Гигиенические условия обеспечения умственной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гигиенические условия обеспечения умственной деятельности



Несомненное влияние на работоспособность работника оказывает обстановка, в которой реализуется умственный труд. Это касается многих факторов – от освещения и характеристик воздуха в помещении до особенностей конструкции и расположения рабочей мебели.

Состояние воздушно-теплового режима в помещении, где осуществляется профессиональная деятельность работника умственного труда, является одним из существенных факторов обеспечения и поддержания высокой работоспособности. При оценке этого режима особое внимание обращается на состав и температуру и влажность воздуха.

Состав воздуха по химическим характеристикам в оптимальном варианте должен соответствовать составу природного атмосферного воздуха. Однако в процессе своей жизнедеятельности человек поглощает кислород, выделяет углекислый газ. Кроме того, состав воздуха меняется в результате потоотделения и содержащихся в выдыхаемом воздухе конечных продуктов употребленных в пищу и с водой ненатуральных пищевых веществ. Сказываются, разумеется, и находящиеся в помещении приборы и аппаратура. Поэтому для состояния человека и его работоспособности значение имеют не только изменения концентрации О2 и СО2 [74], но и появление в воздухе таких продуктов жизнедеятельности, как пары пота, аммиак, летучие соли жирных кислот и т. д. Их наличие делает воздух «спертым» и вызывает изменения в сердечно-сосудистой (в основном спазм коронарных и мозговых сосудов) и центральной нервной (усиление тормозных процессов) системах. Субъективно же человек при длительном пребывании в таком помещении испытывает сонливость, апатию, головные боли и общую разбитость.

Температура и относительная влажность воздуха в помещении согласно гигиеническим нормативам должны составлять 18–20 °C и 30–10 % соответственно – именно при указанных характеристиках воздуха у подобающим образом одетого человека процессы теплопродукции и теплоотдачи уравновешены, и температура воздуха в рабочем помещении из-за пребывания там работников не меняется. Повышение же температуры воздуха до 22–24 °C и влажности более 70 % влечет за собой соответствующее повышение температуры, которое в помещении, где на каждого работника приходится 8 м3 воздуха, всего лишь за один час достигает 3–4 °C.

Уже отмечалось (см. гл. 5), что температура воздуха в помещении самым непосредственным образом сказывается на работоспособности работника умственного труда. Именно этим объясняется быстрое наступление утомления, если температура воздуха в помещении достигает температуры 22–24 °C.

• Необходимо напомнить, что при высокой влажности воздуха затрудняется терморегуляция – в этом случае пот не испаряется, а, впитываясь в ткани одежды, создает неблагоприятный для кожи и организма микроклимат. При этом содержащиеся в поте вредные вещества вызывают раздражение кожи и являются удобной для жизнедеятельности патогенных микроорганизмов средой. Кроме того, затруднение теплоотдачи провоцирует повышение температуры тела с соответствующим снижением работоспособности. Но и излишняя сухость в помещении, особенно часто встречающаяся при искусственном отоплении, неблагоприятно сказывается на состоянии человека. В частности, она вызывает высушивание слизистой дыхательных путей со снижением ее способности обезвреживать попадающих сюда возбудителей инфекции. Следует учесть и то, что в этом случае вдыхаемый воздух не увлажняется, что затрудняет газообмен в легких и провоцирует определенную степень кислородной недостаточности организма, в том числе и головного мозга (в последнем случае часто возникают головные боли). При центральном отоплении выход может заключаться, например, в размещении плоских открытых емкостей с водой непосредственно на батареях отопления (по мере нагревания вода испаряется) либо в разведении комнатных растений (их регулярный полив также обеспечивает увлажнение воздуха в помещении).

