Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная стратификация и социальная мобильность.

Поиск

1. Социальные различия и социальная стратификация. Исторические типы стратификации. Значение стратификации в жизни общества.

2. Стратификация в СССР и в России.

3. Социальная мобильность: сущность, причины, механизмы, классификация.

 

Понятие социального неравенства, его показатели. Система параметров, определяющих положение индивида в обществе П. Блау (номинальные и ранговые параметры). Гетерогенность.

Социальное пространство и социальная стратификация в работах П.Сорокина. Понятие социальной стратификации, ее виды. М. Вебер о трех аналитических разделяемых аспектах (ярусах) стратификации: социальном, экономическом, юридическом.

Измерение стратификации. Принадлежность к страте. Одномерная и многомерная стратификация общества. Исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Модели классовой структуры общества (модель У. Уотсона). Значение стратификации в жизни общества. Теория стратификации К.Дэвиса и У. Мура.

Особенности формирования социальной стратификации общества в 20-50-е годы в СССР, связанные с объективными потребностями индустриализации и обусловленные идеологией и политической властью. Социальная стратификация А. Инкельса. Стратификация советского общества в 50-60-е, 70-80-е годы. Либерализация общественной жизни в 90-е годы и стратификация российского общества. Опыт построения систем стратификации российскими социологами.

Социальная мобильность: сущность, причины. Виды мобильности: межпоколенческая и внутрипоколенческая, вертикальная и горизонтальная, индивидуальная и коллективная. Каналы вертикальной

мобильности. Индивидуальная восприимчивость к социальной мобильности: статусная нестабильность, напряжение при принятии новых социальных ролей, разрыв связей в первичных группах. Демографические факторы мобильности: миграция, текучесть кадров. Мобильность в СССР и в России.

 

Тема 12.

Коллективное поведение в массовом обществе.

1. Сущность коллективного поведения.

2. Массовое поведение.

3. Общественное мнение.

 

Природа коллективного поведения. Определение коллективного поведения, его основные детерминанты: структурное участие; структурный стиль; развитие и распространение обобщенных верований; дополнительные факторы; мобилизация для совершения коллективных действий; действие социального контроля.

Массовое общество как общество, в котором нормальные первично-групповые, общественные, традиционно-ориентированные взаимосвязи переходят во вторично- групповые, утилитарные. Характерные черты массового общества.

Воздействие массового общества на поведение человека.

Массовое поведение как поведение людей, характерное только для массового общества и обладающее такими чертами, как неорганизованность, неструктурированность, некоординированность, индивидуальный выбор линий поведения. Отличие от толпы.

Примеры массового поведения в современном обществе: слухи, манеры и мода, массовые пристрастия, массовая истерия как крайняя форма проявления массовых пристрастий.

Исход беженцев из бывших республик СССР, эмиграция, массовый спрос на определенные товары, массовые увлечения молодежи.

Общественное мнение. Понятие «общественность» в социологии. Детерминанты структуры общественности и ее мнения. Роль культурных различий.

Понятие общественного мнения как (1) мнения, поддерживаемого реальным числом людей, представителей определенной социальной группы и субкультуры в данном обществе; (2) как доминирующего мнения среди всех представителей общественности.

Средства формирования общественного мнения. Роль общественного мнения в современных обществах с демократическими формами правления, в т.ч. в России. Закономерности развития общественного мнения.

Измерение общественного мнения. Управление общественным мнением. Пределы пропаганды.

Тема 13.

Социальные изменения и социальные процессы.

 

1. Теории социальных изменений.

2. Социальные и культурные изменения.

3. Виды социальных процессов.

 

Сферы изучения теории социальных изменений. Концепции социальной эволюции О. Конта и Г. Спенсера относительно трансформации форм жизни человека и человечества как предпосылка развития теорий социальных изменений. Социальные изменения как показатель сравнительного анализа систем, общности, социальных институтов и т.д. Идеи социальных изменений в трудах Уорда: гуманистическая направленность его взглядов, идеи социального реформаторства в социальных изменениях.

Теории стадиальности социального развития.

Э. Гидденс о движущих силах социальных изменений, значении естественных, интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей в процессах изменений.

Идеи социальных изменений в концепциях социального конфликта Маркса, Спенсера, Вебера, Гумпловича, Уорда, Веблена, Парка, Сорокина. Концепция У. Мура о социальных изменениях как изменениях социальных структур. Теории дезорганизации и аномии Э. Дюркгейма как один из аспектов концепции социальных изменений.

Социальные и культурные изменения. Открытие как фактор социального изменения. Использование открытий. Изобретение: сущность, понятие. Типы изображений: материальные и социальные.

Изобретательство как процесс. «Инновация» – термин, включающий в себя и открытие, и изобретение. Диффузия как способ развития социальных изменений в обществах. Условия, обеспечивающие диффузию.

Сопротивление социальным изменениям и их принятию. Факторы, влияющие на сопротивление изменениям. Факторы, способствующие быстрому принятию инноваций. Роль совместимости социальных изменений с существующей культурой.

Социальный эффект инноваций. Основные формы социальных эффектов инноваций: дисперсия, или множественные эффекты, одного изобретения или открытия; последующие, или производные, эффекты одного изобретения или открытия; конвергенция, или соединение, нескольких влияний различных изобретений.

Виды социальных процессов. Социальные изменения как результат целенаправленной деятельности людей. Социальный процесс - совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Классификация социальных процессов (Р. Парк, Э. Берджес). Социальные процессы, проявляющиеся только в группах: поддержание границ и систематические связи.

Кооперация. Содержание кооперации в различных типах обществ. Смысл кооперации. Кооперация в первичных и вторичных группах.

Конкуренция. Личный и безличный характер конкуренции. Острота и формы проявления. Конкуренция как один из методов распределения недостаточного вознаграждения. Положительные и отрицательные следствия конкуренции.

