Раздел 4 Понятие о личности. Свойства личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4 Понятие о личности. Свойства личности



 

 

ЛЕКЦИЯ 40. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Традиционно психологи выделяют два периодических состояния сознания, свойственных всем людям:

· бодрствованием человека с внешним миром, и

· сон - состояние отдыха. В зависимости от комплекса вегетативных, моторных и электроэнцефалографических показателей выделяют уровни бодрствования:

o крайний уровень напряжения,

o активное бодрствование,

o спокойное бодрствование.

Сон относится к измененным состояниям сознания, полностью отрезающим человека от физического и социального окружения. Выделяют две основные чередующиеся фазы сна:

o "медленный" ("медленноволновый") сон

o "быстрый" ("парадоксальный") сон.

 


бодрствование

 

сон

 


 

В фазе "медленного" сна на последней его стадии (глубокого) сна возможно возникновение сомнамбулизма (снохождения, "лунатизма") - состояния, связанного с неосознаваемым поведением, осуществляемым при переходе от сна к гипнозоподобному состоянию, а также сноговорения и ночных кошмаров у детей. После "быстрого" сна индивид обычно вспоминает о сновидениях. На "быстрый сон приходится 20% всей продолжительности сна.

Под медитацией в психологии понимаются два явления: измененное, по желанию индивида, специфическое состояние сознания, связанное с замедлением деятельности мозга путем концентрации внимания на объекте или мысли, и техника достижения такого состояния. В состоянии медитации субъект испытывает реальное удовлетворение благодаря наступлению релаксации (уменьшение напряжения, расслабления, снятия стресса). Вероятно и наступление того, что у буддистов называется нирваной - состояние высшей безмятежности, спокойствия, слияние души со Вселенной. Техники медитаций:

· йога (древнеиндийская),

· зазен (японская),

· дервиш-турнеров (мусульмане-проповедники),

· трансцендентальная медитация (с использованием мантры),

· психофизическая тренировка (аутотренинг).

Термин "гипноз" имеет два значения:

a) временное состояние сознания, связанное с сужением его объема и резким сосредоточением на содержании внушения, с изменением индивидуального контроля и самосознания;

б) техника воздействия на индивидуума с целью сузить поле сознания и подчинить его контролю гипнотизера.

Аутогипноз - психическое состояние, вызываемое самовнушением.

Гипнотизация - это возбуждение гипнотического состояния путем внушения или самовнушения. Внушение бывает прямым (императивным), а также косвенным, преднамеренным и непреднамеренным, достигнутым в бодрствующем, гипнотическом, постгипнотическом состоянии, естественном сне.

В гипнотическом состоянии существует немало общего со сном и медитацией в связи с тем, что его достижение характеризуется уменьшением притока сигналов к мозгу. Действия загипнотизированного часто создают впечатление отказа от собственного здравого смысла. Но при отсутствии у загипнотизированного абулии (патологического безволия) невозможно заставить его совершить то, что он не одобрил бы в здравом состоянии.

Эйфория - это психическое состояние приподнятого радостного настроения, благодушия, оторванного от реальных обстоятельств. Для этого состояния характерно мимическое и пантомическое оживление, психомоторное возбуждение.

Дисфория - это состояние противоположное эйфории, проявляющееся в пониженном настроении, сопровождающееся мрачностью, раздражительностью, озлобленностью, повышенной восприимчивостью к поведению окружающих, со склонностью к агрессии. Чаще встречается при органических заболеваниях головного мозга, эпилепсии, при отдельных формах психопатий. Дисфория является патологическим состоянием.

Ятрогения (внушенная болезнь) - это отрицательное психическое состояние, формирующееся под влиянием ненамеренного внушающего воздействия врача на пациента (в результате неосторожного комментирования особенностей болезни пациента), приводящая к возникновению неврозов.

 

ЛЕКЦИЯ 41. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности включает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), анатомические особенности, процессы созревания, развитие организма и половые различия. Социальное измерение личности подвержено влиянию культуры и структуры общностей, в которых человек развивался. Необходимыми слагаемыми личности являются социальные роли и субъективное "Я", то есть сформированное под влиянием мнения других людей о себе, и отраженное "Я", то есть комплекс представлений о себе самом, рожденный из представлений окружающих людей о нас.