Возрастающая концентрация положительно-заряженных ионов в помещении, характерная для воздуха рабочих помещений в связи с широким использованием электронных приборов и аппаратов (телевизоры, компьютеры и т. д.), вызывает все большую обеспокоенность специалистов как серьезный фактор, провоцирующий различные заболевания и нарушения, в частности ЦНС. Использование в этом случае ионизаторов, воспроизводящих отрицательные ионы и нормализующих их соотношение с положительными, может быть эффективным средством решения проблемы. В определенной степени решает ее и возможность в качестве рекреации пребывание вне рабочего времени соответствующих работников в условиях с высоким содержанием в воздухе отрицательных ионов: в горах, на морском берегу, в хвойном лесу и т. д.

Отмеченные для состава, температуры и влажности воздуха обстоятельства делают понятной необходимость целенаправленного регулирования его характеристик в помещении для обеспечения и поддержания высокой умственной работоспособности. Идеальным вариантом следует считать использование качественных кондиционеров, способных поддерживать заданные параметры воздуха (по крайней мере – по температуре). К сожалению, в силу различных причин (прежде всего – материальных) этот вариант не всегда выполним (особенно в государственных учебных заведениях).

Для регулирования параметров воздуха в помещениях возможно использование системы мер, в частности:

– приоткрытые фрамуги, которые в отличие от форточек и створок окон не создают значительного движения воздуха (сквозняков), в потоках которого могут оказаться люди, что особенно опасно в холодную погоду;

– при перерывах в работе – создание сквозняков открытыми окнами и дверьми, что обеспечивает быструю смену воздуха;

– обеспечение эффективного воздухообмена в нерабочее время и т. д.

Освещение для работника умственного труда имеет особое значение в связи с большой нагрузкой на его зрительный аппарат, так как восприятие информации на 80–85 % связано именно со зрением. С другой стороны, неблагоприятные условия освещения не только ведут к снижению работоспособности работника, но и к возникновению различных нарушений и заболеваний глаз и других функциональных систем организма.

Освещение в помещении независимо от его характера – естественное, искусственное или смешанное – должно отвечать ряду требований.

Достаточность освещения определяется световым коэффициентом (отношением остекленных площадей окон к площади пола) и/или мощностью источников искусственного освещения, согласно нормативам, находится в диапазоне от 150 до 300 лк. Смещение освещенности в любую сторону этого диапазона ведет к перенапряжению аппарата адаптации и аккомодации глаза и провоцирует в конечном итоге спазм сосудов головного мозга, более быстрое развитие утомления, появление головных болей и т. д. [75]

Равномерность освещения: освещение должно быть одинаковым на всей рабочей поверхности, не иметь резкого чередования света и теней и прочего. Вот почему источник света должен располагаться либо сверху, либо слева (для правшей).

Отсутствие прямого действия источника света на глаза, или блесткости. Как уже отмечалось, чрезмерная яркость освещения вызывает перенапряжение аппарата адаптации и аккомодации глаза со всеми вытекающими последствиями. Поэтому глаз должен воспринимать только отраженный от рабочей поверхности свет, а прямой путь световых лучей от источника света к глазу должен быть перекрыт; на рабочей поверхности и на окружающих материалах (включая поверхности стола, стен, др.) не должно быть поверхностей с высокой отражающей способностью, создающих блесткость и слепящих работника. Для обеспечения нормального освещения необходимо:

– рациональное смешанное освещение, обеспечивающее нормальные его характеристики в сумеречное время суток и в пасмурные дни и в любых условиях недостаточности освещения;

– поддержание поверхности стекол окон в чистом состоянии регулярной, по мере необходимости, их мойкой и протиркой;

– окраска поверхностей столов (парт), стен, полов в цвета и оттенки, обеспечивающие равномерность и комфортность освещения, а также отсутствие блесткости.

