Гребнева В.В., Виниченко М.А. /Под ред.Гребневой В.В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гребнева В.В., Виниченко М.А. /Под ред.Гребневой В.В.



Психология человека. От теории – к практике. Учебное пособие. – Белгород, 2006

 


 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 7

ЧАСТЬ 1 КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ... 9

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ... 9

ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИИ... 10

ЛЕКЦИЯ 3. ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ.. 11

ЛЕКЦИЯ 4. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 12

ЛЕКЦИЯ 5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ... 13

ЛЕКЦИЯ 6. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ 14

ЛЕКЦИЯ 7. АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XX ВЕКА... 15

ЛЕКЦИЯ 8. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В НЕМЕЦКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ ВЕКА 17

Раздел 2 Психология познавательных процессов. 18

ЛЕКЦИЯ 9. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ И ЕГО ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ 18

ЛЕКЦИЯ 10. ХАРАКТЕРИСТИКИ АНАЛИЗАТОРОВ.. 20

ЛЕКЦИЯ 11. ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ... 21

ЛЕКЦИЯ 12. ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ... 22

ЛЕКЦИЯ 13. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ.. 23

ЛЕКЦИЯ 14. НАРУШЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ.. 24

ЛЕКЦИЯ 15. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНИМАНИЯ. ФУНКЦИИ И ВИДЫ ВНИМАНИЯ.. 25

ЛЕКЦИЯ 16. СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ.. 26

ЛЕКЦИЯ 17. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПАМЯТИ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАМЯТИ... 27

ЛЕКЦИЯ 18. УРОВНИ ПАМЯТИ... 30

ЛЕКЦИЯ 19. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ.. 31

ЛЕКЦИЯ 20. ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИ И КЛАССИФИКАЦИИ ЯВЛЕНИЙ МЫШЛЕНИЯ.. 32

ЛЕКЦИЯ 21. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ПЕРСОНОГЕНЕЗЕ.. 34

ЛЕКЦИЯ 22. МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ... 35

ЛЕКЦИЯ 23. ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ.. 36

ЛЕКЦИЯ 24. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ.. 37

ЛЕКЦИЯ 25. ЗАКОНОМЕРНОСТИ МЫШЛЕНИЯ.. 38

ЛЕКЦИЯ 26. МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.. 39

ЛЕКЦИЯ 27. КАЧЕСТВО МЫШЛЕНИЯ И СТРУКТУРА ИНТЕЛЕКТА... 40

ЛЕКЦИЯ 28. РАСТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ.. 41

Раздел 3 Эмоционально-волевая сфера. 42

ЛЕКЦИЯ 29. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ... 42

ЛЕКЦИЯ 30. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ.. 44

ЛЕКЦИЯ 31. СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ... 45

ЛЕКЦИЯ 32. КОНФЛИКТНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ (СТРЕСС, АФФЕКТ, ФРУСТРАЦИЯ). 46

ЛЕКЦИЯ 33. ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ – ЧУВСТВА... 47

ЛЕКЦИЯ 34. ВОЛЯ. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ... 49

ЛЕКЦИЯ 35. СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ.. 50

ЛЕКЦИЯ 36. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ 51

ЛЕКЦИЯ 37. ПОГРАНИЧНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА... 52

ЛЕКЦИЯ 38. РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ.. 53

ЛЕКЦИЯ 39. НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ-НЕВРОЗЫ... 54

Раздел 4 Понятие о личности. Свойства личности. 55

ЛЕКЦИЯ 40. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА... 55

ЛЕКЦИЯ 41. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ... 57

ЛЕКЦИЯ 42. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ... 59

ЛЕКЦИЯ 43. ПОНЯТИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ... 60

ЛЕКЦИЯ 44. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.. 61

ЛЕКЦИЯ 45. СПОСОБНОСТИ... 63

ЛЕКЦИЯ 46. ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ И ЕГО ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ... 66

