Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы психологического обследования детей.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Анализ каждого конкретного случая представляет собой довольно объемную работу, требующую определенной организации. Наиболее рациональной представляется такая последовательность этапов исследования конкретного случая.
Этап сбора предварительной информации. Получение информации о жалобах и запросе в первичной беседе с родителями, а также имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в ребенке лиц; здесь же проводится подробная беседа с родителями, направленная на получение сведений о предшествующих периодах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально-бытового плана (психологический анамнез ребенка); изучение практического запроса к психологу и формулирование гипотез относительно психологической проблемы ребенка. Здесь также может иметь место наблюдение за ребенком в школьной или иной обстановке (обязательно для психологов, работающих в детских учреждениях).
Этап экспериментально-психологического обследования. Определение общей стратегии обследования и составление конкретного комплекса методик для проведения экспериментально-психологического обследования ребенка. Собственно проведение обследования и анализ продуктов деятельности ребенка (рисунки, школьные тетради, поделки, предметы увлечений и т.д.); проверка выдвинутых гипотез относительно сущности, характера и причин имеющихся трудностей и нарушений.
Аналитический этап. Обработка совокупности полученных данных, постановка психологического диагноза, составление условно-вариантного прогноза и разработка рекомендаций для программы психокоррекционной работы.
Заключительный этап. Беседа с родителями или иными лицами, обратившимися к психологу, относительно результатов обследования, обсуждение психологического заключения и прогноза развития, совместная выработка программы психолого-коррекционных мероприятий.
Обратим внимание на то, что для квалифицированного решения психологической проблемы специалисту требуется собрать сведения по следующим основным разделам: 1) информация об истории развития ребенка и состоянии его здоровья; 2) сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растет ребенок, и характере его общения и взаимоотношений со значимыми лицами (семья, коллектив сверстников в детском саду, школе или других посещаемых учреждениях); 3) особенности поведения и деятельности ребенка (в процессе обследования, а также в семье, школе или иных ситуациях); 4) дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка.
Основе такой информации психолог-консультант может дать общую оценку уровня развития ребенка, определить сущность трудностей ребенка, оценив степень их сложности и глубины, выделить факторы, связанные с их появлением, определить сферы воздействия с целью устранения или ослабления остроты проблемы и, наконец, разработать коррекционную программу или предложения по психотерапии.
Психологический анамнез — совокупность сведений о ребёнке, полученных с целью организации с ним эффективной работы. Получение информации о значимых этапах развития и жизненных событиях, повлиявших на проявление симптомов расстройства. Обстоятельства рождения и развития ребёнка, состояние здоровья, образование (сад, школа, кружки), хобби, отношения с окружающими, условия в семье, ожидания в отношении ребёнка, как пытались справляться в расстройством до психолога.
В ходе всего консультирования следует дополнять «портрет» личности ребёнка новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительная информация – из наблюдения за внешним видом и поведением, тестирования, беседы и других средств (рассказ ребёнка о себе, сны, рисунки, сочинения). Источники анамнеза: - Опрос родителей, учителей, друзей, одноклассников; - Анализ продуктов деятельности и творчества (сны, рисунки, сочиненеия); - Тестирование (результаты); - Наблюдение за внешним видом, поведением и деятельностью ребёнка; - Беседа с ребёнком.
Л.С.Выготский подчеркивал, что психолог должен составить причинное описание развития ребенка: 1) Необходимо выявить источники и механизмы наиболее существенного влияния на формирование личности. 2) Проследить связь событий детства с теми особенностями психологического развития, которые фиксируются теперь. 3) По возможности учитывать специфику содержательного и реальной картины в каждом возрастном периоде. Это необходимо так как: 1) Знание условий помогает понять психологическое развитие ребенка (вытекает из концепции онтогенеза). 2) Часто разные по происхождению психологические нарушения и трудности обнаруживают не только сходство, но и дают близкие диагностические результаты.
Психологический анализ применяется в достаточно широком смысле – ведется сбор данных обо всех условиях жизни ребенка, от усвоения социального опыта, условий формирования его деятельности и общения. Поэтому при сборе информации необходимо учитывать следующее: 1) Систематизация всех данных о деятельности ребенка, его психологических новообразований. 2) Психолог не должен зацикливаться на сборе информации о негативных, нежелательных особенностей ребенка.
При сборе анамнеза возникают трудности: 1) Сведения предоставленные родителями хранятся в их памяти, а так как запоминается самое яркое и значимое, то факты имеющие непосредственное отношение к проблеме ограниченные. Не всегда можно восстановить реальную картину. 2) При сборе анамнеза важно установить реакцию ребенка на изменения, затем характер приспособления. Сложно получить эти сведения. 3) При сборе анамнеза необходимо выявить роль стрессовых факторов и факторов риска в нервно-психологических заболеваниях. Нужна откровенность. 4) Психологу при сборе анамнеза необходимо отделить фактические сведения о жизни ребенка сообщаемые родителями от интерпретации или оценки этих сведений. Выготский писал, что вместо фактов в психологии сообщают эмоционально-окрашенные выводы.
Строя беседу с педагогом в доверительной форме, не нужно поддаваться его эмоциональным реакциям на отрицательные факты поведения ребенка. К обследованию ребенка психолог должен приступить без предубежденности.
1. Анкетные данные. Основные сведения о семье: 2. Особенности пренатального периода развития ребенка: 3. Состояние ребенка к моменту обследования, перенесенные заболевания (характер приспособления, эмоциональная реакция): 4. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения. 5. Развитие в раннем возрасте: 6. Дошкольный возраст: 7. Младший школьный возраст: 8. Предподростковый и подростковый возраст: 9. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 2401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.20.132 (0.01 с.) |