Биу Тематика контрольных работ по социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биу Тематика контрольных работ по социологии.



БИУ Тематика контрольных работ по социологии.

1. Предмет и метод социологии.

2. Классический период в развитии мировой социологии: к.XIX- нач.XX века.

3. Общество и социальные институты.

4. Культура и общество.

5. Формирование личности в обществе. Социализация.

6. Социальное взаимодействие и социальная структура. Социальные статусы и роли.

7. Социальная деятельность и социальное п㸾ведение личности.

8. Контроль за поведением и социальные отклонения.

9. Социальные группы: процесс образования, классификация, групповая динамика.

10. Социальные организации в современном обществе.

11. Социальная стратификация и социальная мобильность.

12. Коллективное поведение в массовом обществе.

13. Социальные изменения и социальные процессы.

14. Социальные движения.

15. Социальные конфликты.

16. Программа и план теоретико-прикладного социологического исследования.

17. Методы сбора данных в социологическом исследовании.

18. Анализ эмпирических данных.

19. Особенности методики и этапов развертывания прикладного исследования.

 

Тема 1.

Предмет и метод социологии.

1. Научный статус социологии. Объект и предмет социологической науки.

2. Структура и функции науки. Социологические законы и категории. Метод социологии.

3. Место и роль социологии среди науки о человеке и обществе.

Многообразие теоретических парадигм и взглядов на понимание объекта и предмета социологического познания, понятия объекта и предмета науки. Общество в целом, социальные общности, социальные отношения, социальные институты, механизмы их функционирования и развития. Социальный процесс.

Понятие «социального» и его роль в специфике социального познания. Своеобразие познания социальных явлений.

Структура социального знания, его уровни: теоретический и эмпирический, их взаимосвязь. Функции социологии. Характер влияния социального знания на социальное и индивидуально-личностное развитие, взаимовлияние социума и социального знания; роль и ответственность социолога в современном обществе.

Понятие «социального закона», действие социальных законов. Социологические категории. Научные методы (системный подход, исторический, логический метод, моделирование, эмпирические и др. методы), используемые социологией.

При рассмотрении последнего вопроса темы необходимо учесть, что социология, проводя фундаментальные исследования по изучению социальных структур, социального развития, процессов интеграции, дезинтеграции в обществе, изучая развитие личности, модели, методики и техники социальных исследований, выступает как теория и методология для других наук о человеке и обществе, при этом не превращаясь в философскую науку.

Взаимоотношения социологии и философии, социологии и конкретных наук.

Тема 2.

Классический период в развития мировой социологии

XIX- нач. XX века.

 

1. Становление научной социологии в 40-е годы XIX столетия. О. Конт, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм – основоположники социологии.

2. Социология М. Вебера и «веберовский ренесанс» в развитии современной социологии.

3. Развитие марксистской социологии. Материалистическая теория общества.

4. Основные течения и школы в русской социологии XIX - нач. XX века (до 1917 года).

 

Исторические условия возникновения научной социологии. Детерминация становление социологии потребностями общества.

Огюст Конт (1798 –1857). Определение предмета социологии. Позитивный метод социологии. Учение о социальной статике и социальной динамике. Проблема взаимоотношений личности и общества. Основная работа – «Курс позитивной философии» (1842г.).

Герберт Спенсер (1820-1903) - основоположник органического направления в социологии и структурно-функционального метода.

Формирование понятийной системы социологического знания. Основные работы: «Основания социологии» (1877г.), «Социология как предмет изучения» (1873г.).

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917). Теоретическое обоснование и выделение специфики предмета социологии – «социальных фактов». Три основные сферы социологии: социальная морфология, социальная физиология и общая социология. Разработка методологии и методов социологического исследования. Основные работы: «Правила социологического метода» (1895г.), «Метод социологии» (1899г.), «Самоубийство. Социологический этюд» (1897г.), «О разделении общественного труда» (1893г.).

