Классический период в развития мировой социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классический период в развития мировой социологии



XIX- нач. XX века.

 

1. Становление научной социологии в 40-е годы XIX столетия. О. Конт, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм – основоположники социологии.

2. Социология М. Вебера и «веберовский ренесанс» в развитии современной социологии.

3. Развитие марксистской социологии. Материалистическая теория общества.

4. Основные течения и школы в русской социологии XIX - нач. XX века (до 1917 года).

 

Исторические условия возникновения научной социологии. Детерминация становление социологии потребностями общества.

Огюст Конт (1798 –1857). Определение предмета социологии. Позитивный метод социологии. Учение о социальной статике и социальной динамике. Проблема взаимоотношений личности и общества. Основная работа – «Курс позитивной философии» (1842г.).

Герберт Спенсер (1820-1903) - основоположник органического направления в социологии и структурно-функционального метода.

Формирование понятийной системы социологического знания. Основные работы: «Основания социологии» (1877г.), «Социология как предмет изучения» (1873г.).

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917). Теоретическое обоснование и выделение специфики предмета социологии – «социальных фактов». Три основные сферы социологии: социальная морфология, социальная физиология и общая социология. Разработка методологии и методов социологического исследования. Основные работы: «Правила социологического метода» (1895г.), «Метод социологии» (1899г.), «Самоубийство. Социологический этюд» (1897г.), «О разделении общественного труда» (1893г.).

Теоретические воззрения М. Вебера (1864-1920): методология социологического познания, теория «социального действия», политическая социология. М. Вебер о личности и культурных ценностях как причине развития общества.

Марксистская социология. Материалистическая теория общества. Теория социального конфликта К. Маркса. Отличие теоретических подходов к анализу общества К. Маркса от воззрений Э. Дюркгейма и М.Вебера.

Основные течения и школы в русской социологии XIX-нач.XXвека (до 1917г). Анализ исторических условий возникновения российской социологии. Российская социология и правовая наука («государственная школа»: БН. Чичерин, К.Д. Кавелин, А.Д. Градовский). Отражение российской социологией различных идейно-политических и классовых сил, по-разному понимавших общество, его институты, судьбы России.

Развитие Российской социологии в тесном взаимодействии с западной социологией. Основные школы и направления Российской социологии. Позитивистское направление как ведущее до 1917 года: «географическая школа» (Л.И. Мечников); «генетическая школа» (М.М.Ковалевский); «культурно историческая школа» (Н.Я. Данилевский). Биологическое направление (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Я.А.Новиков). Марксистская социология (Г.В. Плеханов, В. Засулич, П.Б.Струве, В.И. Ленин).

Творческое наследие представителей классического периода в развитии мировой социологии, его значение и актуальность.

 

Тема 3.

Общество и социальные структуры.

 

1. Содержание понятия «социальный институт», процесс институционализации.

2. Признаки, типология и функции социальных институтов.

3. Гражданское общество и государство.

 

Социальные институты - базисный механизм регулирования общества.

Социальные институты как организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Институт – своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность. Поддержание институтами социальных структур и порядка в обществе.

Институционализация - процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Процесс институционализации, образования социального института. Этапы: 1) возникновение потребности, удовлетворении которой требует совместных организованных действий; 2) формирование общих целей; 3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного взаимодействия; 4) появление процедур, связанных с нормами и правилами; 5) принятие и практическое применение норм, правил, процедур; 6) установление систем санкций для поддержания норм и правил; 7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Индивидуальные роли в институциональном поведении.

Анализ процесса институционализации на примере конкретного социального института, например, семьи или бизнеса.

Специфические особенности отдельного социального института и общие признаки с другими институтами. Общие для всех институтов признаки: установки и образцы поведения; символические культурные особенности; утилитарные культурные черты; кодекс устный и письменный; идеология.

Анализ признаков социальных институтов на примере конкретных институтов.

Главные, или фундаментальные социальные институты: семья, государство, бизнес, образование, религия. Неглавные, неосновные институты. Институт бизнеса и такие механизмы и практики, как конвертация валюты, частная собственность, банки, маркетинг, рынок, торговля. Явные функции социальных институтов как часть признанных целей института; латентные функции - осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными, а если признаны, являются побочными. Основные явные функции: закрепление и воспроизводство общественных отношений; регулятивная; интегративная; транслирующая; коммуникативная. Примеры явных и латентных функций.

Взаимосвязи между институтами. Институциональная автономия.

Социальные институты и общество.

Гражданское общество как социологическая категория: совокупность неполитических отношений. Гражданское общество как идеал, идеальное общество. «Общество» как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей; «государство» как институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. «Страна» - описывает одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое образование, имеющее государственные границы. Анализ содержания каждого понятия, выделение признаков общества.

Взаимосвязь государства и общества. Государство подавляет общество (тоталитарное государство); государство и общество - равноправные субъекты социальной жизни (правовое государство и гражданское общество).

Мировая система и цивилизация. Мировые империи, включающие несколько территорий, объединенных военной и политической властью (империя Наполеона, СССР). Мировая экономическая система - совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями.

Цивилизация - обозначает степень и своеобразие культурного развития общества или обществ. Подходы к определению сущности цивилизации.

 

Тема 4.

Культура и общество.

 

1. Понятие культуры, ее основные компоненты и функции.

2. Типы культур. Восприятие культуры членами общества.

3. Развитие и распространение культуры.

 

Содержание понятия «культура». Многообразие подходов к определению культуры, их особенности и предмет анализа.

Культура как социальная система организованных при помощи норм и ценностей, функционально полезных, закрепившихся в общественной практике и сознании общества, форм деятельности. Социальное наследие – синтез материальной и нематериальной культур. Связь культуры с определенным обществом, нацией или социальной группой.

Главные особенности культуры: культура создается и культуре обучаются.

Основные компоненты культуры: ценности, верования, обычаи, нормы, язык и техника; их роль в жизнедеятельности общества и человека, а также в развитии остальных аспектов культуры (искусства, науки, философии, политики, образования и т.д.).

Главная функция культуры – организация человеческой жизни. Функции культурных ценностей: утилитарная, эстетическая, информационная, символичная, их место и значение в социально- историческом развитии общества и личности.

Культура как организованная система поведения. Культурные элементы и комплексы. Институциональная культура или культура института.

Доминирующая культура – совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Субкультура – культура группы или класса, которая отличается от доминирующей, но тесно связана с ней. Контркультура – субкультура групп, образцы которой не только отличаются от образцов доминирующей культуры, но и противостоят им, находятся в конфликте с господствующими ценностями.

Формы культуры. Элитарная культура - создается привилегированный частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Народная культура – создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Массовая культура – создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей.

Восприятие культуры членами общества. Этноцентризм и культурный релятивизм.

Происхождение культуры. Способность к обучению как основа передачи опыта от поколения к поколению. Значение языка и символических коммуникаций. Культурные изменения и развитие культуры. Распространение культуры.

Особенности развития и распространения культуры на современном этапе развития российского общества.

Тема 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.011 с.)