Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оборудование для психолого-педагогического обследования

Поиск

Для проведения обследования необходимо иметь следующее оборудование и материалы: два детских столика и два детских стульчика; пионерский барабан; ящик с набором настольного строителя; одежда, постельные принадлежности и посуда для куклы; маленькие пластмассовые или металлические машины; маленькую куклу, которая может быть помещена в машину; кукольную мебель; лоток с шариками; считалку с шариками; пирамидку из четырех колец и колпачка; «почтовый ящик»; два прямоугольных деревянных бруска одного размера; две треугольные деревянные призмы одного размера; две деревянные полусферы одного размера – все это из набора «Цвет и форма» или настолько строителя (при этом один прямоугольный брусок, одну треугольную призму и одну полусферу зеленого цвета, остальные три предмета должны быть разного цвета – красный, синий, желтый); неокрашенный экран из фанеры прямоугольной формы (размер 30Х20 см); небольшой экран, закрывающий нижнюю часть лица обследователя при проверке слуха; разрезные картинки из двух, трех и пяти частей с разной конфигурацией разреза; счетные палочки; карточки с изображением животных и одежды; парные картинки; мягкие игрушки; мяч, корзинку; бумагу; цветные карандаши; книжки, в которых имеются яркие, четкие изображения животных (кошка, собака, утка, лошадь, курица, корова); средств транспорта (машина, поезд); различных несложных действий и ситуаций (Девочка спит; Мальчик играет; Мяч лежит на полу; У девочки кукла; Зайка сидит под деревом; На дереве три птички; Мальчик бежит; Девочки бегут).

Обстановка обследования

Перед обследованием и во время его проведения ребенок должен быть спокоен и чувствовать доброжелательное отношение со стороны окружающих его взрослых. Психолого-педагогическое обследование не рекомендуется проводить в белых халатах. Ребенка следует вводить в комнату, в которой проводится обследование, вместе с родителями и все обследование проводить при них. При этом родителей нужно посадить так, чтобы ребенок сидел к ним спиной и не мог ориентироваться на выражение их лиц. Только в отдельных исключительных случаях, когда ребенок не вступает в контакт, можно разрешить одному из родителей сесть рядом с ребенком (или взять его на руки). При этом родители не должны вмешиваться в ход обследования.

Расположение предлагаемого во время обследования материала должно быть строго продумано. На детском столике помещаются игрушки для игры: небольшой ящик со строительным материалом, маленькие машины, кукла с одеждой и постельными принадлежностями, посуда и мебель. К этому столику придвигается столик, за который сажают ребенка.

Весь остальной материал должен быть скрыт от глаз ребенка (накрыт салфеткой или помещен за ширму).

Запись хода обследования

Одновременно с проведением обследования заполняются протоколы.

С первого же момента появления ребенка в комнате для обследования начинает заполняться протокол наблюдения за его поведением. Так как этот протокол будет заполняться на протяжении всего обследования, его следует передать психологу. В случае отсутствия психолога – одному из членов комиссии, непосредственно не занятому с ребенком.

В момент, когда сурдолог приступает к обследованию слуха ребенка, начинает заполнять второй протокол – протокол обследования слуха. Этот протокол может заполнять либо сам сурдолог, либо врач-отоларинголог.

Протокол обследования состояния речи заполняет сам сурдопедагог (сурдолог).

Протокол обследования сенсорного и интеллектуального, развития заполняет врач-психоневролог (если обследование проводит сурдопедагог), либо сурдопедагог.

Методика обследования, фиксация и оценка результатов

А. Наблюдение за игрой и поведением

Запись наблюдений за игрой и поведением ребенка ведется следующим образом:

В качестве отклонений от нормального, благоприятного вида отмечаются: невыразительное, маскообразное, амимичное лицо; наличие асимметрии и диспластичности; отсутствие фиксации взора, блуждающий взор; слюнотечение, высунутый язык; косоглазие, позы; неправильная форма, величина головы, несращение верхней губы, небная щель. В некоторых случаях наличие одного из этих дефектов, например косоглазия, не снимает общего благоприятного впечатления от внешнего вида ребенка: но дефект должен быть зафиксирован для дополнительного обследования ребенка окулистом (проверить остроту и поле зрения). В таких. случаях пишется: «Вид благоприятный. Имеет косоглазие».

