Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели и оценка результата 12-минутного теста для лиц различного возраста (в км)

Поиск

 

 

Г.Л. Апанасенко в оценке уровня здоровья к показателям кровообращения добавил еще важные данные возраста, массы и длины тела, определив полученную величину как индекс физического состояния (ИФС), рассчитываемый по формуле:

 

Оценка: ИФС менее 0,375 – физическое состояние низкое, до 0,525 – ниже среднего, до 0,675 – среднее, до 0,825 – выше среднего, более – высокое. В перечне ее показателей.

Наиболее объективной рассматривается оценка уровня здоровья по пяти группам признаков, каждая из которых может быть оценена количественно:

1. Уровень и гармоничность физического развития.

2. Резервные возможности основных функциональных систем и организма в целом.

3. Уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма.

4. Наличие или отсутствие хронического или врожденного заболевания или дефектов развития.

5. Образ жизни.

Исходя из указанных предпосылок, В.И. Белов выделил четыре группы показателей: состояние организма в покое, функциональные резервы, образ жизни и состояние иммунной системы. В таблице 6 в качестве примера дается вариант оценки уровня здоровья, адаптированный нами к возрасту 10–11 лет.

Таким образом, количественная оценка уровня здоровья имеет то несомненное преимущество, что дает возможность:

• объективно оценить состояние каждой из сторон жизнедеятельности человека;

• наметить меры для воздействия на самую слабую из них;

• сравнить свое нынешнее состояние с бывшим ранее;

• оценить эффективность принятых мер по оздоровлению и наметить тактику своих действий на следующем этапе.

 

Таблица 6

Оценка уровня здоровья пятиклассников (10–11 лет)

 

 

 

Индивидуальные предпосылки к оценке уровня здоровья человека

Генотипические особенности

В проблеме здоровья учет индивидуальных особенностей человека является важнейшим фактором. Именно он определяет многие качества, которые предопределяют не только внешние признаки, но и повседневное поведение, выбор профессии, предрасположенность к различным заболеваниям и т. п.

Рассмотрим некоторые из генетических признаков, в той или иной степени определяющих поиски путей достижения высокого уровня здоровья.

Морфофункциональный тип человека обусловливает многие относительно постоянные морфологические, функциональные, психологические, биоритмологические и другие его качества.

Морфофункциональная конституция человека определяется наследственным кодом, являющимся, в свою очередь, результатом длительного воздействия относительно стабильных условий внешней среды. Принадлежность к тому или иному конституциональному типу не зависит от самого человека, но построение образа жизни с учетом этого фактора, безусловно, может сделать его жизнь здоровой и долгой.

В основу классификации положены такие антропометрические признаки, как показатели физического развития, длина конечностей, туловища и их соотношения; форма грудной клетки, характер жироотложения, толщина костей, выраженность скелетной мускулатуры, показатели состояния кожных покровов и т. д.

Чаще всего в морфофункциональной дифференциации человека выделяют три основных типа: нормостенический (торакальный), астенический и гиперстенический (мышечный). Кроме указанных, определяется множество промежуточных конституциональных типов (например, астено-нормостенический, нормо-астенический, нормо-гиперстенический и т. д.).

Принадлежность человека к тому или иному морфотипу определяет не только особенности его физического развития, но и многие специфические черты функционирования, в частности обмен веществ, гормональный статус, предрасположенность к определенным заболеваниям и т. д. Вот почему каждому типу соответствуют и свои особенности обеспечения жизнедеятельности, и свои особые преобладающие факторы риска здоровья. Так, для астеника свойственна предрасположенность к простудным заболеваниям, к болезням крови и дыхательной системы, нарушениям в опорно-двигательном аппарате, в центральной нервной системе и др.; для гиперстеника – к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, к нарушениям обмена веществ, сахарному диабету и т. д.

Зная свою типовую принадлежность, человек может так организовать образ жизни, чтобы исключить (или свести к минимуму) влияние факторов риска, провоцирующих свойственные для наследуемого им типа заболевания. Кроме того, это поможет ему правильно выбрать для себя профессию, вид физических упражнений (в том числе и спортивных), который мог бы обеспечить максимально эффективное для здоровья (в спорте – для спортивного результата) их использование и т. д. В частности, подбираемые упражнения должны сглаживать свойственные тому или иному типу неблагоприятные черты: так, астенику следует включать в свой двигательный режим упражнения на выносливость (для укрепления сердечно-сосудистой системы) и на силу (для компенсации слабости мышечной системы), а гиперстенику следует также обратить внимание на выносливость, на упражнения на гибкость, растягивание. С другой стороны, занятия атлетизмом астеника не только не позволят ему достичь высоких результатов в спорте, но и могут привести к нарушениям в деятельности сердца, не рассчитанного на кровоснабжение большой мышечной массы тела.

