Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения логопедического обследования

Поиск

Для проведения обследования устной речи детей отводятся две первые недели сентября и две последние недели апреля*. В апреле, как правило, логопед опре­деляет детей, которые будут посещать логопедические занятия в следующем учебном году, и формирует спис­ки к зачислению на логопункт.

Наиболее удобной формой обследования детей на логопункте является экспресс-обследование. Его результаты необходимо занести в журнал логопедического обследо­вания. Форма такого журнала предложена на с. 104.

Начало сентября — это период, наиболее удобный для проведения обследования речи детей старших и подготовительных к школе групп, уже зачисленных на логопункт, и детей, поступивших в детский сад.

По итогам обследования составляется список детей, нуждающихся в логопедической помощи, и оформля­ется Протокол по приему детей на логопункт (с. 86). На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заполня­ется речевая карта.

Также логопед заполняет карту состояния звукопро-изношения детей группы, зачисленных на логопункт. Такая карта поможет более эффективно организовать занятия по

__________________

* Детей, подошедших позже, необходимо обследовать в те­чение года.


102 Часть 4. Логопедическое обследование

коррекции звукопроизношения. В ней хоро­шо просматриваются идентичные нарушения звукопро­изношения, позволяющие объединять детей в неболь­шие подгруппы. Тем самым увеличивается количество детей, которых вы успеваете обслужить, и сокращается количество индивидуальных занятий.

Главная цель логопедического обследования детей старших групп — выявление детей с задержкой рече­вого развития, дизартриков, детей с ОНР. Если у ребен­ка обнаружены перечисленные нарушения, необходи­мо провести разъяснительную работу с родителями и настроить их на перевод ребенка в специализированное образовательное учреждение.

Обследование речи детей младших групп удобнее проводить в апреле-мае. Целью такого обследования является выявление детей с задержкой речевого разви­тия, дизартрией, заиканием и т.д. Это необходимо для того, чтобы вовремя сформировать из этих детей так называемую «группу риска» для проведения дальней­шей профилактической и коррекционной работы.

Их родителям логопед объясняет особенности ребен­ка и рекомендует для подтверждения диагноза пройти обследование у специалистов (невропатолога, окулиста, отоларинголога). Дети «группы риска» в обязательном порядке ставятся на учет к логопеду поликлиники.

Обследование детей средних групп также проводит­ся в апреле-мае. Это помогает логопеду заранее опреде­лить нагрузку на следующий учебный год. Практика показывает, что резкое изменение в речевом развитии не происходит или происходит у единиц.


Часть 4. Логопедическое обследование 103

Журнал логопедического обследования

Журнал логопедического обследования удобно вести по форме, приведенной на с. 104. Сам журнал изготав­ливается из толстой тетради, которая разворачивается горизонтально. Логопед также может заносить резуль­таты обследования в обычный классный журнал для педагогов школ.

Рекомендуется оставить свободное место на случай прихода в группу новых детей. В таком журнале хоро­шо видно состояние речи в динамике.

Обследуя детей младшего возраста, логопед обя­зательно должен отметить общий уровень речевого развития (норма, ЗРР, дизартрия, особенности анато­мического строения органов артикуляции). Работая с детьми среднего возраста, необходимо подробно описать состояние звукопроизношения, особенности лексико-грамматического развития и связной речи. Это поможет выявить детей, нуждающихся в пере­воде в специализированное дошкольное учреждение, и определить детей для зачисления на логопункт. Обследование детей старшего дошкольного возраста проводится аналогично.

Преимуществом данного журнала является отсутс­твие необходимости ежегодно переписывать фамилии всех детей группы.

В примечаниях логопед делает отметки о переходе ребенка в другое учреждение, указывает дату зачис­ления или выпуска из логопункта, номер протокола, в котором зафиксирован факт зачисления (выпуска).


104 Часть 4. Логопедическое обследование

 

Логопункт ГОУ д/с № __________________ ______________________________________ Журнал логопедических обследований детей Группы № ______________ Примечание                
20_-20_r Речевое развитие. Рекомендации                
20_-20_г Речевое развитие. Рекомендации                
20_-20_г Речевое развитие. Рекомендации                
Дата рождения ребенка                
Фамилия, имя ребенка                
№п/п                

 


Часть 4. Логопедическое обследование 105

 

Речевая карта

На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются осо­бенности фонетической стороны речи ребенка (общее звучание речи, состояние фонематического слуха, особенности звукопроизношения); состояние лексико-грамматического строя и связной речи.

