Перечень вопросов по практическим занятиям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень вопросов по практическим занятиям



Перечень вопросов по практическим занятиям

Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов.

Тема 1.Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников.

(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: педагогика начального образование, воспитание, образование, развитие, младший школьный возраст

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте сущность, предмет, объект и задачи педагогики начального образования.

2. Почему суждение о том, что педагогика воспитывает, обучает и формирует ученика, является неверным?

3. Педагогика начального образования в системе педагогических наук.

4. Кто более ответственен за воспитание? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспитания, если возможности и силы воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходит скромные возможности учебно-воспитательных учреждений?

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Соотнесите понятия «формирование», «развитие», «воспитание», «образование», «обучение». Составьте иерархическую схему.

2. Рассмотрите основные исторические периоды развития педагогической мысли. Особое внимание заострите на вкладе российских и зарубежных педагогов в развитие педагогики начального образования. Результаты оформите в виде таблицы.

Тема 2. Личность младшего школьника как объект и субъект педагогических воздействий

(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: личность, объект, субъект, педагогическое взаимодействие.

Вопросы для обсуждения

1. Когда и почему возникла необходимость в педагогической деятельности и профессии?

2. Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от непрофессиональной?

3. Выделите наиболее существенные особенности педагогической деятельности, отличающие ее от любой другой профессиональной деятельности.

4. Существует мнение, что с развитием новых информационных технологий профессия учителя исчезнет. Согласны ли вы с этим утверждением?

5. Какие профессиональные функции должен выполнять педагог?

6. Определите на основе данных функций возможные профессиональные роли педагога.

7. Можно ли называть педагогической деятельность человека, который обучает и воспитывает других, не занимаясь ею профе­ссионально?

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Составьте характеристику профессиональных функций учителя начальных классов.

2. Напишите эссе на тему «Гуманистическая природа педагогической деятельности».

3. Постройте на основе знаний о структуре педагогической деятельности последовательность действий педагога.

Тема 3. Требования к теоретической и практической готовности педагога начальной школы.

(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: педагог, педагог начальной школы, теоретическая готовность, практическая готовность.

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте влияние на развитие личности младшего школьника наследственности, среды и воспитания.

2. Сравните особенности развития мальчиков и девочек в начальной школе.

3. Приведите примеры постановки задач школьной диагностики на основе особенностей развития младших школьников.

4. В чем заключается зависимость развития младшего школьника от целей и задач обучения и воспитания.

5. Докажите, что проявление активности и самостоятельности младших школьников зависит от характера организации основных видов деятельности.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Приведите примеры построения учебного процесса, когда ребенок является объектом (субъектом) учебной деятельности. (Для работы используйте Межвуз. сб. науч. трудов. Л., 1989. С. 3-14. Младший школьник как субъект педагогического воздействия).

2. Поразмышляйте. Каким образом должна строиться работа учителя, чтобы младший школьник постепенно переходил от позиции объекта к позиции субъекта учебной деятельности?

Раздел 2. Теория обучения детей младшего школьного возраста.

Тема 4. Сущность, движущие силы, противоречия, логика и функции образовательного процесса в начальной школе

(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: движущие силы, противоречия, логика, функции, образовательный процесс в начальной школе

Вопросы для обсуждения

Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса в начальной школе.

Функции педагогического процесса в начальных классах.

Образовательная функция начального обучения: содержание, структурные компоненты, виды образовательных и методы их реализации в учебном процессе.

Воспитательная функция педагогического процесса; содержание, структурные компоненты, виды образовательных и методы их реализации в учебном процессе.

Развивающая функция: содержание структурные компоненты, виды развивающих задач и методы их реализации в учебном процессе начальной школы.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Изучить принципы педагогического процесса по следующему плану: формулировка принципа, его сущность и что он требует от учителя, который его применяет, правила реализации принципа на практике. Выбрать один из принципов обучения, записать правила его реализации.

Образец самостоятельного изучения.

Принцип доступности.

Требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

Правила (по Я. Коменскому):

- переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история);

- переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Этот принцип требует использования методов обучения, отвечающих уровню развития учеников. Принцип доступности часто называют принципом нарастающей трудности.

Тема 5. Особенности обучения младших школьников

(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: обучение, младший школьник.

Вопросы для обсуждения

1. Противоречия процесса познания и их разрешение в учебной деятельности младших школьников.