Значительная нагрузка на зрительный аппарат приводит к его постепенному утомлению даже в условиях нормального освещения. Прежде всего это сказывается на обеспечивающих аккомодацию цилиарных мышцах, которые при работе, требующей чтения, письма, «общения» с компьютером, в течение длительного времени оказываются расслабленными – постепенно это может привести к их атрофии и развитию миопии (близорукости). В связи с этим можно рекомендовать:

– располагаться таким образом (или располагать предметы), чтобы расстояние от глаз до рабочей поверхности составляло не менее 30–35 см (большее расстояние вполне допустимо, но при условии, что работа не вызывает напряжения и чувства дискомфорта, когда постоянно приходится укорачивать это расстояние);

– периодически – хотя бы через каждые 20–30 минут – делать короткие (на 10–20 секунд) перерывы, в течение которых выполнять несколько упражнений, основной сутью которых является периодическое сокращение и расслабление цилиарных мышц и включение в работу тех глазных мышц, которые не участвуют непосредственно в производственной активности (в частности, наружные и внутренние, косые мышцы глаза и т. д.). Можно, например, рекомендовать следующую группу упражнений:

1. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений кончиками указательных пальцев. Выполнять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

2. Крепко зажмурить, затем открыть глаза на 3–5 с. Повторить 6–8 раз. Укрепляет мышцы век, способствует восстановлению кровообращения в них.

3. Быстро моргать в течение 1 мин. Способствует улучшению кровообращения

4. В среднем темпе проделать 3–4 круговых вращения глазами в правую сторону, столько же – в левую. Расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

5. Смотреть прямо перед собой 2–3 с, держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25–30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3–5 с, опустить руку. Повторить 10–12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

6. Вытянуть руку вперед, следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

7. Крепко зажмурить глаза (сосчитать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (сосчитать до 5). Повторить 4–5 раз.

8. 4–6 раз зажмурить глаза изо всех сил, сделать ими 10 круговых движений налево – вверх – направо – вниз и обратно.

Ш у м оказывает несомненное действие на организм. Так, у детей он снижает способность к концентрации внимания, а у взрослых вызывает нарушения сна, что, в свою очередь, ведет к развитию раздражительности, неврозов и других неблагоприятных изменений. В связи с этим в рабочем помещении интенсивность и характер шума не должны вызывать чувства дискомфорта и отвлекать работника от выполнения служебных обязанностей. Это не означает обеспечение абсолютной тишины, так как небольшой фоновый шум не только не снижает работоспособности, но и стимулирует ее (важно, чтобы он был ровным, спокойным и сам по себе не нес важной информации). Опасным считается постоянный уровень шума свыше 80 децибел (дБ) [76]. Решению проблемы посторонних шумов помогает (при невозможности устранить источник шума) целый ряд мер: оконные рамы с двойными стеклами, высадка деревьев вдоль автодороги, массивная мебель вдоль внешних стен, звукоизолирующие ковровые покрытия, техника с низким уровнем шума и т. д.

Цвет стен в рабочем помещении оказывает несомненное влияние на настроение и работоспособность работника умственного труда. В частности, существует следующая закономерность зависимости самочувствия от цвета:

• розовый цвет вызывает ощущение тепла и комфорта, пригодное для домашних условий, но не подходящее для рабочей обстановки;

• красный цвет, как и розовый, теплый, пригоден для помещений, ориентированных на север, но может восприниматься и как агрессивный, вызывающий напряжение, что недопустимо для учреждений и организаций, особенно там, где часты межличностные контакты;

• оранжевый – теплый и приятно возбуждающий, но, вместе с тем, на отдельных людей (или при некоторых состояниях) может действовать подавляюще;

• бледно-розовый цвет считается успокаивающим;

• ярко-зеленый цвет – хороший и радостный стимулятор, поэтому он может быть рекомендован для классов, кабинетов и аудиторий учебных заведений;

• бледно-голубой цвет успокаивает и создает ощущение более просторного помещения; такой цвет применим для помещений с высокой скученностью работников;

• фиолетовый и бледно-лиловый цвета действуют успокаивающее и могут рекомендоваться для учреждений, где особенно высока тревожность посетителей (суды, приемные у начальников и т. д.);

• коричневый цвет – теплый и спокойный, больше подходящий для гостиных и комнат для приемов;

• черный цвет подавляет, но серый воспринимается как прохладный и свежий, поэтому особенно важен для помещений, ориентированных на юг;

• белый цвет создает ощущение простора, но большие белые помещения вызывают воспоминания о больнице.

