в социальной системе. В то же время не индивид, а страта, малая группа, является первичным элементом, атомом социальной стратификации. М.Вебер, в своей программной статье «Основные понятия стратификации» выступил зачинателем самостоятельного теоретико-методологического направления в изучении социального неравенства - концепции социальной стратификации. Он считал, что люди могут объединиться в страты, малые группы, исходя из любой жизненной ситуации – по религиозному признаку, образовательному, исходя из престижа и популярности профессии, национальной принадлежности, культурных образцов поведения и др. Могут быть элитарные касты, к которым люди принадлежат по рождению - касты наследуемой харизмы. Одним из первых стал прорабатывать тему социальной стратификации известный русско-американский ученый П.Сорокин. Он дал не только относительно полное теоретическое объяснение явления расслоения общества, но что особенно важно - объем эмпирических материалов, доказал, что стратификация - не выдумки ученых, а реальность. Сорокин считал, что социум можно представить себе в форме социального пространства, дискретные точки в нем являются социальными статусами, расстояние между ними по вертикали не равны. Скажем, расстояние между шофером и фрезеровщиком одно, а между шофером и профессором - иное, в социальном пространстве они значительно удалены друг от друга. Сорокин дал следующее определение понятию «класс», который рассматривал в узком значении, т.е. как страту. Класс (страта) - это кумулятивная социальная группа, под которой понимается совокупная социальная группа, совокупность взаимодействующих сил, связанных в одно взаимодействующее целое рядом сходных элементарных признаков. Иными словами, это нормальная, полузакрытая, но с приближением к открытой, типичная для нашего времени группа, состоящая из кумуляции трех основных группировок: 1) профессиональная, 2) имущественная, 3) объемно-правовая. Отметим, что Сорокин в стиле многих социологов начала 20 века стремится к использованию естественно-научных терминологий, дабы подчеркнуть, что к изучению человеческого сообщества можно применить биологические, физические законы, математические аксиомы - все они обогащают социологический метод. В тексте определения встречается слово «кумуляция» - от средневекового латинского термина cumulatio, что означает «скопление». Под кумулятивным эффектом понималась концентрация действия взрыва в одном направлении. Почему Сорокин называет страту кумулятивной социальной группой? По всей видимости, социолог использует здесь переносное значение термина «кумуляция»: страта - это не любая группа, случайным образом образованная, а только та, в которую ассоциируются похожие люди с ярко выраженными, «сильными» социальными свойствами. В страте происходит накопление, суммирование, концентрация этих свойств, и люди начинают действовать одинаковым образом, их реакция на жизненные процессы становится идентичной и даже предсказуемой. Единство кумулятивных свойств порождает единство мировоззрения. Вот почему социологи-эмпирики используют стратификационный метод выборки: достаточно опросить пропорциональное количество представителей тех или иных страт, важных для исследователя. Несколько агентов от каждой страты - и принцип репрезентации будет соблюден, потому что человек в данном случае защищает целое. Сорокин считал главными признаками объединения в страты сходство профессии, уровня обеспеченности и гражданских прав. Эти сходства делают класс (страту) социальным типом и порождает сходство вкусов, убеждений, симпатий и антипатий и всего образа жизни одноклассовых лиц. Приведем примеры страт исходя их сорокинского определения: 1) Ученые–физики, получающие высокие доходы и пользующиеся рядом социальных привилегий; 2) Офицеры полиции, получающие относительно высокие и средние доходы, имеющие ряд социальных ограничений и живущие по законам закрытого корпоративного общества (неразглашение профессиональных тайн, назначений в иерархии и др); 3) Рабочие-сантехники, имеющие низкие доходы и ограниченный объем прав (вряд ли сантехник будет рассматриваться как потенциальный кандидат на пост президента страны и др). Класс также может рассматриваться как элемент структуры. Если говорить о классе в широком плане как о большой группе людей, которых объединяет прежде всего экономические интересы – владение или невладение той или иной формой собственности, вовлечение в определенный тип производства и другое, то мы должны обратиться к марксисткой трактовке класса. Как известно, Маркс не дал определение классу, именно на рассуждениях о том, как сложно дать это определение и обрываются его рукописи. Однако Маркс подчеркнул, что экономический критерий является ключевым при структуризации общества, и существование классов связано с определенными фазами развития производства. Законченное в своей логичности определение класса дал В.