Тема 20 Психологическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 20 Психологическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья.



. Психологическая диагностика детей с ограниченными

возможностями здоровья

Методы беседы и наблюдения, сбора психологического анамнеза. Экспериментальный метод. Диагностический обучающий эксперимент.

Тестирование. Метод изучения продукции учебной и трудовой деятельности, психолого-педагогической и медицинской документации. Особенности применения этих методов при изучении ребенка в зависимости от возраста и характера отклонений в развитии.

Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая способы, приёмы, методы распознавания, оценки индивидуально-психологических особенностей личности.

 

Психометрия – область, которая занимается разработкой методик

 

1.блок структуры психодиагностики – общая теория психологических измерений

2.Частные теории и методики

3.Внетестовая (аудиовизуальная) диагностика

 

Методы: эксперимент (естественный и лабораторный) тестирование, беседа, наблюдение, интервью, метод психологического анамнеза, метод изучения педагогической и медицинской документации (контент-анализ, анализ продуктов деятельности).

 

Основные психодиагностические подходы:

1.Объективный – диагностика основана на оценке результата деятельности испытуемого и способа этой деятельности

2.Субъективный – диагностика основана на самооценке испытуемого особенностей своего характера, интересов, мотивов, установок (все опросники личности, шкальные, завуалированные вопросы, шкалы достоверности)

3.Проективный – диагностика основана на механизме проекции личности на слабо структурированный неосознанный стимульный материал (пятна Роршаха, Люшер, рисунки (экспрессивные – рисование, импрессивные – трактовка, незаконценные предложения, завершение рассказа, тест руки)

 

Основные этапы индивидуального психодиагностического обследования:

1.Подготовительный

-выслушивание жалоб (относится к проблеме ребенка или взрослого)

- сбор данных (изучение документации, оценка социальной ситуации развития, сбор психологического анамнеза)

-знакомство с ребенком

-беседа с ребенком (уровень культуры, насколько легко вступает в контакт, особенности речи, установление доверительных отношений, получение согласия ребенка на обследование)

-высказывание гипотезы(плана обследования)

-выбор методик

2.Основной

-возможно коррекция первоначального плана

-проведение методик

 

3.Заключительный.

- обработка первичных данных

-перевод сырых оценок в стандартизированные

-анализ и интерпретация данных

-оформление психологического заключения

 

Примерная схема психологического заключения

3 части, не считая демографических данных

1. Описывает поведение ребенка

-во время беседы, - как вступает в контакт, как относится к обследованию, особенности речи, кругозор

- во время обследования – насколько легко воспринимает инструкции, реакция на успех и неуспех, насколько добросовестно выполняет задание, самоконтроль, сформированность внутреннего плана действий, особенности поведения, чувствует ли дистанцию, насколько понимает требования

 

2. Подробный анализ результатов

-описание результатов не по конкретным методикам, а по предмету исследования (методики учитываются только при наличии артефактов).

-расткрытие нарушенных и слабых сторон развития

-обязательное раскрытие сильных сторон для коррекции

Методы беседы и наблюдения, сбора психологического анамнеза.

 

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов: 1. определение задачи и цели (для чего, с какой целью?); 2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); 3. выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); 4. выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?); 5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?). Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу к эксперимент. Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал)

 

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование. Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы..

 

Существуют различные схемы сбора психологического анамнеза. По одной из них выделяются три основных блока информации о клиенте: 1 Демографическая информация: - возраст клиента; - семейное положение; - профессия; - образование.

2. Актуальные проблемы и нарушения: - возникновение, развитие и продолжительность затруднений; - события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем; - возраст, в котором возникли проблемы; - изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем; - непосредственная причина обращения клиента; - предшествующие попытки разрешения проблем (самостоятельно или с помощью других специалистов) и результаты; - употребление лекарств; - семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства).

3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения): - раннее детство (обстоятельства и очередность рождения, основные воспитатели, отношения в семье); - дошкольный период (рождение братьев и сестер, другие значительные события в семье, первые воспоминания); - младший школьный возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье); - отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления); - взрослый возраст (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких людей, возрастные изменения, употребление алкоголя, наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее). В каждом случае, конечно, не требуется информация в полном объеме; всегда надо руководствоваться критериями разумной необходимости. Эта схема скорее отражает важные этапы в жизни клиента, время возникновения и усугубления проблем, что облегчает ориентацию в ходе консультирования.