Рабочее место. Еще до начала работы работнику умственного труда необходимо позаботиться о порядке непосредственно на рабочем месте – на столе, парте, конторке, – который бы сделал все действия непроизвольными, автоматическими и не заставлял постоянно отвлекаться на поиски нужного предмета. Так, установлено, что наиболее часто используются отдельные зоны письменного стола, поэтому именно на них следует располагать те предметы, которые будут необходимы в данное время. Например, на столе обычного размера чаще всего используется (рис. 8) расположенная непосредственно впереди рабочая зона, но практически не используются левый (5) и правый (4) дальние углы, где необходимо располагать предметы, которыми приходится пользоваться редко (стакан с ручками и карандашами, линейки и др.). Зону 1 можно использовать для книг или других пособий, которые необходимы непосредственно во время работы; в зонах 2 и 3 можно разместить те пособия, предметы, которые могут потребоваться именно при выполнении данной работы (линейки, карандаши, справочники и т. д.). То, что необходимо в настоящий момент – книгу, тетрадь, письменные принадлежности и др., – удобнее положить перед собой, а то, что еще потребуется, лучше класть слева от себя. По мере выполнения заданий все, с чем работать уже не придется (исписанные листы, черновики, тетради, учебники и пособия), можно складывать справа или вообще убрать со стола.

 

Рис. 8. Схема расположения предметов на столе при умственной работе (для правшей)

 

1 – необходимые сейчас книги, справочники, таблицы и др., 2 – письменные принадлежности и то, что может потребоваться сейчас, 3 – свободное место для рабочей руки, 4 – учебники, тетради, пособия и др., которые уже не потребуются, 5 – учебники, тетради, пособия и др., которые еще потребуются (для левшей поля 2 и 5 поменять местами с полями 3 и 4 соответственно)

• Таким образом, рациональная организация жизнедеятельности работника умственного труда определяется многими факторами, связанными не только с условиями, в которых непосредственно осуществляется его профессиональная деятельность, но и во все периоды его жизнедеятельности вне рабочего режима. Несомненно, что между рабочим и внерабочим режимами жизни человека должно быть тесное согласование, так как из первого во второй он уже попадает в определенном функциональном состоянии, обусловленном выполненной работой, а его работоспособность и эффективность во время работы во многом определяются тем, как была организована его внерабочая жизнедеятельность. Для такого согласования необходимым условием является рациональное планирование жизнедеятельности, которое бы учитывало все указанные выше обстоятельства.

 

9.4. Особенности планирования и организации рациональной жизнедеятельности

Жизнедеятельность каждого человека определенным образом регламентирована его жизненными приоритетами, временными границами их реализации и осознанным использованием адекватных этим приоритетам средств. В основе же осознанного подхода к организации своей жизнедеятельности должно лежать четкое планирование, построенное на наиболее рациональном использовании времени в соответствии с жизненными установками, индивидуальными особенностями, спецификой и режимом профессиональной деятельности, семейным статусом и при условии ее здоровье-сберегающей и здоровье-созидающей направленности.

Время как физическая величина представляет для человека особую ценность, так как каждому из людей генетической программой определена его некоторая величина. В связи с этим перед человеком стоят задачи, с одной стороны, не укорачивать это время, а с другой – максимально эффективно его использовать. Что касается первой из этих задач, то она полностью определяется сформированностью у данного человека культуры здоровья, о чем говорилось в предыдущих разделах настоящего учебника. Решение же второй задачи возможно лишь при том обязательном условии, что каждый из компонентов образа жизни данного человека четко планируется в соответствии с теми жизненными установками, приоритетами, которые он сформулировал для себя. При таком подходе эти приоритеты в планировании будут тем системообразующим фактором, вокруг которого будут рассматриваться все остальные условия жизнедеятельности. При этом конфликт между приоритетами становится более предметным, ощутимым, что потребует осознания сущности этого конфликта и поиска путей его разрешения.

