Системные отклонения у лиц с нарушениями зрительного анализатора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системные отклонения у лиц с нарушениями зрительного анализатора



Тифолопедагогика изучает слепых, слабовидящих, компенсаторные возможности, возможности коррекции отклонения в психич развитии в процессе обучения.

Исторически существовало несколько точек зрения:1. Слепота оказывает негативное влияние на психич развитие, оно почти некомпенсируемо и непреодолимо, хроническое отставание в развитии 2. Слепота активизирует все процессы, следовательно слепые обгоняют в развитии своих сверстников. 3. Современная точка зрения признает негативное влияние, однако признает возможность развития компенсаторных механизмов, позволяющих сгладить различия между слепыми и зрячими.

По остроте центрального зрения: 0-0,05 – слепые; 0,05-0,4 – слабовидящие.

Слепые и слабовидящие: тотально слепые, слепые со светоощущениями, слепые с остаточным зрением, глубоко слабовидящие, слабовидящие. Особое значение имеет возраст в котором зрение было нарушено: слепорожденные, раноослепшие (до 3х лет) – не обладают зрительными образами памяти. Потерявшие зрения позже 3 лет могут сохранять зрительные представления и использовать их.

До 3х месяцев слепота не оказывает влияние на развитие ребенка, начиная с 4го оказывает тормозящее влияние на общее физическое сенсомоторное развитие и общую активность (Солнцева). Познаваемый мир становится ограничен длиной руки ребенка. Значительно снижает подражательные возможности. Нуждается в специальном обучении предметным действиям. Отставание в развитии, страх родителей за ребенка делает его еще более зависимым. Ограниченное взаимодействие ребенка с другими детьми отрицательно сказывается на психическом развитии. В процессе осязательного развития долгое время воспринимают лишь отдельные части предметов, не создавая целостного образа. При условии систематической коррекционно-воспитательной работы к концу дошкольного детства формируется предметность восприятия и способность целенаправленно обследовать предметы.

Тормозится процесс развития игровой деятельности (недостаток моторики, предметных действий, ограниченность представлений. Требуется специальное обучение игровой деятельности. Речь используется как элемент компенсации (упорядочивание сенсорных впечатлений, управление поведением). В первые три года отставание в психическом развитии от зрячих достигает своего максимума.

Деятельность и внимание

Некоторые виды деятельности (например игра) требуют специального обучения; неравномерность развития проявляется в сосуществовании нескольких ведущих видов деятельности одновременно (дошкольники – предметная и игровая, школьники – игровая и учебная). Деятельность выступает важнейшим элементом компенсации нарушенного зрения.

Внимание – как способ сосредоточения на объектах становится важнейшим механизмом организации деятельности. По Н.Н.Ланге снижение двигательной активности незрячего ребенка оказывает негативное влияние на развитие внимания. По Солнцевой все свойства внимания испытывают на себе влияние нарушенного зрения, однако это не исключает возможности его развития до уровня нормальновидящих. Отставание в развитии внимание связано не только с недостатком внешних впечатлений, но и с узостью интересов, особенно это проявляется в произвольном внимании. Компенсаторная роль внимания в способствовании организации деятельности сохранных анализаторов и может реализоваться только при достижении определенного уровня развития путем включения ребенка в различные виды деятельности.

Познавательная деятельность

Образы зрительного восприятия слабовидящих медленно формируются, менее точны, снижены активность и скорость восприятия, полнота и точность. Обучение приемам восприятия слабовидящих имеет первостепенное значение в их развитии. У детей с остаточным зрением важной задачей является обучение рациональным приемам использования резидуального зрения. Наиболее эффективно компенсирует нарушенное зрение осязание. Представления об окр. Мире характеризуются неточностью, фрагментарностью, схематичностью. Сформированные представления довольно быстро распадаются. Зависят от возраста потери зрения и стажа слепоты. (потеря зрения после 7 лет оставляет зрительные образы более или менее сохранными). Ограниченность круга представлений сказывается на уровне развития воображения (комбинирования образов памяти в различные сочетания), низкий уровень оригинальности образов, бедность замысла, подражательность.

Топографические представления и пространственная ориентация

Пространственная ориентация включает в себя работу восприятия, представления, мышления, воображения. Способность ориентироваться в пространстве напрямую связана с интегрированностью в общество. Однако отсутствие зрения часто компенсируется развитием слуха, осязания, обоняния. Часто родители незрячего или слабовидящего ребенка постоянно выступая в роли поводыря снижают мотивацию обучаться навыкам ориентирования, формируют убежденность в своей беспомощности многочисленные пространственные фобии.

