Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели и оценка результата 12-минутного теста для лиц различного возраста (в км)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Г.Л. Апанасенко в оценке уровня здоровья к показателям кровообращения добавил еще важные данные возраста, массы и длины тела, определив полученную величину как индекс физического состояния (ИФС), рассчитываемый по формуле:
Оценка: ИФС менее 0,375 – физическое состояние низкое, до 0,525 – ниже среднего, до 0,675 – среднее, до 0,825 – выше среднего, более – высокое. В перечне ее показателей. Наиболее объективной рассматривается оценка уровня здоровья по пяти группам признаков, каждая из которых может быть оценена количественно: 1. Уровень и гармоничность физического развития. 2. Резервные возможности основных функциональных систем и организма в целом. 3. Уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма. 4. Наличие или отсутствие хронического или врожденного заболевания или дефектов развития. 5. Образ жизни. Исходя из указанных предпосылок, В.И. Белов выделил четыре группы показателей: состояние организма в покое, функциональные резервы, образ жизни и состояние иммунной системы. В таблице 6 в качестве примера дается вариант оценки уровня здоровья, адаптированный нами к возрасту 10–11 лет. Таким образом, количественная оценка уровня здоровья имеет то несомненное преимущество, что дает возможность: • объективно оценить состояние каждой из сторон жизнедеятельности человека; • наметить меры для воздействия на самую слабую из них; • сравнить свое нынешнее состояние с бывшим ранее; • оценить эффективность принятых мер по оздоровлению и наметить тактику своих действий на следующем этапе.
Таблица 6 Оценка уровня здоровья пятиклассников (10–11 лет)
Индивидуальные предпосылки к оценке уровня здоровья человека Генотипические особенности В проблеме здоровья учет индивидуальных особенностей человека является важнейшим фактором. Именно он определяет многие качества, которые предопределяют не только внешние признаки, но и повседневное поведение, выбор профессии, предрасположенность к различным заболеваниям и т. п. Рассмотрим некоторые из генетических признаков, в той или иной степени определяющих поиски путей достижения высокого уровня здоровья. Морфофункциональный тип человека обусловливает многие относительно постоянные морфологические, функциональные, психологические, биоритмологические и другие его качества. Морфофункциональная конституция человека определяется наследственным кодом, являющимся, в свою очередь, результатом длительного воздействия относительно стабильных условий внешней среды. Принадлежность к тому или иному конституциональному типу не зависит от самого человека, но построение образа жизни с учетом этого фактора, безусловно, может сделать его жизнь здоровой и долгой. В основу классификации положены такие антропометрические признаки, как показатели физического развития, длина конечностей, туловища и их соотношения; форма грудной клетки, характер жироотложения, толщина костей, выраженность скелетной мускулатуры, показатели состояния кожных покровов и т. д. Чаще всего в морфофункциональной дифференциации человека выделяют три основных типа: нормостенический (торакальный), астенический и гиперстенический (мышечный). Кроме указанных, определяется множество промежуточных конституциональных типов (например, астено-нормостенический, нормо-астенический, нормо-гиперстенический и т. д.). Принадлежность человека к тому или иному морфотипу определяет не только особенности его физического развития, но и многие специфические черты функционирования, в частности обмен веществ, гормональный статус, предрасположенность к определенным заболеваниям и т. д. Вот почему каждому типу соответствуют и свои особенности обеспечения жизнедеятельности, и свои особые преобладающие факторы риска здоровья. Так, для астеника свойственна предрасположенность к простудным заболеваниям, к болезням крови и дыхательной системы, нарушениям в опорно-двигательном аппарате, в центральной нервной системе и др.; для гиперстеника – к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, к нарушениям обмена веществ, сахарному диабету и т. д. Зная свою типовую принадлежность, человек может так организовать образ жизни, чтобы исключить (или свести к минимуму) влияние факторов риска, провоцирующих свойственные для наследуемого им типа заболевания. Кроме того, это поможет ему правильно выбрать для себя профессию, вид физических упражнений (в том числе и спортивных), который мог бы обеспечить максимально эффективное для здоровья (в спорте – для спортивного результата) их использование и т. д. В частности, подбираемые упражнения должны сглаживать свойственные тому или иному типу неблагоприятные черты: так, астенику следует включать в свой двигательный режим упражнения на выносливость (для укрепления сердечно-сосудистой системы) и на силу (для компенсации слабости мышечной системы), а гиперстенику следует также обратить внимание на выносливость, на упражнения на гибкость, растягивание. С другой стороны, занятия атлетизмом астеника не только не позволят ему достичь высоких результатов в спорте, но и могут привести к нарушениям в деятельности сердца, не рассчитанного на кровоснабжение большой мышечной массы тела. Функционально-метаболическая классификация В.