Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психодиагностика как наука. Происхождение термина «психодиагностика».

Поиск

ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК НАУКА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «ПСИХОДИАГНОСТИКА».

Предпосылки психодиагностики как науки заложены в объективно существующих между людьми индивидуальных различиях. Различные типологии разрабатывались с древних времен и они, несомненно, сыграли свою роль в появлении научной психодиагностики. Мы можем проследить это на примере эволюции учения о типах темперамента, начиная от Гиппократа, затем к Галену, который наделяет их нравственными характеристиками; позже — к Канту, стремившемуся отделить свойства темперамента от других психических особенностей; и наконец — к таким современным типологиям, которые разрабатывались Павловым, Кречмером, Шелдоном и другими исследователями. Ближе к нашему времени, в конце XIX — начале XX в. широкую известность приобретают такие «науки», как френология, физиогномика, графология, которые объединяет их поиск средств диагностики индивидуальных особенностей личности. Современная психодиагносика начала развиваться с появлением эксперементальной психологии, т.к. психодиагностика как наука опирается на результаты специальных исследований и методы научного познания.

Сам термин «психодиагностика» происходит от древнегреческого слова diagnosis, где gnosis – познание, dia – между, рас, через, отдельно. Первые упоминания данного термина встречаются в работе фр. Ученых Бине и Симона, а сам термин впервые используется в одноименной работе Г. Роршаха в 1921 г. В современной литературе можно встретить множество различных значений термина «психодиагностика». Например, от таких, которые обозначают психодиагностику как «теорию и практику постановки психологического диагноза, связанного с выявлением скрытой причины обнаружившегося неблагополучия» или «учение о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам», до таких, которые обозначают психодиагностику как «бухгалтерию души».


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА.

Психологический диагноз – это конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей ичности с целью оценки их актуального состояния, дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования. Предмет психологического диагноза – установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом психол-го диагноза явл-ся выяснение в каждом отдельном случае того, почему данное проявление обнаруживается в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Л.С.Выготский выделяет 3 основных уровня диагостики.

1. симптоматический диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, а основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным, т.к. установление симптомов не приводит к постановке диагноза. На этом уровне работу психолога вполне можно заменить машинной обработкой данных.

2. этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных особенностей или симптомов, но и причины их возникновения.

3. типологический диагноз заключается в определении места и значения полученных данных в целостной картине личности. По словам Выготского диагноз всегда должен иметь ввиду сложную структуру личности. «Диагностика» и «диагноз» соотносятся как процесс к результату.

Основные критерии качества психологического диагноза:

1) адекватность – соответствие диагноза реальному состоянию обследуемого. 2) своевременность – быстрота и оперативность диагноза. 3) коммуникативная ценность – возможность передачи психодиагностической информации заявителю (как правило, не явл-ся специалистом в области психологии) в целях профилактики, коррекции и проф-й подготовки обследуемого. 4). Трудоемкость – уровень профессиональной подготовки диагноста. Наличие в его распоряжении психодиагностических средств, особенности конкретного случая.


3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАЛЮЧЕНИЕ.

Психодиагностическое заключение – это документ о результатах диагностики, подготовленный психологом. Следует различать психологическое заключение 1) составленное на языке современной психологической науки резюме о состоянии клиента. 2) сообщение об обследуемом, как документ аналогичный по содержанию, но отличающийся по форме, предназначенный для неспециалиста.

Основные функции психологического заключения:

1) оценка текущего состояния объекта обследования. 2) прогноз будущего состояния объекта обследования 3) разработка рекомендаций, которые должны зависеть от целей обследования (т.е. быть конкретными и вытекать из проведенной диагностики).

Заключение должно строиться на всех доступных для исследователя данных с учетом основных этических норм психологии и психодиагностики. Стандартной формы и правил написания заключений не существует. Оно видоизменяется в зависимости от цели, ситуации в кот-й проводится диагностика, адресата, теоретических установок и специализации психолога. В структуре психол-го закл-я целесообразно выделять 3 блока: 1) феноменологический: описание жалоб, симптомов, особенностей поведения обследуемого, его отношение к факту обследования и запрос (т.е. чего ожидает обследуемый). 2) причинный: включает данные об отдельных сферах личности обследуемого, а также формулируются основные диагностические выводы. 3) блок предложенных мероприятий, которые необходимо предпринять в связи с тем или иным психологическим диагнозом (рекомендации).