У незрячих медленнее формируется схема тела, представления о правой и левой сторонах. Активное включение ребенка в игровую и спортивную деятельность способствует преодолению отставания в развитии моторной сферы, развитии навыков пространственной ориентации.

Мышление, речь, общение

Глубокие нарушения зрения негативно сказываются на формировании наглядно-действеного и наглядно-образного мышления. Так же на формирование наглядно действенного мышления оказывает влияние отставание в моторном развитии. Сужение круга представлений, их фрагментарность и схематизм затрудняют процесс оперирования образами в процессе мышления. Словесно-логическое мышление в меньшей степени зависит от патологического фактора, так как использует понятия разной степени обобщенности.

Опасна подача знаний в готовом, результативном виде, так как снижает познавательную активность. В конечном итоге развитость мышления зависит от характера и содержания коррекционно-развивающей работы.

На речевое развитие оказывает влияние суженный круг общения. Речь может быть бедна и излишне формальна по содержанию, подражание речевым оборотам взрослых. Недостаточность пассивного и активного словаря, развитие которого возможно в процессе взаимодействия со взрослым при оречевлении выполняемых операций.

Проблемы при артикулировании звуков, постановка которых требует зрительного контроля. Речь –наиболее сохранная сторона психического развития, определяет содержательную сторону общения.

Общение – кроме речи паралингвистические средства коммуникации: мимика, пантомимика, жестикуляция, характеристики голоса и интонация. Однако у слепого возникают трудности в усвоении визуально-невербальных средств общения, однако они могут обладать удивительной точностью в оценке возрастных и эмоциональных особенностей собеседника. Ограниченный круг общения не способствует формированию навыка вступления в контакт, поддержания диалога, самопрезентации. Многие испытывают страх перед общением с незнакомыми, в особенности зрячими. Однако в условиях адекватного семейного воспитания эти трудности преодолимы.

Развитие эмоциональной сферы и личности

Обеднение эмоциональной сферы. Изменения функционального состояния ЦНС в условиях сенсорной депривации приводят к нарушениям психической деятельности в т.ч. к эмоциональным расстройствам. Характерны незрелость, неустойчивость эмоций, неуравновешенность, подавленность, аутизация, тревожность, ранимость, неуверенность, нервно-психическое напряжение, психоастенизация страх нового, фобии.

Дольше учатся контролировать свои эмоции. Попадание в стрессовые ситуации увеличивает количество негативных переживаний. На формирование эмоциональной сферы большое влияние оказывает семейное воспитание. Особенности эмоциональной сферы обостряются в подростковый период, происходит более глубокое осознание своих дефектов, нарастет чувство одиночества. Конфликт между потребностями и возможностями. Наиболее острые эмоциональные реакции, близкие к шоковым возникают при внезапной потере зрения уже в зрелом возрасте.

Личность (формируется при включенности в социальные отношения) Дискуссия в тифлопедагогике – оказывает ли слепота негативное влияние на формирование личности и каковы механизмы этого влияния. Все многообразие точек зрения в основном сводится к трем принципиальным позициям:

1.Отрицание негативного влияния2.Дифференцированное влияние 3.негативное влияние неизбежно

Накопленный современной наукой опыт не вызывает сомнений в негативном влиянии.

Негативные черты характера: сужение сферы интересов и потребностей, снижение уровня общей активности, обеднение мотивационной сферы, апатичность, безынициативность, интравертированность, эгоцентризм, тревожность, внушаемость, подражательность, бедное содержание самосознания, неадекватно завышенная или заниженная самооценка, расхождения между я реальным и я идеальным, акцентуации. Однако такие нарушения возможнв так же у лиц с другими патологиями и у нормально развивающихся, следовательно влияние опосредовано, модально-неспецифические закономерности нарушения.

Патология затрудняет процесс интеграции в общество. Т.О. через нарушение связей с людьми недостатки отдельной функции способны повлиять на процесс формирования личности. Слепота и слабовидение не формируют сами по себе определенных свойств личности, они скорее создают неблагоприятные условия.. Характер определяется воспитанием, условиями жизни. Негат характеристики – рез-т неправильного воспитания, недостатков коррекционной работы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.007 с.)