2. Зависимость обучения детей от закономерностей познания человеком окружающего мира.

3. Конкретное и абстрактное, чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое в познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.

4. Чувственный образ в интеллектуальном развитии младшего школьника.

5. Функции наглядного образа в педагогическом процессе.

6. Управление чувственным познанием детей в учебном процессе.

7. Абстракции в учебной деятельности младших школьников.

8. Формирование логических суждений, операций и приемов у детей.

9. Отличие учебной деятельности от других видов деятельности (игра, труд).

10. Характеристика учебной деятельности как ведущей на этапе начального образования.

11. Структура учебной деятельности, предложенная Д.Б. Элькониным.

12. Роль учителя в формировании учебной деятельности младших школьников.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Прочитайте отрывки из работ Д.Б. Эльконина и Д.Г. Левитес (приложение [1]), выделите специфические особенности учебной деятельности, ее структурные компоненты.

2. Составьте сравнительную таблицу, характеризующую особенности игровой, трудовой и учебной деятельности, по следующим признакам:

- цель,

- функции,

результат.

3. На основе изучения дополнительной литературы составьте реферативное выступление о влиянии формирования учебной деятельности на развитие личности учащихся.

Тема 6. Содержание начального образования как фундамент базовой культуры личности.

(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: начальное образование, Государственный стандарт, учебный план, учебная программа, учебники.

Вопросы для обсуждения

1. Социальный опыт в содержании обучения. Различные подходы к содержания обучения.

2. Системный характер содержания современного обучения.

3. Характеристика государственных документов, раскрывающих содержание обучения (Государственный стандарт, учебный план, учебная программа, учебники). Отражение в документах современных подходов к содержанию обучения.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Прочитайте приложения 2 и 17, [1] сформулируйте основные по­зиции государства в области содержания образования.

2. Проанализируйте учебный план (приложение 19 [1]), докажите, что при его составлении учтены требования Государственного стан­дарта (приложение 18).

3. Прочитайте приложение 20, [1] выпишите компоненты содержа­ния образования.

4. Проанализируйте учебные программы нескольких дисциплин, преподаваемых в начальной школе, выделите общие компонен­ты в их структуре.

5. Прочитайте приложение 21, [1] проанализируйте один из учебни­ков с точки зрения реализации в нем функций учебника.

6. На основе анализа материала, представленного в приложении 21, [1] составьте схему «Структура учебника».

7. Проанализируйте один из учебников с точки зрения его струк­турных компонентов.

8. Подготовьте два реферативных выступления по работе «От учеб­ника — к творческому замыслу урока» на темы: «Методы и прие­мы работы учителя с текстовыми компонентами учебника» и «Методы и приемы работы учителя с внетекстовыми компонен­тами учебника».

9. Составьте несколько тезисов в доказательство того, что содер­жание обучения в школе нуждается в постоянном изменении, совершенствовании.

Вопросы для обсуждения

1. Проблема метода в дидактической теории.

2. Структура метода. Методы, приемы и средства обучения.

3. Различные подходы к классификации методов обучения в современной педагогической теории.

4. Характеристика методов обучения.

5. Самостоятельная работа как метод обучения.

6. Дидактическая игра как метод обучения младших школьников.

7. Характеристика основных форм организации обучения.

8. Проблема взаимосвязи метода с формой и содержанием обучения.

9. Урок как элемент целостной системы.

10. Пути совершенствования урока на современном этапе развития школы.

11. Требования, предъявляемые к современному уроку.

12. Характеристика передового опыта по повышению эффективности урока (опыт В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили и др.)

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Прочитайте статью И.Я. Лернера (приложения), составьтетаблицу, показывающую, с помощью каких методов учащиеся могут овладеть разными элементами образования.

2. Составьте задания для учащихся по одному из учебников природоведения 2 класса для самостоятельной работы на уроке. Проанализируйте возможности их применения для реализации самостоятельной работы как метода обучения. (Охарактеризуйте каждое задание с точки зрения цели, используемого материла, характера деятельности, способа организации.)

3. Подготовьтесь к проведению дидактической игры по одной из тем курса начальной школы. (Задание готовится и проводится по группам. Дидактическая игра рассматривается как метод обучения.)

4. Опираясь на материал приложения 23 [1], разработайте несколько видов дидактических игр.