ЛЕКЦИЯ 47. ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ... 68

ЛЕКЦИЯ 48. УЧЕТ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ... 69

ЛЕКЦИЯ 49. ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА... 71

ЛЕКЦИЯ 50. ХАРАКТЕР И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ.. 71

ЛЕКЦИЯ 51. КОНСТИТУЦИОННЫЕ И КЛИНИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ... 72

ЛЕКЦИЯ 52. АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА ПО К. ЛЕОНГАРДУ.. 74

ЧАСТЬ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ... 76

Тема 1. Предмет общей психологии.. 76

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 76

ЛИТЕРАТУРА... 76

Тема 2. Основные направления развития психологии.. 77

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 77

ЛИТЕРАТУРА... 77

Тема 3. Деятельность человека. 77

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 78

ЛИТЕРАТУРА... 78

Тема 4. Познавательная сфера. 78

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 79

ЛИТЕРАТУРА... 81

Тема 5. Познавательная сфера. 82

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 82

ЛИТЕРАТУРА... 82

Тема 6. Эмоционально-волевая сфера личности. 83

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 83

ЛИТЕРАТУРА... 85

Тема 7. Личность. 85

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 85

ЛИТЕРАТУРА... 86

Тема 8. Индивидуальные особенности личности. 86

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 86

ЛИТЕРАТУРА... 86

Тема 9. Индивидуально-психологические особенности личности.. 87

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 87

ЛИТЕРАТУРА... 87

ЧАСТЬ 3 ПРАКТИКУМ... 89

ТЕМА 1. ОЩУЩЕНИЕ.. 89

Задание 1 Исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека 89

ТЕМА 2. ВОСПРИЯТИЕ.. 92

Задание 2 Исследование наблюдательности.. 92

Задание 3. Исследование восприятия времени.. 94

ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕМЕ 2. ВОСПРИЯТИЕ.. 97

ТЕМА 3. ПАМЯТЬ.. 142

Задание 4. Исследование объема кратковременной памяти.. 142

Задание 5. Исследование опосредованного запоминания. 145

Задание 6. Сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий.. 149

Задание 7. Исследование преобладающего типа запоминания. 153

ТЕМА 4. ВНИМАНИЕ.. 157

Задание 8. Исследование избирательности внимания. 157

Задание 9. Исследование концентрации внимания. 159

Задание 10. Исследование объема внимания. 162

ТЕМА 5. МЫШЛЕНИЕ.. 164

Задание 11. Исследование влияния установки на способ решения задач.. 164

Задание 12. Исследование аналитичности мышления. 168

Задание 13. Исследование индивидуальных особенностей воображения. 170

Задание 14. Исследование творческого воображения. 175

ТЕМА 6. РЕЧЬ.. 179

Задание 15. Исследование темпа устной речевой деятельности.. 179

ТЕМА 7. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА... 181

Задание 16. Исследование настроений.. 181

ТЕМА 8. ТЕМПЕРАМЕНТ.. 196

Задание 17. Исследование силы нервной системы.. 196

ТЕМА 9. ХАРАКТЕР.. 200

Задание 18. Исследование склонности к риску.. 200

ТЕМА 10. СПОСОБНОСТИ... 204

Задание 19. Исследование умственных способностей.. 204

Задание 20. Исследование коммуникативных и организаторских склонностей 214

ТЕМА 11. ЛИЧНОСТЬ.. 220

Задание 21. Исследование самооценки личности.. 220

Задание 22. Исследование уровня притязаний.. 226

ЧАСТЬ 4 МЕТОДЫ И ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 231

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ.. 231

Примерные методы итогового контроля знаний студентов: 235

ВАРИАНТ 1. 235

Итоговое тестирование по курсу «Психология человека».. 235

Ключ к тесту. 242

ВАРИАНТ 2. 245

I. Вопросы к экзамену по курсу «Психология человека».. 245

II. Задания для самоанализа студентов. 246

Психологический портрет. 249

Раздел 1. Психофизиологические особенности.. 249

Методика 1. Диагностика развития правого и левого полушария. 249

Раздел 2. Индивидуально-типологические особенности. 252

Методика 2. Тест-опросник Г. Айзенка. 252

Методика 3. Тест-опросник В.М. Русалова. 258

Методика 4. Методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда-Шмишека (взрослый вариант). 268