Теоретические воззрения М. Вебера (1864-1920): методология социологического познания, теория «социального действия», политическая социология. М. Вебер о личности и культурных ценностях как причине развития общества.

Марксистская социология. Материалистическая теория общества. Теория социального конфликта К. Маркса. Отличие теоретических подходов к анализу общества К. Маркса от воззрений Э. Дюркгейма и М.Вебера.

Основные течения и школы в русской социологии XIX-нач.XXвека (до 1917г). Анализ исторических условий возникновения российской социологии. Российская социология и правовая наука («государственная школа»: БН. Чичерин, К.Д. Кавелин, А.Д. Градовский). Отражение российской социологией различных идейно-политических и классовых сил, по-разному понимавших общество, его институты, судьбы России.

Развитие Российской социологии в тесном взаимодействии с западной социологией. Основные школы и направления Российской социологии. Позитивистское направление как ведущее до 1917 года: «географическая школа» (Л.И. Мечников); «генетическая школа» (М.М.Ковалевский); «культурно историческая школа» (Н.Я. Данилевский). Биологическое направление (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Я.А.Новиков). Марксистская социология (Г.В. Плеханов, В. Засулич, П.Б.Струве, В.И. Ленин).

Творческое наследие представителей классического периода в развитии мировой социологии, его значение и актуальность.

 

Тема 3.

Тема 4.

Культура и общество.

 

1. Понятие культуры, ее основные компоненты и функции.

2. Типы культур. Восприятие культуры членами общества.

3. Развитие и распространение культуры.

 

Содержание понятия «культура». Многообразие подходов к определению культуры, их особенности и предмет анализа.

Культура как социальная система организованных при помощи норм и ценностей, функционально полезных, закрепившихся в общественной практике и сознании общества, форм деятельности. Социальное наследие – синтез материальной и нематериальной культур. Связь культуры с определенным обществом, нацией или социальной группой.

Главные особенности культуры: культура создается и культуре обучаются.

Основные компоненты культуры: ценности, верования, обычаи, нормы, язык и техника; их роль в жизнедеятельности общества и человека, а также в развитии остальных аспектов культуры (искусства, науки, философии, политики, образования и т.д.).

Главная функция культуры – организация человеческой жизни. Функции культурных ценностей: утилитарная, эстетическая, информационная, символичная, их место и значение в социально- историческом развитии общества и личности.

Культура как организованная система поведения. Культурные элементы и комплексы. Институциональная культура или культура института.

Доминирующая культура – совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Субкультура – культура группы или класса, которая отличается от доминирующей, но тесно связана с ней. Контркультура – субкультура групп, образцы которой не только отличаются от образцов доминирующей культуры, но и противостоят им, находятся в конфликте с господствующими ценностями.

Формы культуры. Элитарная культура - создается привилегированный частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Народная культура – создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Массовая культура – создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей.

Восприятие культуры членами общества. Этноцентризм и культурный релятивизм.

Происхождение культуры. Способность к обучению как основа передачи опыта от поколения к поколению. Значение языка и символических коммуникаций. Культурные изменения и развитие культуры. Распространение культуры.

Особенности развития и распространения культуры на современном этапе развития российского общества.

Тема 5.

Тема 6.

Тема 7.

Социальная деятельность и социальное поведение личности.

 

1. Активность и социальная деятельность.

2. Механизм социальной деятельности: потребности, интересы, ценностные ориентации, установка деятельности.

3. Поведение личности. Самооценка и самоуважение.

 

Активность как присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Формы проявления активности: произвольные движения и рассудочная деятельность.

Социальная деятельность – совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства – экономические, социальные, политические и идеологические. Субъекты социальной деятельности и социальные формы, в которых она осуществляется. Многообразие социальных действий: целенаправленное, связанное с изменением данной социальной системы или условий деятельности; действие, направленное на их стабилизацию; действие, преследующее цель адаптации к данной социальной системе и условиям деятельности; интегративное действие, предполагающее включение личности, группы или какой-либо другой общности в более крупную социальную общность или систему.

