Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт управления персоналом, социальных и бизнес коммуникаций

Поиск

Институт управления персоналом, социальных и бизнес коммуникаций

Кафедра социологии и психологии управления

У т в е р ж д а ю

директор Института управления

персоналом, социальных и

бизнес коммуникаций

д.э.н., проф. А.Д. Чудновский

 

_________________________

«_____»______________2015 г.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИОЛОГИЯ»

для бакалавров по направлению подготовки

(заочная форма обучения)

Управление персоналом – 38.03.03

Экономика - 38.03.01

Государственное и муниципальное управление -38.03.04

 

 

Москва – 2015

Составитель:

Кандидат философских наук, доцент Е.С. Дружинин

 

 

Ответственный редактор

заведующий кафедрой социологии и психологии управления

доктор психологических наук, профессор В.Н. Князев

 

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры социологии и психологии управления

Протокол от «» января 2015 г., №

 

 


1. Характеристика дисциплины «Социология»

Дисциплина «Социология» относится к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. В рамках изучения дисциплины «Социология» рассматриваются предмет, структура и функции, базовые принципы и методы социологии, классические парадигмы и концепты социологического знания, диагностируется современное научное состояние и перспективные тенденции развития социологии в России и мире, формируются практические навыки и умения поиска, выявления, сбора, анализа, обобщения и использования социологической информации. Цель преподавания дисциплины – обеспечитьовладение студентами теоретическими и практическими основами социологии.

Обеспечивающими (предшествующими) дисциплинами, формирующими знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данной дисциплины, являются: «История», «Экономика» и «Философия».

2. место дисциплины в структуре ООП

2.1. Связь дисциплины «Социология» с предшествующими дисциплинами и сроки их изучения

 

Код дисциплины Дисциплины, предшествующие дисциплине «Социология» Семестр
Б1.Б.1 Философия  
Б1.Б.3 История  
Б1.Б.4 Экономика  

 

2.2. Связь дисциплины «Социология» с последующими дисциплинами и сроки их изучения

Код дисциплины Дисциплины, следующие за дисциплиной «Социология» Семестр
Б3.В. 13 Теория управления  

2.3. Связь дисциплины «Социология» со смежными дисциплинами и сроки их изучения

Код дисциплины Дисциплины, изучаемые параллельно с дисциплиной «Социология» Семестр
Б1.В.8 Правоведение  

3. Планируемые результаты освоения дисциплины

3.1. Матрица связи дисциплины «Социология» и компетенций, формируемых на основе изучения дисциплины «Социология», с временными этапами освоения ее содержания.

Коды компетенций Компетенция Семестр изучения
ОПК-3 Способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия  

3.2. Уровни проявления компетенций: ОПК-3 и ПК-9 при изучении дисциплины «Социология» в форме признаков профессиональной деятельности

 

Квалификационное требование (признак профессиональной деятельности) Уровни проявления компетенции Описание признаков проявления компетенции на разных уровнях
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ОПК)
ОПК-3 Способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия
  1. планирование деятельности организации и подразделений; 2. формирование организационной и управленческой структуры организаций; 3. сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений; 4. оценка эффективности управленческих решений; Высокий уровень компетентности - Способен самостоятельно формировать цели решения поставленных задач профессиональной деятельности, осуществлять аудит источников информации с целью оценки их необходимости, достаточности и достоверности, возглавлять такую работу и организовывать ее выполнение. - Способен проводить анализ информационных массивов, обеспечивающих мониторинг социальной и профессиональной сферы - Способен разрабатывать, внедрять, контролировать, оценивать, интерпретировать результаты социологических исследований проблем современного информационного общества.
Базовый уровень компетентности - Способен оценивать явления и события в общественно-политической жизни страны и мирового сообщества с позиций социологического подхода. - Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы мировой политики и общества - Способен принимать участие в подготовке обзоров и аннотаций
Минимальный уровень компетентности - Может оперировать основными понятиями, законами и теориями в рамках учебной дисциплины «Социология» - Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного общества.
       

