Занятие 5. Тема: «друзья Язычка. Возвращение домой» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 5. Тема: «друзья Язычка. Возвращение домой»



Цели: совершенствовать пальчиковую и артикуляци­онную моторику; активизировать словарь по теме «Транспорт»; работать над просодическими ком­понентами речи; познакомить детей с понятиями «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

Оборудование: карточки с артикуляционными упраж­нениями, орешки, бельевые прищепки, зубочист­ки, баночки для мыльных пузырей, картинки с раз­ными видами транспорта, ватные шарики, ватные диски.

Ход занятия

Приветствие.

Разучивание рифмовки для концентрации внима­ния.

 

Читает логопед Выполняют дети
Раз, два, три! Слушай и смотри. Показывают на уши и глаза.
Три, два, раз! Мы начнем сейчас. Руки к груди, а затем левая рука вниз, а правая с поднятым ука­зательным пальцем выносится вперед.

2. Объявление темы и цели занятия.


Часть 5. Логотренинг 137

 

3. Лексико-грамматические упражнения
по теме «Транспорт».

Упражнение «Ехать, лететь, плыть»

Логопед: Сядет тот, кто скажет, на чем можно ехать, лететь, плыть.

Дети называют, логопед выставляет на доску картинки.

Логопед: Назовите эти предметы одним словом. (Транспорт.) Какие виды транспорта вы знаете? (Грузовой, пассажирский; наземный, подземный, вод­ный, воздушный.) Как называется транспорт, перевозя­щий грузы? Людей? (Грузовой, пассажирский.)

Игра «Кто я?»

Логопед: Угадайте, кто я, если...

...я управляю автомобилем. (Водитель, шофер.)

...я управляю самолетом. (Пилот, летчик.)

...я управляю поездом. (Машинист.)

...я управляю пароходом. (Капитан.)

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Пальцыдружная семья» (см. занятие 1)

Упражнение «Транспорт»

 

Читает логопед Выполняют дети
Автобус, троллейбус, машина, трамвай. О них ты на улице не забывай. Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного на каждый ударный слог.

 


138 Часть 5. Логотренинг

 

В морях — корабли, ледоколы, суда, Они очень редко заходят сюда. Смена рук.

Знакомство с мягкими и твердыми согласными звуками.

Повторение гласных и согласных звуков, их характеристика.

Логопед: Какие звуки называют согласными? Что они любят делать? (Рычать, звенеть, свистеть, шипеть, шуметь.) Молодцы! Согласные действительно любят шуметь, а вот петь не любят.

Рассказать детям о твердых и мягких согласных звуках, сопровождая рассказ показом символов, обозначающих твердые и мягкие звуки.

Логопед (произносит звуки парами: ЗЗь, ЛЛь и т.д.): Давайте сравним песенки большого комара и маленького, большого пароходика и маленького. Песенки твердых звуков звучат твердо, строго, а у мягких звуков песенки нежные, ласковые.

Давайте поиграем в игру «Камень и вата».

Послушайте слова. Если последний звук в слове твердый — покажите кулачок, если мягкий — пока­жите ладонь. Мел — мель, брат — брать, кров — кровь, кон — конь, хор — хорь, пыл — пыль, был — быль.

Динамическая пауза.

Упражнение «Разминка» (см. занятие 1)

Упражнение «Тарарам» (см. занятие 4)


Часть 5. Логотренинг 139

 

Артикуляционная гимнастика.

Фрагмент 3 ": Прискакал Язычок в зоопарк. Там он встретил своих друзей: болтливого индюка и упрямого ослика (ИА-ИА-ИА). Друзья покатались на автомобиль­чиках: ДР-ДР-ДР... Съели мороженое. Надували воздушные шарики и пускали парашютики. Потом друзья увидели слоника. Ему было жарко. Слоник опускал свой длинный хобот в фонтан, набирал воду (ПЬ-ПЬ-ПЬ..) и поливал себя водой. Быстро день пробежал. Стемнело. Язычок посмотрел на свои часики, попро­щался с друзьями, сел на лошадку и поскакал домой.

Массаж пальцев и мимических мышц лица.

Комплекс упражнений «Времена года. Осень»**.

 

Читает логопед Выполняют дети
Осень в гости к нам ришла, Сильный ветер принесла. Листья пестрые летят... Осень любит листопад! Спиралевидные движения от се­редины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.
Осень в гости к нам пришла, Дождь с собою принесла. Мелкий дождик моросит, У деревьев грустный вид. Постукивающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

____________

* Артикуляционная гимнастика выполняется по ходу рас­сказывания сказки. Названия артикуляционных упражнений выделены подчеркиванием.

** Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей / Т.А. Куликовская. — М.: Книголюб, 2004.


140 Часть 5. Логотренинг

 

Читает логопед Выполняют дети
Осень в гости к нам пришла, Птичек в стаи собрала: «Стало холодно вокруг, Вам пора лететь на юг!» Зигзагообразные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от подбородка к нижней части ушей.
Осень в гости к нам пришла, В огород нас позвала. Не ленись, да поспевай, Собирай-ка урожай. Пощипывающие движения от се­редины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

8. Работа над слоговой и ритмической структурой слова*.

