Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика проведения логопедического обследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для проведения обследования устной речи детей отводятся две первые недели сентября и две последние недели апреля*. В апреле, как правило, логопед определяет детей, которые будут посещать логопедические занятия в следующем учебном году, и формирует списки к зачислению на логопункт. Наиболее удобной формой обследования детей на логопункте является экспресс-обследование. Его результаты необходимо занести в журнал логопедического обследования. Форма такого журнала предложена на с. 104. Начало сентября — это период, наиболее удобный для проведения обследования речи детей старших и подготовительных к школе групп, уже зачисленных на логопункт, и детей, поступивших в детский сад. По итогам обследования составляется список детей, нуждающихся в логопедической помощи, и оформляется Протокол по приему детей на логопункт (с. 86). На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заполняется речевая карта. Также логопед заполняет карту состояния звукопро-изношения детей группы, зачисленных на логопункт. Такая карта поможет более эффективно организовать занятия по __________________ * Детей, подошедших позже, необходимо обследовать в течение года. 102 Часть 4. Логопедическое обследование коррекции звукопроизношения. В ней хорошо просматриваются идентичные нарушения звукопроизношения, позволяющие объединять детей в небольшие подгруппы. Тем самым увеличивается количество детей, которых вы успеваете обслужить, и сокращается количество индивидуальных занятий. Главная цель логопедического обследования детей старших групп — выявление детей с задержкой речевого развития, дизартриков, детей с ОНР. Если у ребенка обнаружены перечисленные нарушения, необходимо провести разъяснительную работу с родителями и настроить их на перевод ребенка в специализированное образовательное учреждение. Обследование речи детей младших групп удобнее проводить в апреле-мае. Целью такого обследования является выявление детей с задержкой речевого развития, дизартрией, заиканием и т.д. Это необходимо для того, чтобы вовремя сформировать из этих детей так называемую «группу риска» для проведения дальнейшей профилактической и коррекционной работы. Их родителям логопед объясняет особенности ребенка и рекомендует для подтверждения диагноза пройти обследование у специалистов (невропатолога, окулиста, отоларинголога). Дети «группы риска» в обязательном порядке ставятся на учет к логопеду поликлиники. Обследование детей средних групп также проводится в апреле-мае. Это помогает логопеду заранее определить нагрузку на следующий учебный год. Практика показывает, что резкое изменение в речевом развитии не происходит или происходит у единиц. Часть 4. Логопедическое обследование 103 Журнал логопедического обследования Журнал логопедического обследования удобно вести по форме, приведенной на с. 104. Сам журнал изготавливается из толстой тетради, которая разворачивается горизонтально. Логопед также может заносить результаты обследования в обычный классный журнал для педагогов школ. Рекомендуется оставить свободное место на случай прихода в группу новых детей. В таком журнале хорошо видно состояние речи в динамике. Обследуя детей младшего возраста, логопед обязательно должен отметить общий уровень речевого развития (норма, ЗРР, дизартрия, особенности анатомического строения органов артикуляции). Работая с детьми среднего возраста, необходимо подробно описать состояние звукопроизношения, особенности лексико-грамматического развития и связной речи. Это поможет выявить детей, нуждающихся в переводе в специализированное дошкольное учреждение, и определить детей для зачисления на логопункт. Обследование детей старшего дошкольного возраста проводится аналогично. Преимуществом данного журнала является отсутствие необходимости ежегодно переписывать фамилии всех детей группы. В примечаниях логопед делает отметки о переходе ребенка в другое учреждение, указывает дату зачисления или выпуска из логопункта, номер протокола, в котором зафиксирован факт зачисления (выпуска). 104 Часть 4. Логопедическое обследование
Часть 4. Логопедическое обследование 105
Речевая карта На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются особенности фонетической стороны речи ребенка (общее звучание речи, состояние фонематического слуха, особенности звукопроизношения); состояние лексико-грамматического строя и связной речи. Речевая карта ребенка, прошедшего обследование* Фамилия, имя ребенка _______________________________________ Дата рождения ________________ Группа _________________ Общее звучание речи (норма, произношение звуков смазанное, слаболабилизованное) ________________________________________ Голос (норма, хриплый, назализованный) ____________________ Темп (норма, брадилалия, тахилалия) ________________________ Плавность (запинки, заикание) ___________________________ Сила (норма, сильный, слабый, затухающий) __________________ Строение речевого аппарата: Губы (норма, толстые, тонкие, вывернутые) __________________ Зубы (адентия, норма) ____________________________________ Небо (норма, высокое) ___________________________________ Прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый) ______________ Язык (норма, толстый, тонкий, маленький, массивный, географический, раздвоенный) ___________________________ _____________________ * По результатам обследования составляется индивидуальный план работы с ребенком (см. часть 2) 106 Часть 4. Логопедическое обследование
Уздечка (норма, укороченная, короткая) ___________________ Саливация (нормальная, повышенная) ________________________ Фонематический слух (норма, нарушен незначительно, нарушен грубо) ____________________________________________________ РА-ЛА-РА ______________ ША-ША-СА ________________ СА-ЗА-ЗА ______________ БА-ПА-БА _________________ ТА-ДА-ТА ______________ ДЭ-ДЭ-ДЕ __________________ КА-ГА-КА _____________ ТЕ-ДЭ-ТЭ __________________ ВЭ-ФЭ-ФЕ ______________ ЛЭ-ВЭ-ЛЭ ___________________ Шапка и шубка — вот и весь мишутка ______________________ _______________________________________________________ Оса боса и без пояса _____________________________________ _______________________________________________________ Часовщик прищурил глаз, чинит часики для нас ______________ _______________________________________________________ Любит сушки наша Даша, сушки это вам не каша ____________ _______________________________________________________ У Лары красный шар и голубой шарф ______________________ _______________________________________________________ Выделение гласного:
Часть 4. Логопедическое обследование 107
Слоговая структура (нарушена) _______________________________ Дети выпускали птиц из клеток ___________________________ _____________________________________________________ С облепиховых веток осыпались листья ______________________ _____________________________________________________ В холодильнике много скоропортящихся продуктов __________ _____________________________________________________ Милиционер Валерий регулирует движение транспорта ________ _____________________________________________________ Милиционер___________ Строительство_____________ Кораблекрушение______ Пуговица_________________ Аквариум_____________ Экскаватор_______________ Грамматический строй речи
108 Часть 4. Логопедическое обследование
Словообразование
Связная речь: Пересказ (С, В, Н*) ______________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________ * С — самостоятельный, В — по вопросам, Н — не справился. Часть 4. Логопедическое обследование 109
Рассказ по серии сюжетных картин (С, В, Н) ______________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассказ по картине (С, В, Н) ____________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформированность ведущей руки (латералиты) ______________ ________________________________________________________ Состояние звукопроизношения Отсутствие ___________________________________________ Замена _______________________________________________ Искажение (м/з, увулярное) _____________________________ Текст для проведения обследования: Пушистый заяц-беляк выскочил из-под куста крыжовника. Прищурился на солнце и схоронился в глубокой норе под елью.
Речевой диагноз в начале работы __________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________ 110 Часть 4. Логопедическое обследование
Заключительный диагноз __________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации ___________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________ «_____» ___________________ 200_____г. Логопед _________________________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.134 (0.011 с.) |