Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биу Тематика контрольных работ по социологии.Стр 1 из 5Следующая ⇒
БИУ Тематика контрольных работ по социологии. 1. Предмет и метод социологии. 2. Классический период в развитии мировой социологии: к.XIX- нач.XX века. 3. Общество и социальные институты. 4. Культура и общество. 5. Формирование личности в обществе. Социализация. 6. Социальное взаимодействие и социальная структура. Социальные статусы и роли. 7. Социальная деятельность и социальное п㸾ведение личности. 8. Контроль за поведением и социальные отклонения. 9. Социальные группы: процесс образования, классификация, групповая динамика. 10. Социальные организации в современном обществе. 11. Социальная стратификация и социальная мобильность. 12. Коллективное поведение в массовом обществе. 13. Социальные изменения и социальные процессы. 14. Социальные движения. 15. Социальные конфликты. 16. Программа и план теоретико-прикладного социологического исследования. 17. Методы сбора данных в социологическом исследовании. 18. Анализ эмпирических данных. 19. Особенности методики и этапов развертывания прикладного исследования.
Тема 1. Предмет и метод социологии. 1. Научный статус социологии. Объект и предмет социологической науки. 2. Структура и функции науки. Социологические законы и категории. Метод социологии. 3. Место и роль социологии среди науки о человеке и обществе. Многообразие теоретических парадигм и взглядов на понимание объекта и предмета социологического познания, понятия объекта и предмета науки. Общество в целом, социальные общности, социальные отношения, социальные институты, механизмы их функционирования и развития. Социальный процесс. Понятие «социального» и его роль в специфике социального познания. Своеобразие познания социальных явлений. Структура социального знания, его уровни: теоретический и эмпирический, их взаимосвязь. Функции социологии. Характер влияния социального знания на социальное и индивидуально-личностное развитие, взаимовлияние социума и социального знания; роль и ответственность социолога в современном обществе. Понятие «социального закона», действие социальных законов. Социологические категории. Научные методы (системный подход, исторический, логический метод, моделирование, эмпирические и др. методы), используемые социологией.
При рассмотрении последнего вопроса темы необходимо учесть, что социология, проводя фундаментальные исследования по изучению социальных структур, социального развития, процессов интеграции, дезинтеграции в обществе, изучая развитие личности, модели, методики и техники социальных исследований, выступает как теория и методология для других наук о человеке и обществе, при этом не превращаясь в философскую науку. Взаимоотношения социологии и философии, социологии и конкретных наук. Тема 2. Классический период в развития мировой социологии XIX- нач. XX века.
1. Становление научной социологии в 40-е годы XIX столетия. О. Конт, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм – основоположники социологии. 2. Социология М. Вебера и «веберовский ренесанс» в развитии современной социологии. 3. Развитие марксистской социологии. Материалистическая теория общества. 4. Основные течения и школы в русской социологии XIX - нач. XX века (до 1917 года).
Исторические условия возникновения научной социологии. Детерминация становление социологии потребностями общества. Огюст Конт (1798 –1857). Определение предмета социологии. Позитивный метод социологии. Учение о социальной статике и социальной динамике. Проблема взаимоотношений личности и общества. Основная работа – «Курс позитивной философии» (1842г.). Герберт Спенсер (1820-1903) - основоположник органического направления в социологии и структурно-функционального метода. Формирование понятийной системы социологического знания. Основные работы: «Основания социологии» (1877г.), «Социология как предмет изучения» (1873г.). Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917). Теоретическое обоснование и выделение специфики предмета социологии – «социальных фактов». Три основные сферы социологии: социальная морфология, социальная физиология и общая социология. Разработка методологии и методов социологического исследования. Основные работы: «Правила социологического метода» (1895г.), «Метод социологии» (1899г.), «Самоубийство. Социологический этюд» (1897г.), «О разделении общественного труда» (1893г.). Теоретические воззрения М. Вебера (1864-1920): методология социологического познания, теория «социального действия», политическая социология. М. Вебер о личности и культурных ценностях как причине развития общества.