П. Казначеева учитывает пространственно-временные особенности долговременных адаптационных стратегий на внешние воздействия. В ней значение придается таким генотипическим и фенотипическим чертам человека, как преобладающий тип энергообеспечения (аэробный или гликолитический); морфо-функциональный тип, соотношение так называемых белых и красных волокон в скелетных мышцах, тип высшей нервной деятельности и др. В функционально-метаболической классификации выделяют типы: «спринтеры», «стайеры» и «смешанный». К спринтерам относят людей, которые хорошо адаптируются к резкой смене обстановки, быстро включаются в новые ритмы жизни и труда. Но постепенно у них наступают дезадаптационные явления, требующие новой смены обстановки. У спринтеров патологические процессы протекают остро с меньшей тенденцией к переходу в хроническую форму. Люди стайерского типа тяжело адаптируются к новым условиям, но в последующем довольно ровно и безболезненно переносят их. Патологические процессы у стайеров протекают вяло, у них отмечается склонность к их рецидивному течению и переходу в хронические формы. Смешанный же функциональный тип характеризуется промежуточными структурно-метаболическими качествами. Соотношение спринтеров, стайеров и смешанного типа, приблизительно 24:31:45. Одним из примеров необходимости учета функционально-метаболической предрасположенности является характер желудочного сокоотделения, который должен диктовать человеку особенности режима и рациона питания. Биоритмологическая классификация человека, построенная на основе суточных изменений работоспособности и психофизиологических показателей, признается не всеми. Дело в том, что наши даже еще относительно недалекие предки лет 200 назад, когда не было электрического освещения, чаще всего подчинялись солнечной активности: вставали с восходом светила и засыпали с его закатом. Искусственное увеличение светового дня постепенно сдвигало время бодрствования к вечернему времени, и постепенно людей стали так же искусственно подразделять на три категории [12]. К «жаворонкам» относят тех людей, у которых максимум дневной активности приходится на первую половину дня, а к «совам» – на вторую, «голуби» же отличаются наиболее активными характеристиками в середине дня. Каждому типу биоритмологии свойственны специфические особенности жизнедеятельности, обусловливающие их высокую устойчивость к одним факторам риска и чувствительность к другим. Правда, пока неясно, наследуемы ли сами эти типы или главным фактором являются привычки, приобретенные в жизни. Практические наблюдения показывают, что, по крайней мере, в молодости переделки «сов» в «жаворонков» возможны, и при правильном образе жизни только помогают человеку. С другой стороны, есть данные, позволяющие считать, что длительное поддержание вечерней активности у «сов» достигается за счет напряжения механизмов адаптации, поэтому при прочих равных условиях у них чаще регистрируются нарушения сердечной деятельности и психики. В утренние же часы у «сов» нередка повышенная сонливость как следствие нарушения сосудистой регуляции в сторону гипотонии (пониженного артериального давления) как компенсаторной реакции на высокое давление в вечернее и ночное время. Уже доказано, что переход на утреннюю биоритмологию устраняет эти симптомы. В определении образа жизни, в частности режима дня, недоучет своей принадлежности к тому или иному типу может привести к чрезмерно высоким нагрузкам на организм тогда, когда последний находится в состоянии низкой работоспособности, и при систематическом режиме в конечном итоге это обусловит развитие переутомления. Психофизиологическую классификацию людей впервые под названием темпераментов пытался провести Гиппократ, выделивший четыре их вида в зависимости от соотношения в организме флегмы, крови, желтой и черной желчи – сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. И.