Методика 5. Вопросник на выявление доминирующего инстинкта (типа) Гарбузова В.И. 277

Раздел 3.Особенности познавательной сферы. 285

Методика 6. Исследование типа мышления. 285

Раздел 4. Эмоционально-волевая сфера. 288

Методика 7. Цветовой тест М. Люшера. 288

Методика 8. Таблица стрессов и событий жизни. 310

Методика 9. Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана. 312

Раздел 5. Особенности психических состояний.. 316

Методика 10. Опросник САН... 316

Раздел 6. Мотивационно-потребностная сфера. 318

Методика 11. Методика «Потребность в достижении».. 318

Методика 12. Методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса. 319

Методика 13. Конструктивность мотивации (КМ). 321

Раздел 7. Личностные особенности.. 330

Методика 14. Тест-опросник, разработанный Е.Ф. Бажиным и др. на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера. 330

Методика 15. Методика изучения самооценки личности Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн 335

Методика 16. Опросник Келлермана – Плутчика. 341

Методика 17. Вопросник САМОАЛ.. 345

Методика 18. Методика «Потребность в общении».. 355

III. Психологические задачи.. 358

К разделу 1. 358

К разделу 2. 361

К разделу 3.. 365

К разделу 4.. 367

Правильные ответы.. 369

Рекомендуемая литература. 370


ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие является первой частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Психология», разрабатываемого сотрудниками кафедры для студентов педагогических специальностей БелГУ. Теоретической основой для создания данного комплекса послужил проект единой непрерывной системы практико-ориентированной психологической подготовки учителей, в рамках которого в настоящее время работает кафедра психологии.

Разделы, содержание которых отражено в пособии, апробированы авторами в процессе учебно-педагогического взаимодействия в вузе на протяжении пяти лет, что позволило отобрать наиболее адекватный современным требованиям подготовки учителей теоретический и практический материал.

Специфика практико-ориентированного образования учителей требует от преподавателей вуза перехода от монологических форм обучения к диалогу со студентами как в процессе лекционных и практических занятий, так и на этапе итогового контроля уровня профессиональной подготовки. Авторы пособия, основываясь на собственном опыте организации учебного процесса, считают, что диалог со студентом может и должен продолжаться на экзамене по предмету психология. Как построить такой диалог, чтобы преподаватель не чувствовал себя в роли судьи, а студент – в роли подсудимого? Возможно ли, избежать этого, при ныне существующей, системе отметок и оценок? Какими способами и методами можно проверить эффективность учебно-педагогического взаимодействия в процессе изучения студентами «Психологии человека»? Эти и другие вопросы возникают сегодня у тех преподавателей вуза, которых не совсем удовлетворяет качество практической подготовки специалистов-педагогов. В предлагаемом пособии, авторы излагают собственную точку зрения на решение данной проблемы.

Структура учебно-методического пособия соответствует следующим этапам организации процесса профессиональной подготовки студентов по курсу «Психология человека»: 1 этап – Заключение контракта о содержании итогового контроля по предмету «Психология человека»; 2-й этап – теоретическая подготовка студентов; 3-й этап – практическая подготовка студентов; 4-й этап - выявление эффективности применения системы практико- ориентированного обучения по предмету «Психология человека».

Первый этап позволяет студентам и преподавателям выявить круг общих планов и интересов, касающихся изучения курса «Психологии человека». Основная цель данного этапа – согласование интересов обучающей и обучающейся сторон, без чего стратегия субъект-субъектного взаимодействия в системе «Преподаватель-студент» трудно осуществима.