На наборное полотно выставляются картинки.

Логопед: Посмотрите на картинки (автобус, трам­вай, электропоезд, велосипед). Угадайте, на чем я поеду? Я буду отхлопывать это слово, вы выберите соответствующую картинку.

Молодцы! А теперь угадайте, на чем я поплыву? (Пароход, лодка.)

Далее логопед предлагает детям произнести названия видов транспорта с вопросительной, восклицательной интонацией (с опорой на картинки) и вручает детям наклейки с изображением транспорта.

Ритуал прощания. Оценка работы детей.

_____________

* Подготовить детей к знакомству с понятием «ударение».


Часть 5. Логотренинг 141

 

Занятия 6-7. Тема: «Язычок в гостях у Свистящей семейки»*

Цели: отрабатывать артикуляционные упражнения, необ­ходимые для постановки нарушенных звуков; продол­жать работу по совершенствованию мелкой моторики пальцев, добиваясь легкости и быстроты в выполнении выученных упражнений; познакомить с артикуляционным укладом свистящих звуков; продолжить работу над лексической темой «Транспорт»; упражнять детей в образовании глаголов с помощью приставок; разви­вать слуховую память и внимание, мышление.

Оборудование: карточки с артикуляционными упраж­нениями, картинки с транспортом, карандаши с гра­нями для массажа, плакатики с комплексом мими­ческого массажа «Времена года», массажные валики, баночки для мыльных пузырей, символы звуков свис­тящей семейки или буквы на синем и зеленом фоне.

Ход занятия

1. Приветствие (см. занятие 5).

2. Объявление темы и цели занятия.

Лексико-грамматическое упражнение по теме «Транспорт». Игра «Кто управляет этим транспортом?»

Дети достают из «чудесного мешочка» картинки с изображениями видов транспорта, называют изображенный

___________

* Приведенный материал логопед распределяет на два заня­тия по своему усмотрению.


142 Часть 5. Логотренинг

 

предмет и человека, который им управляет. Затем садятся на свои стульчики. Если ребенок не может ответить, логопед просит детей ему помочь.

Дыхательная гимнастика «Надувные игрушки».

Дети изображают процесс надувания игрушек по ходу рассказывания логопеда.

Логопед: В одном детском саду жили надувные игрушки. Но их никто никогда не надувал — про них забыли! А игрушкам так хотелось, чтобы в них играли!

Однажды дети обнаружили надувные игрушки. Они принесли большой, блестящий насос и стали накачивать игрушки воздухом. (Упражнение «Насос». Произнесение звука С.) Игрушки почувствовали, как они заполняются прохладным, легким воздухом. Но вдруг шланг соскочил и весь воздух снова вышел. (Произнесение звука Ш.) Дети снова подключили шланг, надули игрушки и начали играть.

Массаж пальцев и мимических мышц лица.

Упражнение «Велосипедист» (используется карандаш с гранями, который дети прокатывают между ладонями)

На двух колесах я качу,

Двумя педалями верчу.

За руль держусь, смотрю вперед —

Я знаю: скоро поворот.

Мне подсказал дорожный знак:

Шоссе спускается в овраг.

Упражнение «Капуста» (выполнение движений по тексту)


Часть 5. Логотренинг 143

 

Что за шум? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я капуста.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

Упражнение «Ягодки» (выполнение движений по тексту)

С ветки ягодки снимаю

И в корзинку собираю.

Будет на зиму варенье.

Всем друзьям на угощенье.

Массаж лицевых мышц «Времена года. Осень» (см. занятие 5)

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения «Заборчик», «Трубочка», «Лопаточка», «Киска сердится», «Почистим нижние зубки».

Динамическая пауза.

Упражнение «Разминка» (см. занятие 1)

Упражнение «Веселая кисточка»

Под любую ритмическую музыку дети выполняют движения, имитирующие рисование, раскрашиванием

Упражнение «Летчикипилоты»

Логопед выступает как инструктор полетов. Дети выполняют «тренировочные полеты на тренажере» —


144 Часть 5. Логотренинг

 

сложенными вместе ладошками показывают движение своего самолета.

8. Упражнения на формирование правильного звукопроизношения.

• Упражнение «В гостях у свистящей семейки»

Логопед: Давайте заглянем вместе с Язычком в «Домик звуков». Нас приглашает к себе в гости семейка Свистящих звуков. (Логопед знакомит детей с артикуляционным укладом свистящих звуков и их фонетической характеристикой.)

Упражнение «Поймай звук С»* (с использованием пособия «светофор»).

Логопед называет слова и просит детей показать красный сигнал светофора, если в слове нет звука С, и зеленый сигнал — если звук С есть.

Например: свет, окно, лампа, нос, рот, краска, волосы, кот, рука, собака, ласка...

Упражнение «Самовар».

Логопед: Свистящие звуки решили напоить нас чаем из самовара.

Произнесение звука «С» длительно, отрывисто. Аналогично проводятся игры «Комар», «Тишина» (для отработки правильного произнесения звуков 3, Ц).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.242.249 (0.036 с.)