5. На основании анализа классификации методов обучения, представленных в основной литературе, составьте свою и обоснуйте ее.

6. Напишите аннотацию одной из статей журнала «Начальная школа» (по выбору), посвященных рассмотрению какого-либо метода обучения.

7. Проанализируйте методы, используемые на одном из уроков (приложения 11, 48; [1]), по следующей схеме:

— какие методы учебной работы последовательно использовались на уроке;

— характеристика отдельных методов с внешней стороны (беседа, изложение материала, самостоятельная работа и т.п.)

— характеристика психологической и логической стороны методов обучения, используемых на уроке;

— особенности реализации образовательной, воспитательном и развивающей функций методов обучения;

— каковы взаимосвязи между формой, содержанием и метода ми обучения на данном уроке;

— какие приемы использовал учитель при реализации различных методов обучения на уроке.

8. Подготовьте обзор статей по проблеме совершенствования уро­ка по журналам «Начальная школа», «Педагогика», «Народное образование» (за текущий год), обратите внимание на развиваю­щий и воспитывающий характер обучения.

9. Прочитайте работу Д.Г. Левитес (приложение 26, [1]), докажите, что от мотивации зависит успешность проведения урока. Приведите примеры того, как должен действовать учитель, чтобы вызвать соответствующую мотивацию учения.

10. Прочитайте описание фрагмента урока во 2-ом классе по теме «Предложение» [1]. Определите воспитательные цели урока, пока­жите, в чем ценность такой организации работы на уроке. «Перед уроком парты составляются так, чтобы учащимся было удобно работать в группах. На рабочих местах конверты, в которых находятся листочки со словами, знаками препинания, листы белой бумаги, клей. Урок строится следующим образом: учитель объявляет тему урока и разъясняет способ работы. Он говорит: «Сейчас нам предстоит интересное, но сложное дело. Выполнение заданиябудет зависеть от того, насколько дружно и слаженно вы будете работать. Каждая группа возьмет конверт, в котором находятся слова и знаки препинания для составления предложения. Полученное предложение наклейте на бумагу, потом мы соединим листы всех групп и прочитаем, что получилось.

Ребята по группам выполняют задание и передают листы с составленными предложениями учителю, затем — коллективная работа всего класса (составление рассказа из получившихся предложений), запись каждым учеником рассказа в тетрадь, обсуждение новой формы работы, ее результатов». (Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / под ред. И.Б. Первина. М., 1985. С. 40 - 41.).

11. Прочитайте работы И.М. Витковской, ГА. Цукерман (приложения 28, 29; [1]), тезисно сформулируйте значение использования групповой работы на уроке.

5. Составьте фрагмент урока, на котором вы используете совместную учебную работу учащихся.

12. Предложите памятку для учащихся, как надо действовать, что бы работа группы была успешной.

7. На уроке русского языка учительница несколько раз делала строгие замечания: «Не списывай у товарища!», «Пиши сам, не надо подглядывать в чужую тетрадь!», «Нашел у кого списывать! Он сам толком не знает, как правильно писать!»

А в другом классе на уроке математики учительница лишь однажды как бы мельком, но внушительно сказала: «Дети, не надо закрываться друг от друга, это некрасиво, никто у вас не списывает».

— Какую позицию педагога вы считаете педагогически более правильной? Почему?

— Можно ли по характеру замечаний сделать вывод об установках каждого учителя, его педагогическом почерке, характере общения с детьми? В чем принципиальное отличие их позиции?

13. Познакомьтесь с программой дидактического анализа урока. Опираясь на него, выполните самостоятельный письменный анализ урока (приложение 11, [1]).

 

Вопросы для обсуждения

1. Место контроля и оценки в целостной системе процесса обучения.

2. Государственный стандарт образования как ориентир в осуществлении контроля и оценки.

3. Функции, виды, методы контроля и оценки в процессе обучения.

4. Педагогический контроль как основа формирования самоконтроля и самооценки.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Сделайте выписки из книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю» детям» (гл. II) о подходе автора к оценке знаний учащихся.

2. Сделайте выписки об этапах формирования у младших школьников умений содержательной оценки, предложенных Ш.А. Амонашвили (приложение 36, [1]).

3. Посещая уроки в школе, понаблюдайте, как учитель организуй проверку знаний, умений и навыков учащихся. Какие положительные и отрицательные стороны вы заметили в организации провер­ки знаний учащихся на проведенных уроках? Дайте обоснование.