Речевая карта ребенка, прошедшего обследование*

Фамилия, имя ребенка _______________________________________

Дата рождения ________________ Группа _________________

Общее звучание речи (норма, произношение звуков смазанное, слаболабилизованное) ________________________________________

Голос (норма, хриплый, назализованный) ____________________

Темп (норма, брадилалия, тахилалия) ________________________

Плавность (запинки, заикание) ___________________________

Сила (норма, сильный, слабый, затухающий) __________________

Строение речевого аппарата:

Губы (норма, толстые, тонкие, вывернутые) __________________

Зубы (адентия, норма) ____________________________________

Небо (норма, высокое) ___________________________________

Прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый) ______________

Язык (норма, толстый, тонкий, маленький, массивный, географический, раздвоенный) ___________________________

_____________________

* По результатам обследования составляется индивидуальный план работы с ребенком (см. часть 2)


106 Часть 4. Логопедическое обследование

 

Уздечка (норма, укороченная, короткая) ___________________

Саливация (нормальная, повышенная) ________________________

Фонематический слух (норма, нарушен незначительно, нарушен грубо) ____________________________________________________

РА-ЛА-РА ______________ ША-ША-СА ________________

СА-ЗА-ЗА ______________ БА-ПА-БА _________________

ТА-ДА-ТА ______________ ДЭ-ДЭ-ДЕ __________________

КА-ГА-КА _____________ ТЕ-ДЭ-ТЭ __________________

ВЭ-ФЭ-ФЕ ______________ ЛЭ-ВЭ-ЛЭ ___________________

Шапка и шубка — вот и весь мишутка ______________________

_______________________________________________________

Оса боса и без пояса _____________________________________

_______________________________________________________

Часовщик прищурил глаз, чинит часики для нас ______________

_______________________________________________________

Любит сушки наша Даша, сушки это вам не каша ____________

_______________________________________________________

У Лары красный шар и голубой шарф ______________________

_______________________________________________________

Выделение гласного:

 

в начале слова в конце слова в середине слова
Алик утка Оля шары луна молоко лук лак сок
                 
                   

Часть 4. Логопедическое обследование 107

 

Слоговая структура (нарушена) _______________________________

Дети выпускали птиц из клеток ___________________________

_____________________________________________________

С облепиховых веток осыпались листья ______________________

_____________________________________________________

В холодильнике много скоропортящихся продуктов __________

_____________________________________________________

Милиционер Валерий регулирует движение транспорта ________

_____________________________________________________

Милиционер___________ Строительство_____________

Кораблекрушение______ Пуговица_________________

Аквариум_____________ Экскаватор_______________

Грамматический строй речи

 

Сущ. ед.ч. Сущ. мн.ч. Р. п. мн. ч. Р. п. ед.ч. Употребление предлогов
Стол         В   За  
Окно         На   У  
Лоб         Под   Над  
Ухо         К   От  
Стул         Между   Около  
Сумка         Из-за   Из-под  
Ведро                

 


108 Часть 4. Логопедическое обследование

 

Словообразование

 

Существительные с уменьшительно-ласкательным значением Антонимы
Дверь   Мягкий  
Гнездо   Далекий  
Река   Старый  
Утюг   Острый  
Палец   Узкий  

 

Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные
Стул из дерева   Нос лисы. Чей?  
Стакан из стекла   Ухо собаки. Чье?  
Сумка из кожи   Лапа медведя. Чья?  
Дом из кирпича   Пальто мамы. Чье?  
Пакет из бумаги   Ботинки папы. Чьи?  

Связная речь:

Пересказ (С, В, Н*) ______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________

* С — самостоятельный, В — по вопросам, Н — не справился.


Часть 4. Логопедическое обследование 109

 

Рассказ по серии сюжетных картин (С, В, Н) ______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рассказ по картине (С, В, Н) ____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Сформированность ведущей руки (латералиты) ______________

________________________________________________________

Состояние звукопроизношения

Отсутствие ___________________________________________

Замена _______________________________________________

Искажение (м/з, увулярное) _____________________________

Текст для проведения обследования: Пушистый заяц-беляк выскочил из-под куста крыжовника. Прищурился на солнце и схоронился в глубокой норе под елью.

 

С Сь   Зь Ц Ш Ж Ч Щ Л Ль Р Рь Г К X Й
                                 

Речевой диагноз в начале работы __________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________


110 Часть 4. Логопедическое обследование

 

Заключительный диагноз __________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

«_____» ___________________ 200_____г.

Логопед _________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.134 (0.011 с.)