Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Деятельность психологической службы.

Поиск

Главная задача психолога психолого-педагогическая коррекция тех или иных нарушений развития, вызванных недостатками физического или интеллектуального характера. На этапе становления психологической службы в специальных учреждениях решение главной задачи потребует проведения психолого-диагностического обследования, так как у значительной части детей не имеется подробных заключений диагностических центров с указанием характера коррекционной помощи. Обследование детей проводится при соблюдении положений и условий, описанных выше. Психолог должен знать особенности развития вверенного ему контингента детей, возрастные особенности в норме и патологии, закономерности протекания психических процессов нормально развивающихся детей.

Основное внимание нужно обратить на общее состояние ребенка, на момент обследования, его физическое и интеллектуальные недостатки. Весьма важно учитывать при диагностическом обследовании социальные условия воспитания ребенка: его семейную обстановку, социальный статус родителей и т.д.

Главная цель психолого-диагностического обследование - определение особенностей в развитии ребенка. После их установления психолог разарабатывает и совместно с дефектологом – методистом, специалистом определенного профиля (сурдопедагогом, логопедом..), воспитателями, учителями и родителями реализует коррекционно-развивающие программы.

Психолог не в состоянии провести диагностическое обследование всего коллектива детей и тем более составить с учетом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка программы психолого-педагогической коррекции. Приходится ограничиваться диагностикой тех особенностей детей, которые препятствуют нормальному протеканию воспитательного и учебно-воспитательного процесса, и проведением их коррекции совместно с педагогическим коллективом и родителями. Диагностико-коррекционную работу необходимо также проводить и с неуспевающими, и с недисциплинированными школьниками.

Психологу следует держать под постоянным контролем переходные, возрастные факторы в жизни детей дошкольного и школьного возраста. Ему придется проводить и работу по устранению причин нарушений межличностных отношений детей с воспитателями, учителями, сверстниками, родителями и другими людьми.

Немаловажное значение в работе психолога имеет психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, родителей и учащихся к психологическим знаниям.

Одной из форм работы школьного психолога является консультирование педагогов, родителей, учащихся по психологическим проблемам.

К школьному психологу могут обращаться учащиеся по вопросам обучения, проблема жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

1.Индивидуальный подход к ребенку.

Поскольку психолог в основном воздействует на учеников опосредованно, через учителя, то прежде всего ему надо найти общий язык с педагогом. Это очень сложный процесс: нужна такая форма взаимоотношений, при которой происходит равноправное сотрудничество. Психолог и педагог должны обмениваться информацией об учениках, обсуждать правомерность применения тех или иных методов обучения и воспитания. Коррекционные программы для нуждающихся в них учащихся должны рождаться в диалоге. Если такие программы не навязываются педагогу извне, а он сам творчески участвует в их составлении, то эффективность их значительно выше. На методических семинарах психолог должен рассказывать о достижениях психологической науки в области обучения и воспитания, знакомить учителей с литературой, разбирать конкретные случаи из жизни школы, когда с помощью психологических знаний удалось изменить что-то к лучшему. Можно сказать, что школьный психолог выступает носителем психологических знаний, но при этом очень важно не переступить черту чисто профессиональных полномочий и не превратиться в поучающего всезнайку, что, естественно, вызовет раздражение педагогического коллектива.

Индивидуальный подход в обучении и воспитании преимущественно осуществляет педагог, а психолог вместе с ним разрабатывает необходимые для этого стратегию и тактику, а также ведет группы развития. Вполне понятно, что такая форма работы требует хорошего знания каждого ученика. Поэтому на протяжении всего года необходимо вести наблюдения за всеми учащимися и обследования, результаты которых должны систематически заноситься в карту психического развития ребенка (первые записи в этой карте относятся к моменту поступления ребенка в школу). При психологическом обследовании младших школьников можно использовать следующие известные диагностические методики: детский вариант теста Векслера; CAT (детский вариант методики ТАТ); «картинки тревожности» Амен; детский вариант методики Розенцвейга (изучение реакций на фрустрацию); детский вариант личностного опросника Айзенка; социометрическую методику Р. Жиля; различные социометрические пробы; рисуночные тесты (рисунок человека, семьи и др.); методику незаконченных предложений, методику Дембо—Рубинштейн (исследование самооценки) и некоторые другие. Данные, полученные по методикам должны быть дополнены так называемыми «жизненными показателями» (наблюдения, сведения, полученные от учителей,

2.Принцип единства диагностики и коррекции.

Психологическая служба в детских садах и школах не может рассматривать отдельно диагностику и коррекцию или развитие. Они существуют в деятельности психологв как единый по своей сути вид работы – диагностико-коррекционный или диагностико – развивающий.