Функционально-метаболическая классификация В.П. Казначеева учитывает пространственно-временные особенности долговременных адаптационных стратегий на внешние воздействия. В ней значение придается таким генотипическим и фенотипическим чертам человека, как преобладающий тип энергообеспечения (аэробный или гликолитический); морфо-функциональный тип, соотношение так называемых белых и красных волокон в скелетных мышцах, тип высшей нервной деятельности и др.

В функционально-метаболической классификации выделяют типы: «спринтеры», «стайеры» и «смешанный». К спринтерам относят людей, которые хорошо адаптируются к резкой смене обстановки, быстро включаются в новые ритмы жизни и труда. Но постепенно у них наступают дезадаптационные явления, требующие новой смены обстановки. У спринтеров патологические процессы протекают остро с меньшей тенденцией к переходу в хроническую форму. Люди стайерского типа тяжело адаптируются к новым условиям, но в последующем довольно ровно и безболезненно переносят их. Патологические процессы у стайеров протекают вяло, у них отмечается склонность к их рецидивному течению и переходу в хронические формы. Смешанный же функциональный тип характеризуется промежуточными структурно-метаболическими качествами. Соотношение спринтеров, стайеров и смешанного типа, приблизительно 24:31:45. Одним из примеров необходимости учета функционально-метаболической предрасположенности является характер желудочного сокоотделения, который должен диктовать человеку особенности режима и рациона питания.

Биоритмологическая классификация человека, построенная на основе суточных изменений работоспособности и психофизиологических показателей, признается не всеми. Дело в том, что наши даже еще относительно недалекие предки лет 200 назад, когда не было электрического освещения, чаще всего подчинялись солнечной активности: вставали с восходом светила и засыпали с его закатом. Искусственное увеличение светового дня постепенно сдвигало время бодрствования к вечернему времени, и постепенно людей стали так же искусственно подразделять на три категории [12].

К «жаворонкам» относят тех людей, у которых максимум дневной активности приходится на первую половину дня, а к «совам» – на вторую, «голуби» же отличаются наиболее активными характеристиками в середине дня. Каждому типу биоритмологии свойственны специфические особенности жизнедеятельности, обусловливающие их высокую устойчивость к одним факторам риска и чувствительность к другим. Правда, пока неясно, наследуемы ли сами эти типы или главным фактором являются привычки, приобретенные в жизни. Практические наблюдения показывают, что, по крайней мере, в молодости переделки «сов» в «жаворонков» возможны, и при правильном образе жизни только помогают человеку. С другой стороны, есть данные, позволяющие считать, что длительное поддержание вечерней активности у «сов» достигается за счет напряжения механизмов адаптации, поэтому при прочих равных условиях у них чаще регистрируются нарушения сердечной деятельности и психики. В утренние же часы у «сов» нередка повышенная сонливость как следствие нарушения сосудистой регуляции в сторону гипотонии (пониженного артериального давления) как компенсаторной реакции на высокое давление в вечернее и ночное время. Уже доказано, что переход на утреннюю биоритмологию устраняет эти симптомы.

В определении образа жизни, в частности режима дня, недоучет своей принадлежности к тому или иному типу может привести к чрезмерно высоким нагрузкам на организм тогда, когда последний находится в состоянии низкой работоспособности, и при систематическом режиме в конечном итоге это обусловит развитие переутомления.

Психофизиологическую классификацию людей впервые под названием темпераментов пытался провести Гиппократ, выделивший четыре их вида в зависимости от соотношения в организме флегмы, крови, желтой и черной желчи – сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. И.П. Павлов, учитывая силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов в ЦНС, определил эти типы соответственно как сильный уравновешенный подвижный, сильный неуравновешенный, сильный уравновешенный инертный и слабый.