4. Присутствуя на уроках, понаблюдайте, как учитель оценивает знания учащихся, какие формы оценки использует. Сами оцените ответы учащихся, сравните свои отметки с отметками учи теля. Дайте объяснение своим отметкам.

5. Оцените действия учительницы в данном фрагменте урока. Что бы вы изменили для повышения его эффективности?

«Урок природоведения... Коля С. отвечает у доски. Все слушают. Стоит отвечающему немножко замешкаться, чуть-чуть ошибиться, как тут же вырастает «лес рук». Наиболее нетерпеливые даже трясут обеими: очень хочется, чтобы учительница увидела, что они внимательно слушают товарища и готовы поправить его сию же минуту. Вначале учительница сопротивляется этому желанию, но наконец не выдерживает и разрешает самым нетерпеливым исправлять и дополнять товарища. Теперь Коля уже занят не столько своим ответом, сколько реакцией класса. Он все больше и больше запутывается, начинает тянуть слова и вскоре, окончательно расстроенный, замолкает.

— Что же ты, голубчик, так хорошо начал отвечать и вдруг за­молчал? Ребята тебе так помогали... Опять не доучил...»

(Федорец Г. Размышления о педагогической целесообразности // Народное образование. 1983. № 1.С. 45.)

6.В практике работы школы для оценки знаний учащихся тради­ционно используются вербальная или пятибалльная шкала. Предложите свою шкалу оценивания знаний младших школь­ников. Дайте обоснование.

 

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика понятий «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание».

2. Сущность воспитания и его особенности.

3. Воспитание как формирование личности.

4. Закономерности процесса воспитания.

5. Понятие о принципах воспитания, которыми руководствуется современная система образования.

6. Специфика принципов воспитания в практике начальной школы.

7. Характеристика принципов воспитания.

8. Реализация принципов воспитания в деятельности учителя начальных классов.

9. Что такое педагогическая система и что она дает для понимания процесса воспитания?

10.Назовите и раскройте два-три закономерности воспитания.

11.Что значит педоцентризм в воспитании? Сформулируйте свое отношение к нему.

12.Охарактеризуйте современную систему принципов воспитания, определите свое отношение к ней.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Охарактеризовать принципы воспитания, результаты представить в виде таблицы.

Пример

Характеристика принципов воспитания

Название принципа Сущность принципа Особенности реализации принципа в начальной школе
 
     

Понятия личностные качества

2. Проанализируйте педагогическую ситуацию

Первоклашке (в 1998г.) дали нестандартное задание:

- В каком году твоя бабушка пошла в первый класс? Это непростая задача, но я уверен. - сказал учитель, - что ты сможешь сам ее решить.

- Моей бабушке сейчас 50 лет.

- Сколько ей было лет, когда она пошла в первый класс?

- Столько же, сколько и мне, 7 лег.

- Хорошо, как узнать, сколько лет прошло с тех пор, как твоя бабушка пошла в школу, если ей сейчас 50 лет, а пошла она в школу с 7 лет?

- В школу она пошла в 7 лет, значит, - рассуждает малыш, - она пошла в первый класс - от 50 отнять 7-43 года назад. От 1998 отнять 43, получится 1955. Ура! Я знаю, в каком году моя бабушка пошла в первый класс - в 1955 году.

- Молодец! Ты правильно рассуждал и успешно справился с такой сложной задачей.

Вопросы и задания:

1.Когда приобретенные знания становятся личностно значимыми и личностно воспринятыми?

2. Как связаны отношения первоклассника к учебе, к себе, к бабушке?

3. Какими принципами руководствовался учитель?

4. Что можно сказать об атмосфере на уроке?

Вопросы для обсуждения

1. Воспитательные системы в истории педагогики и на современном этапе.

2. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальной школе.

3. Цели, задачи и содержание воспитания в начальной школе.

4. Исторический экскурс по понятию «метод». «Метод» и «прием» «формы» воспитания.

5. Классификации методов воспитания: история и современность.

6. Специфика методов воспитания младших школьников, особенности их использования в практике работы учителя.

7. Требования к педагогическим методам в современных условиях. Преодоление негативных явлений в практике использования традиционных методов воспитания.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Подготовить сообщения о воспитательных системах в истории педагогики и на современном этапе.