Личность - это пожизненно развивающаяся и индивидуальная неповторимая совокупность черт, формирующих образ (стиль) мышления конкретного человека, строй его чувств и особенностей поведения.

В основе каждой личности лежит структура - связь и взаимодействие относительно стабильных компонентов (черт) личности:

- темперамента,

- характера,

- эмоций,

- мотиваций,

- способностей.

Низший уровень - это биологически обусловленная подструктура, включающая врожденные свойства нервной системы, темперамента, возрастные и половые свойства психики.

Следующая подструктура охватывает индивидуальные особенности психических процессов, т.е.:

- мышление,

- память,

- способности,

- ощущения,

- восприятие, зависящих не только от врожденных факторов, но и от тренировки и развития их.

Следующим уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, который включает приобретенные человеком знания, умения, навыки и привычки, формирующиеся в основном в процессе обучения, имеющие социальный характер.

Высшим уровнем личности является ее направленность, составляющая желания, влечения, интересы, взгляды, убеждения, идеалы, мировоззрение, особенности характера и самооценки.

Данная подструктура социально обусловлена, складывается под воздействием влияния окружающих людей.

На любой из подструктур у разных людей существует разница между интересами, убеждениями, знаниями, опытом, умениями и способностями, характером и темпераментом.

 

Табл.3

Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову)

 

Подструктура направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы Социальный уровень (биологического почти нет)
Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Социально-биологический уровень (больше социального, чем биологического)
Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимание); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)
Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

 

ЛЕКЦИЯ 42. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В каждой социокультуре существует своеобразный стиль воспитания, определяющийся запросами общества. На любой ступени развития ребенка происходит или его интеграция с обществом или отстранение. Эриксон ввел такое понятие, как "групповая идентичность", развивающаяся с первых дней жизни так, как ребенок направлен на постепенное вхождение в социум. Устанавливается общее с социальной группой понимание окружающего мира. Несмотря на это, у него формируется "эгоидентичность", понимание своего "Я".

Формирование эгоидентичности - долгий процесс, включающий 8 стадий развития. Мать в жизни ребенка играет ведущую роль на стадии младенчества, она кормит, дает ласку, ухаживает за ним, даря ему заботу. Благодаря этому, у ребенка формируется базовое доверие к людям, проявляющееся в крепком и спокойном сне, нормальной работе кишечника, спокойном ожидании матери. Эта динамика развития доверия в руках матери. Крайне выраженный дефицит общения с младенцем способен привести к резкому замедлению психического развития.

Формирование автономии и независимости приходится на 2-ю стадию раннего детства, когда ребенок начинает делать первые шаги; родители, а также общество приучают его к аккуратности и опрятности.

На третьей стадии, в возрасте 3-5 лет, ребенок уверен, что он уже личность так, как умеет бегать и говорить, формируется чувство предприимчивости, развивающееся в игре. С помощью нее он овладевает общественными ролями, узнает отношения между людьми, психологически развивается. Но при подавлении личности ребенка и недостаточном внимании, развитие его несет большой урон, закрепляется пассивность, чувство неуверенности и вины.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) идет процесс приобщения школой ребенка к знаниям. Успешное овладение знаниями закладывает веру в себя, свои силы, но неудачи и переживания могут привести к формированию чувства своей неполноценности, потери интереса к учебе, а в худшем случае к отчаянию.

Подростковый возраст (5-я стадия) - это период формирования центральной формы эгоидентичности. В это время активно идет физиологический рост и половое созревание, переживания по поводу восприятия его внешнего вида окружающими людьми, мысли о выборе профессии.

Молодость (6-я стадия) связана с тесным сотрудничеством с людьми, поиском спутника жизни, укреплением социальных связей, чувством единства, активным сотрудничеством с определенным кругом. Если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, то человек изолируется, замыкается в себе, появляется чувство одиночества.

Центральная стадия (7-я) - взрослый этап развития личности. Позитивные формы данной стадии: личность занимается любимым делом, вкладывает себя в заботу о детях, удовлетворенная собой и жизнью.

После 50 лет (8-я стадия) формируется завершенная форма эгоидентичности на основе опыта всего развития личности, идет размышление обо всей своей жизни, осознание своего "Я", удовлетворение прожитой жизнью, мудрое понимание неповторимости своей судьбы.

