Раздел 3 Эмоционально-волевая сфера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3 Эмоционально-волевая сфера



 

 

ЛЕКЦИЯ 29. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

В процессе жизнедеятельности на основе средовых и генетических предпосылок у человека формируются устойчивые эмоциональные качества - эмоциональные особенности и свойства. Эти свойства зависят от типа высшей нервной деятельности человека.

К эмоциональным особенностям личности относятся его эмоциональная реактивность, возбудимость, аффектированность, эмоциональная стабильность, общий эмоциональный тонус, сила эмоциональных реакций и их внешняя выраженность - экспрессивность. Но эти эмоциональные особенности в процессе социализации претерпевают значительные изменения, получают социальную огранку. Человек прибегает к маскировке и имитации непосредственных эмоциональных проявлений, приучается сдерживать их, формирует эмоциональную устойчивость, толерантность - способность к перенесению трудностей. Не всем это удается в одинаковой мере.
У одних большая эмоциональная возбудимость сочетается с большой эмоциональной устойчивостью, у других - она часто приводит к эмоциональным срывам, потере самоконтроля. У некоторых людей эмоциональная сфера крайне ограничена. Возможны и проявления эмоциональной аномалии - асинтонности (эмоциональной бесчувственности). Эмоциональность человека, его речевые, мимические, пантомимические проявления говорят о его ценностных ориентациях и динамических особенностях психической деятельности.
Эмоциональные качества образуют эмоциональный тип личности.

Различаются натуры:

· сентиментальные,

· эмоциональные,

· страстные

· фригидные (холодные).

 


сентиментальные

 

эмоциональные

 

страстные

 


 

Люди сентиментального типа склонны к самосозерцанию. На весь мир они смотрят через призму своих эмоциональных состояний. Они чувствительно-пассивны. Их чувства направлены на самих себя. Они могут грешить, проливая слезы. Им присуще самолюбование своими чувствами.

Люди эмоционального типа легко возбудимы, эмоционально впечатлительны, импульсивны. Свои поступки они глубоко переживают, часто раскаиваются. Но в будущем вновь допускают импульсивные срывы.

Страстные натуры эмоционально стремительны, высокодейственны, упорны в достижении целей. Предметы же их страстей могут быть значимыми, достойными и незначительными. Они живут напряженной, эмоционально насыщенной жизнью, у них постоянно имеется предмет страсти. Бурную энергию они тратят в полной мере.

Эмоционально-фригидные типы - люди холодного рассудка. Их эмоциональные проявления минимальны, они не способны проникаться эмоциональным состоянием других людей, предвидеть их возможные эмоциональные реакции в тех или иных ситуациях. Они лишены чувства сопереживания.

Эмоциональность личности связана с ее нравственным, духовным потенциалом. В наслаждении и страданиях человека проявляется вся его личностная структура. Но и владение эмоциями - одно из достоинств человека.

 

ЛЕКЦИЯ 30. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. И.П. Павлов утверждал, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований.

Эмоции как генетически обусловленная неспецифическая поведенческая программа определяются комплексом нервных структур, входящих в лим-бическую систему мозга. В эту систему входят наиболее древние части среднего промежуточного и переднего мозга.

Лимбическая система связана с вегетативной нервной системой и ретикулярной формацией (расположенной в стволе головного мозга и обеспечивающей энергетические ресурсы мозговой деятельности). Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятии. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Эмоции связаны и с деятельностью коры больших полушарий.

По мнению Р.У. Сперри - эмоции являются функцией правого полушария мозга. Правое полушарие контролирует чувственно-эмоциональную сферу, левое, доминантное, полушарие контролирует вербальные логические функции.

В области подкорки (в гипоталамусе) исследователи мозга обнаружили особые нервные структуры - центры страдания и удовольствия, агрессии и успокоения.

Гиппократ умел различать до 60 оттенков в работе сердца в зависимости от эмоционального состояния человека. Сердце неслучайно считается символом чувств. Эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов (отсюда побледнение или покраснение кожи). Сильные эмоции вызывают прекращение слюноотделения (сухость во рту), угнетение работы внутренних органов, изменение кровяного давления, мышечной активности.

Современные электронные приборы позволяют точно устанавливать зависимость органических функциональных изменений от эмоциональных состояний. Комплексная аппаратура, регистрирующая эти психосоматические корреляции, называется полиграфом. В некоторых странах он используется в целях расследования преступлений и именуется "детектором лжи" (лайдетектором).

