Упражнения на формирование правильного звукопроизношения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на формирование правильного звукопроизношения.



Логопед говорит детям о том, что сегодня они будут в гостях у звуков Р, Рь. Затем повторяет с детьми арти­куляционный уклад звуков, учит детей давать их фоне­тическую характеристику (с использованием кубиков Н.А. Зайцева).

После этого рассматривает вместе с детьми пособие «Домик звуков».

Упражнение «Поймай звук Р (Рь)» (с использованием пособия «светофор»)

Логопед называет слова и просит детей показать красный сигнал светофора, если в слове нет звука Р (РЬ), и зеленый сигнал — если звук Р (Рь) есть.

Слова: рама, окно, рука, нос, рот, краска, волосы, мотор, собака, корова...


Часть 5. Логотренинг 153

 

В зависимости от уровня подготовленности детей на этом этапе можно дать понятие о слоге с помощью игры «Два медвежонка».

Игра «Два медвежонка»

Дети знакомятся с двумя медвежатами. Логопед рассказывает, что один из них умеет произносить слова целиком, а другой — по слогам, и спрашивает у детей: «А вы так умеете? Давайте научимся! Прохлопайте или прошагайте слова».

Игра «Дятел» (на отработку чувства ритма)

Логопед читает стихи:

Дятел дерево долбит,

Эхо четко повторит.

Затем логопед отстукивает ритм, а дети повторяют его. Например:

хх х;

ххх х;

х хх хх х и т.д.*

Ритуал прощания. Оценка работы детей.

__________

*Крупенчук О.И. Логорифмы / О.И. Крупенчук. — СПб.: 2002.


154 Часть 5. Логотренинг

 

Занятие 12. Тема: «Язычок на Поляне скороговорок»

Цели: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; отрабатывать произвольность выполнения артику­ляционных упражнений; дать детям понятие об уда­рении; совершенствовать фонематический слух.

Оборудование: картинки с изображениями двух зайчат, картинка «Поляна скороговорок»(на ней изображены герои известных скороговорок: Саша, идущая по шоссе, Грека, который едет по мосту через реку, и др.)

Ход занятия

Приветствие.

Упражнение на внимание «Четыре стихии».

Логопед называет детям по порядку четыре стихии (огонь, вода, воздух, земля) и показывает соответствующие движения («огонь» — поднять руки над головой, делать перекрестные движения, «вода» — руками изобразить волны, «воздух» — поднять руки вверх, «земля» — опустить руки вниз). Затем логопед называет любую стихию, а дети демонстрируют правильное движение. После этого логопед говорит детям о том, что теперь будет специально допускать ошибки, а дети должны внимательно слушать название стихии и выполнять движения без ошибок.

2. Объявление темы и цели занятия.


Часть 5. Логотренинг 155

 

Лексико-грамматические упражнения по теме «Человек. Части тела». Игра «Найди слово».

Сначала логопед просит детей назвать и показать на себе части тела человека. Затем дети должны назвать часть тела, в названии которой есть звук Ш (шея, уши), звук С (спина, нос, скула, ресницы) и т.д.

4. Пальчиковая гимнастика (см. занятие 9).

5. Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом путешествии Язычка» (см. занятие 9).

6. Дыхательная гимнастика «Шарик» (см. занятие 7).

Упражнения на автоматизацию звуков.

• Упражнение «Песенки гласных»

Логопед просит детей спеть песенки гласных звуков с опорой на карточки.

Упражнение «Язычок на поляне скороговорок»

Дети разучивают скороговорки по выбору логопеда.

Динамическая пауза.

По выбору детей.

Ритуал прощания. Оценка работы детей.


Список использованной литературы

1. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. — 2-е изд., доп. и перераб., А.П. Нилова; Л.М. Воронова; О.В. Шипицыиа; Т.А. Защиринская. — СПб.: Детство-пресс, 2001.

2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми ранне­го возраста: учебное пособие для студентов педвузов / Е.Ф. Фомичева. — М.: ACT; Астрель, 2006.

3. Костыгина В.Н. Тру-ля-ля: артикуляционная гимнастика: 2-4 года / В.Н. Костыгина. — М.: Карапуз, 2003.

4. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста / Е.Н. Краузе. — СПб.: Корона Принт, 2006.

5. Крупенчук О.И. Логорифмы / О.И. Крупенчук. — СПб.: Спец-Лит, 2000.