П. Павлов, учитывая силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов в ЦНС, определил эти типы соответственно как сильный уравновешенный подвижный, сильный неуравновешенный, сильный уравновешенный инертный и слабый. В настоящее время психологи и психиатры в практике пользуются несколькими системами психофизиологической оценки личности. Так, Э. Кречмер определил наличие корреляции между типом телосложения человека и характером возникающего у него психического заболевания, что позволило ему выделить «шизотимические» и «циклотимически е» темпераменты. В психологической классификации Г. Айзенка выделяются типы экстравертов и интровертов. У нас в стране широко используется типология К. Юнга, в которой учитываются многообразные показатели, характеризующие психические функции мышления, эмоциональности, ощущения и интуиции, а также направленность психики – интроверсии и экстраверсии. Таким образом, учет генотипических особенностей человека является непременным условием построения его здорового образа жизни. В конечном же итоге эти врожденные качества во многом предопределяют возникающие у человека в онтогенезе жизненные приоритеты, предрасположенность или устойчивость к тем или иным факторам риска и т. д. Половые аспекты У подавляющей части животных прослеживаются отличия полового диморфизма, характеризующегося женским и мужским началами. Предполагается, что в этом заключается важнейшая биологическая предпосылка самой эволюции. Наличие двух полов следует рассматривать как возможность природы в вечном единстве и борьбе противоположностей достичь высшей гармонии. Каждая особь и каждая его система в принципе ориентированы на обеспечение самостоятельности их существования. И только одна система органов – половая – для своей реализации, т. е. воспроизведения потомства, требует партнера противоположного пола. В биологии такой поиск происходит в форме борьбы, отмеченной даже на уровне простейших организмов. Деление на два пола и участие особей обоих полов в воспроизведении потомства создает гибкую систему приспособления, основанную не только на умножении наследуемых качеств каждой из особей, но и на значительном увеличении количества возможных вариантов, комбинаций признаков, имеющихся у родительских особей. Это становится возможным благодаря тому, что половой диморфизм характеризуется фундаментальным разделением функций между полами. При этом биологическая роль самки заключается в а) воспроизведении требуемого количество потомства и б) обеспечении стабильности видовых качеств независимо от условий существования. Следовательно, каждая из самок за свою жизнь должна не только предельно полно использовать свои репродуктивные возможности, но при этом и передать потомству жизнеспособность и консерватизм, присущие данному виду. Иные требования предъявляются самцам. Их биологическое назначение заключается в решении двух задач: а) защита потомства и б) передача ему способности к адаптации. С точки зрения репродуктивной один самец может оплодотворить огромное количество самок, и надо было бы ожидать, что в пределах данного вида женских особей должно быть многократно больше, чем мужских. Однако на самом деле самцов оказывается почти столько же, что и самок. Почему же природа идет на подобную, казалось бы, не свойственную ей расточительность? Выбор полового партнера в биологии осуществляют самки по критериям жизнеспособности: здоровья, силы, красоты – именно эти характеристики являются факторами качественного совершенствования потомства. Однако условия жизнедеятельности вида меняются, поэтому природа закодировала часть механизмов адаптации в физиологических особенностях самцов, сделав их повышенно чувствительными к изменяющимся условиям внешней среды. Поэтому и выживает лишь часть мужских особей, но зато обладающая качествами, необходимыми для жизни в новых условиях. Следовательно, самка должна спариваться с выжившими самцами, благодаря чему эти новые адаптационные качества и передаются потомству, способствуя распространению нового генетического материала на весь вид. Таким образом, в биологии самцы являются носителями качеств будущего, т. е. главным фактором самой биологической эволюции. Итак, при возникновении определенных новых условий выживает лишь часть самцов, а остальные либо гибнут, либо не дают потомства, либо появившееся потомство оказывается малочисленным. Это обстоятельство объясняет более высокую смертность мужских особей по сравнению с женскими. Причем такая особенность свойственна практически всем видам животных и всем возрастным периодам развития особей до наступления климактерического периода. Показательно в этом отношении, что при неблагоприятных условиях более ранимыми оказываются именно Y-хромосомы (мужские). У человека пол закладывается уже в первые недели внутриутробного периода, и на восьмой неделе у него начинают формироваться половые органы, которые преимущественно и определяют внешние отличия мальчиков и девочек в первые годы жизни, хотя год от года половые различия становятся все более выраженными. Решительное разделение между полами происходит в возрасте полового созревания, когда особенности развития организма начинают определяться во многом половыми гормонами, которые и вызывают появление свойственных данному полу вторичных признаков, причем не только морфологических, но и в характере обмена веществ, психологических и т. д. В основе анатомо-физиологических и даже психологических различий полов лежит