Во время наблюдения за игрой фиксируются следующие моменты:

1) Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, избирательный ли это интерес (перечислить, какие берет для игры).

2) Насколько этот интерес стоек (длительно ли занимается одной игрушкой или переходит от одной к другой; длительно ли вообще играет игрушками или они быстро ему надоедают и он прекращает игру).

3) Адекватно ли употребление игрушек. (Имеется в виду использование предмета в соответствии с его назначением.)

4) Каков характер игры (в этом пункте подробно записывается, что именно делает ребенок с каждой из игрушек). У аномальных детей мы можем, как правило, наблюдать три типа действий: манипуляцию, процессуальную игру и игру с элементами сюжета. Под манипуляцией мы понимаем такие действия с предметом, которые не являются специфически игровыми и характерными для использования данного предмета. Это, как правило, действия рассматривания, постукивания, поворачивания, перекладывания из одной руки в другую и т. д. Примером манипуляции могут служить постукивание кубиком о стол, перевертывание машины и т.п. Под процессуальной игрой мы понимаем осуществление игровых действий, не направленных на более отдаленный (конечный) результат. При этом само по себе выполнение действий доставляет ребенку удовольствие и поэтому может производиться многократно. Примером процессуальных действий может служить нагромождение кубиков друг на друга (без замысла что-то построить), бесцельное катание машины, повторяющееся несколько раз подряд одевание и раздевание куклы. Игра с элементами сюжета отличается от процессуальной игры большей осмысленностью и целенаправленностью. При этом исчезает стереотипность действий. Например, одев куклу, ребенок не начинает сразу же ее раздевать, а откладывает в сторону или совершает с ней другие действия, скажем, кормит ее. Если он грузит машину кубиками, то затем выгружает их для того, чтобы что-то строить, и везет машину за новой «порцией».

Если ребенок не играет, это не говорит о каких-либо отклонениях в его развитии. Ребенок может не играть из-за присутствия чужих людей, перемены обстановки и т. д. Показательным является характер игры, которую развертывает ребенок. Если ребенок производит связанные между собой, последовательные сюжетные действия с игрушками, правильно и разнообразно использует игрушки, это говорит в пользу его интеллекта и уровня развития. Неадекватное же использование игрушек, сбрасывание их на пол, сосание игрушек должно, безусловно, насторожить обследователей, так как может, при учете других показателей, указывать на снижение интеллекта.

Внимание (фиксируется при выполнении самостоятельной и организованной взрослым деятельности).

1) Длительность сосредоточения внимания.

2) Переключение внимания.

Неустойчивое внимание у детей старше 3 лет может указывать на нарушения эмоционально-волевой или интеллектуальной сферы. Противоположностью неустойчивого внимания являются трудности переключения внимания, также указывающие на возможность каких-либо отклонений.

Контактность. Отмечается, насколько легко и быстро ребенок устанавливает контакт со взрослыми, какова длительность и полнота контакта, заинтересован ли в контакте, поддерживает ли сам контакт или порывает его в ответ на замечание и отказ дать требуемую ребенком игрушку, охотно ли подчиняется взрослому, заинтересован ли в его оценке.

Реакция на одобрение. Отмечается, радуется ли одобрению, ждет ли его или равнодушен к нему.

Реакция на замечание. Отмечается, есть ли какая-либо реакция на замечание или ребенок не понимает, что ему сделали замечание; исправляет ли поведение в соответствии с замечанием.

Отношение к неудаче. Отмечается, замечает ли ребенок неправильность своих действий, исправляет ли ошибку; дает ли эмоциональную реакцию на неудачу – отказывается ли от продолжения работы, спокоен ли при поисках решения или злится.

Моторика. Отмечается, устойчива или неустойчива походка (спотыкается, падает, задевает нога за ногу, шаркает); является ли походка спастической или стремительной; хорошо ли ребенок сидит без поддержки; имеются ли патологические движения (навязчивые движения, стереотипии, тики, тремор); являются ли движения координированными и целесообразными (не производит ли лишних, ненужных, нет ли сопутствующих); отличаются ли мелкие движения точностью и ловкостью; какая рука является ведущей. Записи ведутся по ходу проверки. В случае, если имеются сомнения, ребенку предлагают бросить мяч в корзину, достать какой-либо упавший или закатившийся под мебель предмет, пройти по комнате.

