Некоторые критерии рациональной организации урока в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые критерии рациональной организации урока в школе



 

 

 

У студентов в начале учебного года учебная активность минимальна и в основном ограничивается аудиторными занятиями. Затем постепенно нагрузка возрастает за счет индивидуальной и самостоятельной работы, к концу семестра эти формы дополняются отработками, консультациями и др. – и к самой сессии студент подходит если и не переутомленным, то в довольно близком к этому состоянии. В период сессии (особенно летней, когда количество зачетов и экзаменов больше) это состояние у большей части студентов, согласно исследованиям, все-таки наступает.

В режиме дня учащихся и студентов значительное время занимает самостоятельная работа, – согласно СанПиН, от одного часа в день у первоклассников до трех часов у школьников выпускного класса и у студентов. Практика, однако, показывает, что, по мнению многих учащихся, у них уходит на самостоятельную работу гораздо больше времени. Анализ показывает, что все-таки на непосредственную продуктивную работу они затрачивают, как правило, не более указанных объемов времени, но отсутствие четкого планирования бюджета времени приводит к тому, что в процессе выполнения такой работы учащиеся постоянно отвлекаются (телевизор, развлечения, еда и т. д.), и в их расчетах остаются только временные точки начала и конца выполнения самостоятельной работы. Отсюда становится понятным, насколько важно для школьника или студента планировать время начала и окончания выполнения домашних заданий или других видов самостоятельной работы.

В течение самой самостоятельной работы учащимся необходимо учитывать определенные обстоятельства, касающиеся как состояния своего организма, так и объективных процессов, характеризующих работоспособность. Особенно следует учесть, что сразу после окончания обязательных занятий и обеда нецелесообразно приступать к выполнению заданий (хотя и понятно желание быстрее освободиться от них и почувствовать себя свободным). Это обусловлено тем, что сразу после еды (см. гл. 6) происходит перераспределение крови с ее оттоком от головного мозга (что и обусловливает возникающую после плотной еды сонливость). Кроме того, в период с 13–14 до 15–16 часов у человека отмечается закономерное снижение работоспособности, что делает выполнение домашних заданий в это время малопродуктивным. В связи с этим можно рекомендовать, во-первых, не есть днем плотно [80], а во-вторых, после еды можно выполнить какую-либо спокойную двигательную деятельность, желательно – на свежем воздухе. Такое времяпровождение не только отражает заботу о здоровье, но и по механизму активного отдыха способствует более быстрому снятию вызванного учебной деятельностью в первой половине дня утомления и восстановлению работоспособности.

Приступая к выполнению домашних заданий, следует помнить о закономерностях изменений умственной работоспособности, но порядок их выполнения по предметам не может быть стандартным и зависит от индивидуальных особенностей ученика. Так, холерик может начинать приготовление домашних заданий с самых трудных предметов (он быстро входит в работу), флегматик – со средних по тяжести (у него врабатывание проходит медленнее), а меланхолик – вообще с самых легких (потому что возможная неудача в самом начале может вызвать у него нервный срыв).

Через каждые 45–50 минут домашних учебных занятий необходимо делать перерывы, которые по принципу активного отдыха следует посвятить переключению на другие виды деятельности, идеальным вариантом которых является движение (о чем уже говорилось в главе 4).

В режиме дня учащегося помимо рациональной организации учебной деятельности самого серьезного внимания заслуживает обеспечение полноценного сна как одного из важнейших средств восстановления состояния организма и работоспособности. Уже отмечалось (гл. 5), что сон – не пассивное состояние отдыха, а активное состояние мозга и всего организма, во время которого, в частности, в ЦНС идут процессы, связанные с систематизацией полученной накануне информации. Вот почему так важно обеспечить условия для нормального сна, которые должны быть определенным образом регламентированы. Главным критерием полноценности сна является самочувствие проснувшегося человека, который утром должен быть бодрым, отдохнувшим и с удовольствием включающимся в повседневную активность.

Режим дня школьников с учетом стоящих перед ним задач и особенностей изменения жизнедеятельности в течение суток можно рекомендовать следующий (табл. 28).