разное соотношение женских (эстрогенов) и мужских (андрогенов) половых гормонов. Преобладание первых обусловливает появление тех структурно-функциональных характеристик, которые и определяют реализацию женщиной обеих специфичных для нее биологических функций: – репродуктивной – широкий таз, половые органы защищены костными и мышечными тканями, короткие конечности, в головном мозге есть центры, регулирующие процессы овуляции, и т. д.; высокие ловкость рук, скорость восприятия, счет, память, беглость речи и другие речевые навыки; – сохранения вида – высокая устойчивость к действию неблагоприятных факторов (кровопотеря, гипоксия, переохлаждение, физическое утомление, недосыпание, психологическая устойчивость и т. д.). В психологическом плане женщине свойственны мягкость, терпение, ожидание защиты, эмоциональность, мечтательность, покорность; женщина прочнее стоит на земле, ей не надо постоянно потрясать окружающих воображаемыми подвигами, она ждет признания своей красоты и привлекательности. Как результат всех этих обстоятельств девочки имеют более высокую восприимчивость к воспитанию и обучению, меньше делают ошибок. Кроме того, они более обязательны и ответственны в выполнении своих обязанностей. В норме женщины и девочки более управляемы и покладисты, а в семейной жизни предпочитают стабильность, порядок и больше ориентированы именно на семью и на воспитание детей, а не на служебную деятельность и карьеру. Преобладание андрогенов ведет к появлению у мужских особей качеств, обеспечивающих защиту потомства и адаптацию к меняющимся условиям жизни: – мужской организм крепче, выше, тяжелее, конечности длиннее, туловище короче, быстрота реакции выше, скорость и координация движений более совершенны, лучшее понимание механических отношений, более выражены ориентация в пространстве и математические рассуждения; – большая жизненная неустойчивость и более чувствительная реакция на изменившиеся условия жизни, меньшая устойчивость к голоду, холоду, кровопотере, боли и т. д. Психологически мужчине свойственны деловитость, рассудочность, напористость, авторитарность, стремление к самоутверждению; мужчина стремится к постоянной борьбе, ищет признания своей силы, исключительности возможностей. В семейной жизни, как правило, мужчина видит себя добытчиком, который обеспечивает благосостояние семьи, поэтому он более ориентирован на служебную деятельность, где может проявить свои (как кажется каждому мужчине) недюжинные способности. Отличия в психологии и в социальных отношениях отражают общие особенности, свойственные большинству представителей пола, индивидуальные же особенности могут перекрывать половые различия. И вообще нельзя быть абсолютно категоричным, противопоставляя женский и мужской организмы. Поведение, ориентированное на преобладающее распределение ролей между полами в обществе и в семье без учета индивидуальных особенностей физических, психологических, социальных каждого конкретного человека, чревато ломкой личности этого человека. Развитие цивилизации, изменения социальных институтов в некоторых отношениях сместили устоявшиеся представления о психофизиологических особенностях полов. В частности, прослеживается определенная тенденция к смещению половых характеристик, которую можно определить как маскулинизацию женщин и феминизацию мужчин. Если исходить из особенностей возрастного развития полов, то следовало бы ожидать, что мужчины должны жить дольше женщин. Действительно, мужчины рождаются на 3–4 недели позже, ходить и говорить начинают позднее, половая зрелость у них наступает лишь через 1–2 года после женщин, репродуктивный период у мужчин на 10–15 лет дольше, формирование скелета завершается в 22–25 лет по сравнению с 20–22 годами у женщин и т. д. Однако на самом деле коэффициент смертности у мужчин в 2–2,5 раза выше, а продолжительность жизни, как правило ниже, чем у женщин, – последнее обстоятельство является общебиологической закономерностью. Основное значение здесь играет больший разброс индивидуальных качеств у мужчин. С одной стороны, какие бы условия не возникали, определенная часть мужских особей сможет к ним адаптироваться. Однако, с другой стороны, другие особи (а их в данных условиях оказывается большинство) оказываются менее жизнеспособными, что ведет к их более высокой заболеваемости и смертности. Показательно в этом отношении, что та часть мужчин, которая оказалась более адаптированной, отличается более высокой жизнеспособностью, даже по сравнению с женщинами. Например, в Закавказье из 15 долгожителей 110–140 лет 14 – мужчины! Таким образом, половая принадлежность человека должна в значительной степени накладывать отпечаток на образ жизни человека. Однако в этом вопросе нельзя быть абсолютно категоричным, противопоставляя женский и мужской организмы, так как в каждом из них в той или иной степени присутствуют оба начала. Речь идет об учете этих особенностей