Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имеющими нарушения речи, в государственных

Поиск

образовательных учреждениях, реализующих

программы дошкольного образования

Приказ Департамента образования г. Москвы № 2-34-20 от 11.08.2005

Департамент образования направляет для практического использования в работе разъяснения по организации работы учителя-логопеда в государственных обра­зовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.

Должность учителя-логопеда вводится в штатные расписания государственных образовательных учреж­дений, реализующих программы дошкольного обра­зования, с целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе, в связи с наблюдающимся в последнее время снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста; на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24.02.2000 г. № 6/2.

Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Должность учителя-логопеда рекомендуется вводить в штатные расписания при наличии в государственном образовательном учреждении, реализующем программу дошкольного образования, не менее 25 детей с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонемати-


Часть 1. Нормативно-правовые документы 33

ческими нарушениями речи в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет. Количество детей, с которыми проводит занятия учитель-логопед в течение месяца, составляет 15 человек.

Основными задачами учителя логопеда являются:

— формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

— коррекция нарушений звуковосприятия и звуко-произношения;

— своевременное предупреждение и преодоление труд­ностей речевого развития;

— привитие детям навыков коммуникативного общения;

— решение задач социального и речевого развития;

— организация работы педагогов государственного образовательного учреждения, реализующего про­граммы дошкольного образования, по формированию речевого развития детей.

Учитель-логопед в течение года проводит обследование речевого развития воспитанников государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, достигших трехлетнего возраста. По результатам обследования формирует­ся списочный состав детей для коррекционной работы, утверждаемый психолого-медико-педагогической комис­сией, которая создается на основании приказа окруж­ного управления образования Департамента образования города


34 Часть 1. Нормативно-правовые документы

Москвы. Если ребенок имеет более сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о его переводе в учреждение, в котором функционируют группы компен­сирующего вида, с целью достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуаль­ные и подгрупповые занятия. Учителю-логопеду поз­воляется проводить их с отрывом детей от занятий в группе. Продолжительность занятия не должна пре­вышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпиде­миологическими правилами и нормами» 2.4.1.1249-03. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характе­ра нарушения речевого развития.

Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет, как правило, 6 месяцев — с детьми, имеющими фонетические и фонематические наруше­ния речи, и 12 месяцев — с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи.

Ответственность за обязательное посещение вос­питанниками занятий несут учитель-логопед, воспи­татель, руководитель образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования.

Учитель-логопед взаимодействует с педагогами госу­дарственных дошкольных образовательных учрежде­ний компенсирующего вида для детей с нарушениями речи,


Часть 1. Нормативно-правовые документы _____________ 35

врачами детских поликлиник и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий.

Для организации работы учителя-логопеда выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеничес­ким нормам, в котором должны быть соответствующая возрасту детей мебель, настенные и индивидуальные зер­кала, логопедические зонды и шпатели, настольные игры, игрушки конструкторы, учебно-методические пособия.

Примерная документация учителя-логопеда:

— протоколы заседаний психолого-медико-педагоги­ческих комиссий по приему и выпуску детей;

— индивидуальная речевая карта;

— календарный план работы на каждый день;

— график работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем учреждения;

— журнал учета посещаемости;

— план мероприятий, направленных на профилак­тику речевых нарушений у детей (консультации и семинары для педагогов образовательного учрежде­ния и родителей (законных представителей);

— тетрадь взаимодействия с педагогами образовательно­го учреждения (рекомендации по проведению группо­вых и индивидуальных занятий в детьми в группе);

— индивидуальные тетради для коррекционной рабо­ты с детьми.


36 Часть 1. Нормативно-правовые документы

Настоящие разъяснения не распространяются на государственные дошкольные образовательные учреж­дения (группы) компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.

Примечание автора. В данном документе обозначены воз­растные границы детей, с которыми учитель-логопед прово­дит работу на логопункте — 4,5—7 лет. Однако в предыдущих документах указывалось, что работу логопед проводит только с детьми старшей и подготовительной к школе групп.

В документе также указывается, что в течение года учитель-логопед также должен провести и обследование детей 3 лет. Таким образом, речь детей младшего дошколь­ного возраста (3—4 лет) обследуют два специалиста-лого­педа: логопед детской поликлиники и логопед логопункта. Согласно рассматриваемому документу периодичность и продолжительность индивидуальных логопедических занятий определяет логопед — в зависимости от харак­тера речевого нарушения ребенка. Это позволяет лого­педу проводить не столько занятий, сколько «положено», а столько, сколько необходимо для данного ребенка.