В основном данные анамнеза собираются во время беседы. Этот важнейший способ получения информации о клиенте имеет слабые стороны, поскольку он субъективен и не всегда достоверен. Не следует удивляться и тому, что два или более консультанта, разговаривая с одним и тем же клиентом, могут составить разное представление о нем и разойтись в выводах. Расхождение происходит по ряду причин, которые следует иметь в виду: 1. Консультанты могут по - разному опрашивать клиента и получить разную информацию. Следовательно, понимание клиента зависит от характера опроса. 2. Консультанты оказывают неодинаковое влияние на клиентов, поэтому могут получить различные ответы, даже задавая одни и те же вопросы. 3. Консультанты во время беседы фиксируют разные аспекты поведения клиента (никто не способен охватить все поведение), что обусловливает расхождение мнений о клиенте.

Экспериментальный метод.

Основные особенности эксперимента

1) В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений доставит ему возможность его наблюдать.

2) Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, какими ему их доставляет случай.

3) Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс.

4) Выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения.

Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения. Указывалось: 1) на искусственность эксперимента, 2) на аналитичность и абстрактность эксперимента и 3) на осложняющую роль воздействия экспериментатора.

 

Диагностический обучающий эксперимент.

 

ДОЭ как метод психолого-педагогической диагностики. Педагог оценивает ЗУН психолог оценивает способности.

 

Педагог: обучение – процесс передачи знаний учителя к ученику; обученность – степень усвоенных знаний, степень овладения знаниями.

Психолог: обучаемость - потенциальные возможности ребенка к обучению (в этой оценке заинтересован педагог, но проводить может только психолог)

 

ДОЭ – популярный метод исследования потенциальных возможностей ребенка к обучению в специально организованных условиях под воздействием взрослого. Он предназначен для качественной и количественной оценки обучаемости ребенка.

 

Обучаемость зависит от:

-активности в решении интеллектуальных задач

-восприимчивости к помощи

-сформированности логического переноса усвоенных способов решения задач на аналогичные.

 

ДОЭ всегда состоит из 2-х частей

1.Обучающая

2.Аналогичное задание

 

1.Допускаются три вида помощи:

1)стимулирующая (в той или иной степени оказывается при желании)

2)организационная (к. правило только детям, чтобы обратить внимание, понять насколько способен выполнить задание)

3)содержательная (в виде уроков-подсказок, строго регламентированных доз помощи)

2. Только стимулирующая помощь, иногда организующая

! невмешательство в деятельность испытуемого!

 

Сравнивают 1 и 2 задание, чтобы понять насколько сформировался логический перенос. ДОЭ разработан на основе концепции Выготского о Зоне ближайшего развития и соотношении процессов обучения и развития.

Экспериментальный метод.

Основные особенности эксперимента

1) В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений доставит ему возможность его наблюдать.

2) Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, какими ему их доставляет случай.

3) Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс.

4) Выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения.

Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения. Указывалось: 1) на искусственность эксперимента, 2) на аналитичность и абстрактность эксперимента и 3) на осложняющую роль воздействия экспериментатора.

 

Диагностический обучающий эксперимент.

 

ДОЭ как метод психолого-педагогической диагностики. Педагог оценивает ЗУН психолог оценивает способности.

 

Педагог: обучение – процесс передачи знаний учителя к ученику; обученность – степень усвоенных знаний, степень овладения знаниями.

Психолог: обучаемость - потенциальные возможности ребенка к обучению (в этой оценке заинтересован педагог, но проводить может только психолог)

 

ДОЭ – популярный метод исследования потенциальных возможностей ребенка к обучению в специально организованных условиях под воздействием взрослого. Он предназначен для качественной и количественной оценки обучаемости ребенка.

 

Обучаемость зависит от:

-активности в решении интеллектуальных задач

-восприимчивости к помощи

-сформированности логического переноса усвоенных способов решения задач на аналогичные.

 

ДОЭ всегда состоит из 2-х частей

1.Обучающая

2.Аналогичное задание

 

1.Допускаются три вида помощи:

1)стимулирующая (в той или иной степени оказывается при желании)

2)организационная (к. правило только детям, чтобы обратить внимание, понять насколько способен выполнить задание)

3)содержательная (в виде уроков-подсказок, строго регламентированных доз помощи)

2. Только стимулирующая помощь, иногда организующая

! невмешательство в деятельность испытуемого!

 

Сравнивают 1 и 2 задание, чтобы понять насколько сформировался логический перенос. ДОЭ разработан на основе концепции Выготского о Зоне ближайшего развития и соотношении процессов обучения и развития.

Методика А. Я. Ивановой «Классификация геометрических фигур» 1976 г.

Направлена на исследование уровня умственного развития ребенка 6-9 лет, оценки его обучаемости.

Стимульный материал: 2 набора карточек по 24 в каждом с изображениями групп фигур разной формы, цвета и величины.