Элементы социальной деятельности: предметность, обусловленная результатами прошлой деятельности, опытом, знаниями; целесообразность; преобразование объекта, на который направлена деятельность, или создание нового объекта.

Цель как осознанный образ предвосхищаемого действия. Действие – единица деятельности, отдельное движение – элемент действия.

Подсистемы деятельности: объективно – предпосылочная (потребности и интересы); субъективно-регулятивная (диспозиции); исполнительская (совокупность поступков, совершаемых во имя реализации поставленной цели); объективно – результативная (результаты деятельности).

Исходный пункт детерминации социальной деятельности – объективные условия жизни, порождающие у человека некоторые потребности и интересы. Потребности и их иерархия (А. Маслоу). Динамика потребностей.

Осознание и усвоение ценностей – высший уровень потребностей человека. Социальные ценности. Шкала ценностей человека. Ценностные ориентации как компонент сознания и поведения. Типология ценностей: действительные (внутренние) и инструментальные ценности целей и ценности средств; актуальные и потенциальные ценности. М. Вебер о связи ценностей с активностью субъекта.

Потребности и социальные ценности – основа механизма мотивации деятельности. Установка, цель деятельности.

Поведение как внешняя форма проявления деятельности. Поступок – единица поведения. Разница между поведением и деятельностью. Свобода действий.

Самооценка. Субъективная и объективная шкалы оценки. Самоуважение.

 

Тема 8.

Тема 9.

Социальные группы: процесс образования, классификация,

Групповая динамика.

1. Социальные группы и общности. Значение группы, классификация социальных групп.

2. Большие социальные группы: этнические общности, публика и толпа. Формы массового поведения и организованного протеста.

3. Малая социальная группа: формы и структура. Взаимодействие в малой группе.

 

Общество как совокупность разных групп. Социальная группа – совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Квазигруппы как спонтанные, неустойчивые группы. Группа как фундамент социальной жизни. Социальная общность: понятие в широком смысле (синоним социальной группы) и узком (территориальная группа). Принадлежность к группе.

Классификация социальных групп. Группы условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые.

Этнические общности (кровнородственные) – объединяются на основе генетических связей. Семья, род, клан, племя, народность, нация.

Публика – духовная общность, в основе которой лежит сходство мнений.

Толпа – временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Теории толпы Г. де Тарда и Г. Лебона. Характеристики толпы: внушаемость, анонимность, спонтанность, неуязвимость. Виды толпы: случайная, обусловленная, активная (действующая). Формы действующей толпы - сборище и восставшая толпа. Механизм образования толпы и поведение человека в толпе.

Формы массового поведения: массовая истерия, слухи, сплетни, паника, погром, бунт.

Формы организованного протеста: открытый пассивный протест, скрытый пассивный протест, открытый активный протест, скрытый активный протест и сопротивление. Демонстрации и их значение в жизни общества.

Малая социальная группа – группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Признаки малой группы, ее формы. Классификация малых групп: первичные и вторичные, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы. Структура малой группы. Система социометрии по Морено.

Взаимодействие в малой группе. Процессы групповой динамики: руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление. Коммуникация в группах, влияние различных способов коммуникаций на деятельность группы.

 

Тема 10.

Тема 11.

Тема 12.

Тема 13.

Тема 14.

Социальные движения.

 

1. Причины возникновения социальных движений.

2. Условия развития и распространения социальных движений.

3. Личность и социальные движения.

 

Социальные движения как совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или в социальной группе. Отличие социальных движений от социальных институтов, организаций. Способы изучения социальных движений.

Типы социальных движений: экспрессивные, утопические, революционные, движения сопротивления. Жизненные циклы социальных движений: стадия беспокойства, стадия возбуждения, стадия формализации, стадия институционализации, стадия распада движения. Основные условия, благоприятные для появления и развития социальных движений. Культурные течения как изменения в ценностях и нормах поведения людей. Концепция культурных течений М.Герсковитца.