Основное требование подготовки заключения – его соответствие цели заказа и уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации. Утверждения психолога должны отражать степень подлинности каждого из привлдимых факторов или выводов. При подготовке заключения для неспециалиста следует избегать специальой психологической терминологии. Также в заключении лучше указывать те характеристики, которые имеют достаточно высокий или низкий уровень, а не ближе к среднему уровню.


ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

1. Научная функция

2. Практическая функция

Научное исследование ориентировано на поиск неизвестных закономерностей. В этих исследованиях мспользуются известные (по какому-либо признаку) испытуемые. При этом, как правило, исследователи пренебрегают их индивидуальными различиями и эмпирической целостностью.

В практических исследованиях (а точнее обследованиях) именно индивидуальные различия и эмпирическая целостность являются главным объектом изучения. Поэтому эти исследования ориентированы на поиск известных закономерностей у неизвестных обследуемых.


ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

1. Данные будут использованы специалистом-смежником для постановки непсихологического диагнозаили формулирования административного решения. Такая задача решается по запросу суда, компл-й психолого-психиатрич-й экспертизе, психодиагностике проф. пригодности или компетентности по запросу администрации. Также такая задача хар-на для исп-я психодиагн-х данных в медицине.

2. Данные будут исп-ся самим психодиагностом для постановки психол-го диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого будет осуществляться специалистом другого профиля. Пример: поиск причин школьной неуспеваемости. Диагноз имеет психол-й хар-р, а психолого-педагогическую коррекционную работу проводят учителя и родители.

3. Данные будут использоваться самим психодиагностом для постановки психологического диагноза и по его результатам будет проводится психокоррекц-я и психотер-я работа, т.е. психологический диагноз исп-ся для разработки путей психологического воздействия.

4. Данные будут исп-ся самим обследуемым в целях саморазвития и самокоррекциисвоего поведения. Психолог несет ответственность за корректность и доступность для понимания полученных психодиагностических данных, за этические аспекты психол-го заключения и частично несет ответственность за то, как эти данные были использованы самим обследуемым.

Хоте не сущ-т жесткого соответствия между характером задачи и психодиагностическим методом, все же отмечается некот-я предпочтительность тех или иных методов при решении конкретных задач. При решении задачи 1 ми 2 методы должны более или менее долгосрочный прогноз. Они также должны позволять соотносить результаты диагностики обследуемого с другими людьми (т.е. пред-ть стандартизацию). Поэтому здесь предпочтительны объективные тесты и тесты-опросники (они иногда основаны не на психологич-х категориях, а в системе понятий заказчика).

При решении задачи 3 соотнесение с нормой имеет меньшее значение, поэтому здесь чаще используются идеографические техники, проективные и деологические методы.

Главное требование к методам при решении задачи 4 – легкость перевода полученных на язык самого обследуемого.


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ И ЭКСПЕРТНЫМ МЕТОДАМ.

I. Требования к измерительным методам (тестам)

А) Они д.б. однозначно сформулированы в соответствии с целью, предметом и областью применения методики. Д.б. четко определена область применения тестов – особая соц-я среда, сфера практики, контингент испытуемых. Должны быть конкретизированы цели использования результатов: ●для прогноза, ●для психологич-го вмешательства, ●для принятия определенного типа решений (правовых, административных и т.д).

Б) Процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему спец-х психол-х знаний или ЭВМ, используемой для предъявления заданий и ответов.

В) Процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы должны должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности.

Г) тестовые шкалы д.б. проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторного исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы).

Д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющие автоматически отсеивать недостоверные протоколы.

Е) Головная методическая организация должна вести банк данных, собранных по тесту, и проводить периодическую коррекцию всех стандартов методики.

II. Требования к экспертным методам.

А) Должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Инструкция по привлечению экспертов снабжается указанием на требуемую для них квалификацию и необходимое кол-во для получения данных по методу психол-х оценок.