К 1-му набору даётся таблица, на которой изображены все фигуры 1 набора.

1 набор включает в себя:

4 формы: круг, квадрат, ромб, треугольник,

3 цвета: красный, желтый, синий

2 размера: большой, маленький

 

Задание: разложить карточки на 3 или 4 группы, похожие с похожими (сам выбирает признак)

-показать на различия

-показать на сходства

-наглядно-действенно показать способы группировки

-что нарисовано, куда класть

 

2 набор включает

3 формы: круг, квадрат, пятиугольник

4 цвета: красный, желтый, синий, зеленый

2 размера: большой, маленький

 

(задание такое же)

 

Эта методика даёт возможность посчитать коэффициент обучаемости

ПО= ОР+ВП+ЛП

ВП=ПИ+КУ

 

ПО – показатель обучаемости

ОР-ориентировочная реакция (о – активная, п – пассивная)

ВП – восприимчивость к помощи

ПИ – проявление интерности (0 - нет, 1 – каждое возвращение к одному и тому же признаку)

КУ – количество уроков

ЛП – логический перенос (0 – полный ЛП в словесной форме, 1 – частичный в словесно-логической форме (2 параметра из трех), 2 – ППНДФ – наглядно-действ. Форма, 3 – ЧПНДФ, 4 - ОЛП, отсутствие)

 

Норма – 0-5

ЗПР – 5-9

УО – 9-18

Особенности применения этих методов при изучении ребенка в зависимости от возраста и характера отклонений в развитии.

 

Диагностика познавательной деятельности.

 

Дошкольники неслышащие, слабослышащие

 

1)Зрительное восприятие

-форма

-соотнесение частей геометрических фигур

- м Т.Н. Головиной «Дорисуй фигуру» - дорисовать симметричное изображение половины фигуры

 

Проблема в том, как объяснить:

1.в словесной форме

2.в мимико-жестовой

3.Дактильной

4.Обязательно наглядно-действенно показать

5.Надо убедиться понял ли ребенок, что от него требуется. Обратная связь – наглядно действенно показать, но на аналогичном задании.

Наблюдение за действиями ребенка дают представление о способности ребенка к целостному восприятию способности графических навыков о способности восприятия ассиметричного изображения. Ребенок дошкольного возраста с нормальным интеллектом способен понять инструкцию и нарисовать симметричное изображение. УО – недоступно.

 

- узнавание предметов по картинкам

глухие плохо воспринимают «негативные» изображения

 

2)Уровень перцептивно – моторного развития м. исследовать с помощью тестов срисовывания.

 

Тест Маттейчика

При срисовывании образа - зрительно-моторная координация, аналико-синтетическая деятельность на перецептивном уровне

 

3)Внимание

Используются простые задания, которые выполняются на визуально-моторном уровне

 

-Объем

V Внимания – то количество объектов, которое ребенок может воспринять за короткий промежуток времени 1 из 8 карточек, 2-9 точек на 1-2 секунды, на свободной карточке ребенок должен воспроизвести кол-во точек и их расположение (немов)

-Устойчивость

-Концентрация - продуктивность умственной работоспособности и её динамической характеристики

-Переключение

-Распределение

-Произвольность

-Врабатываемость, темп истощаемость – исследуются с помощью различных модификаций корректурной пробы. 1895 Бурдон. Корректурная проба с буквенными знаками. Модификация – не буквы

Задание «как можно быстрее», 2,5 минуты.

На 1 строчке можно показать и потренироваться

30 секунд – черточки, 5 отрезков

Считается количество обр. знаков, кол-во ошибок

Кривая работоспособности

 

4)Память

Классический метод.

- метод удержания членов ряда

-парных ассоциаций

-заучивание (10 слов по Лурии)

-Метод узнавания _ наиболее валидно для иссл-я памяти неслышащих примерно 6-эл-тов

- ряд с большим кол-вом элементов, среди которых элементы первого ряда.

- объем памяти исследуется в абсолютных числах

 

Коэффициент точности запоминания

К= m/n *100%

M – количество воспроизводимых элементов

N – всего эл-тов

K=r/m*100%

Кол-во ошибок/кол-во предъявлений

Объем зрительной памяти – методика Рыбакова: картинок с фруктами, произв. Непроизв. Внимание.

Насколько объем памяти зависит от характера предъявления материала и самого материала

Симультанность восприятия – одновременно

Сукцессивность – последовательно

 

5)Мышление

Исследование основных форм мышления

-наглядно-действенное

-наглядно образное

Установка причинно-следственных отношений проводится на невербальном уровне.

 

21. Структура и содержание работы психолого-медико-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.166 (0.101 с.)