С другой стороны, отсутствие планирования ведет к тому, что согласно одному из законов Паркинсона работа растягивается по мере заполнения ее времени – т. е., если не определены временные границы, то любая работа может откладываться достаточно долго или завершение начатой работы может быть отсрочено на неопределенный срок. В этом случае в повседневном поведении акцент в распределении времени переносится с основных приоритетов на второстепенные, либо вообще не ведется учет времени – тогда из минут складываются дни, из дней – недели и годы нерационально прожитой жизни.

Важно и то, что записанное в планах делает будущее более осознанным, как бы перенося мечты (о счастье, успехе и т. д.) в настоящее и тем самым призывая человека в каждый данный момент на забывать о приоритетах. Не следует тратить время и силы на незначительное. В каждый данный момент у человека должно быть какое-то важное дело, но из содержания плана. Затем необходимо во исполнение записанного сделать первый шаг. В таком случае «сегодня» становится логическим продолжением «вчера» и ступенькой к «завтра». Но для этого обязательным условием является наличие цели на определенный период времени. В связи с этим Л.Н. Толстой отмечал: «Имей цель для всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высоким». Думается, что это высказывание является логическим выводом всей организации жизни великого писателя, позволившей ему не только создать множество бессмертных произведений, но и стать активным общественным деятелем и проводником передовых для своего времени идей просвещения.

Цель должна обязательно быть реальной, достижимой. Для ее достижения следует определить задачи. Затем следует каждую из задач расписать по содержанию действий и обязательно определить сроки выполнения каждого из этих видов. Следующим этапом является подразделение всех видов жизнедеятельности в зависимости от приоритетов на группы А, В и С. Внутри каждой из групп также необходимо установить приоритетность по важности. Сначала надо выполнять главные действия из группы А (а не приятное) из той предпосылки, что 20 % дел этих видов работ должны обеспечить 80 % успеха. Если что-то регулярно не выполняется из видов групп В или С, то следует эти действия или виды работ исключить.

Приоритеты со временем могут меняться: с возрастом, изменением семейного или социального положения.

Периодически (ежедневно вечером, раз в неделю, в месяц, квартал) надо анализировать выполнение плана, вознаграждать себя за сделанное, а причину несделанного обязательно выяснить. Это еще и поможет провести своеобразный хронометраж затраченного времени, привести в порядок свой режим или организацию жизнедеятельности.

Несомненным достоинством планирования является и то, что сам этот процесс – это «письменная» работа, при выполнении которой человек реально оценивает складывающуюся ситуацию с точки зрения достижения цели.

Планирование может носить и разовый характер (например, на день или неделю), однако при этом теряется перспектива, и сиюминутные влечения и желания могут отдалить достижение более важных для будущей жизни приоритетов. Кроме того, в этом случае при неуспехе человек перестает делать вообще по принципу: все равно не получится. Поэтому у каждого человека должны быть стратегические жизненные цели, которые реализуются тактически, в каждый данный отрезок времени.

В отношении занятого умственным трудом человека планирование режима жизнедеятельности должно решать следующие задачи (разумеется, с учетом регламента профессиональной деятельности – графика работы, учебного расписания и др.):

1. Обеспечение и поддержание высокого уровня умственной работоспособности с учетом индивидуального характера ее изменений в течение дня.

2. Обеспечение чередования видов деятельности, способствующего предупреждению преждевременного утомления и эффективному восстановлению работоспособности.

3. Рациональное распределение времени для выполнения в полном объеме своих социально-бытовых функций и удовлетворения личностно-общественных потребностей.

4. Создание условий для целенаправленных занятий своим здоровьем.