 

Таблица 28

Примерная схема режима дня для учащегося, занимающегося в 1-ю смену (начало занятий в 8 час 30 мин)

 

 

 

Разумеется, предложенная схема режима носит ориентировочный характер и должна конкретизироваться для каждого школьника в отдельности. Так, она не учитывает особенности типологии высшей нервной деятельности ученика (а от нее зависит время, необходимое для успешного приготовления домашних заданий), занятия дополнительным образованием (в музыкальных, спортивных и других школах, с репетитором, углубленное изучение отдельных предметов и пр.), принятый в семье режим, наличие определенных обязанностей в семье и т. д. Но в любом случае режим должен отражать все необходимые компоненты жизнедеятельности обучающегося и соответствовать особенностям суточных изменений его функционального состояния.

У значительной части школьников и студентов дополнительные виды занятий и некоторые мероприятия (например, выполнение определенных обязанностей по дому) бывают не ежедневно, а с некоторой периодичностью. Исходя из этого, более рационально регламентировать свой режим не на день, а на неделю – в этом случае представляется возможность часть ежедневных обязанностей перераспределить в пределах недели с тем, чтобы сделать нагрузку более равномерной. Разумеется, что такое целенаправленное планирование возможно лишь при условии четкого распределения приоритетов на каждом данном этапе жизнедеятельности.

Важным обстоятельством, которое следует учитывать при разработке режима обучающегося, является его согласование с режимом семьи в целом – искусственная изоляция режима школьника или студента от режима семьи и исполнения своей части обязанностей в ней делает его исключительным и ведет к воспитанию эгоистических черт характера.

Наиболее разумно поступают те учащиеся, которые (младшеклассники – вместе с родителями) уже в воскресенье определяют круг обязательных дел, необходимых для выполнения в предстоящую неделю помимо тех, которые строго регламентированы во времени (учебные занятия по расписанию, занятия в секции, на курсах и т. д.). Как правило, если такие дела четко выделены, то распределить их в течение недели уже не представляет труда. Вместе с тем важно в конце недели подвести итог выполнения намеченного на прошедшую неделю плана и проанализировать причины возможного невыполнения его с тем, чтобы в дальнейшем внести соответствующие коррективы либо в планирование жизнедеятельности, либо в свое поведение.

К сожалению, зачастую многие учащиеся неоправданно легкомысленно относятся к планированию выходных дней. Основными задачами их применительно к обучающимся должны быть:

 

1. Профессиональная рекреация, предполагающая максимально полное восстановление умственной работоспособности обучающегося, устранение рабочей доминанты, которая и привела к возникновению утомления.

2. Устранение вредных для здоровья последствий учебной деятельности на здоровье учащихся: гиподинамии, нервно-психического напряжения, жесткого режима деятельности и т. д.

3. Реализация личных интересов, которые делают жизнь более насыщенной и интересной, способствуют укреплению здоровья и росту культурного уровня человека.

Для решения указанных задач выходной день следует посвятить активному отдыху. В отношении основных форм и средств организации и проведения выходного дня можно предложить несколько советов и пожеланий.

Прежде всего следует по возможности сменить обстановку и отвлечься от той, с которой связываются у учащегося (даже на уровне подсознания) представления о повседневной деятельности, которая, собственно, и привела к возникновению усталости. Поэтому лучше провести выходной день вне дома с его обстановкой, книгами, конспектами, т. е. всем тем, при взгляде на что невольно возникают мысли о предстоящей новой учебной работе.

Для учащихся, у которых утомление к концу недели обусловлено напряженной умственной деятельностью, средствами активного отдыха могут быть поход в кино, рыбалка и дискотека, занятия любимым делом (хобби) и встречи с приятными и интересными людьми, участие в дискуссиях и т. п. В воскресном отдыхе обязательно должен быть представлен двигательный компонент, который сам по себе снимает накопившееся нервно-мышечное напряжение за счет нейтрализации гормонов стресса и вместе с тем способствует формированию в ЦНС двигательной доминанты, способствующей улучшению психоэмоционального состояния и настроения человека. Средствами активного отдыха могут быть походы, участие в соревнованиях, лыжные прогулки и многое другое.

