Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфические закономерности психических функций у детей с нарушением слуховой сенсорной системы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха и особенности психики взрослых с такими же нарушениями изучает сурдопсихология — отрасль специальной психологии. Задача – изучение условий и факторов влияющих на психическое развитие и пути их компенсаторного развития. Причины: 1.генетические (наследственность)2.врожденные (при патологических воздействиях 3-4 мес беременности, в момент родов или период новорожденности: инфекции, токсикозы, вирусные заболевания, прием лекарсв матерью)3.приобретенные (последствия отита, прием антибиотиков, последствия заболеваний менингитом, энцефалитом и т.д., механич повреждения, воздействия сильных звуков) Классификация Глухие (неслышащие) – родился с глубокими нарушениями или отсутствием слуха или потерял до овладения речью. Учится говорить только при специальном обучении Слабослышащие – нарушение слуха в раннем детстве до овладения речью. Позднооглохшие – овладевшие речью до наступления глухоты. Значение имеет время с которого началось снижение слуха и степень его сохранности. Нарушение слуха приводит к нарушению в развитии речи. В зависимости от степени нарушения слуха и развития речи: школа 1 вида (для глухих), школа 2 вида для слабослышащих (а. с речью, в небольшой степени недоразвитой; б. с более Когнитивное развитие Восприятие – нарушение слухового анализатора негативно отражается на деятельности сохранных анализаторов. При восприятии изображений – трудности анализа и понимания взаимоотношений персонажей картины. Снижение объема словесной информации затрудняет процесс формирования сложнокоординированных движений. Из-за слабости кинестетических ощущений, патологии вестибулярной функции м.б. шаркающая походка, резкие движения, неловкость. Внимание – Избирательное восприятие информации происходит медленнее, ошибки в вычленении необходимой информации чаще. Медленное включение в работу, медленный темп, большая утомляемость. С возрастом различия со слышащими детьми сглаживаются, но не уходят. Представления об окружающем мире сужены. Слуховой анализатор компенсируется развитием вибрационной чувствительности. Иногда возникают трудности формирования обобщенных представлений.
Память – в связи с недостаточными словарным запасом, может возникнуть недостаточно тесная связь между словом и образом, след-но не могут обозначить словом воспринимаемые объекты. Трудно формируется умение оперировать образами. Нарушения запоминания, узнавания и воспроизведения материала чаще у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Не в полной мере пользуются опосредованным запоминанием. Реже пользуются словесными характеристиками для запоминания предметов, часто применяют естественные жесты и жестовые обозначения. По эффективности запоминания словесного материала глухие значительно уступают слышащим во всех возрастных группах. Трудности удержания в памяти звукобуквенной последовательности, искажают буквенный состав слов, уподобляют одни слова другим, допускают перестановки букв и слогов, в меньшей степени группируют слова по смыслу, редко используют опосредованные способы запоминания. Трудно запоминают связные тексты, особенно рассказы, включающие причинно-следственные отношения между событиями. Влияет уровень владения грамматической структурой предложения, глубина понимания текста. Мышление – развивается поэтапно в единстве с формированием словесной речи. Речь выступает как форма и как средство мыслительной деятельности. Для дошкольников и младших школьников трудности использования обобщенных способов действий, склонность к привычным стереотипным решениям задач без учета изменяющихся обстоятельств, затруднение в переносе усвоенного способа действия на новую ситуацию. Недостаточно целенаправленные решения методом проб, трудности вычленения существенных признаков сохраняются даже в старшем школьном возрасте, яркие и случайные могут заслонять существенные. Связано с недостаточным развитием внутренней речи, трудностями осуществления мыслительных операций, анализа, синтеза, обобщения. Выделение общих признаков, объединение по смысловым связям очень затруднено в начале школьного обучения, обобщения по случайному признаку. В более сложных задачах трудности проявляются и в старшем школьном возрасте. Трудности при выявлении причинно-следственных отношений между субъектами в тексте. Трудно сделать умозаключение о причине, следствии и цели события на основе сопоставленных сведений, содержащихся в разных местах рассказа. Трудности разноаспектного осмысления одних и тех же объектов, включение их в разные системы связей – недостаточная гибкость и динамичность мышления. В понятийном мышлении – недостаточное понимание логических связей, выраженных в словесной форме.. Затруднено понимание переносного смысла, метафор, пословиц, поговорок, анекдотов – характерно буквальное понимание выражений. Потенциальные возможности мышлений реализуются лишь при наличии систематической работы по развитию.
