Внешние методы регуляции эмоциональных состояний; физические средства; методы саморегуляции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешние методы регуляции эмоциональных состояний; физические средства; методы саморегуляции



Человеческая жизнь это многообразие форм деятельности, в структуре которой формируется самосознание, и, соответственно, саморефлексия и саморегуляция. По С.Л. Рубинштейну «Всякий психический процесс включен во взаимодействие человека с миром и служит для регуляции его деятельности, его поведения» (9, с. 237).

Термин регуляция происходит от латинского слова regulo – устраиваю, привожу в порядок (3, с. 252).

Саморегуляция – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности (10, с. 584).

По В.М. Бехтереву, саморегуляция предполагает пусть не всегда полное, но обязательное осознание своего поведения, выполняемой деятельности (2, с.26-27).

Саморегуляция может принимать самые различные формы. У разных народов нашей планеты спонтанно возникали различные методы саморегуляции. Достаточно вспомнить индийских йогов или болгарских нестинаров-огнеходцев. «Хождение по битому стеклу или раскаленным углям, практикуемые индийскими и японскими религиозными аскетами, требует высочайшего физического и духовного развития», – писал знаменитый мастер каратэ Масутацу Ояма (8, с. 62).

Работа с огнем, с острыми колющими и режущими предметами, которую демонстрируют мастера цигун, показывая искусство «железной рубашки», производит впечатление чуда. Но ведь еще Фома Аквинский говорил, что чудеса не противоречат законам природы, они противоречат нашим знаниям о них. И эти «чудеса», став предметом пристального внимания науки, давно перестали быть таковыми, разложенные по полочкам медиками, физиологами, психологами.

«Железная рубашка», искусство воинов, в наше время утратила свое прикладное значение. Однако оздоровительный, общеразвивающий и духовный потенциал этих древних методов от этого ничуть не уменьшился. Более того, в современных условиях нарастания стресса, древние практики неожиданно приобрели поистине глобальную актуальность как единственное радикальное средство компенсации нарастающего психологического и экологического прессинга (7, с. 22).

Невозможно ожидать от современного человека, чтобы он, медитируя, неделями сидел в позе лотоса, как индийские йоги. Или потратить годы для того, чтобы почувствовать движение энергии ци по энергетическим каналам, как это делают мастера ушу или цигун. Нет на это времени. Но есть актуальная потребность уметь сохранять и восстанавливать физическое и психическое здоровье, справляться с отрицательными эмоциями, со стрессами. Для этого нужны навыки саморегуляции.

Одна из особенностей эмоций заключается в том, что они не только регулируют деятельность, но и дезорганизовывают ее. Случаи дезорганизации деятельности и поведения человека в связи с эмоциями нужно рассматривать, по-видимому, как следствие нарушения регулирующей функции эмоции (1, с. 25).

Человек должен переживать страх, иначе он будет неадекватно действовать. Страх нужен, но «умный» страх, он должен сигнализировать об опасности. Одни из основателей даосизма, Чжуан-цзы, живший в 4-м веке до н.э., сказал: «Малый страх делает нас осторожными. Большой страх делает нас раскованными» (11, с.139).

И задача перейти от беспредметных эмоций – аффектов – к предметным, деятельностным. Человек должен управлять своим эмоциональным состоянием, или эмоциональное состояние само будет управлять человеком. Нужно овладеть эмоцией. А для этого надо овладеть деятельностью, овладеть системой регуляции.

Мы обучали саморегуляции эмоциональных состояний спортсменов подросткового возраста. Это подростки, занимающиеся вольной борьбой в ДЮСШОР борьбы СК «Нефтехимик», и каратэ-до стиль Сётокай в клубе десантников Союза ветеранов Афганистана, в возрасте от 10 до 15 лет. Контрольную группу составили подростки, занимающиеся вольной борьбой.

Основным недостатком восточных и западных систем и методов регуляции эмоциональных состояний является длительность обучения и оторванность от конкретной деятельности.