С эмоциональными состояниями соотносятся биотоки мозга (электроэнцефалограмма - ЭЭГ), обертоны голоса (вокалогамма) и многие вегетативные реакции: электропроводность кожи (кожно-гальваническая реакция - КГР), изменение просвета сосудов (плетиэмсграмма), тонус мышц (миограмма), частота пульса, дыхания, время реакции.

Владеть своими эмоциями - не значит быть бесчувственным, не подавлять их, это значит - владеть эмоциональными реакциями.

 

ЛЕКЦИЯ 31. СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ

Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (отрицательные и положительные), интенсивности, глубины, продолжительности, влияния на деятельность.

Отношение человека к явлению выражается в качественном своеобразии эмоций и чувств. В зависимости от значимости явления различаются глубокие и не глубокие эмоции и чувства. Влияя на активность деятельности эмоции и чувства - стенические и астенические.

Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы.

Эмоция успеха-неуспеха - это ведущий эмоционально-регуляционный механизм. Исходное побуждение к цели усиливает эмоция успеха, эмоция неуспеха тормозит, а иногда и дезорганизует деятельность. Человек способен эмоционально предвосхищать свои возможные успехи и неуспехи. Это устраняет ненужные пробные действия. Человек обобщает опыт своих удач и неудач, огорчений и радостей. Он всегда способен с определенной мерой достоверности определить, "стоит ли игра свеч". Но в экстремальных ситуациях эмоция успеха-неуспеха трансформируется в аффект восторга, страха или гнева.

Виды эмоций:

· эмоциональный тон ощущения;

· эмоциональный отклик;

· настроение;

· конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация;

· высшие эмоции - чувства.

Эмоциональный тон ощущения - это отношение человека к качеству ощущения (приятное, нейтральное или неприятное), психическое отражение потребностных свойств объекта. К отдельным раздражителям появляется болезненное органическое отвращение - идиосинкразия. По наследству передаётся эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям.

Эмоциональный отклик - эмоциональная оперативная реакция на текущие изменения в предметной среде. Он определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Один из видов эмоционального отклика - синтония - сопереживание эмоционального состояния других людей, в зависимости от условий воспитания.

Настроение - сравнительно устойчивое переживание каких-либо эмоций. Оно вызывается влияниями, затрагивающими личностные стороны индивида, отношениями между людьми, самочувствием и т.д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается. Оно может быть положительным или отрицательным, а также иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

Воодушевление - наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства, наиболее низкий - апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицатель ными воздействиями - состояние расстроенности.

Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей - толерантность (от лат. Толерантиа - терпение).

 

ЛЕКЦИЯ 32. КОНФЛИКТНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ (СТРЕСС, АФФЕКТ, ФРУСТРАЦИЯ)

Стресс - вызванное сверхсильным воздействием нервно-психическое перенапряжение. Адекватная реакция, на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившийся ситуации. Стресс - тотальная мобилизация сил на поиск выхода из очень трудного, опасного положения.

Понятие стресса введено канадским ученым Г. Селье (1907 - 1982). Он определил стресс как совокупность адапционно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму.

В развитии стрессового состояния он выделил три этапа:

· тревога;

· сопротивление;

· истощение.

Реакция тревоги (алярм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противошока, когда восстанавливаются нарушенные функции.

Стадия сопротивления (резистентности) характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров.

При их длительном воздействии силы организма иссякают, и наступает стадия истощения, зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели организма).

Различаются стресс физиологический и психологический.

Психологический стресс делится на:

- информационный (информационные перегрузки)

- эмоциональный, с тремя разновидностями реакций (импульсивной, тормозной и диффузной).

Стресс может быть мобилизующим - дистресс.

В преодолении стресса появляются два поведенческих типа личности:

- интерналы (рассчитывающие только на себя),

- экстерналы (на помощь других людей).

Аффект - внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и крайней активизации импульсивных реакций. При состоянии аффекта значительно нарушается сознательная регуляция действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия.

Три стадии проявления аффекта:

· на 1 стадии резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности;

· на 2 перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями;

· на 3 стадии спадает нервное напряжение, возникает состояние депрессии, слабости.

Формы аффективного состояния:

- страх (безусловность)

- ужас (наивысшая степень страха)

- фобии (навязчивые, гипертрофированные представления об опасности

- боязнь высоты и т. д.), - гнев.

Фрустрация - конфликтное отрицательное - эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей. В случае неустранимости причин фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению). В состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям.

 

ЛЕКЦИЯ 33. ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ – ЧУВСТВА

Чувства - это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они связаны с личностными, социально значимыми ценностями.

