Факторы, вызывающие эмоциональный процесс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, вызывающие эмоциональный процесс



Эмоции возникают под влиянием внешних воздействий или процессов, происходящих в самом организме. Факторы, вызывающие эмоциональный процесс, можно подразделить на три класса:

1) факторы, которые могут вызывать эмоцию вследствие врожденной чувствительности к ним организма; мы будем называть их натуральными (безусловными) эмоциональными раздражителями;

2) факторы, которые приобрели способность вызывать эмоции вследствие того, что стали сигналами важных для субъекта событий;

3) факторы, которые приобрели способность вызывать эмоцию вследствие того, что они соответствуют пли противоречат приобретенным в опыте познавательным структур; эти факторы были названы Берлайном «коллативными», или «сопоставительными».

Возбудителем эмоций являются любые физические воздействия на организм, вызывающие возбуждение рецепторов и определенные изменения в биологическом равновесии организма (гомеостатические изменения). По-видимому, эмоциональные процессы могут быть вызваны также некоторыми специфическими конфигурациями раздражителей, в том числе и некоторыми ситуациями. Однако об этих факторах, во всяком случае когда речь идет о человеке, фактически ничего не известно, а предположения, которые по этому поводу можно строить, основываются на экстраполяциях результатов исследований на животных и весьма несистематических наблюдениях на человеке.

Как известно, контакт человека с окружающим миром начинается с воздействия на рецепторы сенсорных раздражителей. Эти раздражители дают информацию о свойствах объектов и событий и в то же время вызывают изменения аффективного характера. Как величина, так и знак этих изменений зависят в известной степени от сенсорной модальности, то есть от вида анализатора, которым был принят сигнал. В одних модальностях эмоциональный компонент имеет второстепенное значение, в других - играет доминирующую роль. Французский психолог А. Пьерон выразил эту зависимость в специальной таблице, в которой произвольно определил познавательный и аффективный коэффициенты для отдельных видов сенсорных воздействий.

Таким образом, согласно Пьерону, в зрительных ощущениях доминирует познавательный компонент, а в ощущениях боли (укол, щипок, ожог) - аффективный.

Однако приводимые Пьероном цифры не основаны на каких-либо реальных измерениях и представляют собой лишь сокращенную форму описания интуитивной оценки.

Аффективнй компонент зависит не только от сенсорной модальности, но также и от вида воздействия в пределах модальности.

Учитывая приведенные данные, можно уверенно утверждать, что каждый сенсорный раздражитель обладает определенной эмоциональной значимостью. Иначе говоря, он вызывает состояние удовольствия пли неудовольствия, изменения в уровне активации и в деятельности внутренних органов; если он достаточно сильный, то может вызвать также организованную активность в форме, например, хватания, убегания, нападения т.п. Эмоциональное значение раздражителя зависит от его интенсивности, а также от того, какими рецепторами он воспринимается - раздражение одних рецепторов обычно вызывает положительные реакции, других - отрицательные; резкое, внезапное, сильное раздражение любого рецептора вызывает негативную реакцию (чаще всего в форме страха пли ярости). Умеренные воздействия обычно вызывают положительные эмоции. Эмоциональная значимость сенсорного раздражителя изменяется под влиянием опыта, а также в зависимости от органических условий; повторение приводит к уменьшению эмоциональной значимости раздражителя (то есть к привыканию) [10].

Эти утверждения имеют весьма обобщенный характер, так как относятся к различным сенсорным раздражителям, и, прежде всего, к тем, в которых преобладает познавательный (информационный) компонент. Более подробная характеристика эмоциональных особенностей этих раздражителей потребовала бы особого обсуждения отдельных модальностей, что выходит за рамки данной работы.

В связи с этим можно сказать, что эмоция:

Во-первых, оказывает организующее влияние на процессы регуляции, вызывая выразительные движения, а также эмоциональные действия и отношения.

Во-вторых, оказывает избирательное влияние на процессы регуляции, способствуя или затрудняя их возникновение.

В-третьих, оказывает тонизирующее влияние на все психические процессы, изменяя условия их протекания.

 

Об условиях возникновения эмоций определяется прежде всего тем, какой именно класс (или классы) эмоциональных явлений обсуждается в той или иной работе.

При широкой трактовке эмоций их возникновение связывается с устойчивыми, обычными условиями существования, такими как:

- отражение воздействия или предмета (эмоции выражают субъективное их значение),

-обострение потребностей (эмоции сигнализируют об этом субъекту) и т.п.

При узком понимании эмоций они рассматриваются как реакция на более специфические условия, такие как:

-фрустрация потребности,

- невозможность адекватного поведения,

- конфликтность ситуации,

- непредвиденное развитие событий и др.

Убедительность примеров и экспериментальных данных, приводимых в подтверждение этих различных точек зрения, свидетельствует о дифференцированности эмоций в отношении условий их возникновения и, следовательно, о неминуемой ограниченности попыток охватить эти условия в некотором обобщенном принципе или положении. Эти попытки способны вооружить нас знаниями такими же отвлеченными, как и понятие «эмоция вообще», и доведенные до полного охвата в них всего разнообразия эмоциональных явлений смогут констатировать лишь (как это показывает обобщение существующих точек зрения) двойную обусловленность эмоций:

- с одной стороны, потребностями (мотивацией),

- с другой — особенностями воздействий (ситуации).

О сложности пути, который необходимо пройти, желая отразить в теории реальную сложность эмоциональной жизни, можно составить представление по непревзойденному анализу условий возникновения эмоций в учении Б.Спинозы. Оно показывает, что на возникновение эмоций наряду с такими анализируемыми в современных теориях условиями, как фрустрация, нарушение жизненных констант («изменение способности тела и души к действию») или отражение возможности достижения целей («сомнения в исходе вещи»), влияет множество других факторов: ассоциации по сходству и времени, отражение причинных связей, «судьба» предметов наших чувств, сопереживание, представление о справедливости происходящего и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1065; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.111.234 (0.024 с.)