2. Опираясь на знания истории, философии, политологии, других социальных наук, подготовить рефераты: о целях воспитания, о специфике методов, приемов и форм воспитания в начальной школе.

3. Подберите и проанализируйте в литературе альтернативные формулировки целей воспитания в новой российской школе.

5. Подобрать и проанализировать понятия «метод» и «прием» воспитания.

4. Подготовьтесь к обсуждению вопроса, насколько цели частных учебно-воспитательных заведений подходят для общества в целом.

5. Проанализируйте педагогическую ситуацию.

Оля и Митя ровесники, они выросли в одном доме и вот уже седьмой год вместе ходят в школу. Как-то раз в самое обыкновенное утро они, как обычно, шли в школу. Недалеко от школы им повстречался незнакомый широкоплечий, загорелый, в лихой фуражке моряк дальнего плавания. Он сразу понравился и Оле и Мите. Видимо, моряк заметил внимание ребят, потому что сначала замедлил шаг, потом дружески улыбнулся и наконец сказал:

- Извините меня, миледи! Прошу прощения, сэр! Мне кажется, у дамы устали руки. Миледи позволите, я донесу портфель. - И прежде чем ребята сообразили, что к чему, загадочный моряк взял из Олиных рук портфель и зашагал рядом.

Всю оставшуюся часть пути до школы моряк весело и непринужденно разговаривал и шутил с ребятами. Перед самой дверью он вручил Олин портфель Мите, козырнул им и исчез. У самой школьной двери ребята столкнулись с Витькой Косовым и Андреем Карповым.

- Ха. - закричал Витька, - вы только посмотрите на эту парочку! Ты что. Митька, ишак? Или она больная? Или ты нанялся?

- Покраснел! Покраснел! Покраснел! - закричал Андрей. - Витька, ты только погляди, какой он красный!

Митя ужасно смутился и на самом деле отчаянно покраснел. Но тут на выручку мальчишке пришла Оля. Как ни в чем не бывало, она сказала:

- Прошу, сэр. не обращайте внимания. Мы опаздываем.

И Митька вспомнил вдруг того веселого моряка. Нет, моряк ни за что не отдал бы в такой момент портфель Оле. И в Мите заговорила гордость. Он решительно шагнул вперед, распахнул школьные двери, пропустил Олю и назло Витьке, Андрею и всему белому свету помог девочке снять пальто.

- Благодарю, сэр. - подыграла ему Оля и умчалась в класс.

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте ситуацию с позиции Оли, с позиции Мити, с позиции их одноклассников, с позиции учителя,

2. Что такое гордость у человека? В чем она проявляется?

3. Какие воспитательные приемы продемонстрированы в данной ситуации?

Тема 13.Личностно-ориентированное воспитание. Реализация идеалов общечеловеческих ценностей в воспитательном процессе. Нравственное воспитание личности младшего школьника. Слагаемые нравственно ценной личности. Честь и достоинство в становлении и самоутверждении личности.

(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: личностно-ориентированное воспитание, общечеловеческие ценности, воспитательный процесс, нравственное воспитание личности младшего школьника.

.

Вопросы для обсуждения

1. Чем отличается личностно ориентированное воспитание от традиционного?

2. Какие главные приоритеты и ценности выделяет личностно ориентированное воспитание?

3. Какие причины мешают внедрению целей гуманистической педагогики в практику работы школы? Что значит понять ребенка?

4. Как бы вы сформулировали перспективы внедрения личностно ориентированного воспитания во всех школах?

5. Раскройте содержание понятия «базовая культура личности». Каковы основные задачи формирования базовой культуры лич­ности?

6. В чем состоит сущность эстетической культуры учащихся? Раскройте систему работы школы по формированию эстетической культуры учащихся.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Подготовьте рефераты по темам:

а) нравственно-патриотическое воспитание младших школьников;

б) эстетическое воспитание младших школьников;

в) формирование творческой личности младших школьников.

2. Проанализируйте педагогическую ситуацию.

В четвертом классе пропал журнал. Начались поиски. Все эти было очень тревожно, потому что случилось это перед окончанием учебного года и журнал был необходим для подведения итогов успеваемости по всем дисциплинам. Казалось, всякая надежда была потеряна, и оставалось подумать, как восстанавливать оценки за год каждому ученику. Но тут после уроков к воспитателю подошел мальчик и заявил, что может назвать того, кто взял журнал. Педагог, подумав, ответил:

- Знаете, пожалуй, такой ценой мне журнал не нужен.