Б) Инструкции к проведению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к данным (текстов, рисунков, аудио, видео)

В) Процедура обработки должна включать в себя такое документирование промежуточной обработки, кот-я позволила бы перепроверить результат.

Г) Пользователи должны иметь возможность повторить исследование по измерению экспертной оценки на эталонных данных.

Д) Головная организация должна вести банк данных, должна вести подготовку и переподготовку в соответствии со стандартами методики.

Методика, несоответствующая вышеперечисленным требованиям, не м.б. признанной. Но это не исключает применение таких методик в исследованиях.


ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОПРОСНИКОВ (ФАЛЬСИФИКАЦИЯ, УСТАНОВКИ НА ОТВЕТЫ, ПОНИМАНИЕ ВОПРОСОВ, ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОТВЕТОВ).

Ответ на вопрос или утверждение личностного опросника зависит от следующих факторов: ●личностных особенностей обсл-го, ●отношения к обсл-ю у испыт-го, ●условий обсл-я, ●пола эксперимент-ра, ●ур-ня понимания вопроса, ●жизненного опыта.

Основные проблемы испол-я личностных опросников связаны:

1) с возможностью фальсификации ответов (чаще всего возникает во время эксперитизы);

2) с влиянием опред-х установок на ответы:

А) Установка на согласие – это тенденция испытуемого соглашаться с утверждениями, отвечать на вопросы «да», независимо от их содержания.

Б) установка на социально одобряемые ответы – тенденция отвечать на вопросы теста так, чтобы выглядеть «социально положительно».

В) установка на неопредеоенные или средние ответы. Такие ответы, отражающие нерешительность или неувереноость, для испыт-х явл-ся безопасным компромиссом. Однако это приводит к снижению валидности заданий, т.к. бол-во методов анализа вопросов осн-ся на крайних значениях показателей.

Г) Установка на крайние ответы. Проявляется при использовании многоэлементной рейтинговой щкалы.

Д) Установка на необычные, необщепринятые ответы.

Е) Установка на диссимуляцию – стремление выглядеть абсолютно здоровым и благополучным.

Ж) установка выбирать неблагоприятный для описания самого себя ответ. М.б. вызвана потреб-ю в поиске помощи д/решения собственных проблем.

3) с различиями в понимании вопросов обследуемыми. Неясность и трудности в понимании вопросов приводят к изменчивости ответов при повторном выполнении методики.

4) Факторы, вызывающие изменения ответов при повторном исследовании:

А) чем больше ответы исп-х совпадают с оценками и мнением их соц-го окружения, тем выше вероятность их постоянства.

Б) чем труднее испытуемому правдиво ответить на вопрос, тем выше вероятность, что он изменит свой ответ.

В) чем более безразлично для испытуемого то, что затрагивается вопросом, тем выше вероятность постоянства.

Г) чем более приятно для испыт-го содержание вопроса, тем больше вероятность постоянства ответа.

Д) чем больше ответ на вопрос воспринимается как угрожающий, тем выше вероятность постоянства ответа.

Е) Чем сильнее связь между содержанием вопроса и собственными проблемами испытуемого, тем больше вероятность постоянства ответа.

Ж) чем сильнее беспокойство, вызываемое вопросом, у испытуемого, тем больше вероятность постоянства ответа.

З) чем менее ясен, понятен вопрос д/испытуемого, тем больше вероятность изменения ответа.

Меры для устранения влияния установок на ответы:

1) Использование дублирующих вопросов. По поводу каждой черты или хар-ки готовятся минимум 4-5 вопросов, которые формул-ся т.о, чтобы в разной форме, но в одинаковой степени быть адресованными к одному и тому же содержанию. Противоречивость ответов на дублирующие вопросы означает действие различных установок и указыв-т на невозможность оценить данную хар-ку с пом-ю опросника.

2) Исп-е приема уравнивания числа заданий, в кот-х ответ дан либо ответа нет, оценивается баллами. Это позволяет выявить установку на согласие.

3) Исп-е метода вынужденного выбора. Отвечающему предл-ся выбрать между утв-ми, кот-е кажутся одинаково доступными, но имеют разную валидность.

4) Использование метода контрольных шкал или шкал лжи.