И.Ленин, которое до сих пор по праву считается классическим. «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присвоить труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Вычленим из данного определения те классообразующие признаки, на которых концентрирует внимание Ленин: 1) Место в системе производства 2) Отношение к средствам производства 3) Роль в организации труда 4) Способы получения богатства 5) Размеры богатства. Маркс, Энгельс и Ленин считали основными классами общества капиталистов и промышленных рабочих, эксплуататоров и эксплуатируемых, владеющих огромной долей общественного богатства и нищих. К слову говоря, традиция рассматривать «богатых» и «бедных» в качестве основных классовых сил общества идет еще с Древней Греции и сохранилась до сих пор. Однако с социологической точки зрения такой подход можно расценивать как упрощенный, так как в качестве признака классообразования здесь избран один - материально-имущественный, подчеркнута крайняя поляризация общества, антагонизм классов. На деле во многих странах богатые насчитывают всего 3,8% социального состава населения (в том числе и в России) и не могут в силу своей малочисленности трактоваться как класс, скорее это - высшая экономическая страта общества, а остальные 95% также далеко не однородны по фактору дохода и не представляют собой монолитность «класса». Классы как таковые, как социальный феномен появились на горизонте истории как продукт промышленной революции ХVIII-XIX вв., которая разрушила инертную и закостенелую федеральную систему сословий и вызвала к жизни новые социальные силы, которые и привели к формированию классового строя. Развитие торговли, промышленности, рынка привело к образованию новых профессий: предпринимателей, коммерсантов, банкиров, купцов. Появилась новая экономическая страта, которой не знало феодальное общество, - наемных индустриальных рабочих. В работе «Классовая борьба во Франции» Маркс открывает такой социологический закон: развитие промышленного пролетариата обусловлено развитием промышленной буржуазии, лишь при господстве буржуазии пролетариат приобретает широкое национальное существование. Таким образом, как эксплуататоры, так и эксплуатируемые одинаково участвуют в формировании нового типа социальной стратификации. В наше время иногда раздаются такие суждения: капитализм трансформировался, антагонизм между классами ослаблен, значение собственности на средства производства снижается, акциями одного предприятия могут владеть сотни тысяч людей – следовательно, «классы исчезают». В этих рассуждениях есть, действительно, доля истины, потому что эпоха индивидуального и семейного капитализма канула в лету, в развитых странах средние обеспеченные слои составляют до 2\3 общества. Но классы - это не идеологическая выдумка марксистов, а реальность социальной жизни, ибо и сегодня, как и сто лет назад продолжает иметь место существенное различие в характере, содержании и оплате труда между специалистами умственного и физического труда, людьми, проживающими в городе и деревне, между начальниками и наемными работниками. Разница в экономических интересах, в доступе к ресурсам, власти, управлению предприятием или обществом в целом продолжает раскалывать общество на отдельные классы, и этот процесс объективен, т.к. неравенство присуще и современному типу общества. Даже ученые, далекие от марксизма, признают важность выводов, сделанных Марксом. Так, например, датский социолог Томас Хойруп, автор книги «Модели жизни», пишет, что понятия «общественно-экономическая формация» и «способ производства» являются основополагающими в социологии. Т.Хойруп предлагает заменить термин «класс» более современным – «модель жизни», но содержание явления от этого не изменится. Класс, по Хойрупу, это не такая социальная группа индивидов, которой присущи общие черты, а своеобразная форма практики, способ существования, базирующийся на строго определенном способе производства. И в современном датском обществе ученый выделяет 3 главных класса: 1) работающие по самозанятости (фермеры, крестьяне, члены семейных предприятий), 2) наемные работники, 3) менеджеры и эксперты, ориентированные на успех. О классах и классовых отношениях писали такие ученые, как Л. Гумплович, Г. Шмоллер, В.Зомбарт, Р.Кантильон, К.Маркс, В.Ленин, М.Ковалевский и др., концепцию социальной стратификации разработали М. Вебер, Т.Парсонс, У.Л.Уорнер, П.Сорокин, Г.Ленски, Б.Барбер и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.112.15 (0.007 с.) |