Диагностическая работа психолога начинается в детском саду в возрасте 5 лет ребенка, определяется его готовность в школе, если необходимо составляется коррекционная программа, через год его снова обследуют, и если он снова не готов то уже составляют программу психолого- педагогической коррекции, которая учитывает характер первой, намечаются особые педагогические меры, способствующие развитию ребенка.

Своевременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе, является одним из основных средств профилактики возможных последующих трудностей в обучении.

Для психологической службы основная цель – это раскрытие индивидуальных возможностей каждого учащегося, что способствует прочному овладению знаниями, улучшению подготовки детей к активной самостоятельной жизни, к адаптиции в обществе. Это конечная цель, на перспективу.

Психодиагностика в специальной психологии подчинена главной задаче - разработке рекомендаций по кррекции недостатков психического развития детей, имеющих те или иные нарушения.

Центральное место в психодиагностике занимает психологический диагноз, который не только отражает результаты психологического обследования, но и предполагает соотнесение их с возможностями ребенка, возрастными, социальными с особенностями, учет зоны ближайшего развития.

Психокоррекционная работа по развитию способностей включает в себя, с одной стороны, реализацию психолого-педагогической программы по исправлению недостатков в развитии психических процессов и личностных качеств детей (учащихся) и, с другой – реализацию программы развития выявленных у них способностей.

3. Принцип раннего вмешательства.

Раннее вмешательство – программы междисциплинарной помощи детям с особенностями развития от рождения до 6 лет и их семьям. Одним из основополагающих принципов раннего вмешательства является уважение родительской компетентности и партнерские отношения команды специалистов с семьей ребёнка с особыми потребностями. Для реализации этого принципа необходимо, с одной стороны, широкое информирование родителей, а, с другой стороны, регулярное повышение квалификации специалистов.

Цели:

• помочь ребенку с самого рождения развиваться наилучшим для себя образом

• помочь семье создать вокруг ребенка развивающую среду

• способствовать нормализации жизни ребенка и его семьи и их интеграции в общество

Психолог при раннем вмешательстве занимается:

• оценкой развития ребенка, составлением и реализацией индивидуального плана развития ребенка,

• помощью родителям в организации жизненного пространства, оптимального для деятельности и развития ребенка (помощь в подборе реабилитационного оборудования, развивающих игрушек, вспомогательных средств для кормления, прогулок, игры и т.д.,

• предоставлением родителям информации об особенностях развития их ребенка,

• психологической поддержкой родителей и других членов семьи в кризисной ситуации, связанной с рождением ребенка с нарушениями,

• консультированием по вопросам воспитания ребенка с особенностями развития, его восприятия и общения.

4. Психологические принципы формирования мотивации учения школьников

· При формировании мотивации учителю следует ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации учения в данном возрасте. Для этого надо исходить из возрастного своеобразия деятельности и мотивации как важной личностной характеристики в данном возрасте, в возрасте, предшествующем данному, в возрасте, следующем за данным. Поэтому формирование мотивации должно опираться на ее реальный уровень, сложившийся в предыдущем возрасте, предполагает определение ближайших перспектив ее развития (в данном возрасте) и далеких перспектив ее развития (в последующем возрасте).

· Для мобилизации резервов мотивации в каждом возрасте необходимо организовать включение ребенка в активные виды деятельности (учебную, общественно полезную, общественно-политическую и др.) и виды общественных взаимодействий его с другим человеком (учителем, сверстниками).

· В ходе осуществления этих видов деятельности и социальных контактов у школьника возникают новые качества психического развития — психические новообразования. Эти новообразования состоят, по данным психологических исследований, в проявлении у ребенка нового, действенного отношения, новой позиции: 1) к изучаемому объекту (математическому, лингвистическому и др.); 2) к другому человеку; 3) к себе и деятельности.

· Показателями наличия новообразований в мотивационной сфере является не общее возрастание положительного отношения к учению, а качественное изменение ее отдельных сторон, усложнение их отношений и, следовательно, строения мотивационной сферы, более произвольная, т. е. регулируемая волей, ее организация

5.Создание благополучных условий для социально- психологической и психической адаптации ребенка в школе и дальнейшей интеграции в обществе.

На современном этапе существуют два направления деятельности школьной психологической службы — актуальное и перспективное.

Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании школьников, нарушениями в их поведении, общении, формировании личности.

Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к созидательной жизни в обществе. Психолог вносит в деятельность педагогического коллектива основную психологическую идею — возможность гармонического развития личности каждого школьника — и содействует ее реализации в практической работе. При этом его основная задача — создание психологических условий для развития способностей всех и каждого. Конечно, уровень развития способностей у детей будет различным, различными будут и задачи, которые решает психолог по отношению к каждому ребенку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.24 (0.012 с.)