Марксистская социология. Материалистическая теория общества. Теория социального конфликта К. Маркса. Отличие теоретических подходов к анализу общества К. Маркса от воззрений Э. Дюркгейма и М.Вебера. Основные течения и школы в русской социологии XIX-нач.XXвека (до 1917г). Анализ исторических условий возникновения российской социологии. Российская социология и правовая наука («государственная школа»: БН. Чичерин, К.Д. Кавелин, А.Д. Градовский). Отражение российской социологией различных идейно-политических и классовых сил, по-разному понимавших общество, его институты, судьбы России. Развитие Российской социологии в тесном взаимодействии с западной социологией. Основные школы и направления Российской социологии. Позитивистское направление как ведущее до 1917 года: «географическая школа» (Л.И. Мечников); «генетическая школа» (М.М.Ковалевский); «культурно историческая школа» (Н.Я. Данилевский). Биологическое направление (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Я.А.Новиков). Марксистская социология (Г.В. Плеханов, В. Засулич, П.Б.Струве, В.И. Ленин). Творческое наследие представителей классического периода в развитии мировой социологии, его значение и актуальность.
Тема 3. Тема 4. Культура и общество.
1. Понятие культуры, ее основные компоненты и функции. 2. Типы культур. Восприятие культуры членами общества. 3. Развитие и распространение культуры.
Содержание понятия «культура». Многообразие подходов к определению культуры, их особенности и предмет анализа. Культура как социальная система организованных при помощи норм и ценностей, функционально полезных, закрепившихся в общественной практике и сознании общества, форм деятельности. Социальное наследие – синтез материальной и нематериальной культур. Связь культуры с определенным обществом, нацией или социальной группой. Главные особенности культуры: культура создается и культуре обучаются. Основные компоненты культуры: ценности, верования, обычаи, нормы, язык и техника; их роль в жизнедеятельности общества и человека, а также в развитии остальных аспектов культуры (искусства, науки, философии, политики, образования и т.д.). Главная функция культуры – организация человеческой жизни. Функции культурных ценностей: утилитарная, эстетическая, информационная, символичная, их место и значение в социально- историческом развитии общества и личности. Культура как организованная система поведения. Культурные элементы и комплексы. Институциональная культура или культура института. Доминирующая культура – совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Субкультура – культура группы или класса, которая отличается от доминирующей, но тесно связана с ней. Контркультура – субкультура групп, образцы которой не только отличаются от образцов доминирующей культуры, но и противостоят им, находятся в конфликте с господствующими ценностями. Формы культуры. Элитарная культура - создается привилегированный частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Народная культура – создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Массовая культура – создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей.
Восприятие культуры членами общества. Этноцентризм и культурный релятивизм. Происхождение культуры. Способность к обучению как основа передачи опыта от поколения к поколению. Значение языка и символических коммуникаций. Культурные изменения и развитие культуры. Распространение культуры. Особенности развития и распространения культуры на современном этапе развития российского общества. Тема 5. Тема 6. Тема 7. Социальная деятельность и социальное поведение личности.
1. Активность и социальная деятельность. 2. Механизм социальной деятельности: потребности, интересы, ценностные ориентации, установка деятельности. 3. Поведение личности. Самооценка и самоуважение.
Активность как присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Формы проявления активности: произвольные движения и рассудочная деятельность. Социальная деятельность – совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства – экономические, социальные, политические и идеологические. Субъекты социальной деятельности и социальные формы, в которых она осуществляется. Многообразие социальных действий: целенаправленное, связанное с изменением данной социальной системы или условий деятельности; действие, направленное на их стабилизацию; действие, преследующее цель адаптации к данной социальной системе и условиям деятельности; интегративное действие, предполагающее включение личности, группы или какой-либо другой общности в более крупную социальную общность или систему. Элементы социальной деятельности: предметность, обусловленная результатами прошлой деятельности, опытом, знаниями; целесообразность; преобразование объекта, на который направлена деятельность, или создание нового объекта. Цель как осознанный образ предвосхищаемого действия. Действие – единица деятельности, отдельное движение – элемент действия. Подсистемы деятельности: объективно – предпосылочная (потребности и интересы); субъективно-регулятивная (диспозиции); исполнительская (совокупность поступков, совершаемых во имя реализации поставленной цели); объективно – результативная (результаты деятельности).