Психометрический парадокс

Это явление возникающее при использовании личностных опросников при котором вопросы (утверждения) имеющие высокие показатели дискриминативности явл неустойчивыми по отношению повторяемости результатов и наоборот высокая надёжность ответов часто отмечается у тех пунктов которые обладают низкой дискриминативностью. В работах Новоковской отмечается что психометрический парадокс присущ исключительно исследовательскому инструментарию гумонитарных наук поскольку вопросы оставаясь формально неизменёнными подвержены симантическими приоброзованиями как в интер-, так и в интро- индивидуальных планах.

Интер индивидуальная изменчивость имеет две причины:

1) Развитие выраженности измеряемой черты у разных испытуемых. 2) Различие в понимании значения вопроса.

Интро индивидуальная изменчивость обусловлена: 1) Вариабельность значения. 2) Трудность принятия решения. 3) Пунктуацией выраженности черт.

Новоковская подчёркивает необходимость диффиринциации однозначных вопросов от многозначных и предлогает различать 2 типа психометрического парадокса: Парадокс типа А. Возникает при вопросах поддающихся различному истолкованию а так же в том случае когда трудно принять решение в ответе. В таком случае вопросы обладают высокой высокой дискриминативностью при значительной вариабельности ответов. Парадокс типа Б. Возникает при однозначных вопросах, таких для кот легко подобрать ответ. Также сюда можно отнести однесторонние диагностические вопросы т.е. для кото только один вар ответа диагностически значим. Чем больше в методике вопросов вызывающих парадокс типа Б, тем больше её надёжность, однако одновременно сниж дискриминативная сила вопроса. Зная о существовании психометрического парадокса исследователь должен регулировать вариабельность ответов путём набора вопросов с соответствующим парадоксом.

Новокрвской были определены факторы вызывающие изменение твета при повторном исследовании:

1. Чем больше ответы испытуемых совподают с оценками и мнением их социального окружения, тем выше вер их постоянства

2. Чем труднее испытуемому правдиво ответить на вопрос, тем выше вероятность изменит свой ответ.

3. Чем более безразлично испытуемому то, что затрагивается вопросом, тем больше вер постоянства

4. Чем более приятно для испыт содержание вопроса, тем больше вер постоянства

5. Чем больше ответ на вопрос восприн как угрожающий, тем выше вер постоянства

6. Чем сильнее связь между содержанием вопроса и собственными проблемами-постоя

7. Чем сильнее беспокойство вызываемое вопросом- постоянство

8. Чем менее понятин вопрос тем больше вер измен ответа

По мнению Новоковской постоянство ответов явл функцией защитных механизмов


Достоинства метода тестов

1) стандартизация условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации пользователя (исполнителя), на роль которого можно подготовить даже лаборанта со средним образованием. 2) оперативностью и экономичностью. Типичный тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых не требуется много времени Тестированию одновременно подвергается группа испытуемых. 3) количественным дифференцированным характером оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяют рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам. Количественный характер тестовых результатов дает возможность применить хорошо разработанный аппарат психометрики, позволяющий оценить, насколько хорошо работает данный тест на данной выборке испытуемых в данных условиях;

4) оптимальной трудностью. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности. При этом средний испытуемый набирает примерно 50 % из максимально возможного количества баллов. Это достигается за счет предварительных испытаний – психометрического эксперимента (или пилотажа). Если в ходе пилотажа становится известным, что с заданием справляется примерно половина из обследованного контингента, то такое задание признается удачным, и его оставляют в тесте;

5) надежностью. Это, наверное, самое главное достоинство тестов в образовательной психодиагностике. Лотерейный характер современных экзаменов с вытягиванием счастливых или несчастливых билетов давно уже стал притчей во языцах. Лотерейность для экзаменующегося здесь оборачивается низкой надежностью для экзаменатора – ответ на один фрагмент учебной программы, как правило, не показателен для уровня усвоения всего материала. В отличие от этого любой грамотно построенный тест охватывает основные разделы учебной программы (тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности). В результате возможность для «хвостистов» выбиться в отличники, а для отличника вдруг провалиться резко сокращается; 6) справедливостью. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора. Хороший тест ставит всех в равные условия. 7) возможностью компьютеризации. Недостатки метода тестов