Социальная дезорганизация. Теория социальной аномии Р. Мертона. Социальная неудовлетворенность как общее недовольство людей условиями жизни и системой социальных отношений в данном обществе. Концепция относительной неудовлетворительности С.Стоффера. Социальная несправедливость и статусная неопределенность.

Структурные предпосылки возникновения социальных движений согласно Д. Стокдейлу. Основные факторы, влияющие на участие индивидов в движениях. Мобильность. Высокомобильные группы как основа социальных движений. Маргинальность. Концепция маргинальности Роберта Парка. Понятие «маргинальная личность». Маргиналы как основа пополнения большинства движений на ранних стадиях их развития.

Социальная изоляция. Восприимчивость к массовым движениям личностей и групп, изолированных от общества. Изменение социального статуса. Понижение или угроза потери статуса как фактор вовлечения личности в социальное движение. Потеря семейных связей как причина присоединения к социальным движениям. Личностная неустроенность. Теория Э. Хоффера. Социальный состав экстремистских социальных движений; умеренных и движений реформ.

Значение социальных движений в функционировании общества. Социальные движения в России на современном этапе.

 

Тема 15.

Социальные конфликты.

 

1. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.

2. Стадии протекания конфликта.

3. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.

 

Истоки воздействия конфликтных отношений. Социальный конфликт как столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Классификация конфликтов в зависимости от зон разногласий: личностные, межличностные, межгрупповые, конфликты принадлежности, конфликты с внешней средой.

Основные причины конфликта: наличие противоположных ориентаций; идеологические причины; различные формы экономического и социального неравенства; отношения между элементами социальной структуры.

Функции конфликта в теориях Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Козера.

Основные субъекты конфликта – крупные социальные группы. Первичные группы – непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей. Вторичные группы, которые стремятся быть незамешанными непосредственно в конфликт, но вносят свой вклад в разжигание конфликта и на стадии обострения конфликта могут стать первичной стороной. Третьи силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

Определение социального конфликта с точки зрения основных характеристик: острота (степень интенсивности социальных столкновений) и длительность (время протекания от возникновения до разрешения конфликта).

Анализ содержания и особенностей протекания конфликта. Основные стадии конфликта: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия его разрешения. Действия в непосредственном конфликте: скрытые, непосредственные, опосредованные, физические, психологические и эмоциональные. Разделение конфликтов по внутреннему содержанию: рациональные и эмоциональные. Методы рефлексивного управления социальным конфликтом. Рекомендации, выработанные конфликтологией, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта. Значение послеконфликтной стадии.

Конфликты в современной России. Политический конфликт – конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Национально-этнические конфликты – конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Социально – экономические конфликты – конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам.

Протекание социальных конфликтов в форме внутриинституциональных и организационных норм и процедур: дискуссий, запросов, принятия деклараций и т.п.

Массовые действия как наиболее яркая форма выражения конфликта. Массовый протест (забастовка, митинг, демонстрация, пикетирование, компания гражданского неповиновения).

 

Тема 16.

Программа и план теоретико– прикладного социологического исследования.

 

1. Понятие социологического исследования, его этапа и виды.

2. Программа социологического исследования.

3. План исследования.

 

Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно – технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления. Этапы исследования: подготовка исследования; сбор первичной социологической информации; подготовка собранной информации к обработке и ее обработка; анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

Виды исследования в зависимости от характера поставленных целей и задач: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое; по частоте проведения – разовое и повторное (панельное и лонгитюдное).

Программа социологического исследования как всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Методологическая часть: формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования. Методическая часть: определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ. Этапы и процедуры разработки программы: подготовительный, оперативный, результативный.

Рабочий план исследования - отражает основные процедурные мероприятия. Блок первый: порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации; проведение пробного исследования; внесение коррективов по итогам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации; размножение инструментария (анкеты или бланка – интервью и др.) для полевого исследования; составление сметы и расчет материальных затрат на исследование.

Блок второй – фиксирует все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, т.е. массовый сбор первичной социологической информации.