В настоящее время психологи и психиатры в практике пользуются несколькими системами психофизиологической оценки личности. Так, Э. Кречмер определил наличие корреляции между типом телосложения человека и характером возникающего у него психического заболевания, что позволило ему выделить «шизотимические» и «циклотимически е» темпераменты. В психологической классификации Г. Айзенка выделяются типы экстравертов и интровертов. У нас в стране широко используется типология К. Юнга, в которой учитываются многообразные показатели, характеризующие психические функции мышления, эмоциональности, ощущения и интуиции, а также направленность психики – интроверсии и экстраверсии.

Таким образом, учет генотипических особенностей человека является непременным условием построения его здорового образа жизни. В конечном же итоге эти врожденные качества во многом предопределяют возникающие у человека в онтогенезе жизненные приоритеты, предрасположенность или устойчивость к тем или иным факторам риска и т. д.

Половые аспекты

У подавляющей части животных прослеживаются отличия полового диморфизма, характеризующегося женским и мужским началами. Предполагается, что в этом заключается важнейшая биологическая предпосылка самой эволюции. Наличие двух полов следует рассматривать как возможность природы в вечном единстве и борьбе противоположностей достичь высшей гармонии. Каждая особь и каждая его система в принципе ориентированы на обеспечение самостоятельности их существования. И только одна система органов – половая – для своей реализации, т. е. воспроизведения потомства, требует партнера противоположного пола. В биологии такой поиск происходит в форме борьбы, отмеченной даже на уровне простейших организмов.

Деление на два пола и участие особей обоих полов в воспроизведении потомства создает гибкую систему приспособления, основанную не только на умножении наследуемых качеств каждой из особей, но и на значительном увеличении количества возможных вариантов, комбинаций признаков, имеющихся у родительских особей. Это становится возможным благодаря тому, что половой диморфизм характеризуется фундаментальным разделением функций между полами. При этом биологическая роль самки заключается в а) воспроизведении требуемого количество потомства и б) обеспечении стабильности видовых качеств независимо от условий существования. Следовательно, каждая из самок за свою жизнь должна не только предельно полно использовать свои репродуктивные возможности, но при этом и передать потомству жизнеспособность и консерватизм, присущие данному виду.

Иные требования предъявляются самцам. Их биологическое назначение заключается в решении двух задач: а) защита потомства и б) передача ему способности к адаптации.

С точки зрения репродуктивной один самец может оплодотворить огромное количество самок, и надо было бы ожидать, что в пределах данного вида женских особей должно быть многократно больше, чем мужских. Однако на самом деле самцов оказывается почти столько же, что и самок. Почему же природа идет на подобную, казалось бы, не свойственную ей расточительность?

Выбор полового партнера в биологии осуществляют самки по критериям жизнеспособности: здоровья, силы, красоты – именно эти характеристики являются факторами качественного совершенствования потомства. Однако условия жизнедеятельности вида меняются, поэтому природа закодировала часть механизмов адаптации в физиологических особенностях самцов, сделав их повышенно чувствительными к изменяющимся условиям внешней среды. Поэтому и выживает лишь часть мужских особей, но зато обладающая качествами, необходимыми для жизни в новых условиях. Следовательно, самка должна спариваться с выжившими самцами, благодаря чему эти новые адаптационные качества и передаются потомству, способствуя распространению нового генетического материала на весь вид. Таким образом, в биологии самцы являются носителями качеств будущего, т. е. главным фактором самой биологической эволюции.

Итак, при возникновении определенных новых условий выживает лишь часть самцов, а остальные либо гибнут, либо не дают потомства, либо появившееся потомство оказывается малочисленным. Это обстоятельство объясняет более высокую смертность мужских особей по сравнению с женскими. Причем такая особенность свойственна практически всем видам животных и всем возрастным периодам развития особей до наступления климактерического периода. Показательно в этом отношении, что при неблагоприятных условиях более ранимыми оказываются именно Y-хромосомы (мужские).

У человека пол закладывается уже в первые недели внутриутробного периода, и на восьмой неделе у него начинают формироваться половые органы, которые преимущественно и определяют внешние отличия мальчиков и девочек в первые годы жизни, хотя год от года половые различия становятся все более выраженными. Решительное разделение между полами происходит в возрасте полового созревания, когда особенности развития организма начинают определяться во многом половыми гормонами, которые и вызывают появление свойственных данному полу вторичных признаков, причем не только морфологических, но и в характере обмена веществ, психологических и т. д. В основе анатомо-физиологических и даже психологических различий полов лежит разное соотношение женских (эстрогенов) и мужских (андрогенов) половых гормонов. Преобладание первых обусловливает появление тех структурно-функциональных характеристик, которые и определяют реализацию женщиной обеих специфичных для нее биологических функций:

репродуктивной – широкий таз, половые органы защищены костными и мышечными тканями, короткие конечности, в головном мозге есть центры, регулирующие процессы овуляции, и т. д.; высокие ловкость рук, скорость восприятия, счет, память, беглость речи и другие речевые навыки;

сохранения вида – высокая устойчивость к действию неблагоприятных факторов (кровопотеря, гипоксия, переохлаждение, физическое утомление, недосыпание, психологическая устойчивость и т. д.).