Второй этап направлен на формирование у студентов системы понятий, с помощью которых психологическая наука пытается выразить все многообразие человеческой реальности; осмысление понимания духовной и душевной жизни человека, сложностей внутреннего мира человека; развитие у студентов интереса к познанию другого человека и самопознанию, стремление к использованию этих знаний в будущей педагогической деятельности.

Третий этап ориентирован на изучение внутреннего, субъективного мира студента; осознание своих индивидных, субъектных, личностных, индивидуальных свойств и их роли в системе взаимосвязей и отношений с другими людьми.

На четвертом этапе осуществляется диагностика теоретических знаний студентов, а также применение теоретических и практических знаний умений и навыков студентов в процессе решения конкретных психологических задач.


ЧАСТЬ 1 КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

Раздел 1 Введение в психологию

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

В последнее время психология становится одной из ведущих наук. К ней все чаще обращаются педагоги, врачи, юристы, политики и многие другие. Психология является особой наукой, т. к. системой ее знаний владеют немногие, но каждый человек постоянно сталкивается с областью явлений, изучаемых этой наукой: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений.

Психология (psyche- душа, logos- учение, наука) изучает субъективные (душевные) явления, процессы и состояния, осознаваемые или неосознаваемые самим человеком. Или, наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психология изучает преимущественно ориентировочную функцию душевных явлений, т. е. участие их в проблемной (новой для субъекта, необычной) ситуации, построении внутреннего плана последующего действия, контроля за его ходом. Эта наука позволяет понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, характера, темперамента. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки. Психология необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им психологическую помощь, корректировать их развитие; она очень важна деловому человеку, чтобы уметь контактировать с людьми, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы.

Предмет психологии:

· Психика

· Сознание

· Бессознательное

· Личность

· Поведение

· Деятельность

Задачи психологии:

· научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

· научиться управлять ими;

· использовать полученные знания с целью повышения эффективности отраслей практики, с которыми связана психология;

· быть теоретической основой практики психологической службы.

 

ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИИ

Психология решает много задач, зачастую связанных с другими науками. А так же многие ученые выделяют различные направления психологии, которые в свою очередь делятся на: фундаментальные и специальные.

Фундаментальные, или базовые содержат общие сведения, которые необходимы для понимания психологии и поведения человека независимо от того, какой деятельностью он занимается. Они обозначаются термином "общая психология". Также выделяют специальные, или прикладные отрасли науки, которые исследуют психологию людей, занимающихся конкретной деятельностью.

Табл.1

Основные разделы психологии

НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ(ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ) СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
· Психология познавательных процессов · Психология личности · Психология индивидуальных различий · Возрастная психология · Социальная психология · Зоопсихология · Психофизиология · Медицинская психология · Патопсихология · Юридическая психология · Военная психология · Авиационная, космическая психология · Инженерная психология

 

Общая психология включает в себя: психологию познавательных процессов, психологию личности, психологию индивидуальных различий, возрастную психологию, социальную психологию, зоопсихологию, психофизиологию.

Возрастная психология изучает развитие личности, ее сознания, познавательных процессов, деятельности от рождения до смерти. Социальная психология изучает поведение личности человека в обществе, его взаимоотношения с людьми. Психология познавательных процессов исследует восприятие, мышление, ощущение, память, воображение, внимание. Психологией личности называют раздел науки о душевных явлениях. Этот раздел включает в себя сведения о психологических состояниях и свойствах личности: способности и склонности, типы темперамента, эмоции, воля и т. д. Психология человеческого общения рассматривает психологические аспекты межличностных отношений. Зоопсихология изучает особенности психики животных. Генетическая психология рассматривает наследственные механизмы психики.