3.3. Описание задач освоения дисциплины «Социология», соотнесенных с планируемыми целями освоения образовательной программы в форме признаков проявления компетенций

Квалификационное требование (признак профессиональной деятельности) Уровни проявления компетенции Описание признаков проявления компетенции на разных уровнях Знать. Уметь. Владеть
ОПК-3 Способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия
1. Участие в подготовке обзоров и аннотаций.   2. Формирование и анализ информационных массивов, обеспечивающих мониторинг социальной и профессиональной сферы, разработку мер управленческого воздействия на нее и оценку эффекта управленческого воздействия, в том числе аудит источников информации с целью оценки их необходимости, достаточности и достоверности Высокий уровень компетентности - Способен самостоятельно формировать цели решения поставленных задач профессиональной деятельности, осуществлять аудит источников информации с целью оценки их необходимости, достаточности и достоверности, возглавлять такую работу и организовывать ее выполнение. - Способен проводить анализ информационных массивов, обеспечивающих мониторинг социальной и профессиональной сферы - Способен разрабатывать, внедрять, контролировать, оценивать, интерпретировать результаты социологических исследований проблем современного информационного общества. Знать. Основные принципы анализа информационных массивов, обеспечивающих мониторинг социальной и профессиональной сферы   Основные понятия, законы, теорию и практику социально-значимых проблем и информационных процессов современного общества.   Уметь.   Самостоятельно формировать цели решения поставленных задач профессиональной деятельности. Осуществлять аудит источников информации с целью оценки их необходимости, достаточности и достоверности. возглавлять такую работу и организовывать ее выполнение.   Владеть Навыками возглавлять, организовывать и оценивать эффективность выполнения поставленной профессиональной задачи.
Базовый уровень компетентности - Способен оценивать явления и события в общественно-политической жизни страны и мирового сообщества с позиций социологического подхода. - Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы мировой политики и общества - Способен принимать участие в подготовке обзоров и аннотаций Знать. Критерии оценки явлений и событий в общественно-политической жизни страны и мирового сообщества с позиций социологического подхода.   Уметь. Анализировать социально-значимые проблемы и процессы мировой политики и общества и интерпретировать полученную эмпирическую информацию с использованием объяснительных возможностей социологической теории   Владеть Навыками подготовки обзоров и аннотаций
Минимальный уровень компетентности - Может оперировать основными понятиями, законами и теориями в рамках учебной дисциплины «Социологические исследования в менеджменте». - Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного общества. Знать. Основные понятия, законы и теории в рамках учебной дисциплины «Социология»   Уметь. Умеет выявлять и формулировать сущность и значение информации в развитии современного общества   Владеть Навыками формализации задач
  1. Объем дисциплины и виды учебной работы
  Порядковый номер семестра 3
Всего
Общая трудоемкость дисциплины всего (в з.е.), в том числе: 72 (2)
курсовой проект (работа) не предусмотрено
Аудиторные занятия всего (в акад. часах), в том числе:  
лекции  
практические занятия, семинары  
лабораторные работы не предусмотрено
Аудиторная самостоятельная работа всего (в акад. часах), в том числе: -
Устный опрос -
Тестирование -
Внеаудиторная самостоятельная работа всего (в акад. часах), в том числе:  
Самостоятельное изучение рекомендуемой основной и дополнительной литературы по следующим ключевым темам дисциплины «Социология»  
Проработка конспекта лекций  
Работа с основной, дополнительной литературой и конспектом лекций.  
Работа с конспектом, подготовка к практической работе.  
Подготовка к итоговому тестированию  
Вид итоговой аттестации:  
зачет/ дифференцированный зачет  
экзамен не предусмотрено
Общая трудоемкость дисциплины (в акад. часах) 72 (2)
  1. Содержание дисциплины «Социология», структурированное по темам (разделам)

ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность изучения социологии в современных условиях. Интерпретация понятий «парадигма», «социология», «общество» в отечественной и зарубежной науке. Сущность и специфика социологического подхода к изучению и анализу окружающего мира. Истоки социологии. Генезис и развитие социологических знаний.

ТЕМА 6. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Социологическое понятие личности. Социологические теории личности. Структура и типы личности. Социализация личности. Факторы социализации: семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации. Жизненный путь личности. Поведение и деятельность личности. Ресоциализация личности. Личность и общество.

 

В). Электронные ресурсы

16) Добреньков В. И. Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко – М.: ИНФРА-М, 2013. http://znanium.com/bookread.php?book=394159

17) Общая социология: Учебник / А.В. Дмитриев, А.А. Сычев. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. http://znanium.com/bookread.php?book=219783

18) Социология: Учебное пособие / Ю.С. Борцов. – М.: ИНФРА-М, 2011. http://znanium.com/bookread.php?book=216587

19) Экономическая социология: Учебное пособие / Г.Г. Силласте; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. http://znanium.com/bookread.php?book=328090

 

7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

1) Библиотека Гумер — в социологическом разделе собрано большое количество научных книг, посвященных социологии, истории социологии, представлены труды классиков социологии.

2) Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php

 

3) Журнал «Системная психология и социология» — публикует оригинальные теоретические и эмпирические работы, методические разработки, архивные материалы и переводы, посвященные системным исследованиям в широком спектре наук о человеке и обществе. Режим доступа: http://www.systempsychology.ru/

 

4) Журнал «Современные исследования социальных проблем» — издается с 2009 г. Является сетевым электронным научным изданием. Доступ ко всем номерам журнала — свободный и бесплатный. Журнал публикует статьи и краткие сообщения о результатах социологических исследований и экспериментов в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества в России и за рубежом. Все статьи, публикуемые в журнале, проходят рецензирование. Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/

 

5) Журнал «Социологические исследования» — ежемесячный научный и общественно-политический журнал РАН Общие сведения о журнале. Оглавление номеров. Классифицированный указатель научных статей, опубликованных в журнале. Режим доступа: http://www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm

 

6) Журнал «Социология» — основан в марте 2004 года, выходит один раз в три месяца. Учредители: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; Российская социологическая ассоциация. Режим доступа: http://journal.socio.msu.ru/

 

7) «Социологос» — сайт альманаха Российско-французского центра социологии и философии (при Институте социологии Российской академии наук) «Социологос». Представлена информация о целях и задачах издания, о редакционной коллегии альманаха. Содержится текстовая версия опубликованных работ, аннотированы готовящиеся публикации. Представлен обширный каталог ссылок на ресурсы по философии и социологии на русском и французском языках. Режим доступа: http://sociologos.net/

 

7. Перечень ключевых слов и понятий учебной дисциплины

Áкторы. Адаптация социальная. Аккомодация. Аккультурация. Аксиология. Аномия.Ассимиляция. Ассоциация. Брак. Бюрократия. Валидность. Власть. Выборка. Выборка случайная. Выборка целевая. Гендер. Генеральная совокупность. Геноцид. Геронтология. Гипотеза. Глобализация культуры. Глобализация производства. Государство. Группа. Группа. Девиация. Демография. Дискриминация. Дифференциация. Диффузия. Драматургический подход. Единица выборки. Заражения теория. Идеальный тип. Идеология. Идентичность. Иммиграция. Институт социальный. Интеграция социальная. Интеракция. Исследование социологичес­кое. Капитализм. Класс. Когнитивное развитие. Конвергенция. Консенсус. Контент-анализ. Контркультура. Контроль социальный. Конфликт. Конформизм. Кооптация. Корреляция. Кредо. Ксенофобия. Культура. Легитимность. Личность. Лобби. Лонгитюдное исследование. Люмпен. Макросоциология. Маргинальное. Метод. Методология. Миграция. Микросоциология. Мобильность социальная. Модернизация. Наблюдение. Наука. Номинализм. Нормы. Неравенство. Обмена теория. Обработка данных. Образование. Обряд. Общество. Община. Общность. Обычай. Опрос. Панельное исследование. Парадигма. Переменная. Пилотажное исследование. Пиринг. Политическое устройство. Предрассудок. Проблема исследования. Проблема социальная. Программа исследования. Процесс социальный. Разделение труда. Ранжирование. Рационализация. Реализм. Религия. Репрезентативность. Ресоциализация. Респондент. Ритуал. Родство. Ролевая система. Ролевой конфликт. Роль. Санкции. Секта. Секуляризация. Семья. Символ. Социализация. Социализм. Социетальное развитие. Социобиология. Социометрия. Социум. Среда социальная. Средний класс. Статус аскриптивный. Статус достигнутый. Статус основной. Стереотип. Стратификация. Субкультура. Телекоммуникации. Теория. Тест. Техника социологического исследования. Типологизация. Толерантность. Толпа. Тоталитаризм. Традиции. Урбанизм. Факт социальный. Харизма. Харизматическая власть. Ценности. Церковь. Цивилизация. Шкала. Эгалитаризм. Эксперимент. Эмиграция. Эндогамия. Этнометодология. Этнос. Этноцентризм. Язык.


 

Институт управления персоналом, социальных и бизнес коммуникаций



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.69.58 (0.007 с.)