ТОП 10:

Методы сбора данных в социологическом исследовании.



 

1. Анкетные опросы и интервью.

2. Наблюдение и его особенности.

3. Документальные источники.

4. Эксперимент как метод проверки научной гипотезы.

5. Психологические процедуры.

 

Три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных: опросы, прямое наблюдение и анализ документов.

Многообразие техники их применения и модификация методов (интервью, анкетный опрос).

Особое положение в комплексе приемов сбора первичных данных экспериментальных методик и психологических тестов, предполагающих одновременно регистрацию фактов и жестко фиксированные приемы их обработки.

Правила, которым необходимо следовать при выборе метода сбора первичной информации. Главное правило: выбор метода осуществляется в соответствии с конкретными этапами социологического исследования, с учетом его познавательных возможностей, границ применения, основ использования, способов получения, фиксации и выражения фактов. Пилотажное исследование как основа проверки адекватности метода исследовательским задачам и его надежности.

Опрос – метод получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Разновидности опросов: интервью и анкетные опросы.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым); запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).

Разновидность интервью: по содержанию беседы; по технике проведения; в зависимости от особенностей процедуры, по способу организации. Требования, относящиеся к повышению надежности информации. Конструкция вопроса и интерпретация ответа.

Специфика анкетного опроса. Анкета и основные принципы ее построения. Особенности некоторых видов опроса: почтового, телефонного, экспертного. Общая оценка возможностей метода опроса.

Наблюдение – прямая регистрация событий очевидцем. Отличие научного наблюдения от обыденного. Классификация наблюдений: по степени формализованности, в зависимости от положения наблюдателя, по условиям организации. Способы регистрации информации. Недостатки наблюдения. Место наблюдения среди других методов сбора данных.

Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. Виды документов: по статусу (официальные и неофициальные документы, материалы прессы); по целевому назначению (наличные и целевые); по степени персонификации (личные и безличные); по источнику информации (первичные и вторичные). Проблема достоверности документальной информации. Методы анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент – анализ). Процедура контент – анализа. Оценка метода документального анализа.

Эксперимент – метод сбора и анализа эмпирических данных, направленных на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Требования, которым должен соответствовать эксперимент: внутренняя и внешняя валидность.

Классификация экспериментов: по характеру объекта (реальные и мысленные) и предмета исследования (социологические, экономические, экологические и т.п.); по специфике поставленной задачи (научные, прикладные, проективные, ретроспективные, однофакторные, многофакторные); по характеру экспериментальной ситуации (контролируемые, неконтролируемые, лабораторные, полевые); по логической структуре доказательств гипотезы (параллельные и последовательные). Место эксперимента среди других методов сбора информации.

Использование методик, разработанных в психологии: психологические тесты, проективная техника, тесты на выявление личностных диспозиций, социометрическая процедура. Особенности данных методов получения информации и область их применения.

 

Тема 18.

Анализ эмпирических данных.

 

1. Группировка и типологизация эмпирических данных.

2. Поиск взаимосвязей между переменными.

3. Анализ данных повторных и сравнительных исследований.

4. Последовательность действий при качественно - количественном анализе данных.

5. Стратегия качественного анализа данных.

 

Условия, которым необходимо следовать при анализе эмпирических данных:

1. Приступая к анализу данных, необходимо строго придерживаться программных гипотез.

2. Первоначальные группировки и классификации логично производить, исходя из элементарных описательных гипотез, а последующие – предварять уточняющими и интерпретационными предположениями, продвигаясь к объяснительным, непосредственно связанным с программными задачами исследования.

3. Не следует смешивать уточнение и интерпретацию данных с их объяснением.

4. При использовании стратегии качественного анализа данных следует помнить: количественный анализ и качественное осмысление массовой статистики под углом зрения исследовательских гипотез не менее ценны, чем множественное объяснение статистически непредставительных данных. В одном случае приобретаем достоверное знание о частных фрагментах социальной реальности, в другом – многомерное и богатое объяснение без гарантий типичности, распространенности изученных явлений в широком «социальном пространстве». Необходимость комбинировать данные стратегии в зависимости от целевой установки исследования.

Группировка и типологизация – элементарные процедуры упорядочения данных, предваряющих их анализ. Простая группировка. Перекрестная группировка и задача поиска устойчивых связей. Эмпирическая типологизация. Теоретическая типологизация.

Обнаружение возможных связей взаимодействия между переменными на основе перекрестной группировки по двум и более признакам.

Правила процентирования. Интерпретирующие и объясняющие связи. Использование методов факторного анализа.

Социальный эксперимент как метод проверки научной гипотезы. Операции по проверке гипотезы. Мысленный эксперимент как анализ связей между многими переменными.

Виды повторных и сравнительных эмпирических исследований. Международные и межрегиональные. Панельные повторные исследования. Повторные кагортные исследования. Повторные трендовые исследования. Особенности и цели данных видов исследований. Общие правила, предъявляемые к сравнительному и повторному исследованию.

Последовательность действий при качественно-количественном анализе данных. Первая стадия – описание всей совокупности данных в их простейшей форме. Контроль качества полученной информации. Собственно описание с помощью аппарата дескриптивной статистики для упорядочения всех данных по отдельным признакам (переменным). Основные приемы анализа. Вторая стадия - «уплотнение» исходной информации с целью сокращения числа признаков, нужных для итогового анализа. Основные приемы анализа.

Третья стадия – углубление интерпретации и переход к объяснению фактов путем выявления возможных прямых и косвенных влияний на агрегированные свойства, социальные типы, устойчивые образования. Основные приемы анализа.

Четвертая стадия – заключительная - попытка прогноза развития изучаемого процесса, событий, явлений при определенных условиях. Основные приемы анализа: мысленный и натурный эксперимент, повторные и сравнительные исследования, контрольные опросы экспертов для проверки итоговых выводов, моделирование динамических процессов.

Качественные методы. Примеры качественных методов. Последовательность действий социолога в ходе качественного анализа: (1) определение проблемной ситуации; (2) обращение к литературе для поиска теоретических объяснений; (3) уточнение проблемы путем переосмысливания наблюдаемых фактов с разных точек зрения; (4) определение методической стратегии для дальнейшего исследования проблемы («хронологическая» стратегия; исследование «дна» и «элиты» общества; стратегия нежестких предположений и объяснений; поддержание контакта с исследуемой общностью и др.); (5) целевая ориентация анализа.

Тема 19.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.006 с.)