Из известных нам систем саморегуляции мы выбрали управляемый медитативный аутотренинг (СК). СК – состояние Кандыбы, названо по имени автора, открывшего это состояние и создавшего методику его достижения в качестве специального «рабочего фона» (5, с. 14). Для обучения этому методу достаточно одной тренировки. Самостоятельное использование СК позволяет спортсмену улучшить качество идеомоторной тренировки, легко и эффективно устранять различные спортивные аномалии, краткосрочно мобилизовать на фоне утомления внутренние резервы.

СК – это доминантно измененное состояние психофизиологии организма, работающего в расширенном режиме управляемости и чувствительности.

СК может вызываться ауто- или гетерогенным путем. Занятия ауто-СК приводят в короткий срок к умению пользоваться резервными возможностями своей психики и физиологии (6, с. 233).

Работа по обучению спортсменов подросткового возраста саморегуляции эмоциональных состояний состояла из трех основных этапов. Это психодиагностика непосредственно на тренировке, обучение приемам саморегуляции эмоциональных состояний и заключительное тестирование. На втором этапе занимающихся обучали: 1) психотехнике саморегуляции; 2) технике использования приемов саморегуляции перед физической нагрузкой; 3) технике саморегуляции для ускорения восстановительных процессов в паузах отдыха между нагрузками и после тренировки.

В процессе обучения психотехнике саморегуляции подростков учили ходить по битому стеклу, углям и работе с огнем. Сами по себе эти умения борцу или каратисту не нужны. Для нас они служит тестом, насколько ученик освоил приемы саморегуляции, и средством преодоления неуверенности и страхов. Ведь для того, чтобы пройти, не порезавшись по битому стеклу, нужно очень хорошо овладеть приемами релаксации.

Подросток, научившийся управлять своим эмоциональным состоянием, сумевший преодолеть свои страхи, сумеет применить свои знания и навыки и в другой ситуации напряженной деятельности. Например, снизить излишний уровень напряженности, или, наоборот, преодолеть апатию, выработать положительную установку в условиях спортивного соревнования, учебы, экзамена и т.п.

Болгарский психиатр д-р Георгий Лозанов проводил исследования взаимосвязи между способностями к обучению и расслаблению с 1965 года и установил, что те, кто учится в состоянии глубокого расслабления (но не сна), усваивают знания быстро и без усилий, получая хорошее общее самочувствие и эмоциональное удовлетворение. Объем принимаемой информации увеличивается в три раза, обучение происходит ненавязчиво, без видимого напряжения (4, с. 92.).

В обучении работе с острыми колющими и режущими предметами и огнем есть еще один положительный педагогический момент. Выполнить подобное может только трезвый человек. Если человек употреблял даже за несколько дней до демонстрации этого феномена алкоголь, например, пиво, он обязательно порежется или обожжется. Такая вот своеобразная профилактика алкоголизма. Можно возразить, что есть психотехники регуляции психических состояний, позволяющие противостоять действию алкоголя и других наркотиков. Есть, но они требуют достаточно серьезной подготовки и самодисциплины, к тому же очень энергоемки. Говоря иными словами, нужно иметь серьезную физическую и психологическую подготовку. К тому же, человеку, овладевшему психотехниками саморегуляции эмоциональных состояний на таком достаточно серьезном уровне, стимуляторы в виде алкоголя и наркотиков не нужны.

Оптимальное психоэмоциональное состояние способствует хорошей работоспособности, умственной активности, энергичности.

Результаты исследования показали, что обучение борцов подросткового возраста регуляции эмоциональных состояний положительным образом сказывается на готовности к соревнованиям.

В частности, результаты обучения хорошо отражают показатели стандартного отклонения (СО) по тесту Люшера. Показатель СО отражает уровень непродуктивной нервно-психической напряженности. Чем больше величина СО, тем больше напряженность. В обеих группах уровень СО уменьшился, в контрольной группе статистически значимых изменений средних значений нет.

Результаты исследования позволяют говорить о необходимости проведения системной диагностики, обучения саморегуляции и коррекции эмоциональных состояний в работе со спортсменами подросткового возраста. Работа в этом направлении продолжается.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.43.208 (0.021 с.)