Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конфликты и пути их разрешенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Конфликты проявляются во взаимоотношениях между людьми. На протяжении своей жизни каждый человек сталкивается с конфликтами и конфликтными ситуациями. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим». К сожалению, для большинства людей характерно неумение предупредить конфликт там, где в нем нет необходимости, и находить достойный выход из конфликта, когда он уже возник. Но каждый конфликт связан с эмоциями, когда каждый из конфликтующих начинает испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью его участников. Поэтому каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах и способах их предупреждения и поведения в случае их возникновения. Причины конфликтов. Основу конфликтных ситуаций между отдельными людьми и в группе составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способах их достижения. Это естественно, и в ситуациях вынужденного выбора человек оказывается ежедневно. Но конфликты конфликтам рознь. Есть конфликты созидательные, а есть и разрушительные. Людям необходимы конфликты, позволяющие глубже понять друг друга, мобилизовать творческие способности, волю, разум, и противопоказаны те, что мешают нормально трудиться, подрывают здоровье. В семье, на производстве, в общении, где встречаются и сталкиваются мнения множества людей, каждый из которых – это личность, имеющая свое мнение (и он имеет на это право), конфликты встречаются достаточно часто. Некоторые причины конфликтных ситуаций: – завышенные требования друг к другу (или одного к другому); – рассогласование личных интересов с общественными; – избыточная эмоциональная реакция, не соответствующая значимости причины, вызвавшей данную реакцию; – незаслуженное обвинение, бездушие, оскорбление человеческого достоинства и недостаток воспитания в целом; – подчинение, диктат, оказание психологического давления с тем, чтобы повлиять на поведение противоположной стороны; – категоричность суждений, выводов; – неправильная, необъективная оценка поведения, поступков; – психологическая несовместимость, иногда даже неприязнь, недоброжелательное отношение друг к другу и т. д. Правильное выделение причин конфликта очень важно, так как от этого зависит и выбор путей его предупреждения и разрешения. Все конфликтные ситуации являются стрессорами, т. е. факторами, вызывающими стресс. Действие стрессоров накапливается и суммируется. Чем больше конфликтов, тем выше уровень стресса. Для предупреждения таких ситуаций людям, особенно в коллективах (в трудовых, в семье и др.), необходимо в самом начале совместной деятельности таким образом построить свои взаимоотношения, чтобы доминирующим фактором в них являлись взаимное уважение и достижение положительного конечного результата. И тогда окажется, что все причины, ведущие к конфликту, крайне малозначимы по сравнению с этими отправными посылками. Предупреждение конфликтов. Конечно, конфликт лучше предупредить, чем потом его разрешать. Поэтому, если конфликт назревает, следует проанализировать его и оценить с позиций: – вопрос, по которому назревает конфликт, для данного человека действительно важен или он, скорее, разгорается для того, чтобы доказать друг другу кто умнее или «круче»; если важен, – можно продолжать дискуссию, если нет, – прекратить спор; – если человек уверен, что обсуждение будет плодотворным, что он с оппонентом смогут понять друг друга, или оно скорее выльется в свару по принципу «сам дурак!», после чего они разойдутся, то лучше обсуждение не начинать вообще [27]; – правильно ли, однозначно оппоненты понимают тему обсуждения или каждый из них говорит о своем; – уверен ли каждый из вступивших в дискуссию, что и он, и его оппонент достаточно подготовлены для ее ведения, или в них просто говорит азарт. Следует запомнить ряд правил, которых необходимо придерживаться для эффективного предупреждения конфликтов: – замечание лучше делать наедине, без раздражения и унижения человека; – предоставлять ссорящимся психологическую паузу – она снимает эмоциональный накал и заставляет обратиться к рассудку (например, в самый разгар спора привлечь внимание оппонента к совершенно другому вопросу); – не отвергать сразу и резко точку зрения другого, а действовать по принципу: «да, да, но…»; это поможет выявить причину конфликта и не вызовет раздражения со стороны оппонента; – свой неверный шаг лучше признать как можно быстрее и решительнее, опередив возможную критику; – дискутировать в доброжелательном тоне, начиная с вопросов, мнения по которым совпадают; – обсуждать с оппонентом пути выхода из конкретной ситуации; – использовать, по К.С. Станиславскому, «эффект отказа», т. е. отказаться от недостатков человека и искать, что в нем есть хорошего, – это поможет установить доброжелательные отношения; – быть вежливым, терпеливым и уважительным к личности и мнению другого – это снимает напряженность во взаимоотношениях; – аргументировать поступки, а не давать оценку личности, т. е. обсуждать поступки, а не личность, совершившую их; – выслушав до конца аргументацию оппонента, выстраивать свою по принципу: запоминается последняя фраза. Поэтому вначале надо подтвердить основные положения высказанной оппонентом точки зрения, тем самым, с одной стороны, показать, что спорящий правильно понял его, а с другой, что он уважает его мнение. Затем начинать возражения с самых простых, которые не должны вызвать отрицательной реакции со стороны собеседника; постепенно приводя все более веские доводы в пользу своей точки зрения, следует в конце привести самый главный аргумент, на который, как предполагает человек, у оппонента не найдется возражений. Вот тогда и победа будет обеспечена, и конфликта не будет. В рекомендациях Д. Карнеги «Как расположить к себе собеседника» самое серьезное внимание обращается на организацию общения и поведение в его процессе. В частности, его советы: Когда говорите сами: – следите, чтобы слушающий вас понимал; – подбирайте слова, соответствующие подготовке собеседника; – прежде, чем высказать указание, обдумайте его; – распоряжение должно быть максимально кратким по форме; – высказывайте мнение как можно определеннее; – поощряйте вопросы; – снижайте или наоборот усиливайте аргументы собеседника; – наблюдайте, какое впечатление производит ваша речь. Когда слушаете собеседника: – не спешите прервать собеседника или сказать что-либо наперекор; – смотрите собеседнику в глаза; – не отвлекайтесь на посторонние разговоры; – запоминайте существенные моменты из сказанного собеседником; – не прекращайте слушать, как бы тяжело это ни было; – не занимайте негативную позицию по отношению к собеседнику; – постарайтесь понять, чем вызван спор: различием точек зрения или неодинаковой постановкой вопроса. Как правильно выйти из конфликта. Несмотря на все меры, предпринимаемые для предупреждения конфликтов, людям все-таки приходится встречаться с ними. Поэтому надо освоить простейшие приемы поведения, которые помогут без ущерба для здоровья и последующих взаимоотношений с окружающими выйти из конкретного конфликта. Для этого прежде всего надо проанализировать его причины и возможные последствия. Причины недоразумений следует устранять не за счет нервотрепки, а путем психологической переориентации, убедительной аргументированности и спокойного тона. При межличностных конфликтах необходимо дать возможность высказаться конфликтующим сторонам. Иногда открытое предъявление претензий в коллективе к личности или одной личности к другой способствует в дальнейшем снижению напряженности и часто разрешению конфликта. Конфликты быстро решаются при условии: – признания позиции или превосходства одной стороны и подчинения ей другой; – согласия на основе взаимных уступок при сохранении своих основных несхожих позиций; – взаимного согласия за счет формирования общих интересов. Человек оценивает вероятность достижения цели, сопоставляя знания о том, как можно ее достичь, с собственными возможностями. Если итогом этого сопоставления окажется высокая вероятность удовлетворения потребности, значит, это обеспечит положительные эмоции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.194.30 (0.01 с.) |