В данном приказе также приведен список документов, которые должны заполняться специалистами логопункта. Одним из документов является тетрадь взаимодействия логопеда с воспитателями групп, с детьми которых про­водится логопедическая работа. Однако педагоги массо­вых групп детских садов не проводят такой работы. Это делается только в речевых детских садах или логопеди­ческих группах, за что воспитатели получают надбавку к зарплате. Так как воспитатели массовых групп такой надбавки не получают, специалисту логопункта рекомен­дуется использовать не тетрадь, а листок взаимодействия с воспитателями, образец которого приведен на с. 98.


Часть 1. Нормативно-правовые документы ______________ 37

4. Должностная инструкция учителя-дефектолога (учителя-логопеда, логопеда)

Должностная инструкция Утверждаю

учителя-дефектолога ___________________________

орган юридического лица (учредители}

_________________________________

«_»________ 200_ г. лицо, уполномоченное утверждать

N»__________________________ должностную инструкцию

________ ____________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

«___ » __________ 200____ г.

I. Общие положения

1. Учитель-дефектолог относится к категории специа­листов.

2. На должность учителя-дефектолога назначается ли­цо, имеющее высшее дефектологическое образование

___________________________________________________

(без предъявления требований к стажу работы;

_____________________________________________________

стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

______________________________________________________________

от 5 до 10 лет; от 10 до 20 лет; свыше 20 лет)

3. Назначение на должность учителя-дефектолога и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению______________________

________________________________________________

4. Учитель-дефектолог должен знать:

— Конституцию Российской Федерации;


38 Часть 1. Нормативно-правовые документы

— законы РФ, постановления и решения Прави­тельства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;

— Конвенцию о правах ребенка;

— возрастную и специальную педагогику и психо­логию;

— анатомо-физиологические и клинические осно­вы дефектологии;

— методы и приемы предупреждения и исправле­ния отклонений в развитии обучающихся;

— нормативные и методические документы по во­просам профессиональной и практической дея­тельности;

— программно-методическую литературу по рабо­те с обучающимися (воспитанниками), имеющи­ми отклонения в развитии;

— новейшие достижения дефектологической науки;

— правила и нормы охраны труда, техники безо­пасности и противопожарной защиты;

— _____________________________________________

5. Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно

___________________________________________________

(директору учреждения, иному должностному лицу)

6. На время отсутствия учителя-дефектолога его обя­занности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложен­ных на него обязанностей.


Часть 1. Нормативно-правовые документы _____________ 39

7. _________________________________________________

_________________________________________________

II. Должностные обязанности

Учитель-дефектолог:

1. Осуществляет работу, направленную на максималь­ную коррекцию отклонений в развитии у обучаю­щихся (воспитанников).

2. Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.

3. Комплектует группы для занятий с учетом психофи­зического состояния обучающихся (воспитанников).

4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

 

5. Работает в тесном контакте с учителями и воспита­телями, посещает занятия и уроки.

6. Консультирует педагогических работников и роди­телей (лиц, их заменяющих) по применению специ­альных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.

7. Ведет необходимую документацию.

8. Способствует формированию общей культуры лич­ности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.


40 Часть 1. Нормативно-правовые документы

9. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

10. Реализует образовательные программы.

11. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

12. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспи­танников), содержащиеся в Законе Российской Фе­дерации «Об образовании», Конвенции о правах ре­бенка.

13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

14. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их за­меняющими).

16. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

18___________________________________________


Часть 1. Нормативно-правовые документы 41

III. Права Учитель-дефектолог вправе:

1. Знакомиться с проектами решений руководства уч­реждения, касающихся его деятельности.

2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Привлекать специалистов всех (отдельных) струк­турных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с раз­решения руководителя учреждения).

5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязан­ностей и прав.

6. ____________________________________________________

___________________________________________________


42 ________________ Часть 1. Нормативно-правовые документы

IV. Ответственность

Учитель-дефектолог несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим законодательством РФ.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осу­ществления своей деятельности — в пределах, оп­ределенных действующим законодательством РФ.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим законодательством РФ.

4. _____________________________________________________

_____________________________________________________

С инструкцией ознакомлен:__________________________

(подпись, ФИО)
«____»____________ 200_____ г.

Примечание автора. В этом документе указаны общие требования, предъявляемые к специалисту дошкольного логопункта, указаны основные обязанности учителя-логопеда и его права. Также в должностной инструкции расписана ответственность логопеда, которую он несет за ненадлежащее исполнение или неисполнение предусмотренных настоящим документом обязанностей.

Должностная инструкция утверждается заведующей дошкольного образовательного учреждения и обязательно дается на подпись специалисту при приеме на работу.


Часть 2. Планирование работы

________________________________________________________

Эффективность работы логопункта обеспечивается следующими документами:

— годовым планом работы логопеда на логопункте;

— перспективным планом проведения подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом «фонетические нарушения речи»;

— перспективным планом проведения подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»;

— индивидуальным планом коррекционной работы;

— примерным графиком работы логопеда;

— графиком проведения индивидуальных занятий;

— планом подгруппового занятия;

— отчетом о работе, проделанной за учебный год;

— протоколами по приему и выпуску детей.