Блок третий – охватывает совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке и собственно обработкой ее на ЭВМ.

Блок четвертый – включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, подготовкой текстов предварительного и итогового отчетов, выработкой практических рекомендаций.

 

 

Тема 17.

Тема 18.

Анализ эмпирических данных.

 

1. Группировка и типологизация эмпирических данных.

2. Поиск взаимосвязей между переменными.

3. Анализ данных повторных и сравнительных исследований.

4. Последовательность действий при качественно - количественном анализе данных.

5. Стратегия качественного анализа данных.

 

Условия, которым необходимо следовать при анализе эмпирических данных:

1. Приступая к анализу данных, необходимо строго придерживаться программных гипотез.

2. Первоначальные группировки и классификации логично производить, исходя из элементарных описательных гипотез, а последующие – предварять уточняющими и интерпретационными предположениями, продвигаясь к объяснительным, непосредственно связанным с программными задачами исследования.

3. Не следует смешивать уточнение и интерпретацию данных с их объяснением.

4. При использовании стратегии качественного анализа данных следует помнить: количественный анализ и качественное осмысление массовой статистики под углом зрения исследовательских гипотез не менее ценны, чем множественное объяснение статистически непредставительных данных. В одном случае приобретаем достоверное знание о частных фрагментах социальной реальности, в другом – многомерное и богатое объяснение без гарантий типичности, распространенности изученных явлений в широком «социальном пространстве». Необходимость комбинировать данные стратегии в зависимости от целевой установки исследования.

Группировка и типологизация – элементарные процедуры упорядочения данных, предваряющих их анализ. Простая группировка. Перекрестная группировка и задача поиска устойчивых связей. Эмпирическая типологизация. Теоретическая типологизация.

Обнаружение возможных связей взаимодействия между переменными на основе перекрестной группировки по двум и более признакам.

Правила процентирования. Интерпретирующие и объясняющие связи. Использование методов факторного анализа.

Социальный эксперимент как метод проверки научной гипотезы. Операции по проверке гипотезы. Мысленный эксперимент как анализ связей между многими переменными.

Виды повторных и сравнительных эмпирических исследований. Международные и межрегиональные. Панельные повторные исследования. Повторные кагортные исследования. Повторные трендовые исследования. Особенности и цели данных видов исследований. Общие правила, предъявляемые к сравнительному и повторному исследованию.

Последовательность действий при качественно-количественном анализе данных. Первая стадия – описание всей совокупности данных в их простейшей форме. Контроль качества полученной информации. Собственно описание с помощью аппарата дескриптивной статистики для упорядочения всех данных по отдельным признакам (переменным). Основные приемы анализа. Вторая стадия - «уплотнение» исходной информации с целью сокращения числа признаков, нужных для итогового анализа. Основные приемы анализа.

Третья стадия – углубление интерпретации и переход к объяснению фактов путем выявления возможных прямых и косвенных влияний на агрегированные свойства, социальные типы, устойчивые образования. Основные приемы анализа.

Четвертая стадия – заключительная - попытка прогноза развития изучаемого процесса, событий, явлений при определенных условиях. Основные приемы анализа: мысленный и натурный эксперимент, повторные и сравнительные исследования, контрольные опросы экспертов для проверки итоговых выводов, моделирование динамических процессов.

Качественные методы. Примеры качественных методов. Последовательность действий социолога в ходе качественного анализа: (1) определение проблемной ситуации; (2) обращение к литературе для поиска теоретических объяснений; (3) уточнение проблемы путем переосмысливания наблюдаемых фактов с разных точек зрения; (4) определение методической стратегии для дальнейшего исследования проблемы («хронологическая» стратегия; исследование «дна» и «элиты» общества; стратегия нежестких предположений и объяснений; поддержание контакта с исследуемой общностью и др.); (5) целевая ориентация анализа.

Тема 19.

Прикладного исследования.

1. Прикладное исследование: цель, особенности, виды.

2. Этапы развертывания прикладного исследования.