в обеспечении здоровья и в поисках той гармонии социальных ролей мужчины и женщины, которые они играют в обществе и в семье. Возрастные аспекты Большой опыт, накопленный человечеством, позволяет говорить об исключительных с точки зрения современных представлений возможностях адаптации, которыми обладает от рождения человек. Вместе с тем у каждого человека есть генетически детерминированные задатки тех качеств, в которых при благоприятном стечении обстоятельств жизни он может достичь наиболее значительных результатов. Принято считать, что последние на 70 % обусловлены генотипом человека и на 30 % средовыми факторами. В реализации наследственных задатков человека четко прослеживается возрастная зависимость: чем раньше создаются условия для их тренировки, тем более высоких результатов он может достичь. Отсюда становится понятным, насколько важно создать для ребенка соответствующие условия жизни, обучения и воспитания с учетом того факта, что существует определенная возрастная последовательность в становлении некоторых физиологических, интеллектуальных, эмоциональных и др. способностей человека, поэтому если в соответствующий сенситивный период функция у ребенка не сформировалась или сформировалась недостаточно, то ее дальнейшее становление затрудняется. Например, предполагается, что около 50 % умственных способностей, связанных с переработкой информации, формируется уже к четырем годам, а к восьми этот показатель достигает 80 %. Естественно, что такое обстоятельство следует учитывать в течение указанного возрастного периода ребенка. Возрастной зависимостью отличается развитие таких свойств, способностей и возможностей человека, как двигательные качества, речь, характер вегетативной нервной регуляции и т. д. Но для реализации таких предпосылок должны создаваться соответствующие условия, при отсутствии которых срабатывает закон, который И.А. Аршавский назвал «законом свертывания функций за ненадобностью». Суть его заключается в том, что при невостребованности какой-либо функции она либо не развивается, либо вообще угасает. Например, при стремлении в первые часы, дни и недели жизни ребенка содержать его в условиях абсолютной стерильности иммунитет новорожденного постепенно ослабевает; если в течение первых месяцев жизни ребенок не получает достаточно речевой информации, развивается так называемый феномен Каспара Хаузера, и с каждым последующим годом развитие речевой функции становится все более затруднительным и т. п. Преимущественное становление той или иной функциональной системы в каждом периоде возрастного развития требует создания соответствующих условий в образе жизни на данном этапе. Так, в период интенсивного развития мозга отмечается повышенная чувствительность организма к недостатку белка в пище, речедвигательных функций – к дефициту речевого общения, а моторики – к недостаточному уровню двигательной активности. Влияние образа жизни и других экзогенных и эндогенных факторов, в которых развивается человек, обусловливает ту или иную эффективность развертывания индивидуальной генетической программы. У разных людей ее реализация во времени отличается, что делает необходимым введение в оценке характера возрастного развития понятий паспортного и биологического возрастов. Паспортный, или хронологический возраст – это период, прожитый человеком от рождения до момента обследования, и имеющий четкие временные пределы (лет, месяцев, дней). Биологический возраст также является функцией времени, но определяется особенностями морфофункционального развития индивида, скоростью развертывания программы развития. Дети с замедленным темпом биологического развития – ретарданты – имеют более низкий для данного возраста уровень физического развития и физической работоспособности, у них более выражено напряжение сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, более высокий уровень основного обмена и т. д. Иногда уже в школьные годы отставание биологического возраста от паспортного может достигать пяти лет. Основными причинами этого явления могут быть нарушения развития во внутриутробном периоде, родовые травмы, неблагоприятные социальные условия, перенесенные в младенчестве заболевания, ограничение двигательной активности и т. д. К моменту прихода в школу около 15 % детей уже отстают в своем биологическом возрасте, а в возрасте полового созревания количество их возрастает еще больше. Ускоренный тип индивидуального развития – акселерация – также наиболее отчетливо проявляется в возрасте полового созревания и у девочек бывает чаще. Такой тип развития, как и замедленный, отражает отклонение от нормы, и «опережающие» дети отличаются недостаточно совершенной адаптацией к физическим нагрузкам, пониженным уровнем работоспособности и т. д. У нас в стране принята следующая классификация паспортных возрастных периодов развития человека в онтогенезе: • новорожденный – до 10 