Исходный пункт детерминации социальной деятельности – объективные условия жизни, порождающие у человека некоторые потребности и интересы. Потребности и их иерархия (А. Маслоу). Динамика потребностей. Осознание и усвоение ценностей – высший уровень потребностей человека. Социальные ценности. Шкала ценностей человека. Ценностные ориентации как компонент сознания и поведения. Типология ценностей: действительные (внутренние) и инструментальные ценности целей и ценности средств; актуальные и потенциальные ценности. М. Вебер о связи ценностей с активностью субъекта. Потребности и социальные ценности – основа механизма мотивации деятельности. Установка, цель деятельности. Поведение как внешняя форма проявления деятельности. Поступок – единица поведения. Разница между поведением и деятельностью. Свобода действий. Самооценка. Субъективная и объективная шкалы оценки. Самоуважение.
Тема 8. Тема 9. Социальные группы: процесс образования, классификация, Групповая динамика. 1. Социальные группы и общности. Значение группы, классификация социальных групп. 2. Большие социальные группы: этнические общности, публика и толпа. Формы массового поведения и организованного протеста. 3. Малая социальная группа: формы и структура. Взаимодействие в малой группе.
Общество как совокупность разных групп. Социальная группа – совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Квазигруппы как спонтанные, неустойчивые группы. Группа как фундамент социальной жизни. Социальная общность: понятие в широком смысле (синоним социальной группы) и узком (территориальная группа). Принадлежность к группе. Классификация социальных групп. Группы условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые. Этнические общности (кровнородственные) – объединяются на основе генетических связей. Семья, род, клан, племя, народность, нация. Публика – духовная общность, в основе которой лежит сходство мнений. Толпа – временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Теории толпы Г. де Тарда и Г. Лебона. Характеристики толпы: внушаемость, анонимность, спонтанность, неуязвимость. Виды толпы: случайная, обусловленная, активная (действующая). Формы действующей толпы - сборище и восставшая толпа. Механизм образования толпы и поведение человека в толпе. Формы массового поведения: массовая истерия, слухи, сплетни, паника, погром, бунт. Формы организованного протеста: открытый пассивный протест, скрытый пассивный протест, открытый активный протест, скрытый активный протест и сопротивление. Демонстрации и их значение в жизни общества.
Малая социальная группа – группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Признаки малой группы, ее формы. Классификация малых групп: первичные и вторичные, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы. Структура малой группы. Система социометрии по Морено. Взаимодействие в малой группе. Процессы групповой динамики: руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление. Коммуникация в группах, влияние различных способов коммуникаций на деятельность группы.
Тема 10. Тема 11. Тема 12. Тема 13. Тема 14. Социальные движения.
1. Причины возникновения социальных движений. 2. Условия развития и распространения социальных движений. 3. Личность и социальные движения.