 

ЛЕКЦИЯ 43. ПОНЯТИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Ведущим компонентом структуры личности является основное системообразующее свойство личности - направленность личности - системоустойчивых (мировоззрения, интересов, идеалов, убеждений, доминирующих потребностей), определяющая поведение личности в меняющихся внешних условиях. Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности, но также и на психические состояния, эмоциональные, познавательные и волевые психические процессы. Направленность вместе с доминирующими мотивами имеет и другие особенности протекания: привязанности, симпатии (антипатии, ценностные ориентации, вкусы). Проявляется она не только в различных видах, но и в сферах жизнедеятельности человека. Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, интенсивностью, широтой, устойчивостью и действенностью.

Особенности направленности личности:

· Социальная значимость отношений личности, их уровень общественной ценности - нравственность ее повседневного поведения.

· Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и определенность центральных интересов - целеустремленность личности.

· Степень устойчивости отношений - принципиальность и последовательность личности, или цельность личности.

 

 

Социальная значимость отношений личности
Разнообразие потребностей личности

 

Степень устойчивости отношений

 

Имеются также базовые ценности, фундаментальные для данной группы людей, существуют и сверхценности. Свобода личности, народа, жизнь близких людей, честь и достоинство - сверхценностей, которые для многих людей значат больше, чем собственная жизнь. Существуют и мнимые сверхценности. Например, при крушении сверхценности - любви или престижа, легко возникает то, что в психиатрии зовется "депрессивной заслонкой", теряется смысл жизни.

Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, проявлять усилия и т.д. Но этот курс обычно лежит в пределах определенных социальных отношений и ценностей. Направленность личности определяет всю систему ее побуждений, систему ее стратегических и тактических целей. Деятельность личности направляется этими целями. Но если цель - основание деятельности, то основание самой цели лежит вне деятельности.

 

ЛЕКЦИЯ 44. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определённой потребности, мотива.

Структура деятельности:

· мотивы

· действия

· цели.

Мотивы - то, что побуждает человека к деятельности.

Действия - относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчинённых общему замыслу.

Цели - то, на что направлена непосредственно деятельность.

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определённым образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок - это действие, выполняя которое, человек осознаёт его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.

Действие имеет следующую структуру: цель - мотив, способ - результат.

Действия различают:

- сенсорные (действия по восприятию объекта),

- моторные (двигательные действия),

- мыслительные,

- волевые,

- мнемические (действия памяти),

- внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира),

- умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности - это общение, игра, учение и труд.

 

общение

 

учение

 

игра
труд

 

Выделяют следующие компоненты действия:

Сенсомоторные процессы - это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В них различают четыре психических акта:

1. сенсорный момент реакции - процесс восприятия;

2. центральный момент реакции - более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;

3. моторный момент реакции - процессы, определяющие начало и ход движения;

4. сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представления о движении с выполнением движения.

Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы - это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями переживаемые человеком.

Интериоризация - процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.

Экстериоризация - процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

 

ЛЕКЦИЯ 45. СПОСОБНОСТИ

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать на:

1. природные способности, биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии жизненного опыта;

природные способности

 

 

2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности подразделяются на: а) общие, которыми определяются успехи человека в различных видах деятельности и общения (умственные способности, память и речь, координация движений рук). И специальные, которые определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения. В этих видах необходимы особого рода задатки (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные). Эти способности могут дополнять друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

 

общие способности специальные способности


б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям;

 

 

теоретические способности практические способности


в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры. Гениальностью называется высшая степень творческих проявлений личности, а талантом - высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении).

 


 

учебные способности

 

способности к общению

 


г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.

Общей одаренностью обладает человек, способный ко многим разным видам деятельности.

Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей.

Способности - не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом в развитии способностей у детей является комплексность - одновременное совершенствование нескольких способностей.

Выделяют следующие уровни способностей:

- репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, - творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального.


репродуктивный уровень способностей
творческий уровень способностей

 


 

 

Репродуктивный уровень включает элементы творческого, а творческий уровень - элементы репродуктивного.