3. Специфика программы прикладного исследования.

4. Организация прикладного исследования.

 

Значение прикладного исследования на уровне организации. Понятие «социологическое исследование», его этапы. Сравнительный анализ теоретико-прикладного и прикладного исследования, выделение конкретных особенностей последнего:

1. четкое определение объекта и неявное предмета;

2. установление времени на проведение исследования заказчикам;

3. использование уже разработанных методик или их модификации;

4. практическое решение конкретных проблем как основная задача исследования;

5. порядок действий, этапы работы определяются логикой практического использования информации для принятия управленческих решений;

6. итоговый результат – рабочий документ, в котором содержится минимум сведений о состоянии объекта и найденных взаимосвязях, максимум – о способах реализации предлагаемых решений, обоснованию которых должно быть уделено главное внимание.

Конкретный вид исследования определяется характером поставленной в исследовании цели, выдвинутыми задачами: разведывательное или пилотажное исследование, описательное, аналитическое.

Этапы развертывания прикладного исследования. Первый этап – максимальная локализация объекта и проблемы исследования. Второй этап – разработка конкретной программы действий. Направленность программы. Выборочное обследование. Третий этап – внедрение предлагаемых решений, опытное и «полное внедрение». Определение социального эффекта. Значение контрольных обследований.

Специфика программы прикладного исследования. Основные требования, предъявляемые к программе и рабочему плану. Методологическая часть программы. Методическая часть программы.

Организация прикладного исследования. Взаимодействие с заказчиком. Итоговый отчет и его структура.

 

БИУ Тематика контрольных работ по социологии.

1. Предмет и метод социологии.

2. Классический период в развитии мировой социологии: к.XIX- нач.XX века.

3. Общество и социальные институты.

4. Культура и общество.

5. Формирование личности в обществе. Социализация.

6. Социальное взаимодействие и социальная структура. Социальные статусы и роли.

7. Социальная деятельность и социальное п㸾ведение личности.

8. Контроль за поведением и социальные отклонения.

9. Социальные группы: процесс образования, классификация, групповая динамика.

10. Социальные организации в современном обществе.

11. Социальная стратификация и социальная мобильность.

12. Коллективное поведение в массовом обществе.

13. Социальные изменения и социальные процессы.

14. Социальные движения.

15. Социальные конфликты.

16. Программа и план теоретико-прикладного социологического исследования.

17. Методы сбора данных в социологическом исследовании.

18. Анализ эмпирических данных.

19. Особенности методики и этапов развертывания прикладного исследования.

 

Тема 1.

Предмет и метод социологии.

1. Научный статус социологии. Объект и предмет социологической науки.

2. Структура и функции науки. Социологические законы и категории. Метод социологии.

3. Место и роль социологии среди науки о человеке и обществе.

Многообразие теоретических парадигм и взглядов на понимание объекта и предмета социологического познания, понятия объекта и предмета науки. Общество в целом, социальные общности, социальные отношения, социальные институты, механизмы их функционирования и развития. Социальный процесс.

Понятие «социального» и его роль в специфике социального познания. Своеобразие познания социальных явлений.

Структура социального знания, его уровни: теоретический и эмпирический, их взаимосвязь. Функции социологии. Характер влияния социального знания на социальное и индивидуально-личностное развитие, взаимовлияние социума и социального знания; роль и ответственность социолога в современном обществе.

Понятие «социального закона», действие социальных законов. Социологические категории. Научные методы (системный подход, исторический, логический метод, моделирование, эмпирические и др. методы), используемые социологией.

При рассмотрении последнего вопроса темы необходимо учесть, что социология, проводя фундаментальные исследования по изучению социальных структур, социального развития, процессов интеграции, дезинтеграции в обществе, изучая развитие личности, модели, методики и техники социальных исследований, выступает как теория и методология для других наук о человеке и обществе, при этом не превращаясь в философскую науку.

Взаимоотношения социологии и философии, социологии и конкретных наук.

Тема 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.103 с.)