Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологический диагноз. Критерии качества психологического диагноза.

Поиск

Психологический диагноз – это конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей ичности с целью оценки их актуального состояния, дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования. Предмет психологического диагноза – установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом психол-го диагноза явл-ся выяснение в каждом отдельном случае того, почему данное проявление обнаруживается в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Л.С.Выготский выделяет 3 основных уровня диагостики.

1. симптоматический диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, а основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным, т.к. установление симптомов не приводит к постановке диагноза. На этом уровне работу психолога вполне можно заменить машинной обработкой данных.

2. этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных особенностей или симптомов, но и причины их возникновения.

3. типологический диагноз заключается в определении места и значения полученных данных в целостной картине личности. По словам Выготского диагноз всегда должен иметь ввиду сложную структуру личности. «Диагностика» и «диагноз» соотносятся как процесс к результату.

Основные критерии качества психологического диагноза:

1) адекватность – соответствие диагноза реальному состоянию обследуемого. 2) своевременность – быстрота и оперативность диагноза. 3) коммуникативная ценность – возможность передачи психодиагностической информации заявителю (как правило, не явл-ся специалистом в области психологии) в целях профилактики, коррекции и проф-й подготовки обследуемого. 4). Трудоемкость – уровень профессиональной подготовки диагноста. Наличие в его распоряжении психодиагностических средств, особенности конкретного случая.


3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАЛЮЧЕНИЕ.

Психодиагностическое заключение – это документ о результатах диагностики, подготовленный психологом. Следует различать психологическое заключение 1) составленное на языке современной психологической науки резюме о состоянии клиента. 2) сообщение об обследуемом, как документ аналогичный по содержанию, но отличающийся по форме, предназначенный для неспециалиста.

Основные функции психологического заключения:

1) оценка текущего состояния объекта обследования. 2) прогноз будущего состояния объекта обследования 3) разработка рекомендаций, которые должны зависеть от целей обследования (т.е. быть конкретными и вытекать из проведенной диагностики).

Заключение должно строиться на всех доступных для исследователя данных с учетом основных этических норм психологии и психодиагностики. Стандартной формы и правил написания заключений не существует. Оно видоизменяется в зависимости от цели, ситуации в кот-й проводится диагностика, адресата, теоретических установок и специализации психолога. В структуре психол-го закл-я целесообразно выделять 3 блока: 1) феноменологический: описание жалоб, симптомов, особенностей поведения обследуемого, его отношение к факту обследования и запрос (т.е. чего ожидает обследуемый). 2) причинный: включает данные об отдельных сферах личности обследуемого, а также формулируются основные диагностические выводы. 3) блок предложенных мероприятий, которые необходимо предпринять в связи с тем или иным психологическим диагнозом (рекомендации).

Основное требование подготовки заключения – его соответствие цели заказа и уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации. Утверждения психолога должны отражать степень подлинности каждого из привлдимых факторов или выводов. При подготовке заключения для неспециалиста следует избегать специальой психологической терминологии. Также в заключении лучше указывать те характеристики, которые имеют достаточно высокий или низкий уровень, а не ближе к среднему уровню.


ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

1. Научная функция

2. Практическая функция

Научное исследование ориентировано на поиск неизвестных закономерностей. В этих исследованиях мспользуются известные (по какому-либо признаку) испытуемые. При этом, как правило, исследователи пренебрегают их индивидуальными различиями и эмпирической целостностью.

В практических исследованиях (а точнее обследованиях) именно индивидуальные различия и эмпирическая целостность являются главным объектом изучения. Поэтому эти исследования ориентированы на поиск известных закономерностей у неизвестных обследуемых.


ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ.

Психодиагностическая ситуация – это задаваемая требованиями практики совокупность неизменяющихся на протяжении установления психологического диагноза общих организационных условий осуществления психодиагностической деятельности, определяющее наличие или отсутствие у обследуемого права самостоятельно вступать в диагностический процесс и выбирать свое поведение (дальнейший жизненный путь) на основе его результатов. Личностная значимость для обследуемого результатов, получаемых в диагностич-м процессе, обусл-т его активную позицию, кот-я проявл-ся либо в готовности давать предельно истинные ответы, что способствует получению адекватной диагностической информации, либо в поведенческих тенденциях, которые осложняют постановку псих-го диагноза, таких как: уклончивость, осторожность, выбор средних вариантов, соц-я желательность, замалчивание или отриц-е собственных черт.

Выделяют 2 основных вида психол-х ситуаций:

1) ситуация клиента. Человек сам обращается за помощью к психологу, поэтому охотно идет на сотрудничество, старается выполнять инструкции как можно более точно, а также не имеет сознат-х намерений исказить рез-ты обследования.

2) ситуация экспертизы. Человек как бы выдерживает экзамен, насильственно подвергается диагностике. Поэтому вполне осознанно контролирует свое поведение и отвечает так, чтобы выглядеть в max выгодном и социально желательном свете.

В ситуации клиента к психодиагностическому инструментарию можно предъявить гораздо менее жесткие требования относительно его защищенности от фальсификации в следствие сознательной стратегии, чем в ситуации экспертизы.

Ситуации клиента/ экспертизы различаются по следующим признакам: 1) мотивация обследуемого (экспертиза – внешняя, клиента – чаще внутренняя, реже внешняя). 2) готовность к сотруждничеству (экспертиза – низкая, т.к. обследуемый заинтересован в том, чтобы как можно лучше контролировать свои ответы и угадывать, что от него хотят. Клиента – высокая, т.к. важно получить надежные и валидные результаты. 3) характер обратной связи заказчика (экспертиза – заключение для принятия административных решений. Клиента – в виде консультативной или психокоррекционной работы.


ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

1. Данные будут использованы специалистом-смежником для постановки непсихологического диагнозаили формулирования административного решения. Такая задача решается по запросу суда, компл-й психолого-психиатрич-й экспертизе, психодиагностике проф. пригодности или компетентности по запросу администрации. Также такая задача хар-на для исп-я психодиагн-х данных в медицине.

2. Данные будут исп-ся самим психодиагностом для постановки психол-го диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого будет осуществляться специалистом другого профиля. Пример: поиск причин школьной неуспеваемости. Диагноз имеет психол-й хар-р, а психолого-педагогическую коррекционную работу проводят учителя и родители.

3. Данные будут использоваться самим психодиагностом для постановки психологического диагноза и по его результатам будет проводится психокоррекц-я и психотер-я работа, т.е. психологический диагноз исп-ся для разработки путей психологического воздействия.

4. Данные будут исп-ся самим обследуемым в целях саморазвития и самокоррекциисвоего поведения. Психолог несет ответственность за корректность и доступность для понимания полученных психодиагностических данных, за этические аспекты психол-го заключения и частично несет ответственность за то, как эти данные были использованы самим обследуемым.

Хоте не сущ-т жесткого соответствия между характером задачи и психодиагностическим методом, все же отмечается некот-я предпочтительность тех или иных методов при решении конкретных задач. При решении задачи 1 ми 2 методы должны более или менее долгосрочный прогноз. Они также должны позволять соотносить результаты диагностики обследуемого с другими людьми (т.е. пред-ть стандартизацию). Поэтому здесь предпочтительны объективные тесты и тесты-опросники (они иногда основаны не на психологич-х категориях, а в системе понятий заказчика).

При решении задачи 3 соотнесение с нормой имеет меньшее значение, поэтому здесь чаще используются идеографические техники, проективные и деологические методы.

Главное требование к методам при решении задачи 4 – легкость перевода полученных на язык самого обследуемого.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.56 (0.007 с.)