- Какой ценой? – остолбенел мальчик.

- Ценой Вашего падения.

Вопросы и задания:

1. Что больше всего ценил учитель в своих учениках?

2. Оцените позицию и поведение учителя, определите мотивы его поступка по отношению к мальчику.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность понятий «педагогическое взаимодействие» и «стиль педагогического отношения».

2. Стратегии педагогического взаимодействия (кооперация и конкуренция).

3. Условия повышения эффективности педагогического взаимодействия.

4. Какие правила будет соблюдать учитель-гумманист?

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Подготовить рефераты и сообщения по темам:

- Общение как средство воспитания младших школьников;

- Идеи педагогической поддержки в трудах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоции, К.Д. Ушинского;

- Условия и средства реализации педагогической поддержки в работах В.А. Сухомлинского;

- Теоретические и практические рекомендации в трудах педагогов новаторов (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Е.И. Ильина, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова), соотносимые с понятием педагогической поддержки.

2. Проанализируйте педагогическую ситуацию

Идет урок. Решая задачу, восемь учеников класса прибегли к одному способу, пятнадцать учеников выбрали другой, четверо пошли оптимальным путем. Учитель, однако, не спешит ставить точки над «1» Он предлагает преобразовать задачу на новый лад, при этом поощряя активность каждого ученика. Учитель и с оценками не торопится, как это бывает, - он больше всего озабочен работой мысли учеников, занят доброжелательным разбором не только всех способов решения задачи, но и ошибок отдельных учеников, поощрением все новых и новых самостоятельных поисков. Для него и его учеников (он их к этому приучает) самая большая радость и награда –радостный вскрик: - «Я понял! Можно еще и так решить...»

Вопросы и задания: 1. Каков стиль педагогического взаимодействия на уроке?

2. Что служит критерием успеха на уроке?

3. Какие педагогические задачи ставились и решались на уроке?

4. Что больше всего беспокоит учителя? Что радует?

5. Что делает педагог, чтобы обучение обеспечивало развитие учащихся?

Вопросы для обсуждения

1. В чем состоит диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности?

2. Назовите основные этапы разработки теории коллектива в отечественной педагогике и их отличительные особенности.

3. Каковы основные признаки детского коллектива? Какие существуют подходы к выделению этапов развития детского коллектива?

4. В чем заключается педагогическое руководство ученическим коллективом на разных этапах его развития?

5. Раскройте основные условия развития детского коллектива. Приведите примеры из жизни школы, раскрывающие действие законов коллектива по А.С. Макаренко.

6. Дайте оценку работы органов ученического самоуправления в школе, в которой вы учились.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Подготовить рефераты и сообщения по темам:

а) Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов;

б) Разработка теории коллектива на современном этапе;

в) Роль детского коллектива в развитии личности;

г) Роль сверстников в формировании личности младшего школьника.

д) Проблемы формирования индивидуальности в коллективе.

2. Проанализируйте педагогическую ситуацию.

Третьеклассники активны: каждый стремится заметить ошибку товарища и исправить се. В своем усердии кое-кто даже начинает фантазировать: видеть ошибку там, где ее и не было вовсе. Одна из девочек придирчиво следит за Ирой, которая читает у доски, и настойчиво машет рукой, желая исправить ошибку. Ее не заботит, чтобы Ира лучше читала, -есть лишь желание заявить о себе, продемонстрировать, что она может читать лучше, чем Ира, и заслужить похвалу учительницы.

Вопросы и задания:

1. Чем объяснить подобное отношение учащихся к своим одноклассникам?

2. Какой стиль отношений между учащимися формируется в таких условиях?

3. Какие выводы должен сделать учитель?

4. Что может чувствовать Ира в такой атмосфере?

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте основные подходы к изучению результатов и эффективности воспитательного процесса.

2. Каковы принципы отбора критериев, диагностики результатов, оценки диагностического инструментария и т.д.

3. Охарактеризуйте критерии оценки эффективности воспитательного процесса.

4. В чем заключаются особенности диагностика воспитанности младших школьников.