Анализ жизни выдающихся людей показывает, что большинству их присущи не только достижения в профессиональной деятельности, но и широкий круг интересов, когда научная деятельность сочеталась с занятиями искусством (А. Эйнштейн), спортом (академик А. Тамм, академик С. Федоров), общественной деятельностью (академик Д. Лихачев) и т. д. Подобная их высокая работоспособность и плодовитость в значительной степени стали возможными благодаря жесткой регламентации режима жизни, в котором находилось место не только для профессиональной деятельности, но и тому, что составляло круг их личностных, человеческих интересов. Именно это и позволяло им, не упуская ничего важного из поля зрения своих интересов, свести к минимуму непроизводительные затраты времени, сделать свою жизнь насыщенной и интересной и вместе с тем добиться высоких профессиональных достижений.

Контрольные задания

Ключевые слова: образ жизни, работа, умственный труд, отдых, активный отдых, работоспособность, здоровье, утомление, усталость, образовательный процесс, режим.

Контрольные вопросы

1. Понятие о рациональной организации жизнедеятельности.

2. Задачи и факторы обеспечения рациональной жизнедеятельности.

3. Особенности умственного труда и классификация его видов.

4. Умственный труд и здоровье современного человека.

5. Факторы, определяющие умственную работоспособность.

6. Динамика изменения работоспособности при умственной работе.

7. Физиологические и психологические механизмы утомления и усталости при умственной работе.

8. Механизмы активизации восстановления при умственном утомлении.

9. Понятие об активном отдыхе и его механизмах.

10. Средства предупреждения раннего умственного утомления.

11. Особенности изменения умственной работоспособности в течение рабочего дня и рабочей недели.

12. Значение обеспечения соотношения «работа/отдых» в поддержании высокого уровня умственной работоспособности.

13. Методы и средства обеспечения высокого уровня работоспособности и здоровья работника умственного труда.

14. Оптимальный воздушно-тепловой режим для работника умственного труда.

15. Обеспечение оптимального светового режима при умственном труде.

16. Рабочее место работника умственного труда.

17. Значение планирования жизнедеятельности для здоровья человека.

18. Понятие о рациональной организации жизнедеятельности.

19. Влияние образовательного процесса на здоровье обучающихся.

20. Валеологические основы рациональной организации образовательного процесса.

21. Валеологические критерии рациональной организации урока в школе.

22. Особенности организации самостоятельной учебной работы обучающегося.

23. Требования к рациональному построению режима жизнедеятельности.

24. Организация свободного времени работника умственного труда (школьника, студента, учителя).

Литература

Анастасова Л.П., Кучменко B.C. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. М.: Вентана – Граф, 2006.

Антропова M.B., Бабенкова Е.А. Организация и оценка здоровье-сберегающей деятельности образовательных учреждений. М., 2004.

Ахаев А.В. Валеологический подход в системе школьного образования – теория, практика и перспективы развития. Алматы; Гылым, 2005.

Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. М., 2005.

Бароян P.O. Труд и здоровье. М., 1979.

Вайнер Э.Н. Учиться без ущерба для здоровья: Учебное пособие. Липецк, 2007.

Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. М.: Флинта: Наука, 2008.

Вайнер Э.Н., Анисимова Т.С. Методология и практика формирования безопасной здоровьесберегающей образовательной среды. Славянск-на-Кубани, 2005.

Воликова Т. Режим дня в жизни школьника. М.: Просвещение, 1980.

Голицына И.И., Карасева Т.В. Основы валеологии. М., 1996.

Громова Е.А. Сон и бодрствование. М., 1969.

Жизнь и здоровье женщины: Энциклопедия. М.: АСТ, 2007.

Жизнь и здоровье мужчины: Энциклопедия. М.: АСТ, 2007.

Зайцев Г.К. Школьная валеология. СПб., 1998.

Кардашенко В.Н. (ред.). Гигиена детей и подростков. М., 1988.

Медведев В.И. Физиологические принципы разработки режимов труда и отдыха. Л., 1984.

Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М., 1961.

Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. М.: Вентана – Граф, 2005.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972.

Вайнер Эдуард Наумович

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.251 (0.041 с.)