Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классический период в развития мировой социологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
XIX- нач. XX века.
1. Становление научной социологии в 40-е годы XIX столетия. О. Конт, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм – основоположники социологии. 2. Социология М. Вебера и «веберовский ренесанс» в развитии современной социологии. 3. Развитие марксистской социологии. Материалистическая теория общества. 4. Основные течения и школы в русской социологии XIX - нач. XX века (до 1917 года).
Исторические условия возникновения научной социологии. Детерминация становление социологии потребностями общества. Огюст Конт (1798 –1857). Определение предмета социологии. Позитивный метод социологии. Учение о социальной статике и социальной динамике. Проблема взаимоотношений личности и общества. Основная работа – «Курс позитивной философии» (1842г.). Герберт Спенсер (1820-1903) - основоположник органического направления в социологии и структурно-функционального метода. Формирование понятийной системы социологического знания. Основные работы: «Основания социологии» (1877г.), «Социология как предмет изучения» (1873г.). Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917). Теоретическое обоснование и выделение специфики предмета социологии – «социальных фактов». Три основные сферы социологии: социальная морфология, социальная физиология и общая социология. Разработка методологии и методов социологического исследования. Основные работы: «Правила социологического метода» (1895г.), «Метод социологии» (1899г.), «Самоубийство. Социологический этюд» (1897г.), «О разделении общественного труда» (1893г.). Теоретические воззрения М. Вебера (1864-1920): методология социологического познания, теория «социального действия», политическая социология. М. Вебер о личности и культурных ценностях как причине развития общества. Марксистская социология. Материалистическая теория общества. Теория социального конфликта К. Маркса. Отличие теоретических подходов к анализу общества К. Маркса от воззрений Э. Дюркгейма и М.Вебера. Основные течения и школы в русской социологии XIX-нач.XXвека (до 1917г). Анализ исторических условий возникновения российской социологии. Российская социология и правовая наука («государственная школа»: БН. Чичерин, К.Д. Кавелин, А.Д. Градовский). Отражение российской социологией различных идейно-политических и классовых сил, по-разному понимавших общество, его институты, судьбы России. Развитие Российской социологии в тесном взаимодействии с западной социологией. Основные школы и направления Российской социологии. Позитивистское направление как ведущее до 1917 года: «географическая школа» (Л.И. Мечников); «генетическая школа» (М.М.Ковалевский); «культурно историческая школа» (Н.Я. Данилевский). Биологическое направление (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Я.А.Новиков). Марксистская социология (Г.В. Плеханов, В. Засулич, П.Б.Струве, В.И. Ленин). Творческое наследие представителей классического периода в развитии мировой социологии, его значение и актуальность.
Тема 3. Общество и социальные структуры.
1. Содержание понятия «социальный институт», процесс институционализации. 2. Признаки, типология и функции социальных институтов. 3. Гражданское общество и государство.
Социальные институты - базисный механизм регулирования общества. Социальные институты как организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Институт – своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность. Поддержание институтами социальных структур и порядка в обществе. Институционализация - процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Процесс институционализации, образования социального института. Этапы: 1) возникновение потребности, удовлетворении которой требует совместных организованных действий; 2) формирование общих целей; 3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного взаимодействия; 4) появление процедур, связанных с нормами и правилами; 5) принятие и практическое применение норм, правил, процедур; 6) установление систем санкций для поддержания норм и правил; 7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института. Индивидуальные роли в институциональном поведении. Анализ процесса институционализации на примере конкретного социального института, например, семьи или бизнеса. Специфические особенности отдельного социального института и общие признаки с другими институтами. Общие для всех институтов признаки: установки и образцы поведения; символические культурные особенности; утилитарные культурные черты; кодекс устный и письменный; идеология. Анализ признаков социальных институтов на примере конкретных институтов. Главные, или фундаментальные социальные институты: семья, государство, бизнес, образование, религия. Неглавные, неосновные институты. Институт бизнеса и такие механизмы и практики, как конвертация валюты, частная собственность, банки, маркетинг, рынок, торговля. Явные функции социальных институтов как часть признанных целей института; латентные функции - осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными, а если признаны, являются побочными. Основные явные функции: закрепление и воспроизводство общественных отношений; регулятивная; интегративная; транслирующая; коммуникативная. Примеры явных и латентных функций. Взаимосвязи между институтами. Институциональная автономия. Социальные институты и общество. Гражданское общество как социологическая категория: совокупность неполитических отношений. Гражданское общество как идеал, идеальное общество. «Общество» как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей; «государство» как институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. «Страна» - описывает одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое образование, имеющее государственные границы. Анализ содержания каждого понятия, выделение признаков общества. Взаимосвязь государства и общества. Государство подавляет общество (тоталитарное государство); государство и общество - равноправные субъекты социальной жизни (правовое государство и гражданское общество). Мировая система и цивилизация. Мировые империи, включающие несколько территорий, объединенных военной и политической властью (империя Наполеона, СССР). Мировая экономическая система - совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. Цивилизация - обозначает степень и своеобразие культурного развития общества или обществ. Подходы к определению сущности цивилизации.
Тема 4. Культура и общество.
1. Понятие культуры, ее основные компоненты и функции. 2. Типы культур. Восприятие культуры членами общества. 3. Развитие и распространение культуры.
Содержание понятия «культура». Многообразие подходов к определению культуры, их особенности и предмет анализа. Культура как социальная система организованных при помощи норм и ценностей, функционально полезных, закрепившихся в общественной практике и сознании общества, форм деятельности. Социальное наследие – синтез материальной и нематериальной культур. Связь культуры с определенным обществом, нацией или социальной группой. Главные особенности культуры: культура создается и культуре обучаются. Основные компоненты культуры: ценности, верования, обычаи, нормы, язык и техника; их роль в жизнедеятельности общества и человека, а также в развитии остальных аспектов культуры (искусства, науки, философии, политики, образования и т.д.). Главная функция культуры – организация человеческой жизни. Функции культурных ценностей: утилитарная, эстетическая, информационная, символичная, их место и значение в социально- историческом развитии общества и личности. Культура как организованная система поведения. Культурные элементы и комплексы. Институциональная культура или культура института. Доминирующая культура – совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Субкультура – культура группы или класса, которая отличается от доминирующей, но тесно связана с ней. Контркультура – субкультура групп, образцы которой не только отличаются от образцов доминирующей культуры, но и противостоят им, находятся в конфликте с господствующими ценностями. Формы культуры. Элитарная культура - создается привилегированный частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Народная культура – создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Массовая культура – создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей. Восприятие культуры членами общества. Этноцентризм и культурный релятивизм. Происхождение культуры. Способность к обучению как основа передачи опыта от поколения к поколению. Значение языка и символических коммуникаций. Культурные изменения и развитие культуры. Распространение культуры. Особенности развития и распространения культуры на современном этапе развития российского общества. Тема 5.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.183.21 (0.01 с.) |