Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы сбора данных в социологическом исследовании.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Анкетные опросы и интервью. 2. Наблюдение и его особенности. 3. Документальные источники. 4. Эксперимент как метод проверки научной гипотезы. 5. Психологические процедуры.
Три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных: опросы, прямое наблюдение и анализ документов. Многообразие техники их применения и модификация методов (интервью, анкетный опрос). Особое положение в комплексе приемов сбора первичных данных экспериментальных методик и психологических тестов, предполагающих одновременно регистрацию фактов и жестко фиксированные приемы их обработки. Правила, которым необходимо следовать при выборе метода сбора первичной информации. Главное правило: выбор метода осуществляется в соответствии с конкретными этапами социологического исследования, с учетом его познавательных возможностей, границ применения, основ использования, способов получения, фиксации и выражения фактов. Пилотажное исследование как основа проверки адекватности метода исследовательским задачам и его надежности. Опрос – метод получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Разновидности опросов: интервью и анкетные опросы. Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым); запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку). Разновидность интервью: по содержанию беседы; по технике проведения; в зависимости от особенностей процедуры, по способу организации. Требования, относящиеся к повышению надежности информации. Конструкция вопроса и интерпретация ответа. Специфика анкетного опроса. Анкета и основные принципы ее построения. Особенности некоторых видов опроса: почтового, телефонного, экспертного. Общая оценка возможностей метода опроса. Наблюдение – прямая регистрация событий очевидцем. Отличие научного наблюдения от обыденного. Классификация наблюдений: по степени формализованности, в зависимости от положения наблюдателя, по условиям организации. Способы регистрации информации. Недостатки наблюдения. Место наблюдения среди других методов сбора данных. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. Виды документов: по статусу (официальные и неофициальные документы, материалы прессы); по целевому назначению (наличные и целевые); по степени персонификации (личные и безличные); по источнику информации (первичные и вторичные). Проблема достоверности документальной информации. Методы анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент – анализ). Процедура контент – анализа. Оценка метода документального анализа. Эксперимент – метод сбора и анализа эмпирических данных, направленных на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Требования, которым должен соответствовать эксперимент: внутренняя и внешняя валидность. Классификация экспериментов: по характеру объекта (реальные и мысленные) и предмета исследования (социологические, экономические, экологические и т.п.); по специфике поставленной задачи (научные, прикладные, проективные, ретроспективные, однофакторные, многофакторные); по характеру экспериментальной ситуации (контролируемые, неконтролируемые, лабораторные, полевые); по логической структуре доказательств гипотезы (параллельные и последовательные). Место эксперимента среди других методов сбора информации. Использование методик, разработанных в психологии: психологические тесты, проективная техника, тесты на выявление личностных диспозиций, социометрическая процедура. Особенности данных методов получения информации и область их применения.
Тема 18. Анализ эмпирических данных.
1. Группировка и типологизация эмпирических данных. 2. Поиск взаимосвязей между переменными. 3. Анализ данных повторных и сравнительных исследований. 4. Последовательность действий при качественно - количественном анализе данных. 5. Стратегия качественного анализа данных.
Условия, которым необходимо следовать при анализе эмпирических данных: 1. Приступая к анализу данных, необходимо строго придерживаться программных гипотез. 2. Первоначальные группировки и классификации логично производить, исходя из элементарных описательных гипотез, а последующие – предварять уточняющими и интерпретационными предположениями, продвигаясь к объяснительным, непосредственно связанным с программными задачами исследования. 3. Не следует смешивать уточнение и интерпретацию данных с их объяснением. 4. При использовании стратегии качественного анализа данных следует помнить: количественный анализ и качественное осмысление массовой статистики под углом зрения исследовательских гипотез не менее ценны, чем множественное объяснение статистически непредставительных данных. В одном случае приобретаем достоверное знание о частных фрагментах социальной реальности, в другом – многомерное и богатое объяснение без гарантий типичности, распространенности изученных явлений в широком «социальном пространстве». Необходимость комбинировать данные стратегии в зависимости от целевой установки исследования. Группировка и типологизация – элементарные процедуры упорядочения данных, предваряющих их анализ. Простая группировка. Перекрестная группировка и задача поиска устойчивых связей. Эмпирическая типологизация. Теоретическая типологизация. Обнаружение возможных связей взаимодействия между переменными на основе перекрестной группировки по двум и более признакам. Правила процентирования. Интерпретирующие и объясняющие связи. Использование методов факторного анализа. Социальный эксперимент как метод проверки научной гипотезы. Операции по проверке гипотезы. Мысленный эксперимент как анализ связей между многими переменными. Виды повторных и сравнительных эмпирических исследований. Международные и межрегиональные. Панельные повторные исследования. Повторные кагортные исследования. Повторные трендовые исследования. Особенности и цели данных видов исследований. Общие правила, предъявляемые к сравнительному и повторному исследованию. Последовательность действий при качественно-количественном анализе данных. Первая стадия – описание всей совокупности данных в их простейшей форме. Контроль качества полученной информации. Собственно описание с помощью аппарата дескриптивной статистики для упорядочения всех данных по отдельным признакам (переменным). Основные приемы анализа. Вторая стадия - «уплотнение» исходной информации с целью сокращения числа признаков, нужных для итогового анализа. Основные приемы анализа. Третья стадия – углубление интерпретации и переход к объяснению фактов путем выявления возможных прямых и косвенных влияний на агрегированные свойства, социальные типы, устойчивые образования. Основные приемы анализа. Четвертая стадия – заключительная - попытка прогноза развития изучаемого процесса, событий, явлений при определенных условиях. Основные приемы анализа: мысленный и натурный эксперимент, повторные и сравнительные исследования, контрольные опросы экспертов для проверки итоговых выводов, моделирование динамических процессов. Качественные методы. Примеры качественных методов. Последовательность действий социолога в ходе качественного анализа: (1) определение проблемной ситуации; (2) обращение к литературе для поиска теоретических объяснений; (3) уточнение проблемы путем переосмысливания наблюдаемых фактов с разных точек зрения; (4) определение методической стратегии для дальнейшего исследования проблемы («хронологическая» стратегия; исследование «дна» и «элиты» общества; стратегия нежестких предположений и объяснений; поддержание контакта с исследуемой общностью и др.); (5) целевая ориентация анализа. Тема 19.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.68.161 (0.006 с.) |