Социальные движения как совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или в социальной группе. Отличие социальных движений от социальных институтов, организаций. Способы изучения социальных движений. Типы социальных движений: экспрессивные, утопические, революционные, движения сопротивления. Жизненные циклы социальных движений: стадия беспокойства, стадия возбуждения, стадия формализации, стадия институционализации, стадия распада движения. Основные условия, благоприятные для появления и развития социальных движений. Культурные течения как изменения в ценностях и нормах поведения людей. Концепция культурных течений М.Герсковитца. Социальная дезорганизация. Теория социальной аномии Р. Мертона. Социальная неудовлетворенность как общее недовольство людей условиями жизни и системой социальных отношений в данном обществе. Концепция относительной неудовлетворительности С.Стоффера. Социальная несправедливость и статусная неопределенность. Структурные предпосылки возникновения социальных движений согласно Д. Стокдейлу. Основные факторы, влияющие на участие индивидов в движениях. Мобильность. Высокомобильные группы как основа социальных движений. Маргинальность. Концепция маргинальности Роберта Парка. Понятие «маргинальная личность». Маргиналы как основа пополнения большинства движений на ранних стадиях их развития. Социальная изоляция. Восприимчивость к массовым движениям личностей и групп, изолированных от общества. Изменение социального статуса. Понижение или угроза потери статуса как фактор вовлечения личности в социальное движение. Потеря семейных связей как причина присоединения к социальным движениям. Личностная неустроенность. Теория Э. Хоффера. Социальный состав экстремистских социальных движений; умеренных и движений реформ. Значение социальных движений в функционировании общества. Социальные движения в России на современном этапе.
Тема 15. Социальные конфликты.
1. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов. 2. Стадии протекания конфликта. 3. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
Истоки воздействия конфликтных отношений. Социальный конфликт как столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Классификация конфликтов в зависимости от зон разногласий: личностные, межличностные, межгрупповые, конфликты принадлежности, конфликты с внешней средой. Основные причины конфликта: наличие противоположных ориентаций; идеологические причины; различные формы экономического и социального неравенства; отношения между элементами социальной структуры. Функции конфликта в теориях Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Козера. Основные субъекты конфликта – крупные социальные группы. Первичные группы – непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей. Вторичные группы, которые стремятся быть незамешанными непосредственно в конфликт, но вносят свой вклад в разжигание конфликта и на стадии обострения конфликта могут стать первичной стороной. Третьи силы, заинтересованные в разрешении конфликта. Определение социального конфликта с точки зрения основных характеристик: острота (степень интенсивности социальных столкновений) и длительность (время протекания от возникновения до разрешения конфликта). Анализ содержания и особенностей протекания конфликта. Основные стадии конфликта: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия его разрешения. Действия в непосредственном конфликте: скрытые, непосредственные, опосредованные, физические, психологические и эмоциональные. Разделение конфликтов по внутреннему содержанию: рациональные и эмоциональные. Методы рефлексивного управления социальным конфликтом. Рекомендации, выработанные конфликтологией, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта. Значение послеконфликтной стадии. Конфликты в современной России. Политический конфликт – конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Национально-этнические конфликты – конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Социально – экономические конфликты – конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам. Протекание социальных конфликтов в форме внутриинституциональных и организационных норм и процедур: дискуссий, запросов, принятия деклараций и т.п. Массовые действия как наиболее яркая форма выражения конфликта. Массовый протест (забастовка, митинг, демонстрация, пикетирование, компания гражданского неповиновения).
Тема 16. Программа и план теоретико– прикладного социологического исследования.
1. Понятие социологического исследования, его этапа и виды. 2. Программа социологического исследования. 3. План исследования.
Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно – технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления. Этапы исследования: подготовка исследования; сбор первичной социологической информации; подготовка собранной информации к обработке и ее обработка; анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций. Виды исследования в зависимости от характера поставленных целей и задач: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое; по частоте проведения – разовое и повторное (панельное и лонгитюдное). Программа социологического исследования как всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Методологическая часть: формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования. Методическая часть: определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ. Этапы и процедуры разработки программы: подготовительный, оперативный, результативный. Рабочий план исследования - отражает основные процедурные мероприятия. Блок первый: порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации; проведение пробного исследования; внесение коррективов по итогам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации; размножение инструментария (анкеты или бланка – интервью и др.) для полевого исследования; составление сметы и расчет материальных затрат на исследование. Блок второй – фиксирует все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, т.е. массовый сбор первичной социологической информации. Блок третий – охватывает совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке и собственно обработкой ее на ЭВМ. Блок четвертый – включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, подготовкой текстов предварительного и итогового отчетов, выработкой практических рекомендаций.