Упорядоченный режим жизнедеятельности в соответствии с указанными задачами приводит к формированию у человека суточной и недельной регулярности и периодичности чередования отдельных элементов режима. Благодаря этому в ЦНС складывается определенная система последовательности условных рефлексов – динамический стереотип, делающий саму жизнедеятельность более экономичной и эффективной. При этом постоянные действия не сопровождаются значительной затратой энергии, а, как правило, они хорошо подготовлены и выполняются автоматически. В результате человек не затрачивает больше времени на работу, а совершенствует эффективность самой работы.

Жизнь человека, как правило, в отношении режима не является абсолютно стандартной, и день на день не приходится. Поэтому разрабатывать режим жизнедеятельности необходимо с учетом неравномерности нагрузки, определенной периодичности некоторых видов деятельности, занятий и досуга (частота и характер физической тренировки, посещение бани, изменения работоспособности, выходные дни и др.). С этой точки зрения более рациональным представляется недельный режим жизнедеятельности, в котором основные составляющие жизнедеятельности данного человека – производственные, семейно-бытовые, рекреационные, культурологические и др. – повторяются с определенной периодичностью, так что каждый день недели оказывается по содержанию основных действий близким такому же дню любой недели. Следовательно, и планирование лучше проводить на неделю.

Основным требованием к самому режиму должно быть закономерное чередование периодов работы и отдыха, обеспечивающее поддержание высокого уровня здоровья и профессиональной работоспособности.

9.5. Рациональная организация жизнедеятельности школьника и студента

Выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский писал (1918): «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». И далее: «Опыт убеждает нас, что примерно у 85 % неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание, чаще незаметное и поддающееся лечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».

К сожалению, существующие в отечественном образовании подходы к его организации, содержанию и методике, как показывает статистика состояния здоровья обучающихся, в значительной степени противоречат призыву великого педагога. В результате учебная деятельность школьника оказывает несомненное отрицательное влияние на здоровье учащихся.

К основным факторам неблагоприятного влияния образовательной среды на здоровье обучающихся следует отнести:

• перегруженность учебного материала фактологической информацией и чрезмерная интенсификация учебного процесса;

• длительное поддержание вынужденной позы и малоподвижность;

• большую нагрузку на зрительный аппарат;

• свойственную многим учащимся неорганизованность в обеспечении режима дня и учебы;

• отсутствие оптимальных условий в учебном заведении для обеспечения здоровья (мебель, освещение, вентиляция, питание, тепловой режим, возможность для рекреации и др.) и т. д.

• авторитарный тип отношений между учителем и учеником, порождающий для ученика вынужденный стиль общения и насильственно навязываемую образовательную деятельность;

• низкий уровень мотивации к учебной деятельности;

• неадекватные возможностям учащихся методы обучения, недифференцированный уровень требований;

• высокий уровень тревожности детей;

• низкий уровень знаний педагогов в вопросах влияния образовательной деятельности за здоровье обучающихся;

• тревожное состояние здоровья самих учителей;

• неправильная организация питания и т. д.

К сожалению, существующие учебные планы и программы учебных заведений любой ступени общего и профессионального образования не предусматривают вопросов глубокого обсуждения организации умственного труда, которая включает в себя не только непосредственно профессиональную деятельностью человека, но и ее влияние на послерабочий режим, т. е. практически на всю жизнедеятельность человека.

В процессе обучения недельная учебная нагрузка обучающихся постоянно нарастает (таблица 21) [77]. У школьников она колеблется от 26 часов в первых классах до 52 часов в седьмых классах и до 59–60 часов в десятых и одиннадцатых классах (т. е. в среднем 10 часов в рабочий день!). Но фактическая школьная учебная нагрузка в день (по данным НИИ возрастной физиологии РАО) 20 % первоклассников и 20–40 % десятиклассников значительно превышает существующие гигиенически нормативы и составляет:

♦ в начальной школе – 6,2–6,7 часа; вместе с выполнением домашних заданий это составляет 9—10 часов,

♦ в основной школе – 7,2–8,3, с домашними заданиями – 8,6–9,2 часа,

♦ в полной средней школе – 10–12 и 13–15 часов соответственно.