Чувства выполняют в жизни человека мотивирующую роль. В отношении окружающего мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства, сконцентрировано вокруг определенного вида деятельности или человека, называется страстью.

Различаются практические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.

Практические чувства - чувства, возникающие в практической деятельности.

Нравственные чувства - это эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на приятном в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил - этикой, а практическая их реализация - нравственностью. Нравственные чувства образуют непроизвольную мотивационную сферу поведения личности. Чувство долга - это осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берет на себя, вступая в определенные отношения с другими людьми. Совесть - способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания. Чувство совести - важнейший стимул усовершенствования личности. Чувство чести - это повышенная эмоциональная впечатлительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Эстетические чувства - это чуткость, восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения. Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью жизни и осуществляет катарсис - духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Эстетические чувства проявляются в переживании прекрасного и безобразного, комического и трагического. Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека - неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания.

Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с любопытством и любознательностью.

Любопытство представляет собой направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность - это устойчивое состояние познавательной направленности личности.

психического развития (регрессирует).

 

ЛЕКЦИЯ 34. ВОЛЯ. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля - это способность человека, которая проявляется в саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Основные признаки волевого акта:

· приложение усилий для выполнения волевого акта;

· наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

· усиленное внимание к поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

· нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Волевая регуляция поведения состоит в оптимальной мобилизованности личности, концентрации активности в необходимом направлении.
Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Это волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизировать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность. Это - первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.

Вторичные волевые качества развиваются в онтогенезе позже, чем первичные: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умения побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики), уверенность в себе.

Третичные волевые качества связаны с нравственными. Ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). Сюда же относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, интенсивность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочивание своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок полученной работы). Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т.е. к моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.

Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение первичных к вторичным и далее - к третичным качествам.

 

ЛЕКЦИЯ 35. СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ

Волевая деятельность состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли.

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.

В каждом простом действии различаются:

· сенсорный,

· центральный,

· моторный

· контрольно-корректирующий компонент.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

· осознание цели и стремление достичь ее;

· осознание ряда возможностей достижения цели;

· появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

· борьба мотивов и выбор;

· принятие одной из возможностей в качестве решения;

· осуществление принятого решения.

Борьба мотивов - столкновение противоречивых побуждений, между которыми предстоит сделать выбор.

На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап "осознание ряда возможностей достижения цели" - это мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого - установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На 3 этапе возможные пути и средства достижения цели проходят обсуждение в сочетании с имеющейся у человека системой ценностей.

Этап борьбы мотивов и выбора - центральный в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели, но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять.

Результатом решения этой проблемы является 5 этап - принятия одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования.

После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения. Он не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, потому что практическое осуществление намеченной цели сопряжено с преодолением препятствий.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия:

1) достижение конкретной цели;

2) человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

 

ЛЕКЦИЯ 36. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения:

· мотивационно-побудительное,

· эмоционально-оценочное

· активационно-энергетическое.

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью. Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики. Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания.

Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания.

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Полярность означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние.

Классификация психических состояний:

1. в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний:

- личностные;

-ситуативные:

а) общефункциональные, определяющие общую активность человека; б) состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения; в) конфликтные психические состояния.

2. в зависимости от доминирующих компонентов:

- интеллектуальные;

-волевые;

-эмоциональные;

3. в зависимости от степени глубины:

- состояния (более или менее) глубокие;

-поверхностные;

4. в зависимости от времени протекания:

- кратковременные;

-затяжные;

-длительные;

5. в зависимости от влияния на личность:

- положительные и отрицательные;

- стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;

6. в зависимости от степени осознанности-состояния более или менее осознанные;

7. в зависимости от причин, их вызывающих;

8. в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановкой.

 

ЛЕКЦИЯ 37. ПОГРАНИЧНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Психические состояния, смежные между нормой и патологией, называются пограничными состояниями.

К ним относятся:

· реактивные состояния;

· неврозы;

· психопатоподобные состояния;

· задержки психического развития.

Для психической нормы характерны такие особенности:

· адекватность поведенческих реакций внешним воздействиям;

· детерминированость поведения, его концептуальность;

· согласованность целей, мотивов и способов поведения;

· соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида;

· оптимальное взаимодействие с другими людьми, способность к самокоррекции поведения в соответствии с социальными нормами.

Все пограничные состояния аномальны, они связаны с нарушением какой-либо существенной стороны психической саморегуляции. Процесс психической саморегуляции осуществляется в единстве содержательно-смысловых, генетических и нейродинамичеких процессов.

