Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 15. Деятельность психологической службы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Главная задача психолога психолого-педагогическая коррекция тех или иных нарушений развития, вызванных недостатками физического или интеллектуального характера. На этапе становления психологической службы в специальных учреждениях решение главной задачи потребует проведения психолого-диагностического обследования, так как у значительной части детей не имеется подробных заключений диагностических центров с указанием характера коррекционной помощи. Обследование детей проводится при соблюдении положений и условий, описанных выше. Психолог должен знать особенности развития вверенного ему контингента детей, возрастные особенности в норме и патологии, закономерности протекания психических процессов нормально развивающихся детей. Основное внимание нужно обратить на общее состояние ребенка, на момент обследования, его физическое и интеллектуальные недостатки. Весьма важно учитывать при диагностическом обследовании социальные условия воспитания ребенка: его семейную обстановку, социальный статус родителей и т.д. Главная цель психолого-диагностического обследование - определение особенностей в развитии ребенка. После их установления психолог разарабатывает и совместно с дефектологом – методистом, специалистом определенного профиля (сурдопедагогом, логопедом..), воспитателями, учителями и родителями реализует коррекционно-развивающие программы. Психолог не в состоянии провести диагностическое обследование всего коллектива детей и тем более составить с учетом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка программы психолого-педагогической коррекции. Приходится ограничиваться диагностикой тех особенностей детей, которые препятствуют нормальному протеканию воспитательного и учебно-воспитательного процесса, и проведением их коррекции совместно с педагогическим коллективом и родителями. Диагностико-коррекционную работу необходимо также проводить и с неуспевающими, и с недисциплинированными школьниками. Психологу следует держать под постоянным контролем переходные, возрастные факторы в жизни детей дошкольного и школьного возраста. Ему придется проводить и работу по устранению причин нарушений межличностных отношений детей с воспитателями, учителями, сверстниками, родителями и другими людьми. Немаловажное значение в работе психолога имеет психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, родителей и учащихся к психологическим знаниям. Одной из форм работы школьного психолога является консультирование педагогов, родителей, учащихся по психологическим проблемам. К школьному психологу могут обращаться учащиеся по вопросам обучения, проблема жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. 1.Индивидуальный подход к ребенку. Поскольку психолог в основном воздействует на учеников опосредованно, через учителя, то прежде всего ему надо найти общий язык с педагогом. Это очень сложный процесс: нужна такая форма взаимоотношений, при которой происходит равноправное сотрудничество. Психолог и педагог должны обмениваться информацией об учениках, обсуждать правомерность применения тех или иных методов обучения и воспитания. Коррекционные программы для нуждающихся в них учащихся должны рождаться в диалоге. Если такие программы не навязываются педагогу извне, а он сам творчески участвует в их составлении, то эффективность их значительно выше. На методических семинарах психолог должен рассказывать о достижениях психологической науки в области обучения и воспитания, знакомить учителей с литературой, разбирать конкретные случаи из жизни школы, когда с помощью психологических знаний удалось изменить что-то к лучшему. Можно сказать, что школьный психолог выступает носителем психологических знаний, но при этом очень важно не переступить черту чисто профессиональных полномочий и не превратиться в поучающего всезнайку, что, естественно, вызовет раздражение педагогического коллектива. Индивидуальный подход в обучении и воспитании преимущественно осуществляет педагог, а психолог вместе с ним разрабатывает необходимые для этого стратегию и тактику, а также ведет группы развития. Вполне понятно, что такая форма работы требует хорошего знания каждого ученика. Поэтому на протяжении всего года необходимо вести наблюдения за всеми учащимися и обследования, результаты которых должны систематически заноситься в карту психического развития ребенка (первые записи в этой карте относятся к моменту поступления ребенка в школу). При психологическом обследовании младших школьников можно использовать следующие известные диагностические методики: детский вариант теста Векслера; CAT (детский вариант методики ТАТ); «картинки тревожности» Амен; детский вариант методики Розенцвейга (изучение реакций на фрустрацию); детский вариант личностного опросника Айзенка; социометрическую методику Р. Жиля; различные социометрические пробы; рисуночные тесты (рисунок человека, семьи и др.); методику незаконченных предложений, методику Дембо—Рубинштейн (исследование самооценки) и некоторые другие. Данные, полученные по методикам должны быть дополнены так называемыми «жизненными показателями» (наблюдения, сведения, полученные от учителей, 2.