 

Таблица 21

Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки (Санитарно-гигиенические правила и нормы СанПиН 2.4.2.1178-02)

 

* В скобках при 5-дневной неделе

 

Трудно дать однозначный ответ на вопрос о том, является ли такая нагрузка чрезмерной для каждого из возрастов, так как степень ее влияния определяется многими обстоятельствами: индивидуальными особенностями обучающегося, организацией и методикой образовательного процесса, организацией режима жизнедеятельности и т. д. Несомненно одно: существующая в настоящее время система относительно жестких учебных планов, графиков учебного процесса, учебного расписания строго регламентирует жизнь учащегося в течение всего периода обучения, что делает его заложником предельно интенсивного ритма жизни. При этом следует учитывать, что организация, содержание и методика обучения построены не на индивидуальном подходе, а рассчитаны на «среднего» обучающегося, которого вообще не может быть в принципе. В полной мере это касается и отсутствия учета индивидуальных особенностей восприятия материала по отдельным учебным предметам, когда один ребенок больше тяготеет к гуманитарным знаниям, другой – к точным наукам и т. д.

В последние годы при составлении школьного расписания стали больше уделять внимания динамике умственной работоспособности обучающихся, о закономерностях которой уже говорилось в данном разделе. При этом учитывается не только эффективность обучения, но и обеспечение здоровья. Хотя усредненная динамика имеет относительное значение и в каждом конкретном случае определяется индивидуальными особенностями учащихся, задачами урока, специализацией класса (например, в условиях гимназии или лицея), личностью и особенностями методики учителя и т. д., тем не менее есть некоторые общие рекомендации в этом вопросе.

В течение учебного дня наиболее трудные предметы включают в расписание вторыми – третьими (для младшеклассников) или третьими – четвертыми уроками (для средних и старших классов), но не первыми и последними. Такое требование обусловлено соответствующими изменениями умственной работоспособности школьников в течение учебного дня. Так, у младших школьников уже на четвертом уроке отмечается заметное снижение работоспособности. У средних и старших школьников аналогичная реакция возникает к пятому и шестому урокам соответственно. Вот почему на последних уроках умственная работа оказывается малопродуктивной, а у некоторой части учеников даже может вызвать психическое перенапряжение.

Обычно трудность предметов оценивают в баллах. Наиболее часто для этого пользуются предложенной И.Г. Сивковым (1975) и рекомендованной Санитарно-гигиеническими правилами и нормами СанПиН 2.4.2.1178-02 ранговой шкалой трудности предметов (табл. 22).

К сожалению, рекомендации СанПиН 2002 г. не учитывают, по крайней мере, три важнейших обстоятельства. Во-первых, с 1975 г., когда была предложена система И.Г. Сивкова, значительным изменениям подвергся стандарт образования, так что значение отдельных предметов (выраженное в отведенных на их изучение часах) возросло, а других – уменьшилось. Естественно, что это не могло не сказаться на трудности освоения данного учебного предмета. Во-вторых, в учебном плане общеобразовательной школы появился целый ряд новых предметов (в частности, информатика), а в профильных классах число новых дисциплин трудно поддается подсчету. В этих условиях школьники вынуждены сопоставлять новые предметы по трудности с ранее имевшимися в учебном плане, что также не может не сказаться на оценке трудности последних. Наконец, за почти три с половиной десятилетия заметно изменилась материальная база преподавания, и в настоящее время широкое распространение получили не только телевизионные технологии, но и Интернет. В таком случае педагог, успешно освоивший новые технологии, получает преимущество относительно качества освоения нового материала по сравнению с тем, кто ими не владеет.

 

Таблица 22



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.059 с.)