Эмоционально-волевая сфера. Фиксируется, активен или пассивен ребенок, деятелен или инертен, бодр или вял, с удовольствием ли работает или из подчинения, как относится к трудностям, спокоен или возбужден, жизнерадостен или мрачен и др.

Проверка слуха начинается уже в то время, когда ребенок заинтересован игрой.

По окончании наблюдений за игрой ребенка начинается специальное обследование его слуха.

При педагогическом, обследовании слуха выделяются три основных параметра: сила голоса, расстояние между обследователем и ребенком и характер реакции ребенка.

Отоларинголог, фиксирующий результаты проверки, должен сидеть так, чтобы видеть лицо ребенка и наблюдать за его поведением при обследовании слуха.

Оценка. Если ребенок выполняет, заданное ему действие только в ответ на произнесение голосом повышенной громкости, то его следует отнести к категории глухих.

Если он скатывает шарик при ощущении голоса разговорной громкости хотя бы на расстоянии 5 см от ушной раковины, то его нужно квалифицировать как слабослышащего, даже если он при этом не будет воспроизводить слова, предложенные ему обследователем В данном случае ребенок находится на том этапе, когда он только ощущает голос, но не умеет еще пользоваться своим слухом в силу ряда обстоятельств (условий жизни, уровня развития и т. д.).

Если ребенок ощущает голос разговорной громкости и ушной раковины, не повторяя слов, с ним должна проводиться систематическая слуховая работа в условиях диагностической группы или в семье. Через год необходима повторная консультация для уточнения состояния слуха данного ребенка. Такой ребенок может оказаться или слабослышащим, или глухим со значительными остатками слуха и в зависимости от этого должен быть направлен в соответствующий тип дошкольного учреждения.

Отсутствие у маленького ребенка реакций на звуковые раздражители разной силы не может само по себе являться показателем снижения слуха. При задержке физического развития у ребенка могут оказаться заторможенными, подавленными все реакции – ребенок может не реагировать на стук по коляске (кроватке), в которой он лежит, на щекотание, на зрительные раздражители и т. п. Однако, если нет реакции на звук при наличии реакций на остальные раздражители, можно говорить о снижении слуха. Но при этом трудно установить степень нарушения. Более точное заключение о состоянии слуха ребенка дается во время повторной консультации, которая проводится по решению комиссии не ранее чем через 6 месяцев.

В. Проверка состояния речи

При обследовании ранее не обучавшихся детей следует установить уровень развития их устной и жестовой речи (не мимической). При этом выделяются два аспекта – понимание устной речи и жестов и самостоятельное пользование ими.

1. Проверка уровня развития устной речи

В процессе наблюдения за игрой ребенка (в начале обследования) сурдопедагог фиксирует:

• реакцию ребенка на обращенную к нему устную речь обследователей и родителей;

• наличие и понимание этой речи;

• употребление ребенком фраз, слов (полных, лепетных) и звуков.

 

Для специальной проверки уровня развития устной речи педагог пользуется книжками, имеющими крупные, четкие, яркие иллюстрации. Эти картинки должны быть двух родов:

• предметные, где изображаются животные или игрушки;

• сюжетные.

При проверке состояния речи лицо педагога должно быть освещено, сам он должен сидеть на близком расстоянии от ребенка и произносить слова громким голосом (не кричать!), чтобы ребенок воспринимал речь слухо-зрительно.

 

Необходимо проверить также понимание ребенком элементарных поручений типа: «Дай мне (маме)», «Положи», «Иди», «Встань», «Сядь», «Иди к окну» (к столу, к двери), «Открой книгу» (дверь), «Закрой глаза» и т.д.

У детей, имеющих фразовую речь, нужно проверить понимание вопросов, предлогов, понимание причинно-следственных связей (проверяется с помощью картинок или разложенных заранее предметов).