Планы на следующий учебный год составляются в мае и утверждаются заведующим ДОУ.

1. Годовой план работы логопеда на логопункте

В годовом плане определены три основных направления работы специалиста логопункта: с детьми, воспитателями и родителями детей, проходящих обучение. Отдельным перечнем приведен список мероприятий, проводимых логопедом в течение всего года и не имеющих привязку к конкретным срокам. Приведенный ниже годовой план работы логопункта выполнен в виде таблицы. Однако логопед может оформить его в виде списков по отдельным направлениям работы.


44 ________________ Часть 2. Планирование работы

 

Годовой план работы логопеда на логопункте Время проведения мероприятия 2 полугодие Апрель         Май   Январь
1 полугодие Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь
Название мероприятия Обследование речи детей старшей и подготовительной к школе групп Проведение МППК по зачислению детей на логопункт Заполнение индивидуальных речевых карт Зачисление на логопункт, подписание договоров с ро­дителями детей, зачисленных на логопункт Сдача списков зачисленных на логопункт заведующему детского сада Комплектование подгрупп, составление расписания и планов логопедических занятий Составление графика посещения занятий по развитию речи в старшей и подготовительной группах Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на логопункт и графиком проведения занятий
№ п/п                

 


Часть 2. Планирование работы__________________ _________ 45

 

Время проведения мероприятия 2 полугодие Февраль Февраль - май Февраль - май Февраль - май Февраль - май Май Апрель - май Май * Логопед контролирует систематичность проведения работы и правильность выполнения заданий в течение года.
1 полугодие Октябрь Октябрь - январь Октябрь - январь Октябрь - январь Октябрь - январь Январь   Январь
Название мероприятия Привлечение воспитателей к работе по автоматизации поставленных звуков (выдача рабочих листов)* Проведение коррекционно-развивающих логопедических занятий с детьми старшей и подготовительной групп Проведение занятий и тренингов с целью профилактики речевых нарушений у детей всех возрастных групп Проведение консультаций для воспитателей всех возрастных групп Проведение родите Февраль - мая льских собраний во всех возрастных группах и индивидуальных консультаций для родителей детей старших и подготовительных к школе групп Экспресс-обследование речи детей старших и подготовительных к школе групп Экспресс-обследование детей младшего возраста Составление статистических отчетов о состоянии звукопроизношения детей детского сада
№ п/п                

 


46 ________________ Часть 2. Планирование работы

 

Время проведения мероприятия 2 полугодие Май Май Июнь Июнь Август Август Август
1 полугодие              
Название мероприятия Оформление стенда «Доска почета» фотографиями выпускников логопункта Проведение открытых итоговых занятий для родителей детей старших и подготовительных к школе групп «Праздник правильной речи» и награждение почетной грамотой «Помощник логопеда» наиболее активных воспитателей Подведение итогов работы за учебный год. Сдача ана­литического отчета о проделанной работе заведующей детского сада Сдача отчета о работе за учебный год в комитет образования Подготовка материалов для проведения логопедического обследования Составление рабочих листов для проведения фронтальных и индивидуально-подгрупповых занятий для детей с диагнозом: дислалия Составление рабочих листов с домашними заданиями для детей с диагнозом: ФФН
№ п/п              

 


Часть 2. Планирование работы__________________ _________ 47

План работы с воспитателями и родителями

 

Название мероприятия Время проведения мероприятия
Работа с родителями
Проведение консультации для родителей старшей группы на тему: «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе» По плану детского сада
Проведение родительского собрания «Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения» По плану детского сада
Проведение родительского собрания в подготовительных группах на тему «Речевая готовность ребенка к школе» По плану детского сада
Проведение родительского собрания в младших группах на тему «Развитие речи детей раннего возраста» По плану детского сада
Проведение консультаций для родителей детей старших и подготовительных к школе групп В течение всего года, два раза в неделю во второй половине дня
Работа с воспитателями
Проведение консультации для воспитателей старших и подготовительных групп «До школы один год» По плану детского сада
Организация занятий в группах раннего возраста «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить» (с использованием массажеров, элементов логоритмики, уп­ражнения для дыхания, пальчиковых игр) Занятие проводится 1 раз в неделю в течение года воспитателем под контролем логопеда
Проведение семинара по проблемам пре­дупреждения и коррекции недостатков речи детей для воспитателей, поступивших на работу в течение года По плану детского сада

 


48 Часть 2. Планирование работы

 

 

Название мероприятия Время проведения мероприятия
Проведение консультации для воспитателей на тему: «Игры для развития речи и мышления дошкольников» По плану детского сада
Проведение смотра речевых уголков в средних и старших группах Январь, май


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.79 (0.012 с.)