6. Крупенчук О.В. Научите меня говорить правильно!: пособие по логопедии для детей и родителей / О.И. Крупенчук. — СПб.: Литера, 2006.

7. Куликовская ТА. Массаж лицевых мышц для малышей / Т.А. Куликовская. — М.: Книголюб, 2004.

8. Логопедия: учебник для вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н, Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002. — (Коррекционная педагогика).

9. Лопухина И.С. Логопедия / И.С. Лопухина. — М.: Аквариум, 2002.

10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-пресс, 2005.

11. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи / Л.Г. Парамонова. — СПб.: Дельта, 2001.

12. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – 4-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.


Список использованной литературы 157

 

13. Пожиленко ЕЛ. Волшебный мир звуков и слов: пособие для логопедов / Е.А. Пожиленко. — М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002.

14. Разговорчивые пальчики. Развитие мелкой моторики: для детей 2-4 лет. — М.: Карапуз, 2003.

15. Репина З.А. Уроки логопедии / З.А. Репина, В.И. Буйко. — Екатеринбург: Литур, 1999.

16. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых / М.С. Рузина. — СПб.: Кристалл, 2000.

17. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селиверстов. — М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1994.

18. Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи: метод, пособие / Т.А. Ткаченко. — СПб.: Детство-пресс, 1999.

19. Ткаченко T А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи: пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

20. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками / Т.А. Ткаченко. — М.: АРКТИ, 2004.

21. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи: альбом дошкольника / Т.А. Ткаченко. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

22. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение: учеб.-метод, пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. — М.: ГНОМ-Пресс, 1999.

23. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: практикум по логопедии / М.Ф. Фомичева. — М.: Просвещение, 1989.


Оглавление

Введение....................................................................... 3

Часть 1. Нормативно-правовые документы

1. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения 5

2. Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем

в своей структуре специализированных групп.... 16

3. Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования 32

4. Должностная инструкция учителя-дефектолога (учителя-логопеда, логопеда) 37

Часть 2. Планирование работы

1. Годовой план работы логопеда на логопункте..... 43

2. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом «фонетические нарушения речи»................................................... 49

3. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»................... 59

4. Индивидуальный план коррекционной работы... 77


Оглавление 159

 

Примерный график работы логопеда

и циклограмма рабочего времени........................ 78

6. План работы логопеда на неделю......................... 81

7. График проведения индивидуальных занятий.... 82

8. План подгруппового занятия................................ 83

9. Отчет о работе логопеда, проделанной

на логопункте за учебный год................,............. 84

10................................................................................. Протоколы по приему и выпуску детей 86

Часть 3. Работа с воспитателями и родителями

Работа с родителями детей, зачисленных

на дошкольный логопункт......................................... 88

1. Образец расписки родителей, отказавшихся переводить ребенка в логопедическую группу 88

2. Образец расписки родителей, отказавшихся

от занятий с логопедом на логопункте ГОУ. 89

3. Оформление уголка логопеда

и памятки для родителей................................ 90

4. Соглашение с родителями об условиях обслуживания детей на логопункте 94

Работа с воспитателями............................................ 97

1. Рабочий листок взаимодействия логопеда и воспитателя по автоматизации поставленных звуков............................................................................ 98

2. Карта обследования мелкой моторики детей 99


160 Оглавление

 

Часть 4, Логопедическое обследование

1. Методика проведения

логопедического обследования............................. 101

2. Журнал логопедического обследования............... 103

3. Речевая карта.......................................................... 105

4. Карта состояния звукопроизношения................... 110

Часть 5. Логотренинг (цикл подготовительных

Логопедических занятий)

Методика проведения логотренинга.......................... 112

Занятие 1. «Чтобы четко говорить,

надо с пальцами дружить»......................................... 114

Занятие 2. «Знакомство с домиком Язычка»............. 121

Занятие 3. «В гостях у Язычка»................................. 125

Занятие 4. «Прогулка Язычка»................................... 131

Занятие 5. «Друзья Язычка. Возвращение домой» ……. 136

Занятия 6 - 7. «Язычок в гостях у Свистящей семейки».141

Занятие 8-9. Язычок в гостях у Шипящей семейки........ 145

Занятие 10. «В гостях у братьев Л, Ль»..................... 148

Занятия 11. «В гостях у братьев Р, Рь»...................... 150

Занятие 12. «Язычок на Поляне скороговорок»......... 154

Список использованной литературы................................... 156

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.241 (0.02 с.)