1) опасность «слепых» (автоматических) ошибок. Испытуемый не понял инструкции и стал отвечать совсем не так, как требует стандартная инструкция, возник сдвиг в приложении трафарета-ключа к бланку ответов (при ручном, некомпьютерном подсчете баллов) и т. п. 2) опасность профанации. Все проблемы предполагается решать с помощью 2–3 тестов – на все случаи жизни. К количественному тестовому баллу приклеивается новый ярлык – заключение, создающее видимость соответствия диагностической задаче. Примером такой профанации может служить повальное использование клинического теста MMPI для отбора кадров в нашей стране. 3) отсутствие доверительной обстановки. 4 ) потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность. Иногда неквалифицированные тестологи обрушивают на ребенка тесты, слишком сложные для него по возрасту. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов.


24. Тестовые нормы.

Тестовые нормы — количественные и (или) качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерения. В качестве таких критериев выступают статистические показатели выборки стандартизации, а также различные признаки-симптомы, свидетельствующие о том или ином уровне выраженности диагностируемых качеств.

Тестовые нормы расчит раздельно для: 1- каждой возрастной группы (это обяз услов для тестов общ способностей); 2- для отдельных контингентов больных; 3- для представ различн проф групп; 4- в зав от пола; 5- в зав от уровня образования.

Виды тестовых норм

Нормы развития: 1.собственно возрастные нормы – умственный возраст (шкалы Бине-Симона). 2.эквивалентный класс – с помощью понятия эквивалентный класс интерпритируются показатели тестов достижения в обучении. Все тесты этого типа применяются для обследования учащихся.

внутригрупповые нормы. Описания почти всех современных стандартизованных тестов в той или иной форме содержат данные о внутригрутовых нормах. С помощью таких норм индивидуальное выполнение оценивается в соответствии с выполнением наиболее сопоставимой нормативной группы. Внутригрупповые показатели имеют единый и четко определенный количественный смысл и могут быть надлежащим образом использованы в рамках большинства методов статистического анализа.

специфические нормы. Для решения проблемы сопоставимости тестов и согласованности норм используется несколько подходов.

1. составление с помощью эквипроцентильного метода таблиц эквивалентности. 2. стандартизация тестов для более узкой популяции релевантной специфическим целям какого либо теста. В таких случаях границы нормативной популяции должны быть чётко определены и преведены вместе с новыми.

Так же существуют локальные нормы котор разрабатываются для конкретных соц единиц.

ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ НОРМ

При попытках осуществить сравнение между тестами независимо от вида показателей тестов их всегда следует приводить вместе с названием теста в котором они получены. Поскольку тестовые показатели нельзя интерпритир в отрыве от конкретного теста.

Существуют три основные причины систематических изменений результатов, полученных одним и тем же индивидом в различных тестах.

1- тесты, даже если одинаково называются, могут различаться содержанием

2- могут оказаться несравнимые единицы измерения

3- характер выборок стандартизации, использованных при определении норм для разных тестов, может оказаться различным.


Методы диагностики памяти

1. 10 слов (десять слов по пять серий, и 1 отсроченная через 20 мин). Изучение механической кратковременной и оперативной памяти, также позволяет сделать некоторые выводы о сост-и сферы внимания и о динамике процесса запоминания.

2. запоминание предложений и рассказов. На изучение смысловой кратковременной и оперативной памяти.

3. пробы на интерференцию (2 группы по три слова, 2 фразы, 2 рассказа).

4. методика опосредованного запоминания (А.Н. Леонтьев). Исп-му зачит-ся 10-15 слов. Ему необходимо подобрать к каждому слову карточку с похъодящим по смыслу рисунком (рисунки на карточках не являются прямыми иллюстрациями слов. Иссл смысловой памяти

Пиктограмма


Методы диагностики внимания

1) Корректурная проба (тест Бурдона 1995) б ланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).оценивается: концентрация, устойчивость, переключаемость внимания.

2) счет по крепелину. В большой столбец записывалось много однозначных чисел, которые испытуемый должен складывать в уме. Результаты оценивались по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных при этом ошибок.

