Волевая регуляция поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Волевая регуляция поведения.



Воля

 

Понятие о воле.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для волевого акта;

б) наличие придуманного плана осуществления поведенческого акта;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

 

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся с еще с начала ХХ века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека принимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.

Чувства и эмоции.

Функции эмоций и чувств.

Эмоции и чувства выполняют следующие функции:

Сигнальная ( коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими, пантомимическими, изменениями голоса, вегетативными изменениями. Эти проявления эмоций сигнализируют другим людям о том, какие чувства они переживают.

Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия.

Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на него факторов.

Побудительная функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи.

Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатляются в памяти человека.

Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей.

Чувства обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.

 

Индивидуальные особенности человека.

Темперамент.

В психологии для характеристики динамических сторон личности используется понятие «темперамент».

Темперамент – это имеющийся у каждой личности своеобразный, устойчивый набор психических свойств, которые определяют интенсивность, скорость, темп, ритм протекания психических и физических процессов и состояний. Темперамент – важная особенность личности, влияющая на взаимоотношения людей и их психологическую совместимость в выполнении той или иной деятельности.

История представлений о темпераменте.

Термин «темперамент» восходит к воззрениям античной науки на природу индивидуально-психологических различий. Древнегреческая медицина в лице своего представителя Гиппократа (5 в. до н.э.) считала, что состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения «соков», жидкостей, имеющихся в организме. Если преобладает кровь, то у человека проявляется типичная форма поведения – тип темперамента, который получил название сангвинический. Если преобладает желчь, то темперамент – холерический. Если слизь (лимфа), флегма – флегматический.

В некоторых современных школах наблюдается влияние школы Гиппократа. Например, отмечается, что неправильная работа щитовидной железы, ведет к повышению раздражительности человека. Это направление в науке получило название – гуморального (гумор – жидкость).

Другой взгляд на природу темперамента представлен – конституциональным направлением. Он исходит из того, что темперамент человека определяется конституцией человека. Это направление оформилось в работах американского психолога Шелдона и немецкого - Кречмера. Они выделили три типа строения человека. Кречмер – астенический, атлетический, пикнический. Шелдон – эктоморфный, мезоморфный, эндоморфный.

Первый тип (астенический, эктоморфный) – олицетворяет худого человека с вытянутым лицом, высоким лбом, тонкими длинными руками и ногами, узкой грудной клеткой и животом, неразвитой мускулатурой, отсутствием подкожного жира, с хорошо развитой нервной системой.

Второй тип (атлетический, мезоморфный) Широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество подкожного жира, массивная голова.

Третий тип – пикнический или эндоморфный. Выражен общей сферической формой, мягкостью, наличием большого живота, большого количества жира на плечах и бедрах, круглой головой, крупными внутренними органами, вялыми руками и ногами, слабо развитым скелетом и мышцами.

Соответственно конституциям тела выделены и три темперамента. Первый тип темперамента – астенический, эктоморфный – сдержанность манер и движений, скованность в осанке, склонность к интимности, чрезмерному умственному напряжению, скрытности чувств, к затруднениям в установлении социальных контактов, чувствителен к боли, устойчив к алкоголю.

Второй тип темперамента – атлетический, мезорфный. Уверенность в осанке, любовь к физическим нагрузкам и приключениям, стремление к главенству, жажда власти, спартанское безразличие к боли, агрессивность и настойчивость в состоянии опьянения.

Третий тип темперамента – пикнический, эндоморфный. Характеризуется расслабленностью в осанке и движениях, любовью к комфорту, пристрастие к еде, вежливостью, приветливостью, общительностью и мягкостью в состоянии алкогольного опьянения.

Современный взгляд на сущность темперамента представлен в третьем направлении.

Типы темперамента.

Выделяют четыре основных типа темперамента.

1. Сангвиник – быстро приспосабливается к новым условиям быстро сходиться с людьми, общителен, Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатывается поверхностность и непостоянство.

2. Холерик. Действия холерика порывисты. Он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Проявления холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. Там где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности, аффективности.

3. Флегматик. Обычно ровен и спокоен, редко выходит из себя, не склонен к аффекта. Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. В зависимости от условий у флегматика легче вырабатываются такие положительные черты, как: выдержка, глубина мыслей, в других – вялость, безучастность, лень и безволие.

4. Меланхолик. Реакция меланхолика часто не соответствует силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться, Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни меланхолик – человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

Характер

 

Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.

Анализ поведения и поступков людей свидетельствует о том, что качества характера относятся к разным психическим процессам, точнее, протекают под воздействием различных психических процессов. Так решительность, боязливость относятся к воле, жизнерадостность, угнетенность – к чувствам, вдумчивость – к уму. То есть характер человека – это комплексное образование. Характер формируют три фактора: наследственность, социальная среда, самовоспитание. Отечественная психология, признавая роль наследственности (задатков, черт темперамента) в характере человека большое внимание отводит социальным условиям и самовоспитанию. Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития группы. Следовательно, анализируя характер конкретного человека, необходимо учитывать как те общественно-исторические условия, в которых он живет, так и направленность воспитания, поскольку и первое и второе детерминирует определенные черты характера.

Природное и приобретенное в характере.

Хотя характер человека не врожденный, особенности природной организации, и, в первую очередь нервной системы сказывается на проявлениях характера, так и на процессе формирования его отдельных черт. (один – горячий, второй – рассудительный и т.д.)

Кроме типа нервной системы на характер влияют и др. особенности организма: сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной системы, Точно установлено, что всякого рода расстройства в деятельности этих систем резко сказываются на характере человека. В свою очередь образующиеся черты характера влияют на проявления природных свойств личности. Характер может одни черты маскировать, другие – усиливать. В характер надо видеть единство устойчивых и динамических черт, Оставаясь самим собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкнутость, решительность и нерешительность, твердость и мягкость.