Нарушения психической саморегуляции сводятся к следующим особенностям:

1. Частая и быстрая смена настроения, недостаточность психоэнергетических возможностей индивида, слабость нервной системы.

2. Ригидность, малоподвижность нервно-психических процессов, уход от контактов с людьми, ипертрофия одиночества, отверженности.

3. Повышенная возбудимость, импульсивность, обидчивость, жестокость, эгоистичность.

4. Умственная отсталость, слабохарактерность, повышенная конформность.

Непатологические психические аномалии деформируют внутриличностные структуры. Психические аномалии могут быть временными и устойчивыми личностными особенностями.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

· оптимальные и кризисные состояния.

· пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость).

· психические состояния нарушенного сознания.

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности и с особенностями психической саморегуляции каждого человека.

 

ЛЕКЦИЯ 38. РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Реактивные состояния - это острые аффективные реакции, шоковые расстройства психики в результате психических травм.

С нейрофизиологической точки зрения, реактивные со -стояния являются срывом нервной деятельности в результате запредельного воздействия, вызывающего перенапряжение возбудительного или тормозного процесса, нарушение взаимодействия этих процессов. Одновременно происходят и гуморальные сдвиги, перестраивается вся внутренняя среда организма; нарушается взаимодействие сигнальных систем, возникает рассогласованность функциональных систем.

Непатологические реактивные состояния подразделяются на:

1. Аффективно-шоковые психогенные реакции. Возникают в острых конфликтных ситуациях, содержащих угрозу для жизни или базовых личностных ценностей. В этих обстоятельствах возникает также гиперкинетическая или гипокинетическая реакция. При гиперкинетической реакции возникает хаотическая двигательная активность, нарушается пространственная ориентация, человек "не помнит себя". Гипокинетическая реакция проявляется в возникновении ступора-обездвиженности, возникает помрачение сознания.

2. Депрессивные психогенные реакции. Обычно возникают вследствии больших жизненных неудач, потери близких людей, краха больших надежд. Травмирующее обстоятельство устойчиво доминирует в психике пострадавшего. В поведении человека могут возникнуть элементы пуэрилизма (появление в речи и мимике взрослого человека особенностей, свойственных детскому возрасту) и псевдодеменции (приобретенного снижения интеллекта).


ЛЕКЦИЯ 39. НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ-НЕВРОЗЫ

Неврозы - это срывы нервно-психической деятельности:

1. Истерический невроз. Возникает в психотравмирующих обстоятельствах преимущественно у лиц с патологическими чертами характера, с художественным типом высшей нервной деятельности. Выражается в излишней аффектации, громком и длительном, не поддающемся контролю смехе, театральности, демонстративности поведения.

2. Неврастения проявляется в ослаблении нервной деятельности, раздражительной слабости, повышенной утомляемости, истощении. Резко повышается уровень тревожности, беспокойства.

3. Невроз навязчивых состояний выражается в навязчивых чувствах, влечениях, представлениях и навязчивых мудрствованиях.

Навязчивые чувства страха называются фобиями (от греч. phobos-страх). Фобии сопровождаются вегетативными дисфункциями и неадекватным поведением. Фобии многообразны:

· нозофобии - страх различных заболеваний,

· клаустрофобия - боязнь закрытых помещений,

· агорафобия - боязнь закрытых пространств,

· айхмофобия - боязнь острых предметов,

· ксенофобия - боязнь всего чужого,

· социофобия - страх общения,

· логофобия - страх речевой деятельности в присутствии других людей.

Навязчивые представления- персеверации - это циклические непроизвольные воспроизведения двигательных и сенсорно-перцептивных образов.

Навязчивые влечения-непроизвольные нецелесообразные стремления.

Навязчивые мудрствования - навязчивые размышления о второстепенных вопросах, бессмысленных проблемах.

При неврозе навязчивых движений индивид теряет контроль за своими манерами, совершает неуместные действия. Наиболее распространенный вид навязчивых состояний - навязчивые сомнения.

В ряде острокритических ситуации при доминировании в сознании определенной опасности возникают навязчивые побуждения к контрастным действиям. Существуют навязчивые состояния, вызывающие неадекватность поведения. При навязчивой боязни неудачи человек оказывается неспособным совершить те или иные действия.

При неврозах ожидания опасности человек, переживший испуг в определенной ситуации, начинает панически бояться всех аналогичных ситуаций.
Существуют невротические сценарии жизни, при которых остро переживаются давно прошедшие события.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.87.17.177 (0.148 с.)