Тема 17. Тема 18. Анализ эмпирических данных.
1. Группировка и типологизация эмпирических данных. 2. Поиск взаимосвязей между переменными. 3. Анализ данных повторных и сравнительных исследований. 4. Последовательность действий при качественно - количественном анализе данных. 5. Стратегия качественного анализа данных.
Условия, которым необходимо следовать при анализе эмпирических данных: 1. Приступая к анализу данных, необходимо строго придерживаться программных гипотез. 2. Первоначальные группировки и классификации логично производить, исходя из элементарных описательных гипотез, а последующие – предварять уточняющими и интерпретационными предположениями, продвигаясь к объяснительным, непосредственно связанным с программными задачами исследования. 3. Не следует смешивать уточнение и интерпретацию данных с их объяснением. 4. При использовании стратегии качественного анализа данных следует помнить: количественный анализ и качественное осмысление массовой статистики под углом зрения исследовательских гипотез не менее ценны, чем множественное объяснение статистически непредставительных данных. В одном случае приобретаем достоверное знание о частных фрагментах социальной реальности, в другом – многомерное и богатое объяснение без гарантий типичности, распространенности изученных явлений в широком «социальном пространстве». Необходимость комбинировать данные стратегии в зависимости от целевой установки исследования. Группировка и типологизация – элементарные процедуры упорядочения данных, предваряющих их анализ. Простая группировка. Перекрестная группировка и задача поиска устойчивых связей. Эмпирическая типологизация. Теоретическая типологизация. Обнаружение возможных связей взаимодействия между переменными на основе перекрестной группировки по двум и более признакам. Правила процентирования. Интерпретирующие и объясняющие связи. Использование методов факторного анализа. Социальный эксперимент как метод проверки научной гипотезы. Операции по проверке гипотезы. Мысленный эксперимент как анализ связей между многими переменными. Виды повторных и сравнительных эмпирических исследований. Международные и межрегиональные. Панельные повторные исследования. Повторные кагортные исследования. Повторные трендовые исследования. Особенности и цели данных видов исследований. Общие правила, предъявляемые к сравнительному и повторному исследованию. Последовательность действий при качественно-количественном анализе данных. Первая стадия – описание всей совокупности данных в их простейшей форме. Контроль качества полученной информации. Собственно описание с помощью аппарата дескриптивной статистики для упорядочения всех данных по отдельным признакам (переменным). Основные приемы анализа. Вторая стадия - «уплотнение» исходной информации с целью сокращения числа признаков, нужных для итогового анализа. Основные приемы анализа. Третья стадия – углубление интерпретации и переход к объяснению фактов путем выявления возможных прямых и косвенных влияний на агрегированные свойства, социальные типы, устойчивые образования. Основные приемы анализа. Четвертая стадия – заключительная - попытка прогноза развития изучаемого процесса, событий, явлений при определенных условиях. Основные приемы анализа: мысленный и натурный эксперимент, повторные и сравнительные исследования, контрольные опросы экспертов для проверки итоговых выводов, моделирование динамических процессов. Качественные методы. Примеры качественных методов. Последовательность действий социолога в ходе качественного анализа: (1) определение проблемной ситуации; (2) обращение к литературе для поиска теоретических объяснений; (3) уточнение проблемы путем переосмысливания наблюдаемых фактов с разных точек зрения; (4) определение методической стратегии для дальнейшего исследования проблемы («хронологическая» стратегия; исследование «дна» и «элиты» общества; стратегия нежестких предположений и объяснений; поддержание контакта с исследуемой общностью и др.); (5) целевая ориентация анализа. Тема 19. Прикладного исследования. 1. Прикладное исследование: цель, особенности, виды. 2. Этапы развертывания прикладного исследования. 3. Специфика программы прикладного исследования. 4. Организация прикладного исследования.