Заметные изменения в поведении человека обуславливаются временными состояниями психики. С естественно-научной точки зрения характер есть сплав черт типа нервной системы и жизненных впечатлений, закрепившихся в виде определенных временных нервных связей в коре головного мозга.

Структура характера

Характер человека – это целостное образование. В нем могут быть выделены отдельные черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно друг от друга и являются связанными воедино. Как и всякое комплексное образование, характер имеет свою структуру.

В структуре характера выделяют, прежде всего, две стороны: содержание и форму. Содержание характера определяется воздействием окружающей действительности и воспитания и составляет жизненную направленность личности. Т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы, социальные установки.

В зависимости от направленности личность определяет цели, жизненные планы, степень активности. Формой проявления содержания характера выступают определенные индивидуально-своеобразные отношения, которые и определяют избирательную активность человека и зависят они от целей, жизненных планов.

В структуру характера также входят:

1. Потребности, убеждения – они определяют качественную сторону характера. Интеллект – это сложившиеся качества ума.

2. Воля. Стержнем сформировавшегося положительного характера являются морально-волевые черты, Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков и большой самостоятельностью. Он решителен и настойчив. Безволие определяется как слабохарактерность.

3. Чувства. Это эмоциональные отношения к различным сторонам природной и социальной среды. Человек выражает себя через чувства.

4. Темперамент. Природной основой характера является темперамент, выражающий тип нервной деятельности. Он определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность, общительность или замкнутость и др.

Итак, все компоненты психического склада человека органически взаимосвязаны друг с другом в едином, целом характере личности и очень трудно бывает отделить одно от другого.

Акцентуации черт характера.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. Слабое звено в характере зачастую обнаруживается лишь в трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена.) Все другие трудности, не затрагивающие уязвимых точек характера, переносятся человеком без напряжения. Акцентуации характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах могут привести к патологическим изменениям в поведении личности.

Выделяются следующие важнейшие типы акцентуаций характера: 1. Интровертированный тип характера (замкнутость, затрудненность в общении)

2. Экстравертированный тип (эмоциональная взвинчченность, непостоянство увлечений, поверхностность, конформность)

3. Неуправляемый тип – импульсивность, нетерпимость к возражениям, подозрительность и др.)

4. Невростеническая акцентуация характера – преобладающее дурное самочувствие, раздражительность, мнительность, повышенная утомляемость.

5. Сензитивный тип – замкнутость, застенчивость.

6. Демонстративный тип (эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к своей особе). При правильной воспитательной работе возможно блокирование проявлений акцентуации.

Способности

Понятие о способностях

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, навыков, умений, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. То есть способности и знания, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам и умениям способности человека выступают как некоторая возможность.

Способности – это возможности, а не необходимый уровень мастерства в том или ином деле. Например, выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Структура способностей.

Каждая способность имеет свою структуру и является различной для того или иного вида деятельности. Так, например, структура художественных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, восприятия, хорошую зрительную память, богатую фантазию, наблюдательность, хороший глазомер и др. Специфический характер имеет строение музыкальных, литературных и др. способностей. Среди свойств и особенностей личности образующих структуру конкретных способностей некоторые занимают опорное (ведущее) положение, другие – вспомогательное.

Уровни способностей.

Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей – репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу.

На втором уровне развития способностей человек создает новое оригинальное. Однако, четких границ деления здесь нет. В процессе деятельности человек переходит от одного уровня на другой. Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминами «талант» и «гений». Талантливые и гениальные люди достигают в своей деятельности результатов, имеющих большое общественное значение.

Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающее новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы.

Талантливый человек тоже творит, вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследований.

Виды способностей.

Кроме уровней способности выделяют по их направленности или специализации. В этой связи способности делят – на общие и специальные.

Под общими способностями понимается такая система интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в специальной области деятельности, например, в ИЗО, в музыке и т.д. Кроме названных видов выделяют третью группу – способности к практической деятельности. Сюда относят: конструктивно-технические, педагогические, организаторские и др. способности.

Талант и его происхождение.

В учении о способностях подчеркивается их выраженная индивидуальность, значительность различий, существующих между способными людьми. Такая точка зрения полностью соответствует действительности. Людей исключительно способных называют талантливыми. Если способность и талант проявляются не в одной какой-либо области, а в нескольких областях, говорят об одаренности.

Для обозначения высшей степени одаренности используют понятие гениальность.

Способности не даны в готовом виде от рождения. Они являются результатом развития. Они формируются и достигают того или иного уровня развития при условии активного включения в строго определенную деятельность, которая на первых порах является преимущественно учебной.

Воля

 

Понятие о воле.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для волевого акта;

б) наличие придуманного плана осуществления поведенческого акта;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

 

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся с еще с начала ХХ века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека принимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.

Волевая регуляция поведения.

Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении. Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т.е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

 

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижния цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения ), энергичность и др. Это – первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.

 

Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасные для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.

 

К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответсвенность (качества характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину ), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т.д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т.е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.

 

Волевые действия можно подразделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т.д.

 

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;

в) с выработкой волевых качеств личности;

г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее – к третичным качествам.

Свобода воли и личностная ответсвенность.

Рассмотрение психологической трактовки личности предполагает истолкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности в психологическом плане – это, прежде всего, свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуют в нем под влиянием его самосознания, духовно-нравственных координат его личности. Более того, человек – это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно всегда говорить им «да».

 

Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обуславливают его полностью. От него – в пределах его ограничений – зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям. В этом плане свобода – это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, или уступить злу.

 

Однако свобода – это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого – быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности. (в. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности, Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списывают» свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство на «объективные условия» – несовершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучность семей, в которых они выросли, и т.д.

Чувства и эмоции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.064 с.)