Воображение – особенности обусловлены замедленным формированием речи и абстрактного мышления. Отрицательно сказывается обеднение сенсорного опыта. Встречается стереотипность, шаблонность, привязанность к заданным моделям. Склонность к повторению виденного ранее почти без изменений. Проблема реконструкции словесных текстов, понимании образных выражений, отвлечении от конкретных ситуаций. Развитие речи – протекает по тем же законам, что и у слышащих, однако условия формирования иные – нет образцов формирования речи, нет потребности в речевом общении. Не может овладеть речью без специального обучения. Восприятие речи зрительное – посредством чтения с губ, важно отраженное повторение речевых движений говорящего. Формирование произносительной стороны путем подражание родителю, педагогу, опираясь на зрительные и тактильно-вибрационные сигналы. Речь отличается нарушениями звукопроизношения, недостаточной внятностью, интонированностью, трудно понятна. Ограниченность словарного запаса, нарушением грамматических связей, наличием аграмматизмов. Самая сложная задача – формирование внятной, членораздельной речи. С помощью дактилологии. Дактильная азбука – совокупность расположенных в определенном порядке пальцевых знаков –букв, посредством которых может быть составлено любое слово. Т.к. ей овладеть проще, чем речью – она широко используется, на ее основе накапливается словарный запас, происходит овладение языком. В процессе обучения возникает единая функциональная система артикуляционных и пальчиковых кинестезий. У ранооглохшего ребенка как потребность в общении – жестовая речь, у глухого ребенка – для выражения своих потребностей, установления контакта с близкими. Жест – движение рук и пальцев, сопровождающиеся мимикой и пантомимикой. Жестовая речь – средство общения. У слабослышащих детей восприятие речи с опорой на слуховое восприятие. Речь слабослышащих детей наиболее внятна и грамматически оформлена. Развитие личности Специфические условия существования в социуме, сужен круг общения, огрангичен диапозон социальных связей. Сравнительно поздно узнают о своем дефекте. (маленькие дети не догадываются о существовании слухового анализатора). Первые признаки осозная дефекта и преживаний 6-8 лет. Трудности получения информации приводят к снижению познавательных интересов. Трудности развития речи приводят к трудностям в понимании текста и нежеланию читать, соответственно – к обеднению нравственной сферы личности. Эмоции – недостаточно точно идентифицируют эмоции с их названиями. Многие эмоции остаются им незнакомы. Затруднено понимание эмоциональных состоний. Наиболее знакомы – радость, гнев, страх, наименее – стыд, интерес, вина. Словесные обозначения эмоции лишь в хорошо знакомых ситуациях. Развитие эмлциональной сферы задерживатся из-за малой доступности выразительной стороны речи и музыки, трудностей в приобщении к литературе, бедности опыта эмоционального общения. Проявления эмоционально-волевой незрелости, подражательности, внушаемости, зависимость от чужого мнения. Ярко эмоции выражаются в мимике и пантомимике. Морально-этические представления в целом соответствуют нормам, однако отличаются ограниченностью, конкретностью и односторонностью представлений. У младших школьников самооценка часто завышена, они некритичны. Оценка своих поступков и поступков окружающих ситуативна. Искажение понимания межличностных взаимоотношений, категоричность, односторонность суждений. Неполно характеризуют дружеские качества друг друга, часто опираются на внешний облик. Трудности в процессе общения со слышащими преодолевают в зависимости от социально-психологической адаптации и уровня речевого развития. В процессе адаптации – развитие умений общаться и вступать в различные взаимоотношения с окружающими людьми.
Деятельность Трудности в формировании произвольных движений. Медленно формируются кинестетические восприятия, осложненные нарушением взаимодействия анализаторов, а нередко поражением вестибулярного, и как следствие трудностям осуществления произвольных действий. При формировании предметных действий (начиная с овладением схватывания) обнаруживаются трудности выделения определенных предметов и дифференцировке их свойств. Дефицит движений, недостаточность пространственных представлений, неловкость и неумелость при манипулировании с маленькими предметами, поверхностность интереса к ним. Сходство с играми слышащих, чаще игры задерживаются на уровне предметно-процессуальных, сюжетные однообразнее и проще. Затруднение при игровом замещении предметов. Задержка речи, задерживающая воображение и мышление создает препятствия к созданию новых игровых ситуаций. В процессе развития игровая деятельность значительно обогащается. Обучение не сразу осознается к4ак деятельность, необходимая для приобретения знаний. Преобладают игровые мотивы, желание получить похвалу. Трудности в соотнесении цели деятельности, результата и рациональных способов его достижения, некритичность к оценке результатов, несамостоятельность в выполнении задач. Постепенно учебная деятельность преобразуется в содержательное и целенаправленное приобретение знаний.
В школьный период начинается обучение определенным профессиям. Сталкиваются с непониманием специфической информации из-за малого объема словарного запаса, недостаточности овладения необходимыми понятиями. Потенциальные возможности позволяют при правильном обучении овладевать большим количеством специальностей.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.140.108 (0.011 с.) |