ЛЕКЦИЯ 46. ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ И ЕГО ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ

Темперамент - совокупность врожденных индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к небольшому числу обобщенных портретов - типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Темперамент в переводе с латинского - "смесь", "соразмерность". Древнейшее описание темпераментов принадлежит "отцу" медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: если преобладает кровь ("сангвис" по-латыни), то темперамент будет сангвинический, а значит энергичный, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности. Если преобладает желчь ("холе"), то человек будет холериком, а значит желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь ("флегма"), то темперамент флегматичный - спокойный, медлительный, плохо приспосабливающийся к новым условиям, уравновешенный человек. Если преобладает черная желчь ("елмана-холе"), то получается меланхолик - болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости. Он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.

Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса - возбуждение и торможение - отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

1. "безудержный" (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы - соответствует темпераменту холерика);

2. "живой" (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы - соответствует темпераменту сангвиника);

3. "спокойный" (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы - соответствует темпераменту флегматика);

4. "слабый" (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы - обусловливает темперамент меланхолика).

Свойства темперамента:

· Сензитивность - выражение чувствительности на внешний раздражитель наименьшей силы.

· Реактивность - сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители.

· Активность, темп реакций - скорость протекания психических процессов.

· Экстраверсия-интроверсия - направленность активности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира, на свои переживания и мысли.

· Пластичность-ригидность - особенности человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо инертно вести себя в изменившихся условиях.

Виды ригидности:

- сенсорная,

- моторная,

- эмоциональная,

- памяти,

- мышления

Темперамент, будучи врожденным, является базой большинства свойств личности. Но он определяет лишь динамику их проявления (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность).

Впечатлительность - степень воздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие.

Эмоциональность - скорость, содержание, качество, глубина, динамика эмоциональных процессов и состояний.

Импульсивность - склонность человека действовать по первому зову, под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций.

Тревожность - повышенная склонность человека испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни. Понятие тревожности близко к понятию невротизма (Г.И Айзенк).

 

ЛЕКЦИЯ 47. ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

В чистом виде темпераменты встречаются редко. Обычно, у человека преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту. Темперамент можно подразделить на четыре типа:

· холерический,

· сангвинический,

· флегматический,

· меланхолический.

Такое разделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гален, Кант, Павлов и др.), хотя имеются и другие классификации типов темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиго).

Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный) - нервная система определяется преобладанием возбуждения над торможением. Холерик реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, проявляет резкость движений, вспыльчивость. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость ("все падает из рук"). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми. Психические свойства: скорость психических реакций - очень высокая; экстраверт; пластичный; высокая возбудимость; очень большая сила эмоций; повышенная экспрессия эмоций; эмоционально неустойчив.

Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный) - обладает хорошей скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный и отзывчивый человек. Легко сходится с новыми людьми. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, в противном случае он становится скучным, вялым. В стрессовой ситуации проявляет "реакцию льва", т.е. активно защищает себя. Очень разнообразна мимика. Психические свойства: скорость психических реакций высокая; экстраверт; пластичный; умеренная возбудимость; средняя сила эмоций; умеренная экспрессия эмоций; эмо ционально устойчив.

Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный) - реагирует медленно, неразговорчив. Эмоции проявляются замедленно {трудно рассердить, развеселить). Обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным раздражителям и длительным трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, уравновешенное. И при серьезных неприятностях, флегматик остается внешне спокойным. Психические свойства: интроверт; ригидный; слабая возбудимость; пониженная экспрессия эмоций; эмоционально очень устойчив.

Меланхолик (слабый, неуравновешенный, нервные процессы малоподвижны) - обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать "срыв", "стопор", растерянность, "стресс кролика". Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать слезы, чувство обиды. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям. Меланхолик часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Но, обладая высокой чувствительностью нервной системы, имеет выраженные художественные и интеллектуальные способности. Психические свойства: скорость психических реакций средняя; интроверт; ригидный; высокая возбудимость; большая сила эмоций; повышенная экспрессия эмоций; эмоционально очень неустойчив.

 

ЛЕКЦИЯ 48. УЧЕТ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нет темпераментов, подходящих для всех видов деятельности, т.к. каждая деятельность предъявляет определенные требования к психике человека. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь - профессиональный отбор, задача которого - не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований.