Задания для практической и самостоятельной работы:

Разбейтесь на группы. Каждая группа разработайте программу воспитательной работы (согласно заданным условиям) и подготовьте к защите мультимедийную презентацию. Особое внимание уделите диагностическому направлению.

Заданные условия:

Группа.

1 класс, аэрокосмический лицей.

Группа

4 класс, лицей информационных технологий

Группа

3 класс, женская классическая гимназия

Группа

2 класс, гимназия эстетического профиля

5 группа

1 класс, общеобразовательная школа

Совместно смоделируйте дополнительные условия (центр или окраина города и т.д.)

Примерная структура программы воспитательной работы

1. Объяснительная записка:

а) особенности класса и воспитанников;

б) особенности ближайшего социального окружения каждого ребенка и его взаимодействие со средой;

в) принципы отбора содержания и организации воспитательного процесса;

г) принципы построения программы.

2. Воспитательные цели.

3. Содержание и организация воспитательного процесса.

А. Организация жизнедеятельности детского коллектива:

а) задачи;

б) особенности диагностики младших школьников с целью создания коллектива;

в) содержание;

г) способы реализации задач.

Б. Организация деятельности органов детского самоуправления:

а) задачи;

б) особенности диагностики детского коллектива с целью создания органов управления;

в) содержание деятельности и способы реализации задач.

В. Сотрудничество в достижении воспитательных результатов:

а) задачи;

б) содержание деятельности и формы сотрудничества.

Критерии оценки

(группы оценивают друг друга)

Требования к содержанию программы
1. Обоснования направлений деятельности 5 баллов
2. Какая логика лежит в основе намеченной работы и чем она обосновывается 5 баллов
3. Как именно будут, проходит подготовка и проведение различных видов и форм работы (с коллективом в целом, организациями самоуправления, родителями педагогами и общественностью) 3 балла
Требования к оформлению презентации
4. Содержание должно отражать цели работы, представлены элементы: - описание, 1 балл
- анализ. 3 балла
Корректность текста: - отсутствие ошибок, 1 балл
- использование научной терминологии. 1 балл
Дизайн: - оформление логично, отвечает требованиям эстетики, не противоречат содержанию, 1 балл
- текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами, все ссылки работают. 1 балл
Требования к выступлению группы
Содержание: - логичность изложения, - аргументированность, - ответы на вопросы   1 балл 2 балла 2 балла

 

Тема 17.Методы и формы организации работы с родителями.

(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: педагогическое взаимодействие, воспитательный процесс.

Вопросы для обсуждения

1. Формы работы с родителями в современных образовательных учреждениях.

2. Причины осложнений в системе отношений семьи и школы.

3. Воспитательная функция учителя. Воспитательная функция родителей.

4. Основные задачи классного руководителя (воспитателя) в работе с родителями учащихся.

5. Формы совместной работы школы и семьи, методика ее организации.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Подготовить рефераты и сообщения по темам:

а) Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества.

б) Взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании детей.

2. Проанализируйте педагогическую ситуацию

Давай обсудим разбитые окна у Смирновых, - спокойно говорит отец.

- Скорее всего, я ничем не смогу помочь тебе, но все-таки объясни мне, что произошло.

Сын пытается объяснить ситуацию случайного попадания футбольного мяча в окна Смирновых, живущих на первом этаже.

- Я coгласен, что это произошло не по злой воле, - говорит отец. - Но в повседневной жизни, как и в футболе, тоже действуют свои жесткие правила. Ты подчиняешься свистку судьи? Скажи тогда, какое наказание ты считаешь правильным сейчас, в этой ситуации.

Вопросы и задания:

1.Какие качества будут развиваться у сына при таком поведении отца

2. Какое же наказание вы считаете наиболее педагогически целесообразным в данных обстоятельствах?

3. Какой воспитательный прием применил отец для воздействия на сына?

Раздел 4. Управление системой начального образования.

Тема 18. Сущность и основные категории управления системой начального образования.

(ПКНО-1, ПКНО-2, ПКНО-4)

Основные понятия: педагогическое взаимодействие, воспитательный процесс.

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте содержание следующих нормативных документов в сфере начального образования.

- Закон РФ «Об образовании».

- О сроках обучения в начальной школе.

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

- Обязательный минимум содержания начального образования.

- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы.

- Устав начальной школы.

З



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.92.13 (0.206 с.)