Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы саморегуляции психологического состояния во время стрессаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В последние годы усилился интерес к организации профилактической работы по предотвращению стрессов на основе использования способов саморегуляции и самоуправления состоянием. Формирование таких качеств, как эмоциональная устойчивость, выносливость, усидчивость, открытость, доброжелательность вряд ли можно рассматривать только как развитие природных задатков или прямого социального воздействия. В немалой степени это результат целенаправленной тренировки, специального обучения, направленного осознанно или подсознательно на выработку адекватных внутренних средств преодоления трудных ситуаций и сопутствующих им состояний. Совладение с трудной стрессовой ситуацией как адаптивное поведение человека – относительно новое направление в психологии, находящееся на стыке психологии личности, психологии развития, социальной и клинической психологии. Это свидетельство современных тенденций интеграции науки в междисциплинарное знание. Истоки современных исследований преодоления жизненных трудностей и стрессов обнаруживаются в работах представителей психоаналитического направления к. XIX – нач. XX вв. Так, большая часть работ З. Фрейда сфокусирована на способах, с помощью которых человек справляется с неприятными чувствами и эмоциями либо подавляя их, либо используя иные защитные механизмы. В рамках психоаналитического подхода преодолевающее поведение как более совершенная форма психологической защиты трактуется в виде копинга [8, c.213]. В понятии «копинг» (coping — от англ. соре – успешно справиться, преодолевать) западные исследователи отражают проблему противодействия стрессу. Теоретически и методологически в настоящее время в зарубежной психологии парадигма стресса-копинга продвигается не слишком быстро, как отмечают Ч. Карвер и М. Шайер (2004), Э. Скиннер (2007) и П. Вонг (2006). В российской психологии понятие «копинг» включено в структуру стресса и переводится как психологическое совладание, включающее комплекс способов и приемов преодоления дезадаптации и стрессовых состояний. Понятие «копинг», включая в себя различные формы активности человека, охватывает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера [8, c.214]. Главная особенность методов саморегуляции состояний заключается в их направленности на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния [10]. Существует множество занятий по психопрофилактике стрессов и оптимизации функциональных состояний человека. Эффективным методом профилактики вредных последствий стресса является аутогенная тренировка (АТ), которая с помощью специальных упражнений позволяет приводить себя в гипнотическое состояние, переносить представления, образы, эмоциональные состояния, поведенческие намерения на деятельность органов человека, управляемых вегетативной нервной системой и не подчиняющихся уму в обычном состоянии [9] То есть, основанием этого метода психологической саморегуляции состояний служит использование приемов самовнушения. Как отмечают многие специалисты, обстановка и особый психологический настрой, свойственный занятиям АТ, внушенное состояние покоя и мышечного расслабления способствуют уменьшению эмоционального напряжения, свойственного людям с повышенной тревожностью [22, c.162]. Метод биологической обратной связи (БОС) понимается как саморегуляция вегетативных функций человека, позволяющих непосредственно наблюдать за собственными физиологическими показателями и сознательно влиять на них. Считалось, что возможности сознательной регуляции физиологических систем организма весьма ограничены. Только в результате многолетней практики некоторым индийским йогам удавалось замедлять ритм сердца, управлять тонусом периферических кровеносных сосудов или влиять на биоритмы мозга. Современные компьютерные технологии позволяют пациенту реально увидеть показатели сердечного ритма, электрической активности мозга или кожно-гальванической реакции. Это помогает человеку сознательно влиять на прежде непроизвольные процессы своего организма, снимая стрессы, улучшая состояние сердечно-сосудистой системы, восстанавливая поврежденные мышцы или преодолевая алкогольную зависимость [22, c.168]. В последнее время все большую популярность в мире приобретают компьютерные приставки для игрового биоуправления. С их помощью пациент обучается управлять своими физиологическими функциями, воздействуя на персонажей игры. Например, чем больше он расслабляет свои мышцы, тем быстрее мчится машина на экране монитора; чем спокойнее и реже работает сердце, тем успешнее водолаз находит спрятанные сокровища и т.