Третий путь в преодолении отрицательного влияния темперамента с помощью формирования положительного отношения к деятельности.

Четвертый, наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности - формирование индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может изменяться, происходит "маскировка" истинного темперамента. Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало. Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента.

Достоинства и недостатки типов темперамента относительно продуктивности работы:

1. Достоинство холерика - в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени. Недостаток - при длительной работе ему не всегда хватает выдержки.

2. Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляемости, но и ввиду падения интереса.

3. Достоинство флегматика в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия.

4. Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать. Темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения и деятельности.

 

ЛЕКЦИЯ 49. ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА

Сочетания черт характера не являются случайными, они представляют собой системы, четко различающиеся по типологии:

1. конституционные теории связывают характер с внешним видом человека, его конституцией (Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон).

2. акцентуальные теории связаны с акцентуацией человека (Леонгард, Личко).

3. В основе социальной типологии характера лежит отношение человека к жизни, обществу (Фромм).

В последнее время широкую популярность приобрела теория, разработанная К. Юнгом:

Экстраверт мыслительного типа. Совокупность жизненных проявлений находится в зависимости от интеллектуальных выводов, но любое суждение строится на критерии, полученном из внешних условий (традиции и образование).

Экстраверт чувствующего типа. Их чувства согласуются с общепринятыми оценками и находятся под сильным воздействием традиций.

Экстраверт ощущающего типа. Его притягивают те объекты, которые вызывают сильные ощущения. Результат - мощная сенсорная связь с внешним миром. Такие люди привыкли наслаждаться "реальной жизнью", жизнью "на полную катушку".

Экстраверт интуитивного типа. Характерна способность воспринимать во внешнем мире то, что скрыто от остальных, чувствовать интуитивно, что происходит. Но зачастую у таких людей отсутствуют способности к суждению. Нередко человек начинает дело с нуля и оставляет его незаконченным, позволяя другим воспользоваться этой ситуацией в личных целях. Интроверт мыслительного типа. Склонен быть теоретиком, но его мышление мало зависит от традиций, он следует своим идеалам. Люди этого типа не стремятся быть на виду, они избегают вечеринок и шумных компаний, молчаливы. Интровертный ощущающий тип. Руководствуется тем, что происходит вокруг, что видимо и слышимо, а не логическими выводами. Внутренние реакции на внешний мир глубоки, но внешние реакции возникают с задержкой. Им очень трудно вообразить, что могло бы быть. Интровертный интуитивный тип. Обладает способностью проникать в будущее.

 

ЛЕКЦИЯ 50. ХАРАКТЕР И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ

Характер - сочетание индивидуальных устойчивых качеств личности, проявляющихся в определенных условиях в отношении: -к себе - самооценка, требовательность, критичность -к другим людям - эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, грубость или вежливость -к порученному делу - лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, организованность.

Также в характере отражаются волевые качества - готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль; решительность.

Характер определенным образом связан с темпераментом. Характер - это совокупность врожденных и приобретенных черт личности. Добрыми, тактичными, правдивыми или, наоборот, злыми, грубыми, лживыми могут быть люди с любым типом темперамента. Но при определенном темпераменте некоторые черты приобретаются легче, другие сложнее.

Черты характера - совокупность качеств личности, которые систематически проявляются в различных видах деятельности и по которым можно судить о возможных поступках человека.

В структуре характера можно выделить две группы черт:

1. черты, выражающие направленность личности (интересы, потребности, цели)

2. интеллектуальные, волевые, эмоциональные черты характера.

Формирование характера начинается с самого рождения. На этот процесс оказывает влияние стиль общения матери с ребенком. Возраст от 2-3 до 9-10 лет считается сенситивным периодом для становления характера. Доброта, отзывчивость, общительность или же эгоистичность, равнодушие формируются в первые месяцы жизни. В детских играх складываются деловые качества и их антиподы. Черты характера, проявляющиеся в общении с людьми, оформляются в начальной школе. В подростковом возрасте развиваются волевые черты характера, а нравственные и мировоззренческие - в период ранней юности. Таким образом, к окончанию школы характер фактически сформирован.

 

ЛЕКЦИЯ 51. КОНСТИТУЦИОННЫЕ И КЛИНИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.121.170 (0.129 с.)