Дифференциальная психология изучает психологические различия межу группами людей и между отдельными индивидами. Педагогическая психология изучает психологические особенности обучения и воспитания. Медицинская психология изучает поведение больного и психологические особенности врача, а также разрабатывает психологические методы лечения. Патопсихология исследует отклонения в развитии психики и их последствия. Юридическая психология рассматривает особенности поведения и формирования личности преступника, а также участников уголовного процесса. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Авиационная, космическая анализируют психологические особенности деятельности летчиков, космонавтов. Инженерная психология изучает особенности взаимодействия человека и современной техники с целью создания и усовершенствования новых технологий.

 

ЛЕКЦИЯ 3. ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ

Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.

Философия, социология и другие общественные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально и социально-психологическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понять патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов. Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам. Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают результаты самых новейших исследований, имеют психологическое происхождение. Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, с помощью каких психологических средств и методов можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т.д. Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

 

ЛЕКЦИЯ 4. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Выделяют четыре группы методов исследования:

1. организационные методы

2. эмпирические методы

3. приемы обработки данных

4. интерпритационные методы

Табл.2

Методы психологического исследования

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
организационные методы эмпирические методы приемы обработки данных интерпритационные методы
· Сравнительный метод · Лонгитюдный метод · Комплексный метод обсервационные методы экспериментальные методы    
· Наблюдение · Самонаблюдение · Лабораторный эксперимент · Естественный эксперимент · Формирующий эксперимент    

Организационные методы:

Сравнительный метод - сопоставление различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению.

Лонгитюдный метод - многократные обследования одних и тех же людей в течение долгого времени.

Комплексный метод - в исследовании участвуют представители различных наук. Это позволяет более подробно рассмотреть те или иные явления и установить связи, например, с физиологией, социологией.

Эмпирические методы:

· Обсервационные методы

Наблюдение - преднамеренное, целенаправленное, систематическое восприятие внешних проявлений психики с дальнейшей фиксацией. Примитивной формой этого метода мы пользуемся в повседневной жизни. Различают несколько видов наблюдения:

o срез

o кратковременное наблюдение

o лонгитюдинальное

o длительное наблюдение, иногда в течение нескольких лет

o выборочное

o сплошное

o включенное, когда наблюдатель становится членом исследуемой группы.

В процесс наблюдения входят:

1 определение задачи и цели (зачем наблюдать?)

2 выбор предмета, объекта и ситуации (что наблюдать?)

3 выбор оптимального способа наблюдения (как наблюдать?)

4 выбор способа регистрации наблюдаемого (как вести записи?)

5 обработка и интерпретация полученных данных (каков результат?)

Самонаблюдение - наблюдение человека за собственными психическими процессами. Различают непосредственное (в данную минуту) и отсроченное (человек анализирует собственное поведение спустя некоторое время).

· Экспериментальные методы

Эксперимент отличается от наблюдения тем, что экспериментатор принимает активное участие в процессе, создавая определенные условия, факторы, влияющие на состояние объекта и регистрирует изменения.

Лабораторный эксперимент -эксперимент осуществляемый в искусственных условиях, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех факторов. Испытуемый знает о проводящемся эксперименте. Эксперимент проводится многократно с большим количеством испытуемых для выведения статистических данных.

Естественный эксперимент - психологический эксперимент, проводимый без ведома испытуемого.

Формирующий (обучающий) эксперимент - метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.

 

ЛЕКЦИЯ 5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком. Предмет и задачи психологии в разные времена и разными учеными мыслились по-разному.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Согласно древнегреческому философу Платону, душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ, и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество и вожделение. Разум размещается в голове, мужество - в груди, вожделение - в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Платон определяет такой перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть.

Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Познавательная первичная способность человека - ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений - образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств.

Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый из вне в виде божественного разума. Под церковным влиянием, характерным для средневековья, утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и по этому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном опыте. В средние века накапливается конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях организма как одной из основ психики.

 

ЛЕКЦИЯ 6. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

Возникновение психологической науки можно условно разделить на четыре этапа:

Психология как наука о душе. Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

Психология как наука о сознании. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Дж. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Он выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.

