Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование эмоционального состоянияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Это обстоятельство давно уже учитывается в искусстве, эстетике, гигиене производства. Поскольку эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его (выбором), или безразличием, или отказом (негативной оценкой), то оно используется в психодиагностике X. Айзенк утверждал, что субъекты, предпочитающие яркие цвета, обычно отличаются личностными особенностями, в частности большей активностью, от людей, которые выбирают цвета неопределенные. Роршах на многочисленных экспериментах показал, что лица, характеризующиеся устойчивыми эмоциями, предпочтение отдают синему и зеленому цветам. При смене настроения это предпочтение обычно меняется. Так, первый выбор серого и черного цвета может свидетельствовать о негативном состоянии. Тест Люшера также основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и также наиболее устойчивые черты личности. Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многотысячного контингента различных испытуемых. Исследования с этим тестом велись и в нашей стране В. Е. Руденко, И. М. Дашковым, Н. К. Плишко, В. И. Ивановым и др. Мнения о психодиагностической ценности этой методики, опубликованные экспериментальные данные не всегда однонаправленны. При дублирующих обследованиях одних и тех же испытуемых в относительно сходных эмоциональных ситуациях (успех – неудача) однозначных результатов нам получить удавалось не всегда, однако некоторые существенные тенденции к совпадению определились. Надо сразу сказать, что интерпретация показателей этого теста весьма сложна, а некоторые ее алгоритмы противоречивы. В то же время, на наш взгляд, тест Люшера может рекомендоваться как дополнительная методика изучения наличного состояния, особенно одних и тех же лиц при многократном их обследовании. Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета. Основные цвета: 1) синий (символизирует спокойствие, удовлетворенность); 2) зеленый (чувство уверенности, настойчивости, иногда упрямство); 3) оранжево-красный (символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение); 4) светло-желтый (активность, стремление к общению, экспансивность, веселость). При свободе от конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые 5 позиций. Дополнительные цвета: 5) фиолетовый, 6) коричневый, 7) черный, 0) серый–символизируют негативные тенденции, тревожность, стресс, переживание страха, огорчения и т. п. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже. Тест заключается в том, что испытуемый (проводит ли он испытание сам с собой, или с ним работает экспериментатор) выбирает цвета в нисходящем порядке предпочтения: сначала № 1—цвет, который нравится более всего, затем № 2—цвет по привлекательности на втором месте и т. д., с таким расчетом, что под № 8 выбирается цвет, вызывающий наименьшую симпатию (или наибольшую антипатию). Таким образом, формируются 8 позиций: № 1, № 2—явное предпочтение (обозначаются «++»); № 3, № 4—предпочтение (обозначаются «XX»); № 5, № 6—безразличие к цвету (обозначаются «= =»); № 7, № 8—антипатия к цвету (обозначаются «– –»). На основании анализа более 36 тыс. результатов исследований Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций. 1-я позиция, обозначаемая знаком «+», отражает способ, средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без лишнего напряжения). 2-я позиция, также обозначаемая знаком «+», по мнению Люшера, показывает цель, к которой стремится испытуемый. 3-я и 4-я позиции, обозначаемые знаками «XX», отражают внутреннее ощущение (самооценку) ситуации, в которой находится испытуемый, или образ действий, который подсказывает ситуация. 5-я и 6-я позиции (обозначаются знаками «= =») как бы свидетельствуют о том, что испытуемый не связывает свое состояние, мотивы с данными цветами. 7-я и 8-я позиции (обозначаются знаками «– –») характеризуют стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемое данным цветом. Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается: + + х х = = – – 3 4 1 0 2 5 6 7 Зоны (++; XX; = =; – –) образуют 4 функциональные группы. Возможно повторение выборов (повторное выполнение теста), и тогда расчет позиций при совпадении или несовпадении цветов в 1-м и во 2-м выборах осуществляется весьма сложным способом, который мы не будем рассматривать, остановившись на приведенном выше стандартном варианте.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.10 (0.009 с.) |