д. Работа с таким тренажером благотворно влияет на работу сердечно-сосудистой системы, нормализуя работу сердца и снижая артериальное давление. Уникальная функция человека – дыхание. Для профилактики стрессов рекомендовано овладеть дыхательными техниками. С одной стороны, наше психологическое состояние отражается на характере дыхания, но, с другой – изменяя характер дыхания, мы можем контролировать свое настроение, улучшая его в лучшую сторону. Не зря ведь во всех восточных духовных и телесных практиках от йоги до карате дыхательные упражнения обязательно входят в базовые навыки как начинающих учеников, так и опытных мастеров. Релаксация. Находясь в состоянии релаксации, возможно ускорять перестройку некоторых биоритмов, быстро вызывать анестезию определенных участков тела, быстро засыпать, улучшать способность концентрации внимания, обеспечивать лучшую мобилизацию преднастроечных реакций и др. [10]. Медитация. Люди начинают медитировать именно по психологическим причинам, чувствуя, что каким-то образом они несчастливы, и веря, что обладая спокойным умом, они станут более продуктивны. Медитативное осознание приносит ясность, которая открывает действия ума и других сил, влияющих на ситуацию. Эта ясность позволяет увидеть факторы, определяющие сиюминутный выбор. Однако чтобы постичь это, не нужно на этом зацикливаться. В спокойствии и ясности человек, как правило, осознает происходящее. К другим методам самогеруляции Ю.В. Щербатых относит также: - диссоциирование от стресса (отстраненное восприятие событий); - создание позитивных образов (визуализация); - нейролингвистическое программирование; - рациональную психотерапию; - физические упражнения; - религию; - положительные эмоции, музыку; - психотерапию; - физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна, иглоукалывание) и др. [22, c.154]. Среди других способов снятия стресса можно выделить и традиционные народные средства, проверенные временем. На одном из антистрессорных семинаров, проводимых Ю.В. Щербатых, его участники в числе способов, применяемых для уменьшения стресса, назвали: общение с природой, музыку, алкоголь, сон, домашних животных, общение с друзьями, экстремальные физические нагрузки, секс, хобби, баню, просмотр хорошего фильма, чтение, спорт и т.д. Помимо таких житейских приемов были названы и методы, которые можно определить как психологические: загрузить себя работой, чтобы не хватило времени и сил на переживания; изменить отношение к ситуации; подумать о людях, которым еще хуже; выговориться другу; воспринять ситуацию с юмором; получить совет специалиста и т.д. Эксперимент показал, что люди, обладая знаниями о методах уменьшения стресса, тем не менее часто испытывают стрессы в своей жизни. Такая ситуация связана с тем, что в большинстве случаев антистрессорные методы применяются спонтанно и не всегда обоснованно, и как результат – низкая эффективность [23, c.111 – 115]. Таким образом, в данной главе мы приходим к выводу о том, что существует множество различных методов диагностики и коррекции психоэмоционального стресса, но главная задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы как индивидуальным особенностям конкретной личности, так и реально существующим условиям. Поэтому практические психологи на сегодняшний день нацелены на дифференциацию антистрессорных методов, а также оптимальный выбор тех, которые в максимальной степени соответствуют характеру стресса и индивидуальным особенностям человека. Заключение В соответствии с целью нашего исследования – анализа механизмов возникновения психологического стресса и последствий его влияния на здоровье человека, были выполнены все поставленные нами задачи. На основе проделанной работы приходим к следующим выводам: 1. Стресс – это состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной. 2. В круг факторов возникновения психологического стресса входят как физические, так и психические стрессоры, имеющие индивидуальную значимость и носящие сугубо субъективный характер проявления. 3. Между поведенческими, интеллектуальными, эмоциональными и физиологическими формами проявления стресса существуют тесные объективные взаимосвязи. 4. Выделяют две формы стресса: положительная – эустресс, и отрицательная –дистресс. 5. Большое количество стрессовых ситуаций отражается на физическом здоровье человека, вызывая различные психосоматические заболевания. 6. Необходимо различать психосоматозы, вызванные психическими факторами и другие заболевания, на динамику которых психические и поведенческие факторы лишь оказывают воздействие, но не являются первопричиной их возникновения. 7. Эффективное управление стрессом основывается на знании признаков стрессовых состояний, саморефлексии стрессовых изменений и наблюдательности за проявлениями стресса у других людей, т.к. стресс-реакции имеют индивидуальный характер и зависят от личностных и нейротипологических особенностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 801; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.18 (0.013 с.) |