В психологическом плане женщине свойственны мягкость, терпение, ожидание защиты, эмоциональность, мечтательность, покорность; женщина прочнее стоит на земле, ей не надо постоянно потрясать окружающих воображаемыми подвигами, она ждет признания своей красоты и привлекательности. Как результат всех этих обстоятельств девочки имеют более высокую восприимчивость к воспитанию и обучению, меньше делают ошибок. Кроме того, они более обязательны и ответственны в выполнении своих обязанностей. В норме женщины и девочки более управляемы и покладисты, а в семейной жизни предпочитают стабильность, порядок и больше ориентированы именно на семью и на воспитание детей, а не на служебную деятельность и карьеру.

Преобладание андрогенов ведет к появлению у мужских особей качеств, обеспечивающих защиту потомства и адаптацию к меняющимся условиям жизни:

– мужской организм крепче, выше, тяжелее, конечности длиннее, туловище короче, быстрота реакции выше, скорость и координация движений более совершенны, лучшее понимание механических отношений, более выражены ориентация в пространстве и математические рассуждения;

– большая жизненная неустойчивость и более чувствительная реакция на изменившиеся условия жизни, меньшая устойчивость к голоду, холоду, кровопотере, боли и т. д.

Психологически мужчине свойственны деловитость, рассудочность, напористость, авторитарность, стремление к самоутверждению; мужчина стремится к постоянной борьбе, ищет признания своей силы, исключительности возможностей. В семейной жизни, как правило, мужчина видит себя добытчиком, который обеспечивает благосостояние семьи, поэтому он более ориентирован на служебную деятельность, где может проявить свои (как кажется каждому мужчине) недюжинные способности.

Отличия в психологии и в социальных отношениях отражают общие особенности, свойственные большинству представителей пола, индивидуальные же особенности могут перекрывать половые различия. И вообще нельзя быть абсолютно категоричным, противопоставляя женский и мужской организмы. Поведение, ориентированное на преобладающее распределение ролей между полами в обществе и в семье без учета индивидуальных особенностей физических, психологических, социальных каждого конкретного человека, чревато ломкой личности этого человека.

Развитие цивилизации, изменения социальных институтов в некоторых отношениях сместили устоявшиеся представления о психофизиологических особенностях полов. В частности, прослеживается определенная тенденция к смещению половых характеристик, которую можно определить как маскулинизацию женщин и феминизацию мужчин.

Если исходить из особенностей возрастного развития полов, то следовало бы ожидать, что мужчины должны жить дольше женщин. Действительно, мужчины рождаются на 3–4 недели позже, ходить и говорить начинают позднее, половая зрелость у них наступает лишь через 1–2 года после женщин, репродуктивный период у мужчин на 10–15 лет дольше, формирование скелета завершается в 22–25 лет по сравнению с 20–22 годами у женщин и т. д. Однако на самом деле коэффициент смертности у мужчин в 2–2,5 раза выше, а продолжительность жизни, как правило ниже, чем у женщин, – последнее обстоятельство является общебиологической закономерностью. Основное значение здесь играет больший разброс индивидуальных качеств у мужчин. С одной стороны, какие бы условия не возникали, определенная часть мужских особей сможет к ним адаптироваться. Однако, с другой стороны, другие особи (а их в данных условиях оказывается большинство) оказываются менее жизнеспособными, что ведет к их более высокой заболеваемости и смертности. Показательно в этом отношении, что та часть мужчин, которая оказалась более адаптированной, отличается более высокой жизнеспособностью, даже по сравнению с женщинами. Например, в Закавказье из 15 долгожителей 110–140 лет 14 – мужчины!

Таким образом, половая принадлежность человека должна в значительной степени накладывать отпечаток на образ жизни человека. Однако в этом вопросе нельзя быть абсолютно категоричным, противопоставляя женский и мужской организмы, так как в каждом из них в той или иной степени присутствуют оба начала. Речь идет об учете этих особенностей в обеспечении здоровья и в поисках той гармонии социальных ролей мужчины и женщины, которые они играют в обществе и в семье.