дней; • грудной ребенок – до 1 года; • раннее детство – до 3 лет; • первое детство – до 7 лет; • второе детство – до 11 лет девочки, до 12 лет мальчики; • подростковый возраст – до 15 лет девочки, до 16 лет юноши; • юношеский возраст – до 20 лет женщины, до 21 года мужчины; • средний возраст – а) первый период – до 35 лет; б) второй период – до 55 лет женщины, до 60 лет мужчины; • пожилой возраст – до 75 лет; • старческий возраст – до 90 лет; • долгожители – старше 90 лет. В возрастном развитии человека отмечается физиологический гетерохронизм (т. е. разное время) разворачивания функций, так как в каждом возрасте организм вынужден решать свойственные именно этому возрасту доминирующие особенности развития (накопление массы, становление вегетативной регуляции, созревание мозга, развитие двигательных функций и т. д.). Поэтому в каждый данный период развития какая-либо одна функциональная система или группа систем может в своем развитии опережать другие, в следующем же периоде опережающими темпами развивается другая система или группа систем с соответствующими более высокими показателями ее функционирования. В соответствии с этими особенностями жизнеспособность человека в различные возрастные периоды отличается. В ранние, детские периоды, когда в организме наиболее активно идут синтез клеточных элементов и взаимосогласование функциональных систем, становление нервной и гуморальной регуляции, особенно интенсивно протекает структурно-функциональная интеграция, т. е. негэнтропийные процессы. В старших же возрастах, когда преобладает катаболизм, жизнеспособность во все большей степени смещается в сторону энтропии, предопределяющей в конечном итоге смерть. Такие изменения отражают реализацию генетической программы индивида, запас которой, естественно, более обширен и развернут во времени у детей и в определенной степени уже исчерпан в старших возрастах. Приблизительно каждые 12 лет в организме отмечается своеобразный кризис, который захватывает буквально все стороны его жизнедеятельности – морфологические, функциональные, психологические, социальные и пр. Поэтому с позиций обеспечения здоровья в таких критических возрастах (ориентировочно в 12, 25, 37, 49 и 67 лет) человек должен пересматривать основы своего образа жизни, внося в них коррективы, основанием для которых должно быть предупреждающее изучение особенностей приближающегося нового возрастного этапа и подготовка к постепенному вхождению в него.
Контрольные задания Ключевые слова: эволюция, социальное развитие, здоровье, болезнь, норма здоровья, генотип и фенотип, половой диморфизм, возраст. Контрольные вопросы 1. Борьба за существование как решающий фактор биологической эволюции. 2. Человек как результат биологической эволюции. 3. Особенности взаимоотношений человека с Природой. 4. Социальная сущность человека. 5. Цивилизация, образ жизни и здоровье человека. 6. Социальные факторы, обусловливающие образ жизни современного человека. 7. Противоречие биологического и социального в образе жизни современного человека и пути его преодоления. 8. Понятие о здоровье и его классификация. 9. Роль количественного подхода к оценке здоровья. 10. Критерии здоровья и его уровни. 11. Медицинские и валеологические подходы к определению «нормы здоровья». 12. Противоречия генотипа и образа жизни современного человека. 13. Учет генотипических факторов в обеспечении здоровья. 14. Половой диморфизм и биологическое назначение полов. 15. Психофизиологические особенности полов. 16. Роль половой принадлежности в обеспечении здоровья. 17. Значение возрастного фактора в обеспечении здоровья. Литература Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб., 1992. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 1982. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. М., 2005. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.,1992. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. М., 1987. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М.: ФиС, 1990. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. М.: Флинта: Наука, 2008. Васильева З.А., Любинская СМ. Резервы здоровья. М., 1982. Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967. Жизнь и здоровье женщины: Энциклопедия. М.: АСТ, 2007. Жизнь и здоровье мужчины: Энциклопедия. М.: АСТ, 2007. Казначеев В.П. Теоретические основы валеологии. Новосибирск, 1993. Купер К. Новая аэробика. М., 1979. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982. Лищук В., Мостовая Е. Обзор основ здоровья. М., 1994. Никитины Б. и Л. Резервы здоровья наших детей. М., 1990. Петленко В.П. Валеология человека: здоровье – любовь – красота: В 5 т. СПб., 1996–1998. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. М.: Просвещение, 2002. Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие. М.: Вентана-Граф, 2004. 4
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.117 (0.012 с.) |