Психология как наука о поведении. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.

В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

Психология как наука изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Для этого этапа (современная психология) характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики.

 

ЛЕКЦИЯ 7. АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XX ВЕКА

В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация. Метод интроспекции не дал заметных результатов; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных направлений в психологической науке.

Бихевиоризм.

Основоположником данного направления является американский ученый Д. Уотсон. Психология как наука должна заниматься поведением, а не сознанием, душевными явлениями, которые не доступны научному наблюдению. По мнению, Уотсона, основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию. Поведение является или результатом научения (индивидуально приобретенного), или заученного репертуара навыков. Э. Толмен, К. Халл и Б. Скиннер (последователи Уотсона) - пришли к выводу, что связи между стимулами и поведенческими реакциями все-таки не являются прямыми.

Они опосредованы "промежуточными переменными" - контролирующим механизмом, знаниями и другие. Идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

Когнитивная психология. Ее представителями являются У. Найссер, А. Пайвио и другие. В поведении субъекта они отводят решающую роль знаниям. Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под определенным влиянием теоретико-информационного подхода. Основное понятие когнитивной психологии - "схема". Она представляет собой план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом.

В итоге, когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем.

Гуманистическая психология. Представители такой психологии являются: Г. Оллпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу. Они считают творческую личность человека предметом психологических исследований. Целью такой личности является самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого "Я", а не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ. Человек открыт миру, наделен способностями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл - эти понятия характеризуют базисные потребности человека. В. Франкл, автор концепции леготерапии, отмечает, что при отсутствии или потере интереса к жизни, человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи. В соответствии с этими представлениями гуманистическая психология разрабатывает рецепты психического благополучия личности. Необычной ветвью гуманистической психологии можно считать и духовную психологию. Считая неправомерным ограничение предмета психологии явлениями душевной жизни, она обращается к области духа. Дух есть сила самоопределения к лучшему, дар усилить и преодолеть то, что отвергается. Духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга. Она помогает преодолеть в себе кризис призрачности своего существования.

 

ЛЕКЦИЯ 8. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В НЕМЕЦКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ ВЕКА

Гештальтпсихология. Гештальтпсихология Возникла в Германии. Т. Вертгеймер, В. Келер и К. Левин выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные психологические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте (от нем. "форма") зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась "первичность" их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации, и в действиях, которые соответствуют этим требованиям (В. Келер). Построение сложного психического образа происходит в инсайте - особом психическом акте мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле. Свои положения гештальтпсихология противопоставила также бихевиоризм, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором "слепых" двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

Глубинная психология. В 1806 г. возникло направление глубинной психологии. Основатель австрийский психиатр и психолог З. Фрейд (1856-1939). Фрейдизм приобрел громкую известность. В начале вел свои исследования как физиолог и врач - невропатолог Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека - психоанализ. Со структурной точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: "Я", "Сверх - Я" и"Оно", они локализованы в слое первичного психического процесса - в сфере бессознательного.

"Оно" - это место сосредоточения двух групп влечений:

· влечения к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению "Я";

· влечение к смерти, к разрушению. "Оно" составляет движущую силу поведения, мощное мотивационное начало.

"Я" - это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый сознанием. "Я" воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция - соизмерять влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения.

"Сверх - Я" - внутренний "надзиратель", составляет систему требований "Я" к "Оно". Данный слой психики формируется, большей частью, бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

Задача психоаналитика, как психотерапевта в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осознать их и, значит, освободиться от них. З. Фрейд ввёл в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения определяют психическое развитие личности.

Адлер, основатель "индивидуальной психологии", отмечал отсутствие жесткой границы между сознанием и бессознательным.

Юнг в своём учении - аналитической психологии, "смотрел на человека в сфере того, что есть в нём здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.135 с.)