Принцип единства диагностики и коррекции. Психологическая служба в детских садах и школах не может рассматривать отдельно диагностику и коррекцию или развитие. Они существуют в деятельности психологв как единый по своей сути вид работы – диагностико-коррекционный или диагностико – развивающий. Диагностическая работа психолога начинается в детском саду в возрасте 5 лет ребенка, определяется его готовность в школе, если необходимо составляется коррекционная программа, через год его снова обследуют, и если он снова не готов то уже составляют программу психолого- педагогической коррекции, которая учитывает характер первой, намечаются особые педагогические меры, способствующие развитию ребенка. Своевременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе, является одним из основных средств профилактики возможных последующих трудностей в обучении. Для психологической службы основная цель – это раскрытие индивидуальных возможностей каждого учащегося, что способствует прочному овладению знаниями, улучшению подготовки детей к активной самостоятельной жизни, к адаптиции в обществе. Это конечная цель, на перспективу. Психодиагностика в специальной психологии подчинена главной задаче - разработке рекомендаций по кррекции недостатков психического развития детей, имеющих те или иные нарушения. Центральное место в психодиагностике занимает психологический диагноз, который не только отражает результаты психологического обследования, но и предполагает соотнесение их с возможностями ребенка, возрастными, социальными с особенностями, учет зоны ближайшего развития. Психокоррекционная работа по развитию способностей включает в себя, с одной стороны, реализацию психолого-педагогической программы по исправлению недостатков в развитии психических процессов и личностных качеств детей (учащихся) и, с другой – реализацию программы развития выявленных у них способностей. 3. Принцип раннего вмешательства. Раннее вмешательство – программы междисциплинарной помощи детям с особенностями развития от рождения до 6 лет и их семьям. Одним из основополагающих принципов раннего вмешательства является уважение родительской компетентности и партнерские отношения команды специалистов с семьей ребёнка с особыми потребностями. Для реализации этого принципа необходимо, с одной стороны, широкое информирование родителей, а, с другой стороны, регулярное повышение квалификации специалистов. Цели: • помочь ребенку с самого рождения развиваться наилучшим для себя образом • помочь семье создать вокруг ребенка развивающую среду • способствовать нормализации жизни ребенка и его семьи и их интеграции в общество Психолог при раннем вмешательстве занимается: • оценкой развития ребенка, составлением и реализацией индивидуального плана развития ребенка, • помощью родителям в организации жизненного пространства, оптимального для деятельности и развития ребенка (помощь в подборе реабилитационного оборудования, развивающих игрушек, вспомогательных средств для кормления, прогулок, игры и т.д., • предоставлением родителям информации об особенностях развития их ребенка, • психологической поддержкой родителей и других членов семьи в кризисной ситуации, связанной с рождением ребенка с нарушениями, • консультированием по вопросам воспитания ребенка с особенностями развития, его восприятия и общения. 4. Психологические принципы формирования мотивации учения школьников · При формировании мотивации учителю следует ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации учения в данном возрасте. Для этого надо исходить из возрастного своеобразия деятельности и мотивации как важной личностной характеристики в данном возрасте, в возрасте, предшествующем данному, в возрасте, следующем за данным. Поэтому формирование мотивации должно опираться на ее реальный уровень, сложившийся в предыдущем возрасте, предполагает определение ближайших перспектив ее развития (в данном возрасте) и далеких перспектив ее развития (в последующем возрасте). · Для мобилизации резервов мотивации в каждом возрасте необходимо организовать включение ребенка в активные виды деятельности (учебную, общественно полезную, общественно-политическую и др.) и виды общественных взаимодействий его с другим человеком (учителем, сверстниками). · В ходе осуществления этих видов деятельности и социальных контактов у школьника возникают новые качества психического развития — психические новообразования. Эти новообразования состоят, по данным психологических исследований, в проявлении у ребенка нового, действенного отношения, новой позиции: 1) к изучаемому объекту (математическому, лингвистическому и др.); 2) к другому человеку; 3) к себе и деятельности. · Показателями наличия новообразований в мотивационной сфере является не общее возрастание положительного отношения к учению, а качественное изменение ее отдельных сторон, усложнение их отношений и, следовательно, строения мотивационной сферы, более произвольная, т. е. регулируемая волей, ее организация 5.Создание благополучных условий для социально- психологической и психической адаптации ребенка в школе и дальнейшей интеграции в обществе. На современном этапе существуют два направления деятельности школьной психологической службы — актуальное и перспективное. Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании школьников, нарушениями в их поведении, общении, формировании личности. Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к созидательной жизни в обществе. Психолог вносит в деятельность педагогического коллектива основную психологическую идею — возможность гармонического развития личности каждого школьника — и содействует ее реализации в практической работе. При этом его основная задача — создание психологических условий для развития способностей всех и каждого. Конечно, уровень развития способностей у детей будет различным, различными будут и задачи, которые решает психолог по отношению к каждому ребенку.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.24 (0.012 с.) |