Возрастные аспекты

Большой опыт, накопленный человечеством, позволяет говорить об исключительных с точки зрения современных представлений возможностях адаптации, которыми обладает от рождения человек. Вместе с тем у каждого человека есть генетически детерминированные задатки тех качеств, в которых при благоприятном стечении обстоятельств жизни он может достичь наиболее значительных результатов. Принято считать, что последние на 70 % обусловлены генотипом человека и на 30 % средовыми факторами.

В реализации наследственных задатков человека четко прослеживается возрастная зависимость: чем раньше создаются условия для их тренировки, тем более высоких результатов он может достичь. Отсюда становится понятным, насколько важно создать для ребенка соответствующие условия жизни, обучения и воспитания с учетом того факта, что существует определенная возрастная последовательность в становлении некоторых физиологических, интеллектуальных, эмоциональных и др. способностей человека, поэтому если в соответствующий сенситивный период функция у ребенка не сформировалась или сформировалась недостаточно, то ее дальнейшее становление затрудняется. Например, предполагается, что около 50 % умственных способностей, связанных с переработкой информации, формируется уже к четырем годам, а к восьми этот показатель достигает 80 %. Естественно, что такое обстоятельство следует учитывать в течение указанного возрастного периода ребенка.

Возрастной зависимостью отличается развитие таких свойств, способностей и возможностей человека, как двигательные качества, речь, характер вегетативной нервной регуляции и т. д. Но для реализации таких предпосылок должны создаваться соответствующие условия, при отсутствии которых срабатывает закон, который И.А. Аршавский назвал «законом свертывания функций за ненадобностью». Суть его заключается в том, что при невостребованности какой-либо функции она либо не развивается, либо вообще угасает. Например, при стремлении в первые часы, дни и недели жизни ребенка содержать его в условиях абсолютной стерильности иммунитет новорожденного постепенно ослабевает; если в течение первых месяцев жизни ребенок не получает достаточно речевой информации, развивается так называемый феномен Каспара Хаузера, и с каждым последующим годом развитие речевой функции становится все более затруднительным и т. п.

Преимущественное становление той или иной функциональной системы в каждом периоде возрастного развития требует создания соответствующих условий в образе жизни на данном этапе. Так, в период интенсивного развития мозга отмечается повышенная чувствительность организма к недостатку белка в пище, речедвигательных функций – к дефициту речевого общения, а моторики – к недостаточному уровню двигательной активности.

Влияние образа жизни и других экзогенных и эндогенных факторов, в которых развивается человек, обусловливает ту или иную эффективность развертывания индивидуальной генетической программы. У разных людей ее реализация во времени отличается, что делает необходимым введение в оценке характера возрастного развития понятий паспортного и биологического возрастов. Паспортный, или хронологический возраст – это период, прожитый человеком от рождения до момента обследования, и имеющий четкие временные пределы (лет, месяцев, дней). Биологический возраст также является функцией времени, но определяется особенностями морфофункционального развития индивида, скоростью развертывания программы развития. Дети с замедленным темпом биологического развития – ретарданты – имеют более низкий для данного возраста уровень физического развития и физической работоспособности, у них более выражено напряжение сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, более высокий уровень основного обмена и т. д. Иногда уже в школьные годы отставание биологического возраста от паспортного может достигать пяти лет. Основными причинами этого явления могут быть нарушения развития во внутриутробном периоде, родовые травмы, неблагоприятные социальные условия, перенесенные в младенчестве заболевания, ограничение двигательной активности и т. д. К моменту прихода в школу около 15 % детей уже отстают в своем биологическом возрасте, а в возрасте полового созревания количество их возрастает еще больше.

Ускоренный тип индивидуального развития – акселерация – также наиболее отчетливо проявляется в возрасте полового созревания и у девочек бывает чаще. Такой тип развития, как и замедленный, отражает отклонение от нормы, и «опережающие» дети отличаются недостаточно совершенной адаптацией к физическим нагрузкам, пониженным уровнем работоспособности и т. д.