Значение прикладного исследования на уровне организации. Понятие «социологическое исследование», его этапы. Сравнительный анализ теоретико-прикладного и прикладного исследования, выделение конкретных особенностей последнего: 1. четкое определение объекта и неявное предмета; 2. установление времени на проведение исследования заказчикам; 3. использование уже разработанных методик или их модификации; 4. практическое решение конкретных проблем как основная задача исследования; 5. порядок действий, этапы работы определяются логикой практического использования информации для принятия управленческих решений; 6. итоговый результат – рабочий документ, в котором содержится минимум сведений о состоянии объекта и найденных взаимосвязях, максимум – о способах реализации предлагаемых решений, обоснованию которых должно быть уделено главное внимание. Конкретный вид исследования определяется характером поставленной в исследовании цели, выдвинутыми задачами: разведывательное или пилотажное исследование, описательное, аналитическое. Этапы развертывания прикладного исследования. Первый этап – максимальная локализация объекта и проблемы исследования. Второй этап – разработка конкретной программы действий. Направленность программы. Выборочное обследование. Третий этап – внедрение предлагаемых решений, опытное и «полное внедрение». Определение социального эффекта. Значение контрольных обследований. Специфика программы прикладного исследования. Основные требования, предъявляемые к программе и рабочему плану. Методологическая часть программы. Методическая часть программы. Организация прикладного исследования. Взаимодействие с заказчиком. Итоговый отчет и его структура.
БИУ Тематика контрольных работ по социологии. 1. Предмет и метод социологии. 2. Классический период в развитии мировой социологии: к.XIX- нач.XX века. 3. Общество и социальные институты. 4. Культура и общество. 5. Формирование личности в обществе. Социализация. 6. Социальное взаимодействие и социальная структура. Социальные статусы и роли. 7. Социальная деятельность и социальное п㸾ведение личности. 8. Контроль за поведением и социальные отклонения. 9. Социальные группы: процесс образования, классификация, групповая динамика. 10. Социальные организации в современном обществе. 11. Социальная стратификация и социальная мобильность. 12. Коллективное поведение в массовом обществе. 13. Социальные изменения и социальные процессы. 14. Социальные движения. 15. Социальные конфликты. 16. Программа и план теоретико-прикладного социологического исследования. 17. Методы сбора данных в социологическом исследовании. 18. Анализ эмпирических данных. 19. Особенности методики и этапов развертывания прикладного исследования.
Тема 1. Предмет и метод социологии. 1. Научный статус социологии. Объект и предмет социологической науки. 2. Структура и функции науки. Социологические законы и категории. Метод социологии. 3. Место и роль социологии среди науки о человеке и обществе. Многообразие теоретических парадигм и взглядов на понимание объекта и предмета социологического познания, понятия объекта и предмета науки. Общество в целом, социальные общности, социальные отношения, социальные институты, механизмы их функционирования и развития. Социальный процесс. Понятие «социального» и его роль в специфике социального познания. Своеобразие познания социальных явлений. Структура социального знания, его уровни: теоретический и эмпирический, их взаимосвязь. Функции социологии. Характер влияния социального знания на социальное и индивидуально-личностное развитие, взаимовлияние социума и социального знания; роль и ответственность социолога в современном обществе. Понятие «социального закона», действие социальных законов. Социологические категории. Научные методы (системный подход, исторический, логический метод, моделирование, эмпирические и др. методы), используемые социологией. При рассмотрении последнего вопроса темы необходимо учесть, что социология, проводя фундаментальные исследования по изучению социальных структур, социального развития, процессов интеграции, дезинтеграции в обществе, изучая развитие личности, модели, методики и техники социальных исследований, выступает как теория и методология для других наук о человеке и обществе, при этом не превращаясь в философскую науку. Взаимоотношения социологии и философии, социологии и конкретных наук. Тема 2.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.103 с.) |