Оценка. Понимание, хотя бы ограниченное, Обращенной речи исключает его глухоту. Непонимание необученным ребенком речи не может являться показателем его глухоты: слабослышащие дети в возрасте моложе 4 лет, а некоторые умственно отсталые дети на протяжении всего дошкольного детства часто не понимают речи, если до этого с ними не проводилось специальной работы в этом направлении.

В протокол заносятся все самостоятельные голосовые и словесные реакции ребенка. Кроме того, фиксируется реакция ребенка на картинки, предъявляемые во время специального обследования.

Наличие спонтанной речи необученного ребенка – самостоятельное пользование словами и фразами пусть с фонетическими и грамматическими искажениями, – говорит об отсутствии у данного ребенка глухоты (исключая оглохших детей, сохранивших речь). Произнесение ребенком лепетных или искаженных полных слов с сохранением их ритмического рисунка может быть показателем того, что ребенок слабослышащий.

Отсутствие самостоятельной речи у детей до 4 лет не может свидетельствовать о том, что данный ребенок страдает глухотой. Часть слабослышащих детей начинает овладевать речью (без обучения) в возрасте около 4 лет (иногда несколько раньше или несколько позже). Умственно отсталые дети в отдельных случаях до конца дошкольного периода совсем не овладевают речью.

Наличие активного нерасчлененного и не отнесенного к какому-либо предмету лепета не является показателем того, что ребенок слабослышащий. Довольно часто такой лепет характеризует самостоятельную речь маленьких глухих детей, отличающихся эмоциональностью и активным отношением к окружающему.

Навязчивое повторение ребенком какого-либо слова в течение всего обследования, эхолалическое повторение слов и фраз вслед за взрослым может быть следствием отставания в психическом развитии ребенка или каких-либо нарушений его эмоционально-волевой формы или интеллекта.

2. Проверка уровня понимания естественных жестов и пользования ими

Данная проверка осуществляется только в процессе наблюдения за ребенком в течение всего обследования; специального обследования для этой цели не организуется.

Педагог следит за тем, как ребенок понимает естественные жесты, с которыми обращается к нему обследователь (Если ребенок не владеет устной речью). Наблюдает, пользуется ли ребенок жестами для выражения своих желаний, эмоций; какие именно жесты он употребляет – разнообразные, в соответствии с различными потребностями, или однотипные.

Понимание жестовой речи фиксируется в протоколе во время всего обследования ребенка – во время свободной игры, обследования развития восприятия и интеллекта, в процессе общения с родителями и обследователями, фиксируется понимание указательного жеста, просьбы, запрещения.

Оценка. Понимание детьми старше двух лет жестов (для детей двух лет эти жесты могут быть элементарными) может расцениваться как показатель нормального интеллекта. Непонимание естественных жестов детьми старше 3 лет может свидетельствовать об отклонении детей в развитии или о нарушении их поведения.

Употребление жестовой речи фиксируется также в течение всего обследования. Фиксируется, употребляет ли ребенок какие-либо жесты, адекватно ли употребляется жест (под неадекватным понимается употребление одного жеста в значении другого).

Активное пользование жестами встречается как у глухих, так и у умственно отсталых дошкольников. Однако неадекватное употребление жестов может свидетельствовать о снижении интеллекта.

 

Г. Обследование восприятия и интеллектуального развития

 

После того как оканчивается проверка слуха и речи, следует приступить к обследованию развития восприятия и интеллектуального развития ребенка.

Обследующий садится на маленький стул напротив ребенка. Весь необходимый для обследования материал находится справа от взрослого так, чтобы было удобно брать необходимые предметы, но остается закрытым от ребенка.

Фиксируются:

• принятие задачи;

• способы выполнения действия;

• адекватность действий;

• обучаемость.

Задания:

• матрешка

• пирамидка

• почтовый ящик

• конструирование по подражанию

• конструирование по образцу

• разрезанная картинка

• включение в ряд

• невербальная классификация

• счет

У каждого из детей проверяются состояние слуха, особенности речи и игра; детям разных возрастов соответственно предлагается разное количество заданий для проверки уровня развития восприятия и интеллекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.174 (0.015 с.)