У нас в стране принята следующая классификация паспортных возрастных периодов развития человека в онтогенезе:

• новорожденный – до 10 дней;

• грудной ребенок – до 1 года;

• раннее детство – до 3 лет;

• первое детство – до 7 лет;

• второе детство – до 11 лет девочки, до 12 лет мальчики;

• подростковый возраст – до 15 лет девочки, до 16 лет юноши;

• юношеский возраст – до 20 лет женщины, до 21 года мужчины;

• средний возраст – а) первый период – до 35 лет; б) второй период – до 55 лет женщины, до 60 лет мужчины;

• пожилой возраст – до 75 лет;

• старческий возраст – до 90 лет;

• долгожители – старше 90 лет.

В возрастном развитии человека отмечается физиологический гетерохронизм (т. е. разное время) разворачивания функций, так как в каждом возрасте организм вынужден решать свойственные именно этому возрасту доминирующие особенности развития (накопление массы, становление вегетативной регуляции, созревание мозга, развитие двигательных функций и т. д.). Поэтому в каждый данный период развития какая-либо одна функциональная система или группа систем может в своем развитии опережать другие, в следующем же периоде опережающими темпами развивается другая система или группа систем с соответствующими более высокими показателями ее функционирования. В соответствии с этими особенностями жизнеспособность человека в различные возрастные периоды отличается. В ранние, детские периоды, когда в организме наиболее активно идут синтез клеточных элементов и взаимосогласование функциональных систем, становление нервной и гуморальной регуляции, особенно интенсивно протекает структурно-функциональная интеграция, т. е. негэнтропийные процессы. В старших же возрастах, когда преобладает катаболизм, жизнеспособность во все большей степени смещается в сторону энтропии, предопределяющей в конечном итоге смерть. Такие изменения отражают реализацию генетической программы индивида, запас которой, естественно, более обширен и развернут во времени у детей и в определенной степени уже исчерпан в старших возрастах.

Приблизительно каждые 12 лет в организме отмечается своеобразный кризис, который захватывает буквально все стороны его жизнедеятельности – морфологические, функциональные, психологические, социальные и пр. Поэтому с позиций обеспечения здоровья в таких критических возрастах (ориентировочно в 12, 25, 37, 49 и 67 лет) человек должен пересматривать основы своего образа жизни, внося в них коррективы, основанием для которых должно быть предупреждающее изучение особенностей приближающегося нового возрастного этапа и подготовка к постепенному вхождению в него.

 

Контрольные задания

Ключевые слова: эволюция, социальное развитие, здоровье, болезнь, норма здоровья, генотип и фенотип, половой диморфизм, возраст.

Контрольные вопросы

1. Борьба за существование как решающий фактор биологической эволюции.

2. Человек как результат биологической эволюции.

3. Особенности взаимоотношений человека с Природой.

4. Социальная сущность человека.

5. Цивилизация, образ жизни и здоровье человека.

6. Социальные факторы, обусловливающие образ жизни современного человека.

7. Противоречие биологического и социального в образе жизни современного человека и пути его преодоления.

8. Понятие о здоровье и его классификация.

9. Роль количественного подхода к оценке здоровья.

10. Критерии здоровья и его уровни.

11. Медицинские и валеологические подходы к определению «нормы здоровья».

12. Противоречия генотипа и образа жизни современного человека.

13. Учет генотипических факторов в обеспечении здоровья.

14. Половой диморфизм и биологическое назначение полов.

15. Психофизиологические особенности полов.

16. Роль половой принадлежности в обеспечении здоровья.

17. Значение возрастного фактора в обеспечении здоровья.

Литература

Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987.

Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб., 1992.

Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 1982.

Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. М., 2005.

Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.

М.,1992.

Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. М., 1987.

Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М.: ФиС, 1990.

Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. М.: Флинта: Наука, 2008.

Васильева З.А., Любинская СМ. Резервы здоровья. М., 1982.

Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967.

Жизнь и здоровье женщины: Энциклопедия. М.: АСТ, 2007.

Жизнь и здоровье мужчины: Энциклопедия. М.: АСТ, 2007.

Казначеев В.П. Теоретические основы валеологии. Новосибирск, 1993.

Купер К. Новая аэробика. М., 1979.

Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982.

Лищук В., Мостовая Е. Обзор основ здоровья. М., 1994.

Никитины Б. и Л. Резервы здоровья наших детей. М., 1990.

Петленко В.П. Валеология человека: здоровье – любовь – красота: В 5 т. СПб., 1996–1998.

Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. М.: Просвещение, 2002.

Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие. М.: Вентана-Граф, 2004.

4
Физическая культура и здоровье



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.117 (0.012 с.)