3) Таблицы шульте случайно расположенные числа (или другие объекты) для тренировки быстрого их нахождения по порядку. Шкалы: устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость

4) красно-черная таблица Шульте-Горбова Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения.


РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ. РИСУНОК НЕСУЩЕСТВ. ЖИВОТНОГО. (РНЖ).

По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. Инструкция: "Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием". При интерпретации выделяют следующие показатели: Положение рисунка на листе, Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь), Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме, Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функциональными или украшающими, хвосты, контуры фигуры, общая энергия (Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия.). Оценка характера линии. Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.


РИЧУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ. РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА.

Тест "Рисунок человека" разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху. Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым вертикально. Инструкция: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете». После окончания работы полезно провести обсуждение рисунка, выяснить, что за человек нарисован – какого он возраста, пола (если это не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, что любит и чего не любит, что ожидает его в будущем, о чем он мечтает и т.п. Если обследуется подросток или взрослый человек, то можно попросить его написать небольшой рассказ об изображенном персонаже. По завершении беседы предлагают еще одно задание в соответствии с процедурой, разработанной Маховер. Обследуемому дают чистый лист бумаги с инструкцией: «А теперь нарисуйте человека другого пола». При непонимании инструкции нужно пояснить, что имеется в виду человек, пол которого противоположен нарисованному ранее. Это задание полезно для взрослых и подростков. При обследовании дошкольников и младших школьников оно обычно не дает существенной дополнительной информации, хотя в отдельных случаях, когда нужно выявить отношение ребенка к сексуальной сфере, его можно рекомендовать и для маленького ребенка.


РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ. РИСУНОК СЕМЬИ.

Исторически использование методики «Рисунок семьи» связано с общим развитием «проективной психологии». Росту интереса к рисуночным методикам способствовал выход в свет фундаментальных монографий методик К. Маховер. Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка. Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». При выполнении задания следует отмечать в протоколе: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 секунд; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием. После того, как ребенок выполнит задание, надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задают следующие вопросы: 1. Скажи, кто тут нарисован? 2. Где они находятся? 3. Что они делают? Кто это придумал? 4. Им весело или скучно? Почему? 5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? 6. Кто из них самый несчастный? Почему? После опроса ребенку предлагают обсудить 6 ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три - позитивные: 1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой? 2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? 3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и у тебя плохо получается. Кого ты позовешь на помощь? 4. Ты имеешь билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто останется дома? 5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть? Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер. Желательно иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе. Интерпретация делится на три части: анализ структуры рисунка; анализ особенностей графических презентаций членов семьи; анализ процесса рисования.

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК НАУКА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «ПСИХОДИАГНОСТИКА».

Предпосылки психодиагностики как науки заложены в объективно существующих между людьми индивидуальных различиях. Различные типологии разрабатывались с древних времен и они, несомненно, сыграли свою роль в появлении научной психодиагностики. Мы можем проследить это на примере эволюции учения о типах темперамента, начиная от Гиппократа, затем к Галену, который наделяет их нравственными характеристиками; позже — к Канту, стремившемуся отделить свойства темперамента от других психических особенностей; и наконец — к таким современным типологиям, которые разрабатывались Павловым, Кречмером, Шелдоном и другими исследователями. Ближе к нашему времени, в конце XIX — начале XX в. широкую известность приобретают такие «науки», как френология, физиогномика, графология, которые объединяет их поиск средств диагностики индивидуальных особенностей личности. Современная психодиагносика начала развиваться с появлением эксперементальной психологии, т.к. психодиагностика как наука опирается на результаты специальных исследований и методы научного познания.

Сам термин «психодиагностика» происходит от древнегреческого слова diagnosis, где gnosis – познание, dia – между, рас, через, отдельно. Первые упоминания данного термина встречаются в работе фр. Ученых Бине и Симона, а сам термин впервые используется в одноименной работе Г. Роршаха в 1921 г. В современной литературе можно встретить множество различных значений термина «психодиагностика». Например, от таких, которые обозначают психодиагностику как «теорию и практику постановки психологического диагноза, связанного с выявлением скрытой причины обнаружившегося неблагополучия» или «учение о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам», до таких, которые обозначают психодиагностику как «бухгалтерию души».




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.141.155 (0.014 с.)