Приспособление. Особенности приспособления: подчинение, компромисс, терпимость. Конфликт. Виды, причины, функции социальных конфликтов. Процесс разрешения конфликта.

Ассимиляция как двухсторонний процесс. Роль ассимиляции в решении социальных конфликтов.

Амальгамизация полная и неполная. Амальгамизация и социальная структура общества.

Поддержание границ как процесс, противоположный ассимиляции и амальгамизации. Поддержание границ в социальных группах. Этноцентризм. Патриотизм.

Содержание и модификация границ между группами как постоянный процесс, имеющий разную степень интенсивности.

Создание системы связей. Значение системы связей.

Единство социальных процессов как условие возможности для развития групп и постоянных изменений в обществе.

 

Тема 14.

Социальные движения.

 

1. Причины возникновения социальных движений.

2. Условия развития и распространения социальных движений.

3. Личность и социальные движения.

 

Социальные движения как совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или в социальной группе. Отличие социальных движений от социальных институтов, организаций. Способы изучения социальных движений.

Типы социальных движений: экспрессивные, утопические, революционные, движения сопротивления. Жизненные циклы социальных движений: стадия беспокойства, стадия возбуждения, стадия формализации, стадия институционализации, стадия распада движения. Основные условия, благоприятные для появления и развития социальных движений. Культурные течения как изменения в ценностях и нормах поведения людей. Концепция культурных течений М.Герсковитца.

Социальная дезорганизация. Теория социальной аномии Р. Мертона. Социальная неудовлетворенность как общее недовольство людей условиями жизни и системой социальных отношений в данном обществе. Концепция относительной неудовлетворительности С.Стоффера. Социальная несправедливость и статусная неопределенность.

Структурные предпосылки возникновения социальных движений согласно Д. Стокдейлу. Основные факторы, влияющие на участие индивидов в движениях. Мобильность. Высокомобильные группы как основа социальных движений. Маргинальность. Концепция маргинальности Роберта Парка. Понятие «маргинальная личность». Маргиналы как основа пополнения большинства движений на ранних стадиях их развития.

Социальная изоляция. Восприимчивость к массовым движениям личностей и групп, изолированных от общества. Изменение социального статуса. Понижение или угроза потери статуса как фактор вовлечения личности в социальное движение. Потеря семейных связей как причина присоединения к социальным движениям. Личностная неустроенность. Теория Э. Хоффера. Социальный состав экстремистских социальных движений; умеренных и движений реформ.

Значение социальных движений в функционировании общества. Социальные движения в России на современном этапе.

 

Тема 15.

Социальные конфликты.

 

1. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.

2. Стадии протекания конфликта.

3. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.

 

Истоки воздействия конфликтных отношений. Социальный конфликт как столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Классификация конфликтов в зависимости от зон разногласий: личностные, межличностные, межгрупповые, конфликты принадлежности, конфликты с внешней средой.

Основные причины конфликта: наличие противоположных ориентаций; идеологические причины; различные формы экономического и социального неравенства; отношения между элементами социальной структуры.

Функции конфликта в теориях Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Козера.

Основные субъекты конфликта – крупные социальные группы. Первичные группы – непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей. Вторичные группы, которые стремятся быть незамешанными непосредственно в конфликт, но вносят свой вклад в разжигание конфликта и на стадии обострения конфликта могут стать первичной стороной. Третьи силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

Определение социального конфликта с точки зрения основных характеристик: острота (степень интенсивности социальных столкновений) и длительность (время протекания от возникновения до разрешения конфликта).

Анализ содержания и особенностей протекания конфликта. Основные стадии конфликта: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия его разрешения. Действия в непосредственном конфликте: скрытые, непосредственные, опосредованные, физические, психологические и эмоциональные. Разделение конфликтов по внутреннему содержанию: рациональные и эмоциональные. Методы рефлексивного управления социальным конфликтом. Рекомендации, выработанные конфликтологией, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта. Значение послеконфликтной стадии.

Конфликты в современной России. Политический конфликт – конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Национально-этнические конфликты – конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Социально – экономические конфликты – конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам.

Протекание социальных конфликтов в форме внутриинституциональных и организационных норм и процедур: дискуссий, запросов, принятия деклараций и т.п.

Массовые действия как наиболее яркая форма выражения конфликта. Массовый протест (забастовка, митинг, демонстрация, пикетирование, компания гражданского неповиновения).

 

Тема 16.

Программа и план теоретико– прикладного социологического исследования.

 

1. Понятие социологического исследования, его этапа и виды.

2. Программа социологического исследования.

3. План исследования.

 

Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно – технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления. Этапы исследования: подготовка исследования; сбор первичной социологической информации; подготовка собранной информации к обработке и ее обработка; анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

Виды исследования в зависимости от характера поставленных целей и задач: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое; по частоте проведения – разовое и повторное (панельное и лонгитюдное).

Программа социологического исследования как всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Методологическая часть: формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования. Методическая часть: определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ. Этапы и процедуры разработки программы: подготовительный, оперативный, результативный.

Рабочий план исследования - отражает основные процедурные мероприятия. Блок первый: порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации; проведение пробного исследования; внесение коррективов по итогам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации; размножение инструментария (анкеты или бланка – интервью и др.) для полевого исследования; составление сметы и расчет материальных затрат на исследование.

Блок второй – фиксирует все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, т.е. массовый сбор первичной социологической информации.

Блок третий – охватывает совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке и собственно обработкой ее на ЭВМ.

Блок четвертый – включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, подготовкой текстов предварительного и итогового отчетов, выработкой практических рекомендаций.

 

 

Тема 17.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.109 (0.013 с.)